Напоминание

"Заниматика"


Автор: Волкова Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №13"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: программа спецкурса по математике для 2 класса
Тема: "Заниматика"
Раздел: начальное образование





Назад





Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

гимназия №13
Утверждаю Директор гимназии ______Н.А.Анищенко « » октября 2014 г.
Дополнительная образовательная программа курса

«Заниматика. Учимся учиться».

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 год

ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ: 9-10 лет

ГОД СОСТАВЛЕНИЯ: 2015 г.

Составитель программы:
Волкова Елена Владимировна учитель начальных классов второй квалификационной категории Принято на методическом совете гимназии Протокол №1 от « » октября 2015 г. г. Нижний Новгород-2015 г

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Пояснительная записка 3 2. Описание разделов программы 6 3. Учебно-тематическое планирование 7 4. Требования к уровню усвоения курса 8 5. Список литературы 10

Пояснительная записка
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». (М. В. Ломоносов) Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Это может быть создание спецкурса для детей «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Предлагаемый курс предназначен для развития математиче ских способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Содержание программы представлено пятью разделами:  Из истории. Детям о прошлом;  Занимательные задачи;  Математические чудеса и тайны;  Наглядная геометрия;  Эту трудную науку постигаем мы без скуки Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Актуальность
п р о г р а м м ы к у р с а « З а н и м а т и к а » . Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Предлагаемый факультатив разработан в соответствии ФГОС второго поколения и предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и
использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Новая парадигма образования 21 века – вооружение школьников умениями самостоятельно учиться: приобретать знания, умения, навыки УУД, способы деятельности (познавательные, информационно- коммуникативные, рефлексивные). Программа занятий строится с учетом компонентов системно-деятельностного подхода:
мотивационный
, н а котором ставится учебная задача, с актуализацией ЗУН;
планирование и

организация деятельности
, здесь нужны учебные действия с созданием ситуации успеха, именно на этом этапе вырабатываются УУД;
самоконтроль

и самооценка
, такая последовательность необходима на любом системно - деятельностном уроке.
Цель курса:
является повышение уровня математического развития учащихся. Достигается данная цель решением следующих
задач
: - развивать у учащихся способность решать определённую задачу несколькими способами и находить среди них наиболее простые и оригинальные (гибкость мышления); - развивать у учащихся способность вести грамотные рассуждения (логика рассуждений); - развивать у учащихся способность вычленять необходимые, существенные признаки объекта или процесса через абстрагирование от остальных, несущественных (степень абстрагирования); - развивать у учащихся способность видеть окончательное решение задачи, при котором вывод основывается на догадке, чувстве, почти внезапном (математическая интуиция); - развивать у учащихся исследовательские умения, познавательную и творческую активность; - формировать устойчивый интерес учащихся к предмету «Математика» посредством решения нестандартных и занимательных задач. Программа рассчитана на 28 часов с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятий 45 минут. Работа спецкурса строится на
принципах:

-

научности
, согласно которому представленный в программе факультативных занятий материал должен соответствовать современным научным представлениям; в процессе обучения учащиеся должны познакомиться с некоторыми методами и приёмами научно- исследовательской работы (наблюдение, описание, эксперимент и т.д.), педагог, опираясь на личный опыт учащихся, переводит его на более высокий уровень; 
преемственности

и

перспективности
, согласно которому обучение строится с использованием предыдущих знаний и умений учащихся с
учётом перспективы (подготавливая их к восприятию более сложного материала), а также обеспечивается взаимосвязь каждого компонента педагогической системы в содержательном, организационном и деятельностном аспектах; 
параллельности


связь с учебным материалом, так как без занимательных задач преподавание не бывает успешным, поскольку занимательность повышает интерес к предмету и способствует осмыслению важной идеи: математика окружает нас, она везде; 
регулярности –
еженедельно; 
самостоятельности
– значительная часть практического материала выполняется учащимися самостоятельно. При проведении занятий применяются личностно-ориентированные
технологии
обучения, такие как:
1)

технология полного усвоения знаний
, когда все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса;
2)

технология

коллективного

взаимообучения
, которая позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения. Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью при организации занятий целесообразно использовать принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах, некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами («Веселый сч ет», «Математическое путешествие» и др.) Дополнительные занятия по математике, предусмотренные данной программой, носят, прежде всего, не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Программа рассчитана на работу с учащимися третьих классов, что отражается на приоритете учебных задач, возникающих в ходе проведении занятий. В третьем классе много внимания уделяется самостоятельной деятельности учеников, равно как и их навыкам самоконтроля; кроме того, третьеклассникам предлагается значительный объём разнообразных нестандартных текстовых задач. Это связано с необходимостью их подготовки к участию в математических конкурсах и олимпиадах. Кроме того, учебная программа третьего класса по математике предполагает формирование большого количе ства р а з л и ч н ы х вычислительных навыков. Это рутинная, но необходимая работа, и занятия данной программы позволяют вносить разнообразие в математическое образование второклассников, поскольку содержат большое количество игр и занимательных заданий.

Описание разделов программы

Модуль 1.
«Из истории. Детям о прошлом». (6 часов) В этом разделе ребята познакомятся с историей возникновения счёта, узнают интересные биографические факты из жизни талантливых математиков С.В. Ковалевской и Архимеда, расширят знания о календарном времени, о старинных мерах длины (локоть, сажень, пядь, ладонь), сформируют представление о точных и приближенных числах, об открытии нуля, о числовых мозаиках.
Модуль 2.
«Занимательные задачи». (11 часов) Тематика раздела формирует представление о занимательных старинных задачах, об истинных и ложных высказываниях. Дети научатся решать задачи на движение, повышенной трудности разными способами, задачи, связанные с величинами, логические задачи, задачи на планирование действий, комбинаторные задачи и т.д.
Модуль

3.

«
Математические чудеса и тайны». (4 часов) Через занимательные упражнения дети узнают, что такое математические ребусы, игры, логические задания, математические забавы, фокусы, научатся составлять, разгадывать кроссворды, проводить фокусы, составлять фигуры из «Танграма».
Модуль

4.
«Наглядная геометрия». (5 часов) В этом разделе на практических занятиях ребята научатся преобразовывать и конструировать геометрические фигуры, выполнять графическое моделирование, расширят представление о пространственных фигурах, отработают навыки нахождения площади и объёма разными способами.
Модуль 5.
«Что дала математика людям? Зачем её изучать?» (2 часа) На занятиях ребята обобщают и закрепляют полученные знания, подводят итог посещения спецкурса. Каждое занятие наполнено богатым историческим материалом, энциклопедическими сведениями в математических заданиях. Задания с природоведческим и историческим сюжетом позволяют детям увидеть неразрывную связь математики с окружающим миром, расширяют их кругозор, обогащают активный словарный запас. В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы
формы

занятий
могут быть различны:  уроки - исследования,  ролевые игры,  уроки - путешествия,  уроки –праздники.
Основные виды деятельности учащихся:
 решение занимательных и игровых задач;  знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;  самостоятельная работа;  работа в парах, в группах;  творческие работы.

Учебно-тематическое планирование

№п.п

Содержание

(модули, темы)

Кол-во

часов

Дата проведения
Модуль 1. «Из истории. Детям о прошлом» (3ч.)
1.
История возникновения чисел и цифр. Как люди учились считать. 1 06.10.15.
2.
Знакомство с Архимедом. 1 13.10.15.
3.
Талантливая женщина математик С.В. Ковалевская. 1 20.10.15.
4.
Зарождение календаря и пути его совершенствования. 1 27.10.15
5.
Открытие нуля. 1 10.11.15
6.
Старинные меры длины (локоть, сажень, пядь, ладонь). 1 17.11.15 Модуль 2. «Задачи бывают разными» (12ч.)
7.
Задачи, связанные с величинами. 1 24.11.15.
8.
Доли 1 01.12.15.
9.
Задачи на нахождение чисел по сумме и разности 1 08.12.15.
10.
Задачи, решаемые с конца 1 15.12.15.
11.
Задачи с промежутками 1 22.15.15.
12.
Задачи на нахождение чисел по суммам, взятым попарно 1 12.01.16.
13.
Задачи на планирование действий 1 19.01.16.
14.
Задачи на установление взаимнооднозначного соответствия между множествами 1 26.01.16.
15.
Задачи геометрического содержания. 1 02.02.16.
16.
Задачи, решаемые с помощью графов 1 09.02.16.
17
Разные задачи. 1 16.02.16. Модуль 3. «Математические чудеса и тайны» (5ч.)
18.
Математические ребусы и игры. 1 01.03.16.
19.
Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности) 1 15.03.16.
20.
Китайская головоломка «Танграм» 1 22.03.16.
21.
Математические кроссворды. 1 05.04.16. Модуль 4. «Наглядная геометрия» (6ч.)
22.
Преобразование геометрических фигур. 1 12.04.16.
23.
Пространственные фигуры. 1 19.04.16.
24.
Конструирование фигур. Решение задач на нахождение площади и объёма пространственных фигур. 1 26.04.16.
25.
Графическое моделирование. Задачи на разрезание. 1 04.05.16.
26.
Геометрический турнир 1 10.05.16. Модуль 5. «Что дала математика людям? Зачем её изучать?» (2ч)
27.
Математика вокруг нас. 1 17.05.16.
28.
Творческая работа «Место математики в моей жизни». 1 24.05.16.

Требования к уровню усвоения курса

По окончании обучения учащиеся должны знать:
- нестандартные методы решения различных математических задач; - логические приемы, применяемые при решении задач; - интересные факты биографии известных ученых-математиков; - основные факты истории развития математики.
По окончании обучения учащиеся должны уметь:
- рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию; - применять нестандартные методы при решении программных задач - решать числовые ребусы, различного вида занимательные задачи, - разгадывать ожидаемые и самостоятельно составлять магические квадраты и математические кроссворды, пользоваться рациональными приёмами устных и письменных вычислений.
Сформированные действия
В ходе реализации программы у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:  Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);  Целеполагать (ставить и удерживать цели);  Планировать (составлять план своей деятельности);  Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);  Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;  Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Ожидаемые результаты и способы их проверки

Личностными результатами
изучения курса является формирование следующих умений: - Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). - В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется:  простое наблюдение, включающее: результативность и самостоятельную деятельность ребенка, активность, аккуратность, творческий подход к знаниям,степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.  проведение математических игр («Математическая карусель»)
Предметными результатами
изучения курса являются формирование следующих умений. - обобщать, делать несложные выводы (на каждом занятии);
- определять последовательность событий (при решении задач, выполнении геометрических построений); - давать определения тем или иным понятиям («ромб», «квадрат», «прямоугольник», «трапеция», «треугольник» и др); - определять отношения между предметами типа «род» - «вид» (прямоугольник – род, квадрат – вид); - выявлять закономерности (при решении логических цепочек, числовых головоломок, магических квадратов, геометрических узоров). Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции, а так же проверки результатов используются следующие формы контроля:  занятия-конкурсы на повторение практических умений;  занятия на повторение и обобщение;  самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком на занятиях;  участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня .
Метапредметные результаты:
 Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.  Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.  Учиться планировать учебную деятельность на уроке.  Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).  Определять успешность выполнения свое го задания в диалоге с учителем.
Список литературы:

1. Кочурова Е.Э. Программа факультативного курса «Занимательная математика». М.: Росткнига, 2010. 2. Дик Н. Ф. 1000 олимпиадных заданий по математике в начальной школе: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 3. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: Учитель, 2007. 4. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: Лицей, 2002. 5. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: Панорама, 2006. 6. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал 7. Стандарты второго поколения. Оценка достижения планируемых результаов в начальной школе.Ч.1 – М.: Просвещение, 2010. 8. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М.: АСТ, 2004. 9. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: Грамотей, 2004. 10. Керова Г.В. Не ст андартные задачи по математике. 1 - 4 классы.М.:ВАКО,2013.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!