Автор: Челпановская Екатерина Робертовна
Должность: преподаватель музыкальной литературы
Учебное заведение: МАУ ДО
Населённый пункт: г. Печора, Республика Коми
Наименование материала: статья
Тема: Об изучении традиционной культуры в детской школе искусств
Раздел: дополнительное образование
Об изучении традиционной культуры в детской школе искусств
(на примере «Детской школы искусств г. Печора»)
Челпановская Екатерина Робертовна
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа
искусств г. Печора» (МАУ ДО «ДШИ г. Печора»)
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Фольклор
- народная
мудрость, художественная коллективная творческая деятельность
народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, это проявление души народа.
Именно
так, уважительно и даже возвышенно, принято во всем мире называть устное народное
творчество - музыкальное и литературное.
Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством
эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества.
Национальный
компонент
придает
воспитанию
стимул,
особенно
важный
в
сегодняшних условиях. Судя по данным многочисленных специальных исследований о
динамике
ценностных
ориентаций
современной
молодежи,
отношение
к
своей
национальной культуре и истории народа пока еще занимает достаточно высокий ранг.
Выявлено
также,
что
установка
на
всеобщность
общечеловеческих
ценностей
малоэффективна,
если
она
не
подкрепляется
национальной
основой,
и
в
частности,
региональными традициями.
В связи с этими насущными проблемами в МАУ ДО «Детская школа искусств г. Печора»
(Республика Коми) в учебный план введены предметы «Фольклорный ансамбль» (в рамках
предмета «Хоровой класс») и «Народное творчество»
(в вариативной части учебного
плана).
Образовательная
программа
фольклорного
ансамбля
ориентирована
на
воспитание
ребенка в традициях народной культуры, формирование бережного отношения и любви к
ней. По данной программе дети обучаются русскому и коми музыкальному фольклору и
игре на народных инструментах.
Программа является образовательной, так как в доступной и увлекательной форме
позволяет
детям
младшего
школьного
возраста
и
подросткам
получить
полноценные
знания по устному народному творчеству, включает их в творческую художественную
деятельность. Возможно участие родителей в фольклорных праздниках, проводимых в
ансамбле.
Программа предназначена для детей и подростков в возрасте от 8 до 17 лет, обучающихся
в дополнительном образовательном учреждении «Детская школа искусств г. Печора».
Срок реализации учебного предмета «Фольклорный ансамбль» для детей, поступивших в
образовательное учреждение в 1 класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти
лет, составляет 8 лет.
Количество детей в группе 9-12 человек. Такое количество детей является оптимальным
как
для
фольклорного
направления
(это
соответствует
оптимальному
количеству
участников аутентичного фольклорного коллектива), так и для индивидуального подхода к
обучению ребенка.
На
уроках
даются
сведения
о
народных
инструментах
(как
русских,
так
и
коми),
исторических,
музыковедческих
материалах,
отражающих
роль
народного
инструментального творчества в жизни разных слоев общества.
Образовательная программа по фольклорному ансамблю
рассчитана на любой
социальный
статус
детей,
имеющих
различные
интеллектуальные,
художественные,
творческие способности.
В процессе обучения используются следующие формы работы:
практические тематические занятия;
беседы;
фольклорные праздники;
отчетные концерты;
экскурсии;
посещение музеев, концертов;
совместный досуг детей и родителей.
Цель
учебного предмета -
формирование ценностных ориентаций, а также базовых
умений и навыков.
Задачи предмета:
Воспитательные:
воспитать уважительное и бережное отношение к фольклору как источнику народной
мудрости, красоты и жизненной силы,
формировать интерес детей к миру традиционной русской и коми культуры, воспитывать
у детей чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;
воспитывать
уважительное
отношение
в
общении
с
другими
детьми
и
взрослыми,
терпимость
к
людям
разных
вероисповеданий,
к
представителям
национальных
и
социальных культур;
воспитывать творчески-активную личность.
Образовательные:
формировать у ребят исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования
на традиционных инструментах;
формировать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство,
музыкально-слуховые представления);
ознакамливать с инструментальной фольклорной традицией;
Развивающие:
развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные навыки у детей;
развивать исполнительские навыки, опираясь на традиционное фольклорное исполнение;
развивать активное восприятие музыки посредством русского и коми музыкального
фольклора;
Для
достижения
поставленной
цели
и
реализации
задач
предмета
используются
следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала);
- наглядный (показ, демонстрация музыкального материала);
-
практический
(воспроизводящие
и
творческие
упражнения,
деление
целого
произведения
на
более
мелкие
части
для
подробной
проработки
и
последующая
организация целого);
-
прослушивание
записей
выдающихся
исполнителей,
народных
исполнителей
и
коллективов
и
посещение
концертов
для
повышения
общего
уровня
развития
обучающегося;
-
индивидуальный
подход
к
каждому
ученику
с
учетом
возрастных
особенностей,
работоспособности и уровня подготовки.
Передавая певческий опыт из поколения в поколение, мастера традиционной культуры
бережно сохраняли приемы и способы исполнения народных песен. Стоит заметить, что
разучивание
песен
по
нотам
и
записям
слов
противоречит
глубинным
принципам
народного искусства. Из многих методов разучивания, применительно к народной песне,
наиболее результативными являются традиционные, исстари сложившиеся:
Устно-слуховой;
Устно-подражательный;
Метод
припевания
(вхождение
в
ритм,
«мелодику»
незнакомой
песни,
когда
ребята
включаются
в
пение
повторяющегося
припева,
присоединяясь
к
ансамблю,
голосу
педагога или фонограмме).
Для успешной реализации данной программы необходимы педагоги дополнительного
образования по направлению деятельности музыкальный фольклор;
За
учебный
год
должно
быть
пройдено
примерно
4-5 образцов
традиционной
музыкальной культуры.
Основные принципы подбора репертуара:
Художественная ценность произведения.
Необходимость расширения музыкально-художественного кругозора детей.
Решение учебных задач.
Создание
художественного
образа
произведения,
выявление
идейно-эмоционального
смысла.
Доступность:
а) по содержанию; б) по голосовым возможностям; в) по техническим навыкам.
7. Разнообразие:
а) по стилю; б) по содержанию; в) темпу, нюансировке; г) по сложности.
Результатом
освоения
программы
является
приобретение
обучающимися
следующих
знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства:
- развитие интереса у обучающихся к музыкальному искусству в целом;
- приобретение особых навыков игры в ансамбле;
- развитие навыка транспонирования, подбора по слуху;
- знание репертуара для ансамбля;
- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве члена музыкального
коллектива;
- повышение мотивации к продолжению профессионального обучения на инструменте.
В отличие от другого вида коллективного музицирования - оркестра, где партии, как
правило,
дублируются,
в
ансамбле
каждый
голос
солирующий,
выполняет
свою
функциональную
роль.
Согласно
учебному
плану,
объем
нагрузки
по
предмету
«Фольклорный ансамбль» составляет 1-1,5 часа в неделю.
Педагогу по ансамблю можно рекомендовать частично составить план занятий с учетом
времени, отведенного на ансамбль для индивидуального разучивания партий с каждым
учеником. На начальном этапе
в ансамблях
из трех и более человек рекомендуется
репетиции
проводить по два человека, умело сочетать и чередовать состав. Педагог
должен иметь в виду, что формирование ансамбля иногда происходит в зависимости от
наличия конкретных инструменталистов в данном учебном заведении. При определенных
условиях допустимо участие в одном ансамбле учеников разных классов (младшие –
средние, средние – старшие). В данном случае педагогу необходимо распределить партии
в зависимости от степени подготовленности учеников.
В целях расширения музыкального кругозора желательно знакомство учеников с большим
числом произведений, не доводя их до уровня концертного выступления.
На
начальном
этапе
обучения
важнейшим
требованием
является
ясное
понимание
учеником своей роли и значения своих партий в исполняемом произведении в ансамбле.
Преподаватель
должен обращать внимание на настройку инструментов, правильное
звукоизвлечение,
сбалансированную
динамику,
штриховую
согласованность,
ритмическую слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов.
При выборе репертуара для различных по составу ансамблей педагог должен стремиться к
тематическому разнообразию,
обращать внимание на сложность материала, ценность
художественной идеи, качество инструментовок и переложений для конкретного состава, а
также на сходство диапазонов инструментов, на фактурные возможности данного состава.
Грамотно
составленная
программа,
профессионально,
творчески
выполненная
инструментовка - залог успешных выступлений.
В
звучании
ансамбля
немаловажным
моментом
является
размещение
исполнителей
(посадка ансамбля). Оно должно исходить от акустических особенностей инструментов,
от необходимости музыкального контактирования между участниками ансамбля.
Процесс
изучения
предмета
«Фольклорный
ансамбль»
делится
на
3
этапа
обучения:
подготовительный, начальный и основной. Это позволяет распределять учебный материал
на весь период обучения соответственно возрастным возможностям учащихся.
Этапы обучения
Возраст
Срок
реализации
Задачи
Подготовительный
(1 класс)
7-
8 лет
1 год
Знакомство
с
д о п е с е н н ым и
формами, с детским, игровым и
материнским фольклором.
О б щ е е
з н а к о м с т в о
с
музыкальными инструментами.
Начальный
(2-4 классы)
9-
12 лет
3 года
Развитие полученных в 1-м классе
умений,
навыков
и
з наний.
Знакомство
с
календарными
ж а н р а м и ,
х о р о в о д н ы м и ,
ш у т о ч н ы м и
и
п л я с о в ы м и
песнями.
И с п о л н е н и е
н е с л о ж н ы х
произведений
на
инструментах
(соло, в ансамбле)
Основной
(5-8 классы)
13
-15 лет
4 года
К о м п л е к с н о е
о с в о е н и е
традиционной
м у з ы ка л ьн о й
к у л ь т у р ы .
З н а к о м с т в о
с
ка л е н д а р н ы м и
и
с е м е й н о -
б ы т о в ы м и
о б р я д а м и
и
приуроченными
к
ним
песнями,
региональные особенности.
В репертуар предмета
«Фольклорный ансамбль» включаются произведения народной
песенной традиции различных жанров:
песни
календарных
праздников
(колядки,
подблюдные,
масленичные,
веснянки,
волочебные, троицкие, жнивные, осенние);
песни свадебного обряда (величальные, корильные, плясовые, лирические, плачи);
материнский фольклор (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, сказки);
музыкальные игры;
хороводы;
пляски;
лирические протяжные песни.
Основы вокально-хоровой
работы: певческая установка, навыки пения стоя и сидя.
Постановка дыхания (дыхание перед началом пения, одновременный вдох и начало пения,
задержка дыхания перед началом пения). Различный характер дыхания перед началом
пения в зависимости от характера исполняемой песни. Смена дыхания в процессе пения,
развитие
навыков
цепного
дыхания.
Выработка
естественного
и
свободного
звука,
отсутствие форсирования звука. Способы формирования гласных в различных регистрах.
Развитие дикционных навыков, взаимоотношение гласных и согласных в пении. Развитие
подвижности артикуляционного аппарата за счёт активизации губ и языка.
Развитие
диапазона
и
интонационных
навыков.
Развитие
ансамблевых
навыков,
выработка
активного унисона, ритмической устойчивости и динамической ровности в произнесение
текста.
В вокально-хоровой работе может быть использован следующий музыкальный материал:
фрагменты
из
простейших
народных
песен,
имитация
зовов
животных,
специальные
упражнения,
прибаутки
и
потешки
в
одноголосном
изложении
и
в
сопровождении
музыкального инструмента (например, балалайка).
Изучение
локальной
инструментальной,
как
и
вокальной,
традиции
практически
невозможно. Сложность представляет и языковой барьер: в городской школе коми язык
учащиеся не знают. Изучение коми традиционной музыки будет строиться на освоении
коми традиционных инструментах. Чипсаны, пöляны, зиль-зёль, шур-шар, палка-дождь -
инструменты представляют
отдельно взятые локальные традиции.
Также
буд е т
включаться в репертуар коми народные песни.
Для развития
и поддержания
интереса у обучающихся к музыкальному искусству
русского и коми народа большую роль должны сыграть национальные костюмы.
Программа учебного предмета «Народное музыкальное творчество»
разработана
на
основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным
предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального
искусства.
Учебный предмет «Народное музыкальное творчество» является
вариативной
частью
предпрофессиональной
образовательной
программы
«Музыкальное
исполнительство».
Содержание предмета «Народное музыкальное творчество» непосредственно связано с
содержанием
таких
учебных
предметов,
как
«Сольфеджио»,
«
Слушание
музыки»,
«Музыкальная
литература»,
«Хоровой
класс»,
что
дает
возможность
обучающимся
воспринимать явления традиционной музыкальной культуры в комплексе специальных
знаний,
умений
и
навыков,
развивает
их
эмоционально-чувственную
сферу,
художественно-образное мышление, творческую фантазию.
Программа
учитывает
возрастные
и
индивидуальные
особенности
обучающихся
и
направлена на:
воспитание чувства патриотизма и любви к Родине через изучение народного творчества;
воспитание чувства уважения к старшему поколению и почитания народных традиций как
источника красоты и жизненной силы;
воспитание
бережного отношения к фольклору как к источнику народной мудрости,
исторической культурной
ценности народа, осознание
фольклора как неотъемлемой
части общечеловеческой культуры;
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской
Федерации.
Программа ориентирована на:
воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и
принимать духовные и культурные ценности разных народов;
формирование
у
обучающихся
эстетических
взглядов,
нравственных
установок
и
потребности общения с духовными ценностями;
формирование
умения
у
обучающихся
самостоятельно
воспринимать
и
оценивать
культурные ценности;
воспитание детей в творческой атмосфере.
Программа реализуется в процессе обучения детей в детской школе искусств, и помимо
образовательных задач решает задачи возрождения фольклорного творчества как одной из
важных составляющих национальной художественной культуры.
Срок
реализации
учебного
предмета
«Народное
музыкальное
творчество»
для
детей,
поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести
месяцев до девяти лет, составляет 2 года.
Учебный
предмет
«Народное
музыкальное
творчество»
проводится
в
форме
мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.
Для учащихся 2-3 классов занятия по предмету «Народное музыкальное творчество»
предусмотрены один раз в неделю по 1 часу.
Целью предмета является развитие музыкально-творческих способностей учащегося на
основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно
воспринимать, осваивать и оценивать произведения народного музыкального творчества.
Задачами предмета являются:
-
освоение
различных
жанров
народного
устного
и
музыкального
творчества,
формирование круга представлений о народных традициях и устоях;
- обучение навыкам восприятия фольклорного материала;
-
обучение
разнообразным
видам
художественной
деятельности
как
воплощению
синкретичности фольклорного искусства: музыкальному, литературному, танцевальному,
театральному;
- приобщение детей к совместным формам творческой деятельности;
Для
достижения
поставленной
цели
и
реализации
задач
предмета
используются
следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала);
- наглядный (показ, демонстрация музыкального материала);
-
практический
(воспроизводящие
и
творческие
упражнения,
деление
целого
произведения
на
более
мелкие
части
для
подробной
проработки
и
последующая
организация целого);
-
прослушивание
записей
выдающихся
исполнителей,
народных
исполнителей
и
коллективов
и
посещение
концертов
для
повышения
общего
уровня
развития
обучающегося;
-
индивидуальный
подход
к
каждому
ученику
с
учетом
возрастных
особенностей,
работоспособности и уровня подготовки.
Этапы обучения
Этапы обучения
Возраст
Детей
Срок
реализации
Задачи
1-й год обучения
(2 –й класс)
7- 9 лет
1 год
«Вхождение»
в
народное
искусство.
Знакомство
с
материнским
фольклором,
народным
календарём,
обрядами
и
обычаями.
Знакомство
с
календарными
жанрами,
хороводными,
шуточными
и
плясовыми песнями.
2-й год обучения
(3 –й класс)
8-10 лет
1 год
Развитие полученных в 1-м классе умений,
навыков и знаний. Интенсивное освоение
фольклорных
традиций.
Формирование
устойчивого
интереса
к
народному
творчеству.
Опыт
импровизации
и
сочинения.
Результатом
освоения
программы
«Народное
музыкальное
творчество»
является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знание жанров отечественного народного устного и музыкального творчества, обрядов и
народных праздников;
- знания музыкальной терминологии, музыкальных инструментов;
- умение анализировать устный, музыкальный и танцевальный фольклор;
Также учащиеся должны знать:
- приметы народного календаря,
-народные обычаи и обряды календарно-земледельческого цикла,
-семейно-бытовые обычаи и обряды,
-жанры устного и музыкально-поэтического творчества,
-классификация народных музыкальных инструментов,
-быт и уклад жизни русского народа.
Основная форма учебной и воспитательной работы – урок в классе, обычно включающий
в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и учащихся по теме
урока,
рекомендации
педагога
относительно
способов
самостоятельной
работы
обучающихся.
Виды аудиторных учебных занятий по предмету «Народное музыкальное творчество»:
-
рассказ/беседа
на
одну
из
тем
(народный
календарь,
жанры
русского
фольклора,
традиционный русский быт и уклад жизни);
- слушание и восприятие музыки, видео просмотр обрядовых действ;
- практическое освоение различных жанров устного, песенного, инструментального и
хореографического фольклора;
- постановка фольклорных композиций согласно тематическому плану;
- музыкально-фольклорные игры;
- посещение специализированных музеев, выставок и экспозиций;
- посещение фольклорных праздников.
Аудиторные занятия по предмету «Народное музыкальное творчество» должны быть
построены на сочетании различных видов деятельности, включающих практические и
творческие задания (слушание, видео просмотр, пение, игра на народных инструментах и
др.).
Частая
смена
видов
деятельности
позволит
сохранить
работоспособность
обучающихся, остроту восприятия материала.
Важнейшие
педагогические
принципы
постепенности
и
последовательности
в
изучении
материала
требуют
от
преподавателя
применения
различных
подходов
к
учащимся,
исходящих
из
оценки
их
интеллектуальных,
физических,
музыкальных
и
эмоциональных данных, уровня подготовки.
Особенности программы «Народное музыкальное творчество» связаны с цикличностью
народного земледельческого календаря, с повторностью и периодичностью обрядов и
приуроченных песен; с повторностью передаваемых из поколения в поколение семейно-
бытовых обрядов и песен. Таким образом, на протяжении двух лет дети изучают одни и те
же обряды, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и
уровень сложности которого увеличивается с каждым годом.
М е т о д и к а
р а б о т ы ,
предложенная в программе, универсальна и может работать на любом локальном стиле
традиционной
культуры.
Она
включает
в
себя
конкретные
формы
разнообразной
практики, которые позволяют в полном объёме на протяжении нескольких лет комплексно
изучить
традиционную
культуру
любой
этнографической
местности,
реализовать
методику
музыкально-эстетического
воспитания
детей
посредством
фольклора.
Содержание
уроков,
основанное
на
изучении
традиционного
фольклора,
позволяет
учащимся
не
только
освоить
необходимый
учебный
материал,
но
и
осознать
себя
наследниками национальных традиций.
Художественно-эстетическое
воспитание
является
одним
из
важнейших
компонентов
формирования
личности
ребёнка.
Именно
искусство
с
его
концентрированной
эмоциональной
энергией
художественного
образа
способно
не
только
развивать
творческие
способности
маленького
человека,
совершенствовать
его
специфические
умения и навыки, но и одновременно решать задачи развития ассоциативно-образного
мышления,
совершенствования
эмоционального
мира
ребёнка,
формирования
его
нравственно-эстетических критериев, интеграции личности в национальную и мировую
культуру.
Существенной
частью
этого
процесса
является
художественная
деятельность,
направленная
на
восстановление
ныне
утраченных
обществом
своих
исторических
и
национальных корней.