Напоминание

Об изучении традиционной культуры в детской школе искусств


Автор: Челпановская Екатерина Робертовна
Должность: преподаватель музыкальной литературы
Учебное заведение: МАУ ДО
Населённый пункт: г. Печора, Республика Коми
Наименование материала: статья
Тема: Об изучении традиционной культуры в детской школе искусств
Раздел: дополнительное образование





Назад




Об изучении традиционной культуры в детской школе искусств

(на примере «Детской школы искусств г. Печора»)

Челпановская Екатерина Робертовна

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа

искусств г. Печора» (МАУ ДО «ДШИ г. Печора»)

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

Фольклор

- народная

мудрость, художественная коллективная творческая деятельность

народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, это проявление души народа.

Именно

так, уважительно и даже возвышенно, принято во всем мире называть устное народное

творчество - музыкальное и литературное.

Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством

эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества.

Национальный

компонент

придает

воспитанию

стимул,

особенно

важный

в

сегодняшних условиях. Судя по данным многочисленных специальных исследований о

динамике

ценностных

ориентаций

современной

молодежи,

отношение

к

своей

национальной культуре и истории народа пока еще занимает достаточно высокий ранг.

Выявлено

также,

что

установка

на

всеобщность

общечеловеческих

ценностей

малоэффективна,

если

она

не

подкрепляется

национальной

основой,

и

в

частности,

региональными традициями.

В связи с этими насущными проблемами в МАУ ДО «Детская школа искусств г. Печора»

(Республика Коми) в учебный план введены предметы «Фольклорный ансамбль» (в рамках

предмета «Хоровой класс») и «Народное творчество»

(в вариативной части учебного

плана).

Образовательная

программа

фольклорного

ансамбля

ориентирована

на

воспитание

ребенка в традициях народной культуры, формирование бережного отношения и любви к

ней. По данной программе дети обучаются русскому и коми музыкальному фольклору и

игре на народных инструментах.

Программа является образовательной, так как в доступной и увлекательной форме

позволяет

детям

младшего

школьного

возраста

и

подросткам

получить

полноценные

знания по устному народному творчеству, включает их в творческую художественную

деятельность. Возможно участие родителей в фольклорных праздниках, проводимых в

ансамбле.

Программа предназначена для детей и подростков в возрасте от 8 до 17 лет, обучающихся

в дополнительном образовательном учреждении «Детская школа искусств г. Печора».

Срок реализации учебного предмета «Фольклорный ансамбль» для детей, поступивших в

образовательное учреждение в 1 класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти

лет, составляет 8 лет.

Количество детей в группе 9-12 человек. Такое количество детей является оптимальным

как

для

фольклорного

направления

(это

соответствует

оптимальному

количеству

участников аутентичного фольклорного коллектива), так и для индивидуального подхода к

обучению ребенка.

На

уроках

даются

сведения

о

народных

инструментах

(как

русских,

так

и

коми),

исторических,

музыковедческих

материалах,

отражающих

роль

народного

инструментального творчества в жизни разных слоев общества.

Образовательная программа по фольклорному ансамблю

рассчитана на любой

социальный

статус

детей,

имеющих

различные

интеллектуальные,

художественные,

творческие способности.

В процессе обучения используются следующие формы работы:

практические тематические занятия;

беседы;

фольклорные праздники;

отчетные концерты;

экскурсии;

посещение музеев, концертов;

совместный досуг детей и родителей.

Цель

учебного предмета -

формирование ценностных ориентаций, а также базовых

умений и навыков.

Задачи предмета:

Воспитательные:

воспитать уважительное и бережное отношение к фольклору как источнику народной

мудрости, красоты и жизненной силы,

формировать интерес детей к миру традиционной русской и коми культуры, воспитывать

у детей чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;

воспитывать

уважительное

отношение

в

общении

с

другими

детьми

и

взрослыми,

терпимость

к

людям

разных

вероисповеданий,

к

представителям

национальных

и

социальных культур;

воспитывать творчески-активную личность.

Образовательные:

формировать у ребят исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования

на традиционных инструментах;

формировать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство,

музыкально-слуховые представления);

ознакамливать с инструментальной фольклорной традицией;

Развивающие:

развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные навыки у детей;

развивать исполнительские навыки, опираясь на традиционное фольклорное исполнение;

развивать активное восприятие музыки посредством русского и коми музыкального

фольклора;

Для

достижения

поставленной

цели

и

реализации

задач

предмета

используются

следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала);

- наглядный (показ, демонстрация музыкального материала);

-

практический

(воспроизводящие

и

творческие

упражнения,

деление

целого

произведения

на

более

мелкие

части

для

подробной

проработки

и

последующая

организация целого);

-

прослушивание

записей

выдающихся

исполнителей,

народных

исполнителей

и

коллективов

и

посещение

концертов

для

повышения

общего

уровня

развития

обучающегося;

-

индивидуальный

подход

к

каждому

ученику

с

учетом

возрастных

особенностей,

работоспособности и уровня подготовки.

Передавая певческий опыт из поколения в поколение, мастера традиционной культуры

бережно сохраняли приемы и способы исполнения народных песен. Стоит заметить, что

разучивание

песен

по

нотам

и

записям

слов

противоречит

глубинным

принципам

народного искусства. Из многих методов разучивания, применительно к народной песне,

наиболее результативными являются традиционные, исстари сложившиеся:

Устно-слуховой;

Устно-подражательный;

Метод

припевания

(вхождение

в

ритм,

«мелодику»

незнакомой

песни,

когда

ребята

включаются

в

пение

повторяющегося

припева,

присоединяясь

к

ансамблю,

голосу

педагога или фонограмме).

Для успешной реализации данной программы необходимы педагоги дополнительного

образования по направлению деятельности музыкальный фольклор;

За

учебный

год

должно

быть

пройдено

примерно

4-5 образцов

традиционной

музыкальной культуры.

Основные принципы подбора репертуара:

Художественная ценность произведения.

Необходимость расширения музыкально-художественного кругозора детей.

Решение учебных задач.

Создание

художественного

образа

произведения,

выявление

идейно-эмоционального

смысла.

Доступность:

а) по содержанию; б) по голосовым возможностям; в) по техническим навыкам.

7. Разнообразие:

а) по стилю; б) по содержанию; в) темпу, нюансировке; г) по сложности.

Результатом

освоения

программы

является

приобретение

обучающимися

следующих

знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства:

- развитие интереса у обучающихся к музыкальному искусству в целом;

- приобретение особых навыков игры в ансамбле;

- развитие навыка транспонирования, подбора по слуху;

- знание репертуара для ансамбля;

- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве члена музыкального

коллектива;

- повышение мотивации к продолжению профессионального обучения на инструменте.

В отличие от другого вида коллективного музицирования - оркестра, где партии, как

правило,

дублируются,

в

ансамбле

каждый

голос

солирующий,

выполняет

свою

функциональную

роль.

Согласно

учебному

плану,

объем

нагрузки

по

предмету

«Фольклорный ансамбль» составляет 1-1,5 часа в неделю.

Педагогу по ансамблю можно рекомендовать частично составить план занятий с учетом

времени, отведенного на ансамбль для индивидуального разучивания партий с каждым

учеником. На начальном этапе

в ансамблях

из трех и более человек рекомендуется

репетиции

проводить по два человека, умело сочетать и чередовать состав. Педагог

должен иметь в виду, что формирование ансамбля иногда происходит в зависимости от

наличия конкретных инструменталистов в данном учебном заведении. При определенных

условиях допустимо участие в одном ансамбле учеников разных классов (младшие –

средние, средние – старшие). В данном случае педагогу необходимо распределить партии

в зависимости от степени подготовленности учеников.

В целях расширения музыкального кругозора желательно знакомство учеников с большим

числом произведений, не доводя их до уровня концертного выступления.

На

начальном

этапе

обучения

важнейшим

требованием

является

ясное

понимание

учеником своей роли и значения своих партий в исполняемом произведении в ансамбле.

Преподаватель

должен обращать внимание на настройку инструментов, правильное

звукоизвлечение,

сбалансированную

динамику,

штриховую

согласованность,

ритмическую слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов.

При выборе репертуара для различных по составу ансамблей педагог должен стремиться к

тематическому разнообразию,

обращать внимание на сложность материала, ценность

художественной идеи, качество инструментовок и переложений для конкретного состава, а

также на сходство диапазонов инструментов, на фактурные возможности данного состава.

Грамотно

составленная

программа,

профессионально,

творчески

выполненная

инструментовка - залог успешных выступлений.

В

звучании

ансамбля

немаловажным

моментом

является

размещение

исполнителей

(посадка ансамбля). Оно должно исходить от акустических особенностей инструментов,

от необходимости музыкального контактирования между участниками ансамбля.

Процесс

изучения

предмета

«Фольклорный

ансамбль»

делится

на

3

этапа

обучения:

подготовительный, начальный и основной. Это позволяет распределять учебный материал

на весь период обучения соответственно возрастным возможностям учащихся.

Этапы обучения

Возраст

Срок

реализации

Задачи

Подготовительный

(1 класс)

7-

8 лет

1 год

Знакомство

с

д о п е с е н н ым и

формами, с детским, игровым и

материнским фольклором.

О б щ е е

з н а к о м с т в о

с

музыкальными инструментами.

Начальный

(2-4 классы)

9-

12 лет

3 года

Развитие полученных в 1-м классе

умений,

навыков

и

з наний.

Знакомство

с

календарными

ж а н р а м и ,

х о р о в о д н ы м и ,

ш у т о ч н ы м и

и

п л я с о в ы м и

песнями.

И с п о л н е н и е

н е с л о ж н ы х

произведений

на

инструментах

(соло, в ансамбле)

Основной

(5-8 классы)

13

-15 лет

4 года

К о м п л е к с н о е

о с в о е н и е

традиционной

м у з ы ка л ьн о й

к у л ь т у р ы .

З н а к о м с т в о

с

ка л е н д а р н ы м и

и

с е м е й н о -

б ы т о в ы м и

о б р я д а м и

и

приуроченными

к

ним

песнями,

региональные особенности.

В репертуар предмета

«Фольклорный ансамбль» включаются произведения народной

песенной традиции различных жанров:

песни

календарных

праздников

(колядки,

подблюдные,

масленичные,

веснянки,

волочебные, троицкие, жнивные, осенние);

песни свадебного обряда (величальные, корильные, плясовые, лирические, плачи);

материнский фольклор (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, сказки);

музыкальные игры;

хороводы;

пляски;

лирические протяжные песни.

Основы вокально-хоровой

работы: певческая установка, навыки пения стоя и сидя.

Постановка дыхания (дыхание перед началом пения, одновременный вдох и начало пения,

задержка дыхания перед началом пения). Различный характер дыхания перед началом

пения в зависимости от характера исполняемой песни. Смена дыхания в процессе пения,

развитие

навыков

цепного

дыхания.

Выработка

естественного

и

свободного

звука,

отсутствие форсирования звука. Способы формирования гласных в различных регистрах.

Развитие дикционных навыков, взаимоотношение гласных и согласных в пении. Развитие

подвижности артикуляционного аппарата за счёт активизации губ и языка.

Развитие

диапазона

и

интонационных

навыков.

Развитие

ансамблевых

навыков,

выработка

активного унисона, ритмической устойчивости и динамической ровности в произнесение

текста.

В вокально-хоровой работе может быть использован следующий музыкальный материал:

фрагменты

из

простейших

народных

песен,

имитация

зовов

животных,

специальные

упражнения,

прибаутки

и

потешки

в

одноголосном

изложении

и

в

сопровождении

музыкального инструмента (например, балалайка).

Изучение

локальной

инструментальной,

как

и

вокальной,

традиции

практически

невозможно. Сложность представляет и языковой барьер: в городской школе коми язык

учащиеся не знают. Изучение коми традиционной музыки будет строиться на освоении

коми традиционных инструментах. Чипсаны, пöляны, зиль-зёль, шур-шар, палка-дождь -

инструменты представляют

отдельно взятые локальные традиции.

Также

буд е т

включаться в репертуар коми народные песни.

Для развития

и поддержания

интереса у обучающихся к музыкальному искусству

русского и коми народа большую роль должны сыграть национальные костюмы.

Программа учебного предмета «Народное музыкальное творчество»

разработана

на

основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным

предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального

искусства.

Учебный предмет «Народное музыкальное творчество» является

вариативной

частью

предпрофессиональной

образовательной

программы

«Музыкальное

исполнительство».

Содержание предмета «Народное музыкальное творчество» непосредственно связано с

содержанием

таких

учебных

предметов,

как

«Сольфеджио»,

«

Слушание

музыки»,

«Музыкальная

литература»,

«Хоровой

класс»,

что

дает

возможность

обучающимся

воспринимать явления традиционной музыкальной культуры в комплексе специальных

знаний,

умений

и

навыков,

развивает

их

эмоционально-чувственную

сферу,

художественно-образное мышление, творческую фантазию.

Программа

учитывает

возрастные

и

индивидуальные

особенности

обучающихся

и

направлена на:

воспитание чувства патриотизма и любви к Родине через изучение народного творчества;

воспитание чувства уважения к старшему поколению и почитания народных традиций как

источника красоты и жизненной силы;

воспитание

бережного отношения к фольклору как к источнику народной мудрости,

исторической культурной

ценности народа, осознание

фольклора как неотъемлемой

части общечеловеческой культуры;

овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской

Федерации.

Программа ориентирована на:

воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и

принимать духовные и культурные ценности разных народов;

формирование

у

обучающихся

эстетических

взглядов,

нравственных

установок

и

потребности общения с духовными ценностями;

формирование

умения

у

обучающихся

самостоятельно

воспринимать

и

оценивать

культурные ценности;

воспитание детей в творческой атмосфере.

Программа реализуется в процессе обучения детей в детской школе искусств, и помимо

образовательных задач решает задачи возрождения фольклорного творчества как одной из

важных составляющих национальной художественной культуры.

Срок

реализации

учебного

предмета

«Народное

музыкальное

творчество»

для

детей,

поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести

месяцев до девяти лет, составляет 2 года.

Учебный

предмет

«Народное

музыкальное

творчество»

проводится

в

форме

мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.

Для учащихся 2-3 классов занятия по предмету «Народное музыкальное творчество»

предусмотрены один раз в неделю по 1 часу.

Целью предмета является развитие музыкально-творческих способностей учащегося на

основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно

воспринимать, осваивать и оценивать произведения народного музыкального творчества.

Задачами предмета являются:

-

освоение

различных

жанров

народного

устного

и

музыкального

творчества,

формирование круга представлений о народных традициях и устоях;

- обучение навыкам восприятия фольклорного материала;

-

обучение

разнообразным

видам

художественной

деятельности

как

воплощению

синкретичности фольклорного искусства: музыкальному, литературному, танцевальному,

театральному;

- приобщение детей к совместным формам творческой деятельности;

Для

достижения

поставленной

цели

и

реализации

задач

предмета

используются

следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала);

- наглядный (показ, демонстрация музыкального материала);

-

практический

(воспроизводящие

и

творческие

упражнения,

деление

целого

произведения

на

более

мелкие

части

для

подробной

проработки

и

последующая

организация целого);

-

прослушивание

записей

выдающихся

исполнителей,

народных

исполнителей

и

коллективов

и

посещение

концертов

для

повышения

общего

уровня

развития

обучающегося;

-

индивидуальный

подход

к

каждому

ученику

с

учетом

возрастных

особенностей,

работоспособности и уровня подготовки.

Этапы обучения

Этапы обучения

Возраст

Детей

Срок

реализации

Задачи

1-й год обучения

(2 –й класс)

7- 9 лет

1 год

«Вхождение»

в

народное

искусство.

Знакомство

с

материнским

фольклором,

народным

календарём,

обрядами

и

обычаями.

Знакомство

с

календарными

жанрами,

хороводными,

шуточными

и

плясовыми песнями.

2-й год обучения

(3 –й класс)

8-10 лет

1 год

Развитие полученных в 1-м классе умений,

навыков и знаний. Интенсивное освоение

фольклорных

традиций.

Формирование

устойчивого

интереса

к

народному

творчеству.

Опыт

импровизации

и

сочинения.

Результатом

освоения

программы

«Народное

музыкальное

творчество»

является

приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

- знание жанров отечественного народного устного и музыкального творчества, обрядов и

народных праздников;

- знания музыкальной терминологии, музыкальных инструментов;

- умение анализировать устный, музыкальный и танцевальный фольклор;

Также учащиеся должны знать:

- приметы народного календаря,

-народные обычаи и обряды календарно-земледельческого цикла,

-семейно-бытовые обычаи и обряды,

-жанры устного и музыкально-поэтического творчества,

-классификация народных музыкальных инструментов,

-быт и уклад жизни русского народа.

Основная форма учебной и воспитательной работы – урок в классе, обычно включающий

в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и учащихся по теме

урока,

рекомендации

педагога

относительно

способов

самостоятельной

работы

обучающихся.

Виды аудиторных учебных занятий по предмету «Народное музыкальное творчество»:

-

рассказ/беседа

на

одну

из

тем

(народный

календарь,

жанры

русского

фольклора,

традиционный русский быт и уклад жизни);

- слушание и восприятие музыки, видео просмотр обрядовых действ;

- практическое освоение различных жанров устного, песенного, инструментального и

хореографического фольклора;

- постановка фольклорных композиций согласно тематическому плану;

- музыкально-фольклорные игры;

- посещение специализированных музеев, выставок и экспозиций;

- посещение фольклорных праздников.

Аудиторные занятия по предмету «Народное музыкальное творчество» должны быть

построены на сочетании различных видов деятельности, включающих практические и

творческие задания (слушание, видео просмотр, пение, игра на народных инструментах и

др.).

Частая

смена

видов

деятельности

позволит

сохранить

работоспособность

обучающихся, остроту восприятия материала.

Важнейшие

педагогические

принципы

постепенности

и

последовательности

в

изучении

материала

требуют

от

преподавателя

применения

различных

подходов

к

учащимся,

исходящих

из

оценки

их

интеллектуальных,

физических,

музыкальных

и

эмоциональных данных, уровня подготовки.

Особенности программы «Народное музыкальное творчество» связаны с цикличностью

народного земледельческого календаря, с повторностью и периодичностью обрядов и

приуроченных песен; с повторностью передаваемых из поколения в поколение семейно-

бытовых обрядов и песен. Таким образом, на протяжении двух лет дети изучают одни и те

же обряды, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и

уровень сложности которого увеличивается с каждым годом.

М е т о д и к а

р а б о т ы ,

предложенная в программе, универсальна и может работать на любом локальном стиле

традиционной

культуры.

Она

включает

в

себя

конкретные

формы

разнообразной

практики, которые позволяют в полном объёме на протяжении нескольких лет комплексно

изучить

традиционную

культуру

любой

этнографической

местности,

реализовать

методику

музыкально-эстетического

воспитания

детей

посредством

фольклора.

Содержание

уроков,

основанное

на

изучении

традиционного

фольклора,

позволяет

учащимся

не

только

освоить

необходимый

учебный

материал,

но

и

осознать

себя

наследниками национальных традиций.

Художественно-эстетическое

воспитание

является

одним

из

важнейших

компонентов

формирования

личности

ребёнка.

Именно

искусство

с

его

концентрированной

эмоциональной

энергией

художественного

образа

способно

не

только

развивать

творческие

способности

маленького

человека,

совершенствовать

его

специфические

умения и навыки, но и одновременно решать задачи развития ассоциативно-образного

мышления,

совершенствования

эмоционального

мира

ребёнка,

формирования

его

нравственно-эстетических критериев, интеграции личности в национальную и мировую

культуру.

Существенной

частью

этого

процесса

является

художественная

деятельность,

направленная

на

восстановление

ныне

утраченных

обществом

своих

исторических

и

национальных корней.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!