Автор: Нахайчук Лилия Ильинична
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №136
Населённый пункт: Мурманская обл. г. Мурманск
Наименование материала: конспект по речевому развитию
Тема: «Как Рукодельница повстречала зимующих птиц»
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД. Речевое развитие.
Образовательная ситуация.
«Как Рукодельница повстречала зимующих птиц»
Программные задачи:
Обучающие:
1.Упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-
ласкательными суффиксами, приставочных глаголов, в согласовании
числительных с существительными, в подборе слов-антонимов.
2.Закрепить и уточнить названия зимующих птиц.
Развивающие:
1.Развивать связную речь.
2.Развивать познавательные интересы, любознательность, внимание.
Воспитательные:
1.Воспитывать желание оказывать помощь пернатым.
Словарная работа:
Обогащение словаря (каркает, чирикает, ухает, воркует, красногрудый,
жёлтогрудый, длинноклювая, коротколапый, белобокая).
Активизация словаря (голубь, сорока, воробей, синица, снегирь, дятел, зерно,
корм, туловище, крылья, перья, клюв, лапы, хвост).
Материал: изображения зимующих птиц, карточки с разным количеством
птиц, ёлка, мяч, семена растений, сюжетные картинки.
Ход занятия.
Воспитатель: Вспомните ребята сказку «Мороз Иванович». Что подарил
Мороз Иванович Рукодельнице? (Ответы детей)
Рукодельница с подарками возвращалась домой и на своём пути увидела
ёлочку, а вокруг неё летали птички. Как называются эти птички,
Рукодельница не знала. Почему в холодную погоду птицам не холодно?
Вы согласны, ребята помочь Рукодельнице и рассказать ей о птичках.
Дети: Да, давайте расскажем.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на птичек и назовите их.
Дети: Голубь, воробей, синица, снегирь, сорока, ворона, клёст, свиристель,
дятел.
Воспитатель: Какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Что есть общего у этих птиц?
Дети: Туловище, крылья, перья, клюв, лапы, хвост.
Воспитатель: Чем они отличаются?
Дети: Размером, окраской, опереньем.
Воспитатель: Посмотрите ребята, на ёлочке сидит синичка. Давайте мы с
ней поиграем.
Дидактическая игра «Доскажи словечко» (образование приставочных
глаголов)
Синица с ёлки… (улетела).
Синица в кормушку… , вокруг кормушки… .
С ветки на ветку… . Синица в дупло… и т.д.
Воспитатель: Ребята, рядом с ёлкой так много птиц, давайте поможем
Рукодельнице их сосчитать.
Дидактическая игра «Сосчитай» (у детей карточки с разным количеством
зимующих птиц)
Воспитатель: Молодцы, ребята, теперь Рукодельница знает, сколько птичек
летает рядом с ёлочкой. Посмотрите на воробья и ворону они такие разные,
давайте сравним птичек и расскажем, чем они отличаются.
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
У воробья туловище мелкое, а у вороны - … (крупное).
У вороны клюв большой, а у воробья - … (маленький).
У воробья хвост короткий, а у вороны - … (длинный).
У воробья лапки тонкие, а у вороны - … (толстые).
Воспитатель: Рукодельнице очень понравились птички и она захотела их
покормить. А как вы думаете, чем питаются птицы зимой? Я вам покажу
семена, которыми можно подкормить птиц.
- Это семена от дыни. Какие семена? – Дынные. Их ест синица.
- Это семена от арбуза. Какие семена? – Арбузные. Их ест снегирь.
- Это семена от ясеня. Какие семена? – Ясеневые. Их тоже любит снегирь.
- Семечки подсолнуха, пшено. Как вы думаете, для каких птиц?
- А ещё у нас есть сало, какая птица любит сало? (ответы детей)
Воспитатель: Все птички такие красивые, у снегиря красная грудка, у
синички – жёлтая. Давайте назовём, какие они, одним словом.
(образование сложных прилагательных)
У сороки белые бока – белобокая сорока.
У снегиря красная грудь – красногрудый снегирь.
У воробья короткие лапы – коротколапый воробей.
У вороны длинный клюв – длинноклювая ворона.
У дятла красная голова – красноголовый дятел.
У синицы жёлтая грудь – жёлтогрудая синица.
Воспитатель: Посмотрите, какие картинки нам передала Рукодельница.
На этих картинках интересная история произошла с ребятами в парке. Об
этой истории нас просила рассказать Рукодельница.
Вопросы:
- Какое было время года?
- Кого нашли дети в парке на снегу?
- Какой был воробышек?
- Что сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб?
- Когда дети выпустили воробышка на волю?
- Что повесили дети зимой в парке? Зачем?
Составь сам рассказ по этим картинкам.
Образец рассказа воспитателя.
Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замерзше-
го воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, а
потом положили его в теплую варежку и понесли домой. Дома воробышек
согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными
крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили во-
робья на волю и повесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам
пережить холодную зиму.
Воспитатель: Вот, мы и познакомили Рукодельницу с зимующими птицами.
- А, что нового, вы узнали сегодня о зимующих птицах?
- Чей рассказ вам больше понравился? Почему?
- О ком ещё вы бы хотели рассказать Рукодельнице?