Автор: Антюфеева Светлана Валериановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ
Населённый пункт: Усмань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Если тебе угрожает опасность...
Раздел: начальное образование
Цель: научить детей узнавать ситуации, которые могут быть опасны;
воспитывать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью, умение сознательно избегать и даже
предупреждать их; развивать умение находить конструктивный способ
выхода из сложившейся ситуации, принимать решение и соответственно
реагировать.
Задачи:
Образовательная: продемонстрировать детям модель правильного
поведения в случаях угрозы насилия с стороны взрослых, научить правильно
действовать в ситуации угрозы насилия.
Коррекционная: коррекция эмоциональной сферы, поведенческих реакций;
восприятия, операций анализа и синтеза: развитие мелкой моторики,
творческого воображения, речи.
Воспитательная: воспитание навыков безопасного поведения.
Оборудование: иллюстрации к сказкам «Золушка», «Аленький цветочек», «О
мертвой царевне и семи богатырях», сюжетные картинки, памятки с
правилами поведения в различных ситуациях.
Словарь: фоторобот, злоумышленник, преступник
Ход занятия:
I. Оргмомент.
Индивидуальное задание
II. Введение в тему.
1. «Составь слово»
Задание: Из первых букв названий нарисованных предметов составь слово и
запиши его на доске.
Помидор + огурец + лук + ириска + цыпленок + игла + яблоко
П о л и ц и я
- Что такое полиция? (Это государственная организация, которая
обеспечивает безопасность здоровья и жизни людей).
III. Сообщение темы и цели занятия.
- Очень часто дети подвергаются насилию, побоям, издевательствам. Когда
детям или их близким угрожает опасность, кто может прийти им на помощь?
(Полиция).
1. Беседа – практикум «Сигнал тревоги 02»
* Если вам грозит опасность, по какому номеру нужно звонить? («02»).
* Услышав ответ, что следует сделать дальше? ( Назвать свое имя и
фамилию).
* Что дальше? ( Нужно рассказать, что случилось).
* И самое главное? (Назвать свой адрес).
* А если опасность вам грозит на улице, то к кому следует обращаться?
( Тоже к полицейскому).
- А теперь давайте потренируемся в вызове полиции по телефону.
2. «Характеристика сказочных героев»
- Мы живем в огромном мире людей. В этом мире взрослые заботятся о
детях, оберегают их, хотят, чтобы они выросли здоровыми, сильными,
умными, честными, добрыми. Но, к сожаленью, есть и люди, которые творят
зло. Они грабят, убивают, воруют детей и совершают разные преступления.
Скажите, ребята, как называют людей, которые опасны?
(Грабители, преступники, злоумышленники, воры, террористы)
- Опишите, как может выглядеть злоумышленник? ( Ответы детей)
В жизни бывает так, что не всегда приятная внешность говорит о добрых
намерениях человека. Вспомните сказку « О мертвой царевне и семи
богатырях». Назовите героев сказки. Расскажите, как удалось злодейке
отравить царевну. ( Угостила отравленным яблоком).
- Не стоит думать, что некрасивый, бедно одетый или старый человек – злой
и недобрый. Помните страшное чудовище из сказки «Аленький цветочек»
( Демонстрация иллюстрации).
- Каким оно было? ( Добрым).
- А Золушка? ( И в лохмотьях, и в сказочно красивом бальном платье, она
всегда добрая и ласковая).
- Для того, чтобы разбираться в людях, каким нужно быть? (Надо быть очень
внимательным и осторожным).
3. «Правила поведения на улице»
- Итак, чтобы не стать жертвой преступления, следует выполнять ряд правил.
Внимательно посмотрите на иллюстрации и давайте вместе сформулируем
эти правила.
1 картинка: Что изображено? ( Мальчик открывает дверь незнакомому
мужчине).
- Что может произойти? Какое из этого следует правило?
Не открывай дверь чужим людям!
2 картинка. Что изображено? ( Мальчика тянет за руку незнакомый человек).
- Что может произойти? Какое правило сформулируем?
Никуда не ходи с незнакомыми людьми.
3 картинка. Что изображено? (Девочка одна входит в подъезд, а за ней
следом незнакомый мужчина).
- Какое правило следует из этой ситуации?
Не входи в подъезд, в лифт с чужими людьми.
4 картинка. Что изображено? ( Мальчик один гуляет в безлюдном месте).
- Что может произойти? Какое правило следует запомнить?
Избегай безлюдных мест.
4. Обсуждение ситуаций.
1) Незнакомый взрослый уговаривает девочку или мальчика пойти с ним,
предлагает что-то интересное: «Пойдем со мной в магазин, я куплю тебе
конфет», или «У меня живет попугайчик и хочет с тобой подружиться».
- Как вы поступите? (Ответы детей)
- Какой вывод сделаем? ( С незнакомыми людьми лучше не вступать в
разговор, а если разговор состоялся, то отвечать вежливо, кратко, всем
видом показывая , что человек тебе не интересен и ты спешишь).
2) Молодой человек приятной наружности приветливо приглашает
прокатиться на его новой машине: «Садись, я тебя вокруг нашего дома
покатаю! Хочешь руль покрутить? Мы немножечко покатаемся, и даже мама
не узнает».
- Как вы поступите? (Ответы детей).
3) Незнакомый человек угощает тебя чем-то очень вкусным:» Угощайся,
возьми конфетку».
- Как вы поступите? (Ответы детей)
4) Ребенок потерялся. Что он должен делать?
Варианты ответов:
* Везде бегать и искать маму.
* Стоять на месте, где потерялся.
* Обратится к полицейскому за помощью.
* Пойти с незнакомой тетей.
* Попросить прохожего позвонить в полицию.
* Обратиться к продавцу.
( Обсуждаются все варианты и выбираются верные).
5) Незнакомец хватает ребенка за руку и тащит за собой.
- Что нужно делать? ( Кричать надо так: «На помощь! Помогите! Я этого
человека не знаю!»).
- Что делать, если хотят взять на руки? (Нужно сесть на землю и поднять
руки к верху или постараться убежать).
- Если тебя хотят затащить в машину? ( Кричать: «Помогите, меня увозят
чужие люди»).
6) Игра «Опасные или не опасные ситуации»
7) “Фоторобот злого человека»
- Что такое фоторобот? ( Фоторобот – это лицо, составленное из разных
частей ( глаза, рот, и т.д.), чаще всего при помощи компьютера).
Задание: нарисуйте в альбомах портрет злого человека.
- Представьте, что вы сотрудники полиции, а я потерпевшая. Пришла к вам с
заявлением. Меня ограбили, вырвали сумочку. Я запомнила лицо этого
человека. Помогите составить фоторобот. Его приметы: округлое лицо, узкие
глаза, большие уши, нос картошкой, широкий рот, пухлые губы, лысый.
А я посмотрю, какой из ваших фотороботов похож на ограбившего меня
человека.
IV. Итог.
- О чем мы сегодня говорили на занятии?
- Если дома вам грозит опасность. По какому номеру звонить? («02»)
- А если опасность грозит на улице, к кому нужно обращаться? (К
полицейскому)
Давайте еще раз вспомним правила поведения на улице.
ГБ(О)С(К)ШУС(К)О школа – интернат VIII вида № 3
Тема: «Если тебе угрожает опасность…»
Подготовила и провела: Антюфеева С.В.
2015г.