Автор: Исупова Людмила Владимировна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №6"
Населённый пункт: г. Югорск, ХМАО–Югра,
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Давление твердых тел, жидкостей и газов"
Раздел: среднее образование
"Давление твердых тел, жидкостей и газов"
Цели урока:
Образовательные:
1. Продолжить формирование общеучебных умений и навыков учащихся:
интеллектуальных
умений
анализировать,
сравнивать,
обобщать
и
систематизировать учебный материал
самостоятельности в мышлении и учебной деятельности
2. Формирование специальных умений:
представления о давлении, как о физической величине
умение применять основные положения МКТ к объяснению давления газа и
закона Паскаля
решения качественных, экспериментальных и расчетных задач с применением
изученных формул и
законов;
3.Развивающие:
показать значение давления в природе, быту, технике
обосновать необходимость увеличения и уменьшения давления;
развивать интерес к изучению физики;
способствовать расширению кругозора учащихся;
4.Воспитательные:
обеспечение мотивации изучения физики
умения добывать интересные сведения
развитие умений работать в коллективе, сотрудничества
Оборудование:
мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал;
Ход урока:
I. Мотивация учебной деятельности: Формулирование задач урока
II. Проверка знаний фактического материала:
а) Фронтальный опрос по вопросам учителя.
б)Работа с единицами измерения физических величин.
III. Проверка знания понятий, законов и умение объяснить их сущность:
Опрос проводится в форме индивидуальных ответов с места и у доски,
опережающие задания.
IV. Проверка глубины осмысления учащимися знаний и умений (решение
качественных, экспериментальных и расчетных задач).
V. Проверка усвоения ЗУН (тестовые задания).
VI. Итоги урока, домашнее задание.
Учитель: Давленье твердых тел и жидкостей и газа;
Покорились нам, ребята, конечно же, не сразу!
Изучили величины и давления причину, единицы измеренья,
Все применим, без сомненья, для того,
Чтоб праздник знаний нам позволил изучить,
Обобщить в своем сознанье и на практике внедрить,
И изученную тему и законы-теоремы,
Мир природы охранять и здоровье сохранять.
Итак, тема нашего урока обобщение по теме "Давление твердых тел, жидкостей и
газов" (слайд 2)
Наши задачи на урок?
Учащиеся: формулируют цели урока
Учитель: А что значит обобщить? Каким образом можно систематизировать?
1.
Находить закономерности
2.
Уметь сравнивать
3.
Уметь анализировать, сопоставлять
Ребята, изученный материал нам нужно записать, какие способы записи информации
вы можете предложить:
Учащиеся: в виде таблицы, в виде схем,
Учитель: Давайте вспомним, каким образом строится таблица (слайд 3)
Учащиеся: из строчек и столбиков; название
Твердые тела
Газы
Жидкости
Или в виде схемы (слайд 4)
Давление
Твердые тела Газы Жидкости
Учитель: Вот верблюд, а на верблюде, возят кладь и ездят люди, он живет
среди пустынь, ест невкусные кусты. Он в работе круглый год. Почему же на
верблюде, возят кладь и ездят люди? (слайд 5)
Учащиеся: Речь идет о давлении, создаваемым твердыми телами:
Работа в группах:
а) определение:
б) единицы измерения:
в) формула для вычисления:
г) давление можно изменить – увеличить или уменьшить ( выбрать; слайд 6 )
Массы газа в двух одинаковых закрытых сосудах одинаковы. Один из
этих сосудов находится в тёплом помещении, а другой - в холодном. В
каком из сосудов давление газа больше? Почему? (слайд 7)
Учащиеся: Речь идет о давлении, создаваемым газами:
Работа в группах:
Давление газа создается ударами молекул о стенки сосуда, его можно изменить, меняя
объем.
Давление газа можно измерить прибором, который называется манометром (слайд 8)
Поднимаемся мы в гору, стало трудно нам дышать, А какие есть приборы,
чтоб давленье измерять? (слайд 9)
Учащиеся: Прибор для измерения атмосферного давления барометр – анероид
а) атмосфера - воздушная оболочка; б) с высотой атмосферное давление
уменьшается; в) Впервые атмосферное давление измерил итальянский ученый
Торричелли. (слайд10)
В три сосуда с одинаковой площадью основания налили одинаковую массу
воды. В каком из сосудов давление воды на дно больше? (слайд 11)
Учащиеся: Давление жидкости на дно и стенки сосуда.
Это давление можно рассчитать по формуле р= ρ
ж
·g·h ,
Давление зависит от плотности жидкости и глубины погружения,
Если жидкость одна и та же, то только от глубины погружения.
В Испании в конце лета устраивают традиционный праздник, во время
которого прямо на улицах ведут «помидорные бои» – бросают друг в друга
помидоры. Почему, когда сочный помидор летит прямо в стенку и
врезается в неё на большой скорости, брызги летят во все стороны?
(слайд 12)
Учащиеся: По закону Паскаля давление, производимое на жидкость или газ,
передаётся без изменения в каждую точку объёма жидкости или газа.
Закон Паскаля позволяет объяснить действие гидравлического пресса, который
используется для для выжимания масла из семян, прессования фанеры, картона, сена,
для изготовления труб и т.д.
Гидравлические машины применяют там, где необходима большая сила. Мил-
лионы автомобилей, мотоциклов и современных велосипедов оснащены гид-
равлическими тормозами. Бульдозеры, погрузчики, краны используют гидрав-
лический привод. Автолюбители пользуются гидравлическим домкратом. Со-
временные гидравлические прессы способны создавать усилие в несколько
миллионов ньютонов ( слайд 13)
Скажи, какой великий человек. Прославил свой далёкий древний век.
Тем, что открыл для жидкости закон, Тем, что навек был в физику
влюблён? (слайд 14)
Учащиеся: Архимед. На тело, помещенное в жидкость или газ, действует
выталкивающая сила или сила Архимеда. Ее можно вычислить по формуле
F
A
= ƿ
ж
g V
ж
, V
ж
= V
т
Если тело в жидкость опустить, Будет жидкость снизу на него давить.
Почему же тело погружается? Может быть, здесь физика кончается?
( Слайд 15).
Учащиеся: Сила тяжести больше Архимедовой силы
Если взять два разных тела в жидкость опустить одну, Видно, что одно
всплывает. А другое – вмиг ко дну.
Жидкость та ж, сомненья нет. Ну, а в чём же тут секрет?
( слайд 16)
Учащиеся: Условие плавания тел: тело всплывает, если F
A
> F
Т
; плавает внутри
жидкости, если F
A
= F
Т
; тонет, если F
A
< F
Т
. Но это не всегда удобно, поэтому можно
определить условия плавания тел по сравнению плотностей ρ
ж
>
ρ
т
; ρ
ж
=
ρ
т
; ρ
ж
<
ρ
т
( слайд 17)
Ребята, что из намеченного мы еще не выполнили?
Учащиеся: не решали задач
У вас на партах текст заданий, пожалуйста, ознакомьтесь:
Дано:
m = 3000 г = 3 кг
g = 9.8 н/кг
S = 300 мм2 = 0,03 м2
Решение:
F = 30Н
p = F / S; р = 30Н / 0,03 м2 = 1000 Па = 1 кПа.
р = ?
Ответ: р = 1 кПа.
1 группа: Масса лабораторного штатива 3000 г. Площадь подставки 300 мм
2
.
Каково давление штатива на стол?
(слайды 18-19)
2 группа: Работа с единицами измерения физических величин: перевод в систему
СИ
625 г =0,625 кг
1.7 кН=1700 Н
1.18 г/см3=1180 кг/м
3
500 см2 = 0,05 м
2
0,08 МПа = 80000 Па
1 мм рт ст=133,3 Па
(слайд 20)
3 группа: На сколько гранитный булыжник объемом 0,004 м3 будет легче в воде, чем
в воздухе?
Дано: Решение:
V= 0,004 м3 будет легче на выталкивающую силу
g = 10 Н/кг F
A
= ρ·g·V
ρ
г
= 2700 кг/м
3
F
A
= 1000кг/м
3
· 10 H/ кг ·0,004 м3= 40 Н
ρ
г
= 1000кг/м
3
Определить: на сколько
будет легче Ответ: на 40 Н
(слайд 21-22)
4 группа: Какую длину лески нужно приготовить для лова рыбы камбалы, если она может
выдерживать давление 400 кПа.
Дано: Решение:
Р=400 кПа =400000 Па l = h, а h найдем из формулы давление р= ρ·g·h
h = р/ ρ·g
g = 10 Н/кг h = 400000 Па / (1030 кг/ м
3
·10 Н/кг) ≈ 39 м
Найти: l
Ответ: потребуется леска длиной 39 м.
(слайд 23-24)
5 группа: Бортпроводница очень мило, Перед отлётом попросила. Из ручек вылить
все чернила. Зачем ей это надо было?
Ответ: На большой высоте давление окружающего воздуха мало, а давление в ручке
равно атмосферному давлению на поверхности Земли. Под давлением избыточного
давления чернила могут вылиться из ручки.
(слайд 25-26)
6 группа: Чтобы поднять с помощью гидравлической машины контейнер весом 1500
Н, к меньшему поршню прикладывают силу 100 Н. Какова площадь меньшего
поршня, если площадь большего 300 см
2
?
Дано: Решение:
Р = 1500 Н F
2
/ F
1
= S
2
/ S
1
P / F = S
2
/ S
1
S
1
=( F·
S
2
)/ P
F = 100 H S
1
= (100 H ·0, 03 м
2
) / 1500 Н = 0,002 м
2
= 20 см
2
S
2
=300 cм
2
= 0, 03 м
2
Найти: S
1
Ответ: 20 см
2
(слайд 27-28)
XII. Рефлексия. (слайд 29-30)
В конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как
работали.
Все ли задачи урока выполнили. Какие способы обобщения, систематизации мы
использовали?
Проверить таблицу.
Твердые тела
Газы
Жидкости
P=
F
S
p-давление
F-сила давления
s- площадь поверхности
Зависит от площади опоры и
силы
Единицы измерения давления
Па
Создается ударами молекул о
стенки сосуда.
Зависит от объема и
температуры
Единицы измерения давления
Па
Манометр
Атмосфера
Барометр
Закон Паскаля: давление,
производимое на жидкость
или газ, передаётся без
изменения в каждую точку
объёма жидкости или газа.
Закон Архимеда. На тело,
помещенное в жидкость или
газ, действует выталкивающая
сила или сила Архимеда. Ее
можно вычислить по формуле
F
A
= ƿ
г
g V
г
, V
г
= V
т
Р=ρ·g·h,
ρ- плотность жидкости
g = 10 Н/кг
h – уровень жидкости
зависит от h, остальные
величины постоянные
Единицы измерения давления
Па
Манометр
Закон Паскаля: давление,
производимое на жидкость
или газ, передаётся без
изменения в каждую точку
объёма жидкости или газа.
Использование закона:
гидравлический пресс для
выжимания масла из семян,
прессования, для изготовления
труб и т.д.
F
2 /
F
1
= S
2
/ S
1
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал ,что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…