Напоминание

"Давление твердых тел, жидкостей и газов"


Автор: Исупова Людмила Владимировна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №6"
Населённый пункт: г. Югорск, ХМАО–Югра,
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Давление твердых тел, жидкостей и газов"
Раздел: среднее образование





Назад




"Давление твердых тел, жидкостей и газов"

Цели урока:

Образовательные:

1. Продолжить формирование общеучебных умений и навыков учащихся:

интеллектуальных

умений

анализировать,

сравнивать,

обобщать

и

систематизировать учебный материал

самостоятельности в мышлении и учебной деятельности

2. Формирование специальных умений:

представления о давлении, как о физической величине

умение применять основные положения МКТ к объяснению давления газа и

закона Паскаля

решения качественных, экспериментальных и расчетных задач с применением

изученных формул и

законов;

3.Развивающие:

показать значение давления в природе, быту, технике

обосновать необходимость увеличения и уменьшения давления;

развивать интерес к изучению физики;

способствовать расширению кругозора учащихся;

4.Воспитательные:

обеспечение мотивации изучения физики

умения добывать интересные сведения

развитие умений работать в коллективе, сотрудничества

Оборудование:

мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал;

Ход урока:

I. Мотивация учебной деятельности: Формулирование задач урока

II. Проверка знаний фактического материала:

а) Фронтальный опрос по вопросам учителя.

б)Работа с единицами измерения физических величин.

III. Проверка знания понятий, законов и умение объяснить их сущность:

Опрос проводится в форме индивидуальных ответов с места и у доски,

опережающие задания.

IV. Проверка глубины осмысления учащимися знаний и умений (решение

качественных, экспериментальных и расчетных задач).

V. Проверка усвоения ЗУН (тестовые задания).

VI. Итоги урока, домашнее задание.

Учитель: Давленье твердых тел и жидкостей и газа;

Покорились нам, ребята, конечно же, не сразу!

Изучили величины и давления причину, единицы измеренья,

Все применим, без сомненья, для того,

Чтоб праздник знаний нам позволил изучить,

Обобщить в своем сознанье и на практике внедрить,

И изученную тему и законы-теоремы,

Мир природы охранять и здоровье сохранять.

Итак, тема нашего урока обобщение по теме "Давление твердых тел, жидкостей и

газов" (слайд 2)

Наши задачи на урок?

Учащиеся: формулируют цели урока

Учитель: А что значит обобщить? Каким образом можно систематизировать?

1.

Находить закономерности

2.

Уметь сравнивать

3.

Уметь анализировать, сопоставлять

Ребята, изученный материал нам нужно записать, какие способы записи информации

вы можете предложить:

Учащиеся: в виде таблицы, в виде схем,

Учитель: Давайте вспомним, каким образом строится таблица (слайд 3)

Учащиеся: из строчек и столбиков; название

Твердые тела

Газы

Жидкости

Или в виде схемы (слайд 4)

Давление

Твердые тела Газы Жидкости

Учитель: Вот верблюд, а на верблюде, возят кладь и ездят люди, он живет

среди пустынь, ест невкусные кусты. Он в работе круглый год. Почему же на

верблюде, возят кладь и ездят люди? (слайд 5)

Учащиеся: Речь идет о давлении, создаваемым твердыми телами:

Работа в группах:

а) определение:

б) единицы измерения:

в) формула для вычисления:

г) давление можно изменить – увеличить или уменьшить ( выбрать; слайд 6 )

Массы газа в двух одинаковых закрытых сосудах одинаковы. Один из

этих сосудов находится в тёплом помещении, а другой - в холодном. В

каком из сосудов давление газа больше? Почему? (слайд 7)

Учащиеся: Речь идет о давлении, создаваемым газами:

Работа в группах:

Давление газа создается ударами молекул о стенки сосуда, его можно изменить, меняя

объем.

Давление газа можно измерить прибором, который называется манометром (слайд 8)

Поднимаемся мы в гору, стало трудно нам дышать, А какие есть приборы,

чтоб давленье измерять? (слайд 9)

Учащиеся: Прибор для измерения атмосферного давления барометр – анероид

а) атмосфера - воздушная оболочка; б) с высотой атмосферное давление

уменьшается; в) Впервые атмосферное давление измерил итальянский ученый

Торричелли. (слайд10)

В три сосуда с одинаковой площадью основания налили одинаковую массу

воды. В каком из сосудов давление воды на дно больше? (слайд 11)

Учащиеся: Давление жидкости на дно и стенки сосуда.

Это давление можно рассчитать по формуле р= ρ

ж

·g·h ,

Давление зависит от плотности жидкости и глубины погружения,

Если жидкость одна и та же, то только от глубины погружения.

В Испании в конце лета устраивают традиционный праздник, во время

которого прямо на улицах ведут «помидорные бои» – бросают друг в друга

помидоры. Почему, когда сочный помидор летит прямо в стенку и

врезается в неё на большой скорости, брызги летят во все стороны?

(слайд 12)

Учащиеся: По закону Паскаля давление, производимое на жидкость или газ,

передаётся без изменения в каждую точку объёма жидкости или газа.

Закон Паскаля позволяет объяснить действие гидравлического пресса, который

используется для для выжимания масла из семян, прессования фанеры, картона, сена,

для изготовления труб и т.д.

Гидравлические машины применяют там, где необходима большая сила. Мил-

лионы автомобилей, мотоциклов и современных велосипедов оснащены гид-

равлическими тормозами. Бульдозеры, погрузчики, краны используют гидрав-

лический привод. Автолюбители пользуются гидравлическим домкратом. Со-

временные гидравлические прессы способны создавать усилие в несколько

миллионов ньютонов ( слайд 13)

Скажи, какой великий человек. Прославил свой далёкий древний век.

Тем, что открыл для жидкости закон, Тем, что навек был в физику

влюблён? (слайд 14)

Учащиеся: Архимед. На тело, помещенное в жидкость или газ, действует

выталкивающая сила или сила Архимеда. Ее можно вычислить по формуле

F

A

= ƿ

ж

g V

ж

, V

ж

= V

т

Если тело в жидкость опустить, Будет жидкость снизу на него давить.

Почему же тело погружается? Может быть, здесь физика кончается?

( Слайд 15).

Учащиеся: Сила тяжести больше Архимедовой силы

Если взять два разных тела в жидкость опустить одну, Видно, что одно

всплывает. А другое – вмиг ко дну.

Жидкость та ж, сомненья нет. Ну, а в чём же тут секрет?

( слайд 16)

Учащиеся: Условие плавания тел: тело всплывает, если F

A

> F

Т

; плавает внутри

жидкости, если F

A

= F

Т

; тонет, если F

A

< F

Т

. Но это не всегда удобно, поэтому можно

определить условия плавания тел по сравнению плотностей ρ

ж

>

ρ

т

; ρ

ж

=

ρ

т

; ρ

ж

<

ρ

т

( слайд 17)

Ребята, что из намеченного мы еще не выполнили?

Учащиеся: не решали задач

У вас на партах текст заданий, пожалуйста, ознакомьтесь:

Дано:

m = 3000 г = 3 кг

g = 9.8 н/кг

S = 300 мм2 = 0,03 м2

Решение:

F = 30Н

p = F / S; р = 30Н / 0,03 м2 = 1000 Па = 1 кПа.

р = ?

Ответ: р = 1 кПа.

1 группа: Масса лабораторного штатива 3000 г. Площадь подставки 300 мм

2

.

Каково давление штатива на стол?

(слайды 18-19)

2 группа: Работа с единицами измерения физических величин: перевод в систему

СИ

625 г =0,625 кг

1.7 кН=1700 Н

1.18 г/см3=1180 кг/м

3

500 см2 = 0,05 м

2

0,08 МПа = 80000 Па

1 мм рт ст=133,3 Па

(слайд 20)

3 группа: На сколько гранитный булыжник объемом 0,004 м3 будет легче в воде, чем

в воздухе?

Дано: Решение:

V= 0,004 м3 будет легче на выталкивающую силу

g = 10 Н/кг F

A

= ρ·g·V

ρ

г

= 2700 кг/м

3

F

A

= 1000кг/м

3

· 10 H/ кг ·0,004 м3= 40 Н

ρ

г

= 1000кг/м

3

Определить: на сколько

будет легче Ответ: на 40 Н

(слайд 21-22)

4 группа: Какую длину лески нужно приготовить для лова рыбы камбалы, если она может

выдерживать давление 400 кПа.

Дано: Решение:

Р=400 кПа =400000 Па l = h, а h найдем из формулы давление р= ρ·g·h

h = р/ ρ·g

g = 10 Н/кг h = 400000 Па / (1030 кг/ м

3

·10 Н/кг) ≈ 39 м

Найти: l

Ответ: потребуется леска длиной 39 м.

(слайд 23-24)

5 группа: Бортпроводница очень мило, Перед отлётом попросила. Из ручек вылить

все чернила. Зачем ей это надо было?

Ответ: На большой высоте давление окружающего воздуха мало, а давление в ручке

равно атмосферному давлению на поверхности Земли. Под давлением избыточного

давления чернила могут вылиться из ручки.

(слайд 25-26)

6 группа: Чтобы поднять с помощью гидравлической машины контейнер весом 1500

Н, к меньшему поршню прикладывают силу 100 Н. Какова площадь меньшего

поршня, если площадь большего 300 см

2

?

Дано: Решение:

Р = 1500 Н F

2

/ F

1

= S

2

/ S

1

P / F = S

2

/ S

1

S

1

=( F·

S

2

)/ P

F = 100 H S

1

= (100 H ·0, 03 м

2

) / 1500 Н = 0,002 м

2

= 20 см

2

S

2

=300 cм

2

= 0, 03 м

2

Найти: S

1

Ответ: 20 см

2

(слайд 27-28)

XII. Рефлексия. (слайд 29-30)

В конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как

работали.

Все ли задачи урока выполнили. Какие способы обобщения, систематизации мы

использовали?

Проверить таблицу.

Твердые тела

Газы

Жидкости

P=

F

S

p-давление

F-сила давления

s- площадь поверхности

Зависит от площади опоры и

силы

Единицы измерения давления

Па

Создается ударами молекул о

стенки сосуда.

Зависит от объема и

температуры

Единицы измерения давления

Па

Манометр

Атмосфера

Барометр

Закон Паскаля: давление,

производимое на жидкость

или газ, передаётся без

изменения в каждую точку

объёма жидкости или газа.

Закон Архимеда. На тело,

помещенное в жидкость или

газ, действует выталкивающая

сила или сила Архимеда. Ее

можно вычислить по формуле

F

A

= ƿ

г

g V

г

, V

г

= V

т

Р=ρ·g·h,

ρ- плотность жидкости

g = 10 Н/кг

h – уровень жидкости

зависит от h, остальные

величины постоянные

Единицы измерения давления

Па

Манометр

Закон Паскаля: давление,

производимое на жидкость

или газ, передаётся без

изменения в каждую точку

объёма жидкости или газа.

Использование закона:

гидравлический пресс для

выжимания масла из семян,

прессования, для изготовления

труб и т.д.

F

2 /

F

1

= S

2

/ S

1

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал ,что…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!