Автор: Юлдашева Римма Наиловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 238
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: Конспект
Тема: Экскурсия в зимний лес
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ Детский сад №238
Непосредственно образовательная деятельность
в подготовительной группе.
«Экскурсия в зимний лес»
Программное содержание:
Развивать у детей умение понимать и оценивать природные явления, их
влияние на эмоциональное состояние человека;
Расширять знания об окружающем мире - зиме как одном из времён года.
Обучать детей навыкам выразительности речи, умение правильно строить
предложения.
Вызвать интерес детей к НОД. Развивать память, мышление.
Воспитывать бережное отношение к природе, животным, птицам, умение
проявлять заботу о них.
Воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
Предварительная работа: беседа с детьми о птицах, рассматривание альбома
дикие животные, чтение художественной литературы о животных и птицах.
Рисование, лепка «Птицы наши друзья». Беседа о животных.
Оборудование: аудиозаписи – “Музыка ангелов” В.А. Моцарт, музыкальная
увертюра “Новогодний мюзикл” - для физминутки, презентация “Снежный
лес”, карточки со следами животных, дидактическая игра: «Чей след?».
Иллюстрации «Зимующие птицы».
Ход непосредственно образовательной деятельности
1. Организационный момент.
Воспитатель: Мы сегодня не одни
Гости к нам давно пришли.
Мы приветствуем гостей. (Дети приветствуют гостей)
Сядьте ровно, ноги вместе,
Руки полочкой на стол,
Начинаем разговор.
– Какой сегодня хороший день. Покажите мне своё настроение. Я улыбнусь
вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и
ласковы. Глубоко вдохните и выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство. Я
желаю всем нам хорошего настроения. Вам предстоит сегодня мне
пообещать выполнить следующие правила: не перебивать друг друга,
поднимать руку, давать полные ответы.
– Я знаю, что вы очень любите отгадывать загадки. Отвечайте быстро и
дружно.
1. Щиплет щёки, щиплет нос,
Но не страшен нам … (мороз).
2. Шуба бела весь свет одела… (снег).
3. На всех садится, никого не боится… (снежинка).
4. Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит девица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром.
Поспешила к нам сама
Белоснежная… (зима).
– Ребята, вы догадались, о каком времени года мы сегодня с вами поговорим?
(О зиме) Слайд.
-Ребята, давайте посмотрим на экран и еще раз полюбуемся красотами зимы.
- Я знаю, что вы очень наблюдательные дети, поэтому легко ответите на мои
вопросы:
- Какие зимние месяцы вы знаете?
- Ребята, что за “тройка” прилетела? Ответы детей.
- Январь – морозный месяц зимы,
- Февраль – месяц буранов.
-Какие признаки доказывают, что идет зима? Перечислить их? (Зимой
природа одевается в снежный наряд, льдом скованы реки и озера, день -
короче ночи; солнце светит, но не греет как летом).
- Молодцы!
- Воспитатель: А теперь мы поиграем в игру: «Какой? Какая? Какое?» Где
построим словосочетание.
Будьте внимательны!
Игра:
- Если зимой много снега, то зима, какая? …(зима снежная)
- Если зимой сильный мороз, то зима, какая?.. (морозная)
-Если часто метет метель, то зима какая? …(метельная)
- Если часто гуляет вьюга, то зима какая?.. (вьюжная)
- Если в самом начале зимы выпал снег, рано наступили холода, то зима,
какая? (ранняя)
- А если на календаре уже декабрь, а снега нет, холода не наступили, то
говорят, что зима..(поздняя)
- Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа,
студено, то зима какая?.. (студеная)
Ребята, мы столько стихов знаем о зиме, а кто нам хочет выразительно
почитать стихи?
1 Мы любим зиму русскую,
Хотя в большой мороз,
Не весело, а грустно нам:
Гулять уж не пойдёшь.
Во двор детей родители
Не выпустят тогда
И скажут: «Не ходите вы
На улицу пока! »
2. А потеплеет только,
Затихнет злой мороз,
Кататься станем с горки,
Сдавать на лыжах кросс.
Снеговиков налепим
С морковными носами,
Возьмём чужую крепость,
Побив врагов снежками.
3. Я знаю, снежинка волшебная,
Она ведь умеет летать.
Несёт её ветер на землю
С огромной такой высоты,
Где ты никогда и не был,
Где были лишь только мечты.
4.К тому же она как пушинка,
Прекрасна, хотя холодна,
Лучами покрыта снежинка
Из хрупкого тонкого льда.
Когда мы на снег наступаем,
В морозные ясные дни,
То лучики мы разрушаем,
И скрип раздаётся внутри.
Воспитатель: Посмотрите в окно, какая чудная погода!
– Конечно, в такую погоду не хочется сидеть дома, да и простуда нам не
страшна. Почему? Мы обливаем руки прохладной водой, едим чеснок,
принимаем витамины, делаем гимнастику
Физминутка.
Воспитатель: Ребята, а давайте мысленно отправимся на экскурсию, в лес!
Чтобы отправиться в путь нам нужно одеться. Ребята, давайте откроем
конверты и выберем одежду, которая предназначена для зимы? Девочки
выбирают одежду для девочек, а мальчики для мальчиков. Делаем все быстро
и проверяем работу со слайдом. Все оделись? Тогда я вам предлагаю
отправиться на снегоходе. Но для начала вспомним правила поведения в
лесу.
Выходят дети зеленые- патрули.
1.НЕЛЬЗЯ КРИЧАТЬ И ЛОМАТЬ ВЕТКИ!
2.НЕЛЬЗЯ ЖЕЧЬ КОСТРОВ И ОСТАВЛЯТЬ МУСОР!
3. НЕЛЬЗЯ РАЗОРЯТЬ ГНЕЗД И ОБИЖАТЬ ЖИВОТНЫХ!
1. Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь ...
Все это называется природа
Давайте же всегда ее беречь!
2.Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защищаться.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
3.Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом!
4. Летят, звеня, снежинки с небосвода.
Клубится на заре тумана дым...
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим
Выступление детей: «ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ — ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ
РОДИНУ»! МОЛОДЦЫ! На снегоходе мы быстро доберемся до леса.
–Мы в лесу.
(Воспитатель читает текст “Звуки зимы” под музыку В.А. Моцарта “Музыка
Ангелов”- приложение
Зимнее утро. Тихо, морозно в лесу. Падают снежинки. Журчит и
потрескивает ручей, одетый сверху льдом. Поскрипывают во сне деревья.
Спят насекомые. Вот прошли в поисках лакомых веток рябины лосиха с
лосёнком. А вот трудится дятел, лесной санитар. Осторожно! Тоненько
попискивают под снегом мыши в поисках корма.
“Ци-ци. Холодно и голодно. Почему мы не улетели на юг, как другие
птицы?”, – спрашивает молодая синичка. “Пинь-пинь, нам и здесь хорошо.
Полетим к кормушке, там ребята положили семечки и несолёное сало, –
отвечает взрослая птица. – Люди покормят нас зимой, а мы будем спасать
сады летом от прожорливых насекомых”. И снова тихо в лесу. Падают
снежинки. Интересно в лесу?
Ребята, а сейчас мы с вами войдем вглубь леса и познакомимся с его
обитателями, обратите внимание на следы. Это след кабана, наверное, он
выходил на прогулку. Посмотрите, какой он крупный Слайд.
А эти следы оставил заяц, беленький пушистый, его не отличить от сугроба.
Вот спускалась белочка и оставила свои следы. Этого зверька можно
сравнивать с медведем, потому, что большую часть суток она зимой спит,
спускается только когда голодна.
Вот берлога медведя, ребята посмотрите, какой след оставил нам медведь.
Это след лосиный, лоси- самые крупные из копытных в нашем лесу. Ребята,
давайте поиграем в игру: « Чей след?» У вас есть задание экологической
тропы. Вы возьмете простой карандаш и соедините животного с их следом.
Проверяем на слайде.
А еще в лесу много зимующих птиц. Птицы хорошо переносят холод, так как
их согревают перья, пух, а птичья кровь так горяча, что мороз птицам не
страшен. Причина в другом – голод. Зимой исчезает большинство насекомых,
и птицам становится всё труднее добывать корм. И всё-таки некоторые
остаются зимовать. Каких птиц можно увидеть зимой в нашей местности?
Д/игра: « Давайте выберем зимующих птиц».
Но вот наша экскурсия заканчивается уже становится холодно и нам пора
возвращаться.
У меня нашлась пустая пластиковая бутылка, давайте помогите мне сделать
из нее кормушку для птиц. Подходите ко мне и помогите мне. Денис будит
подавать мне ножницы, Арина подаст веревочку, Максим насыпит семян. Вот
какую кормушку мы повесим для птиц.
Итог: Ребята мне понравились ваши ответы, активность, на память о нашей
экскурсии я вам раздам животных, которых вы раскрасите в течение дня, а
дома с родителями смастерите кормушки для птиц. Всем спасибо.