Напоминание

"Система работы по предупрежлению нарушений письма и чтения у детей старшего дошкольного возраста"


Авторы: Татьяна Анатольевна Седова, Алевтина Витальевна Шорина
Должность: учитель - логопед, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №5
Населённый пункт: п Ставрово Владимирская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Система работы по предупрежлению нарушений письма и чтения у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«

Система

работы

по

предупреждению

нарушений

письма

и

чтения

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

»

Шорина

А

.

В

. –

воспитатель

МБДОУ

№5 «

Берёзка

»

Седова

Т

.

А

. –

учитель

логопед

,

МБДОУ

№5 «

Берёзка

»

Профилактика

дисграфии,

и

дислексии

является

актуальной

проблемой в современном модернизированном мире.

Целесообразно и значительно легче предупреждать нарушение

письма и чтения в дошкольном возрасте, чем преодолевать их во время

обучения в школе.

Систематизированный материал включает в себя планирование

фронтальной образовательной деятельности по трём направлениям (развитие

слухового

восприятия,

зрительного

восприятия,

двигательно-речевых

навыков), различные игровые методики для подгрупповой и индивидуальной

работы. Включено

знакомство с письменным обозначением звука, буквой,

так

удержание

оптического

стереотипа

буквы

помогает

воспроизводить

слова.

Необходимое

условие

профилактики

дисграфии

правильность

и

четкость артикулем. Важно, чтобы ребёнок при становлении речи и обучении

грамоте осознавал кинестезии, то есть натяжение или расслабление мышц

речевого

аппарата.

Правильности

и

четкости

артикулем

способствует

артикуляционная

гимнастика

для

детей.

Упражнения

проводим

в

определенной

последовательности:

сначала

по

словесной

инструкции

с

показом,

потом

только

по

словесной

инструкции.

Для

развития

кинестетических ощущений детям предлагаем выполнить эти упражнения с

закрытыми глазами (приложение 1).

Для

развития

пальцевой

моторики

используем:

альбомы

для

раскрашивания,

для

снятия

напряжения

пальцев,

во

время

печатания,

проводим пальчиковый тренинг, самомассаж без предметов и с предметами.

Для

профилактики

дисграфии

организуется

более

углубленная

работа

в

детском саду по анализу речевого потока. Обучение грамоте осуществляется

по

так

называемому

аналитико-синтетическому

методу:

овладевающий

грамотой ребёнок ещё до начала записи предложения должен уметь выделить

в нём отдельные слова, уловив границы между ними, и определив звуко-

слоговой состав каждого слова. Параллельно ведётся работа с детьми по

обогащению

словарного

запаса

и

обучению

разным

спо собам

словообразования и словоизменения (приложение 2).

При

формировании

звуко-буквенного

анализа

мы

предлагаем

звуковые и дидактические игры.

Используем технологию ознакомления дошкольников со звучащим

словом - моделирование посредством аналогии Ястребовой. Этот приём

позволяет развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Для профилактики нарушений письма параллельно ведётся работа по

уточнению и расширению зрительных представлений детей о форме, цвете,

величине и работа над пространственными предлогами.

Особым направлением деятельности является развитие зрительного

восприятия.

Этапы развития зрительного восприятия

I этап. Развитие зрительного внимания и памяти

«Что поменяли?» (фиксация изменений в расположении нескольких

предметов).

«Запомни» (запоминание изображений двух-пяти предметов).

«Собери пирамиду» (запоминание порядка колец на пирамиде).

«Найди фигуру» (выделение из множества заданных геометрических фигур).

«Найди отличия» (определение различий в двух предметных картинках).

«Что

где

было?»

(запоминание

расположения

предметов

на

плоскости

вверху, в центре, в правом верхнем углу и т.д.).

«Найди картинку» (выделение из множества картинок по определённой теме)

«Найди

одинаковые

фигуры»

(классификация

геометрических

фигур:

по

цвету; по цвету и форме).

«Раскрась фигуры» (раскрашивание заданных фигур из множества).

II этап. Развитие зрительно-моторной координации

1. Выполнение артикуляционных упражнений с закрытыми глазами.

2. Чередование артикуляционных упражнений с открытыми и закрытыми

глазами.

3. Двигательные упражнения с мячом, флажком и т.д.

4. «Рисование» в воздухе рукой.

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Письменные упражнения в тетради: обведение контуров по трафарету,

раскрашивание и т.п.

III этап. Формирование представлений о схемах лица и тела

На

данном

этапе

даются

понятия

«право

лево»,

«вверху

внизу»,

разбирается схема лица и тела у ребёнка и у ребёнка, сидящего напротив.

Изучаются контурные и силуэтные изображения, зашумлённые предметы.

«Скажи правильно» (определение сторон собственного тела ребёнка и у

другого, сидящего напротив).

«Делай как я», «Зеркало»

«Чего нет?» (определение недостающих частей у предметов. Такие игры

могут быть по каждой лексической теме)

«Дорисуй половинку» (дорисовывание правой или левой половины картинки)

«Почтовый ящик», «Волшебный мешочек», «Собери картинку» (кубики или

картинки, разрезанные по горизонтальным и вертикальным линиям).

«Слушай и выполняй» (выполнение инструкций: подними правую руку вверх;

покажи левой рукой правый глаз, положи карандаш справа от кубика и т.п.).

IV этап. Развитие звуко – слогового анализа, чувства ритма

1.«Прохлопай, прошагай слово» (послоговое проговаривание имён).

2.Воспроизведение определённого ритма по рисунку.

3.«Сколько частей?» (определение количества слогов в слове).

4.«Назови гласный звук» (выделение гласных звуков).

5.Знакомство со схемой слова и слога.

6.Обозначение слогов фишками.

7.«Скажи на один слог больше, чем я» (наращивание слогов).

V этап. Развитие пространственных представлений

1. Конструирование из палочек по образцу, памяти.

2. Выкладывание мозаики по образцу.

3. Конструирование предметов из палочек по воображению.

4.

«Геометрическое

лото»

(конструирование

из

наборов

геометрических

фигур)

5. Конструирование букв и цифр из палочек, крупы, элементов букв.

6.

Определение

правильно

изображённой

буквы

или

цифры

среди

неправильно написанных, зашумлённых и т.п.

7. Дописывание недостающих элементов букв.

8. Реконструирование букв путём перестановки, добавления элементов.

Р – Ф , Г – Т, Е – Ё, И – Й, У – Х, Ь – Ъ , К – Ж , Р – В

9. Употребление предлогов ( на, под, над, в , за)

Развитие зрительно-моторной координации, пространственного анализа,

чувства ритма и т.д. – это необходимое условие предупреждения дисграфии.

Работа должна проводиться систематически и поэтапно, учитывая

психофизические особенности детей.

Приложение 1

Перспективное планирование по развитию фонематического восприятия

Неделя

Групповые занятия

Индивидуальная

работа с детьми

Работа детей с

воспитателями

Работа детей с

родителями по

закреплению

материала

1

2

3

4

5

Сентябрь

1,2,3

Обследование детей, заполнение речевых

карт.

Занятия 1,2

Тема «Звук [у] и буква у»

1. Развитие слухового внимания.

Игра «Поймай звук [у]».

2. Определение места звука в слове.

Игра «Найди домик для звука [у]».

3. Выделение звука [у] в слогах, словах,

предложениях.

4. Знакомство с буквой у:

- выкладывание буквы из палочек;

- составление буквы из двух частей;

- обводка буквы по пунктирным линиям.

1. Закрепление

пройдённого

материала.

Игра «Будь

внимательным».

2. Определение

места звука [у] в

слове.

3. Работа в

тетрадях по

подготовке руки к

письму.

1. Выкладывание

буквы у из палочек.

2. Лепка буквы у из

пластилина.

3. Индивидуальная

работа в тетрадях.

1. Выкладывание

буквы у из спичек.

2. Обводка

правильно

написанных букв.

3. Закрепление

материала по

индивидуальным

тетрадям.

4. Работа в тетрадях

по подготовке руки к

письму.

5. Работа с кассами букв.

4

Занятия 3,4

Тема «Звук [а] и буква а»

1. Развитие слухового внимания.

Игра «Поймай звук [а]».

2. Определение места звука в слове.

Игра «Найди домик для звука [а]».

3. Выделение звука [а] в слогах, словах,

предложениях.

4. Знакомство с буквой а:

- выкладывание буквы из палочек;

- составление буквы из двух частей;

- обводка буквы по пунктирным линиям.

5. Работа с кассами букв.

1. Закрепление

пройденного

материала.

Игра «Поймай

звук».

2. Определение

места звука [а] в

слове.

3. Работа в

тетрадях по

подготовке руки к

письму.

1. Выкладывание

буквы а из

палочек.

2. Лепка буквы из

пластилина.

3. Индивидуальная

работа в тетрадях.

1. Выкладывание

буквы а из спичек,

палочек.

2. Зачёркивание

«неправильных»

букв.

3. Закрепление

материала по

индивидуальным

тетрадям.

4. Работа в тетрадях

по подготовке руки к

письму.

Октябрь

1

Занятия 1

Тема «Звук [и] и буква и»

1. Развитие слухового внимания.

Игра «Поймай звук [и]».

2. Определение места звука в слове.

Игра «Найди домик для звука [и]».

3. Выделение звука [и] в слогах, словах,

предложениях.

4. Знакомство с буквой и:

- игра «На что похожа буква и?;

- выкладывание буквы из палочек;

- составление буквы из двух частей;

- обводка буквы по пунктирным линиям.

5. Работа с кассами букв.

1. Закрепление

пройденного

материала.

Игра «Поймай

звук».

2. Подбор слов со

звуком [и].

3. Игра «Найди

правильную букву»

4. Работа в

тетрадях по

подготовке руки к

письму.

1. Выкладывание

буквы и из

мозаики.

2. Раскрашивание

буквы и.

3. Индивидуальная

работа в тетрадях.

1. Лепка буквы и из

пластилина.

2. Игра «Зачеркни

неправильную

букву»

3. Закрепление

материала по

индивидуальным

тетрадям.

4. Работа в тетрадях

по подготовке руки к

письму.

Занятие 2

Тема «Звуки [а], [у], [и]»

1. Игра «Назови первый звук в слове».

2. Подбор слов на заданный звук.

3. Игра «Живые звуки» - звуковой анализ

сочетаний иуа, уиа и др.

4. Работа с кассами букв.

1. Закрепление

пройденного

материала.

Игра «Разложи

картинки по

конвертам».

2. «Назови первый

(последний) звук в

слове».

3. Работа в

тетрадях по

подготовке руки к

письму.

1. Игра «Кто

больше?» - подбор

слов на заданный

звук.

2. «Узнай букву» -

определение букв

на ощупь (буквы из

пластилина).

3. Индивидуальная

работа в тетрадях.

1. Выкладывание

букв из спичек,

палочек.

2. Графический

диктант.

3. Закрепление

материала по

индивидуальным

тетрадям.

4. Работа в тетрадях

по подготовке руки к

письму.

2

Занятия 3, 4

Тема «Звук [п] и буква п»

1. Развитие слухового внимания. Игра

«Поймай звук [п]».

2. Определение места звука в слове. Игра

«Найди домик для звука[п]».

3. Звуковой анализ слогов типа ап, уп, ип.

4. Знакомство с буквой п:

- игра «На что похожа буква п?»;

- рисование буквы в воздухе;

- игра «Найди правильную букву»;

- составление буквы из двух частей;

- обводка буквы по пунктирным линиям.

1. Закрепление

произношения и

различения звуков.

Игра «Найди

домик для звука».

2. Подбор слов со

звуком [п].

3.

Воспроизведение

слоговых рядов.

4. Звуковой анализ

обратных слогов

типа ап, уп, ип.

5. Игра «Найди

букву п на

картинке».

1. Выкладывание

буквы п из

природного

материала.

2. Графический

диктант.

3. Индивидуальная

работа в тетрадях.

1. Выкладывание

буквы п из мозаики.

2. Игра «Цепочки

слов».

3. Работа в тетрадях

по подготовке руки к

письму.

3

Занятие 5

Тема «Звук [т]»

Занятие 6

1. Работа с кассами

букв – составление

слогов, звуковой

1. Выкладывание

букв из крупы.

2. Складывание

1. Выкладывание

букв из спичек,

палочек.

Тема «Звук [п] - [т]»

1. Различение звуков [п] - [т] на слух.

2. Игра «Скажи наоборот».

3. Игра «Назови первый звук в слове».

4. Подбор слов на заданный звук.

5. Выкладывание букв из двух частей.

6. Работа с кассами букв.

анализ, схемы.

2. Игра «Узнай и

дорисуй букву».

3. Работа в

тетрадях по

подготовке руки к

письму.

букв из двух

частей.

3. Закрашивание

буквы.

4. Индивидуальная

работа в тетрадях.

2. Зачеркивание

неправильных букв.

3. Работа в тетрадях

по подготовке руки к

письму.

4

Занятия 7, 8

Тема «Звук [к] и буква к»

1. Развитие слухового внимания.

Игра «Самый внимательный».

2. Выделение звуков в начале слова. Игра

«Эхо».

3. Игра «Скажи наоборот»: ка-кя, ко-…, ку-

…».

4. Звуковой анализ и синтез слогов типа ак,

ка, ук, ку, ки.

5. Знакомство с буквой к:

- игра «На что похожа буква к?»;

- рисование буквы в воздухе;

- составление буквы из двух частей;

- обводка буквы по пунктирным линиям.

1. Игра «Найди

домик для звука

[к]».

2. Подбор слов со

звуком [к].

3.

Воспроизведение

слоговых рядов.

4. Звуковой анализ,

составление схем

слогов.

5. Работа в

тетрадях по

подготовке руки к

письму.

1. Выкладывание

буквы к из

природного

материала.

2. Складывание

буквы к из четырёх

частей.

3. Индивидуальная

работа в тетрадях.

1. Лепка буквы к из

пластилина.

2. Обводка всех

гласных,

подчёркивание

согласных.

3. Работа в тетрадях

по подготовке руки к

письму.

Ноябрь

1

1. Занятие 1

Тема «Звуки ц, т, к»

Занятие 2

Тема «Звук [о] и буква о»

1. Выделение звуков на слух. Игра «Поймай

звук».

2. Произношение звуков в слогах, словах и

предложениях.

3. Звуковой анализ прямых слогов типа ца,

ту, ки.

4. Знакомство с буквой о:

- игра «На что похожа буква о?»

- составление буквы из двух частей;

- обводка буквы по пунктирным линиям.

5. Работа с кассами букв.

1. Игра «Самый

внимательный».

2. Подбор слов на

заданный звук.

3. Звуковой анализ

прямых слогов.

4. «Зачеркни

неправильную

букву».

5. Работа в

тетрадях по

подготовке руки к

письму.

1. Ниткография.

2. Закрашивание

буквы.

3. «Обведи букву

о».

4. Индивидуальная

работа в тетрадях.

1. Выкладывание

буквы о из мозаики.

2. Обводка слогов,

начинающихся на

гласный.

3. Работа в тетрадях

по подготовке руки к

письму.

2

Занятие 3

Тема «Звук [х] и буква х»

Занятие 4

Тема «Звуки к и х»

1. Различение звуков на слух.

2. Игра «Скажи наоборот».

3. Воспроизведение слоговых рядов.

4. Определение места звука в слове.

5. Деление слов на слоги.

6. Выкладывание букв из палочек, из двух

частей, обводка по пунктирным линиям.

7. Работа с кассами букв.

1. Игра «Кто

больше?» -

называние слов на

заданный звук.

2. Определение

места звука в

слове.

3. Деление слов на

слоги.

4. Составление

предложений с

заданными

словами.

5. Работа в

тетрадях по

подготовке руки к

письму.

1. Лепка буквы из

пластилина.

2. Игра «Телеграф»

- деление слов на

слоги.

3. Узнавание букв

тактильным

способом.

4. Индивидуальная

работа в тетрадях.

1. Выкладывание

букв из палочек,

спичек.

2. Узнавание букв,

написанных на руке

ребёнка (пальчиком

взрослого).

3. Работа в тетрадях

по подготовке руки к

письму.

3

Занятия 5, 6

Тема «Звуки [л’], [й]»

1. Развитие слухового внимания. Игра

«Самый внимательный».

2. Игра «Скажи наоборот».

1. Игра «Поймай

звук».

2. Выбор из

слогового ряда тех

слогов, которые

1. «Угадай букву» -

воспитатель рисует

букву в воздухе,

дети отгадывают.

2. Игра «Назови

1. Игра «Кто

больше?» - подбор

слов, содержащих

заданный звук (в

начале слова).

3. Выделение звуков в слогах, словах.

Деление слов на слоги.

4. Составление предложений с заданными

словами.

5. Звуковой анализ слогов типа аль, ай.

заканчиваются

гласными.

3. Игра «Цепочки

слов».

4. Игра

«Телеграф».

5. Работа в

тетрадях по

подготовке руки к

письму.

все буквы по

порядку».

3. Индивидуальная

работа в тетрадях.

2. Игра «Цепочка

слов».

3. Работа в тетрадях

по подготовке руки к

письму.

4

Занятие 7

Тема «Звук [ы] и буква ы»

Занятие 8

Тема «Звуки [ы], [и]»

1. Различение звуков на слух.

2. Игра «Скажи наоборот».

3. Работа с кассами букв – звуковой анализ

слов типа пых.

4. Игра «Найди домик для звука».

5. Выкладывание букв из двух частей,

обводка буквы по пунктирным линиям.

1. Подбор слов на

заданный звук.

2. Определение

места звука в

слове.

3. Составление с

этими словами

предложений.

4. Звуковой анализ

слов типа тик.

5. Работа в

тетрадях по

подготовке руки к

письму.

1. Лепка буквы из

пластилина.

2. Игра «Цепочки

слов».

3. «Бордюр из

букв» - рисование

буквы красками.

4. Индивидуальная

работа в тетрадях.

1. Выкладывание

букв из палочек,

спичек.

2. Закрашивание

буквы.

3. Работа в тетрадях

по подготовке руки к

письму.

4. Закрепление

материала в

индивидуальных

тетрадях.

Декабрь

1

Занятия 1, 2

Тема «Звук [м] и буква м»

1. Развитие слухового внимания.

Игра «Светофорчики».

2. Игра «Скажи наоборот».

3. Игра «Найди домик для звука».

4. Игра «Подарим картинки Маше и Мише».

5. Знакомство с буквой м:

- игра «На что похожа буква м?»

- рисование буквы в воздухе;

- составление буквы из двух частей;

- обводка буквы по пунктирным линиям.

6. Работа с кассами букв.

1. Подбор слов на

заданный звук.

2. Игра

«Телеграф».

3. Звуковой анализ

слова пума.

4. Работа в

тетрадях по

подготовке руки к

письму.

1. «Угадай букву» -

ребёнок рисует

букву в воздухе,

остальные

отгадывают.

2. Игра «Подарим

картинки Маше и

Мише».

3. Индивидуальная

работа в тетрадях.

1. Выкладывание

букв из палочек,

спичек.

2. Закрашивание

буквы.

3. Работа в тетрадях

по подготовке руки к

письму.

2

Занятия 3, 4

Тема «Звук [н] и буква н»

1. Выделение звука на слух и в произношении

в слогах, словах.

2. Игра «Скажи наоборот».

3. Игра «Подарим картинки Нате и Нине».

4. Составление предложений с заданными

словами (схемы).

5. Знакомство с буквой н:

- игра «На что похожа буква н?»

- рисование буквы в воздухе;

- составление буквы из двух частей;

- обводка буквы по пунктирным линиям.

6. Работа с кассами букв.

1. Подбор слов на

заданный звук.

2. Определение

места звука в

слове.

3. Составление с

этими словами

предложений.

4. Работа с кассой

букв – составление

схемы слова ноты.

5. Работа в

тетрадях по

подготовке руки к

письму.

1. Лепка буквы из

пластилина.

2. Игра «Цепочка

слов».

3. Графический

диктант.

4. Индивидуальная

работа в тетрадях.

1. Выкладывание

букв из палочек,

спичек.

2. Закрашивание

буквы.

3. Работа в тетрадях

по подготовке руки к

письму.

4. Закрепление

материала в

индивидуальных

тетрадях.

3

Занятия 5, 6

Тема «Звук [с] и буква с»

1. Развитие слухового внимания. Игра «Будь

внимательным».

2. Игра «Кто больше?».

3. Игра «Найди домик для звука».

1. Уточнение

правильного

произношения

звука [с].

2. Выделение звука

с логах, словах

1. Ниткография.

2. Закрашивание

буквы.

3. Игра «Назови

буквы по порядку».

4. Индивидуальная

1. Лепка буквы из

пластилина.

2. Игра «Кто

больше?».

3. Работа в тетрадях

по подготовке руки к

4. Выделение звука в словах. Составление

предложений с этими словами.

5. Знакомство с буквой с:

- игра «На что похожа буква с?»

- рисование буквы в воздухе;

- составление буквы из двух частей;

- обводка буквы по пунктирным линиям.

6. Работа с кассами букв.

типа са, ша, за,

сам, суп, зуб.

3. Звуковой анализ

слов сок, соты.

4. Работа в

тетрадях по

подготовке руки к

письму.

работа в тетрадях.

письму.

4

Занятие 7

Тема «Звук [с’]»

Занятие 8

Тема «Звуки [с], [с’]»

1. Выделение звуков [с], [с’] на слух и в

произношении в словах, слогах.

Игра «Светофорчики».

2. Игра «Скажи наоборот».

3. Игра «Подарим картинки Соне и Люсе».

4. Деление слов на слоги. Игра «Прохлопай

слова».

5. Звукобуквенный анализ и синтез слов синь,

сын.

6. Работа с кассами букв.

1. Подбор слов на

заданный звук.

2. Определение

места звука в

слове.

3. Составление с

этими словами

предложений.

4. Работа с кассой

букв – составление

схемы слова косы.

5. Работа в

тетрадях по

подготовке руки к

письму.

1. Игра «найди

букву» - выбрать

нужную букву

среди других.

2. Игра

«Путаница» -

расставь слова по

местам.

3. Индивидуальная

работа в тетрадях.

1. Соединение

одинаковых букв

верёвочкой.

2. Придумывание

слов, содержащих со,

са, сы, си в начале

слова.

3. Работа в тетрадях

по подготовке руки к

письму.

4. Закрепление

материала в

индивидуальных

тетрадях.

Январь

1, 2, 3

Зимние каникулы

Занятия 1, 2

Тема «Звуки [з], [з’], буква з»

1. Развитие слухового внимания.

Игра «Живые звуки».

2. Выделение звука в слогах, словах.

3. Деление слов на слоги.

4. Предлоги за, из-за.

5. Знакомство с буквой з:

- игра «На что похожа буква з?»

- составление буквы из двух частей;

- обводка буквы по пунктирным линиям.

6. Работа с кассами букв.

1.Уточнение

произношения

звука.

2. Подбор слов на

заданный звук.

3. Работа над

деформированным

предложением.

4. Работа в

тетрадях по

подготовке руки к

письму.

1. Ниткография.

2. Игра «Скажи

наоборот».

3. Игра «Подари

картинки для Зои и

Зины».

4. Индивидуальная

работа в тетрадях.

1. Лепка буквы из

пластилина.

2. Игра «Зачеркни

неправильные

буквы».

3. Придумывание

слов, содержащих

заданный слог (в

конце слова).

4. Работа в тетрадях

по подготовке руки к

письму.

4

Занятия 3, 4

Тема «Звуки [с], [з]»

1. Выделение звуков [с], [з] на слух и в

произношении в слогах, словах.

2. Игра «Скажи наоборот».

3. Отбор картинок для Сони и Зои.

4. Родственные слова.

5. Составление предложений с данными

словами.

6. Работа с кассами букв.

1. Закрепление

произношения и

сопоставление

звуков.

2. Игра «Скажи

наоборот».

3. Игра «Назови

ласково».

4. Звукобуквенный

анализ слов типа

козы, косы.

5. Работа в

тетрадях по

подготовке руки к

письму.

1. Выкладывание

букв из природного

материала.

2. Графический

диктант.

3. Подбор

родственных слов к

слову лиса.

4. Индивидуальная

работа в тетрадях.

1. Игра «Узнай

букву»

(зашумлённые

буквы).

2. Подбор слова к

схеме.

3. Работа в тетрадях

по подготовке руки к

письму.

4. Закрепление

материала в

индивидуальных

тетрадях.

Февраль

1

Занятие 1

Тема «Звук [б] и буква б»

Занятие 2

Тема «Звуки [п], [б]»

1. Правильное произношение и

сопоставление звуков (звонкие и глухие

согласные).

2. Игра «Скажи наоборот».

3. Игра «Найди домик для звука».

1. Уточнение

правильного

произношения

звуков.

2.

Воспроизведение

слоговых рядов.

3. Работа над

деформированным

1. Лепка буквы из

пластилина.

2. Игра «Обведи

букву, которая

спряталась».

3. Составление

предложений по

сюжетным

картинкам.

1. Выкладывание

букв из палочек,

спичек.

2. Игра «Кто

больше?».

3. Составление

предложений .

Деление

предложений на

4. Отбор картинок для Пульки и Бульки.

5. Знакомство с буквой б:

- игра «На что похожа буква б?»;

- рисование буквы в воздухе;

- составление буквы из двух частей;

- обводка буквы по пунктирным линиям.

6. Работа с кассами букв.

предложением.

4. Работа в

тетрадях по

подготовке руки к

письму.

4. Индивидуальная

работа в тетрадях.

слова.

4. Работа в тетрадях

по подготовке руки к

письму.

2

Занятие 3

Тема «Звук [э] и буква э»

Занятие 4

Тема «Звук [в] и буква в»

1. Выделение звука на слух и в произношении

в слогах и словах.

Игра «Будь внимательным».

2. Игра «Кто больше?».

3. Согласование числительных с

существительными.

4. Деление слов на слоги «Прохлопай слова»,

ударение.

5. Складывание букв из двух частей, обводка

по пунктирным линиям.

6. Работа с кассами букв.

1. Подбор слов на

заданный звук.

2. Определение

места звука в

слове.

3. Составление с

этими словами

предложений.

4. Игра «Прошагай

слова», ударение.

5. Работа в

тетрадях по

подготовке руки к

письму.

1. Игра «На что

похожа буква?» -

узнавание букв.

2. Игра «Назови

буквы по порядку».

3. Индивидуальная

работа в тетрадях.

1. Лепка букв из

пластилина.

2. Закрашивание

букв.

3. Игра «Большой –

маленький».

4. Работа в тетрадях

по подготовке руки к

письму.

5. Закрепление

материала в

индивидуальных

тетрадях.

3

Занятия 5, 6

Тема «Звук [д] и буква д»

1. Развитие слухового внимания.

Игра «Будь внимательным».

2. Игра «Кто больше?».

3. Игра «Найди домик для звука».

4. Выделение звука в словах.

Составление предложений с этими словами,

схемы. Заглавная буква.

5. Знакомство с буквой д:

- игра «На что похожа буква д?»;

- рисование буквы в воздухе;

- составление буквы из двух частей;

- обводка буквы по пунктирным линиям.

6. Работа с кассами букв.

1. Уточнение

правильного

произношения

звука.

2. Игра «Прошагай

слова», ударение.

3. Звуковой анализ

слов дом, Дима.

4. Работа в

тетрадях по

подготовке руки к

письму.

1. Выкладывание

буквы из крупы.

2. Закрашивание

буквы.

3. Игра «Исправь

ошибку» -

закрепление

предлогов над, под,

из-под.

4. Индивидуальная

работа в тетрадях.

1. Лепка букв из

пластилина.

2. Игра «Кто

больше?» - назови

слова со звуком [д].

3. Работа в тетрадях

по подготовке руки к

письму.

4

Занятия 7, 8

Тема «Звуки [т], [д]»

1. Выделение звуков на слух и в

произношении в слогах, словах.

Игра «Самый внимательный».

2. Игра «Скажи наоборот».

3. Составление слов по схемам.

4. Деление слов на слоги – «Прохлопай

слова».

5. Звукобуквенный анализ и синтез слов

тина, Дима.

6. Работа с кассами букв.

1. Уточнение

правильного

произношения

звука.

2. «Закончи

предложение

недостающим

словом с

предлогом».

3. Работа с кассой

букв – составление

схемы слова диван.

4. Работа в

тетрадях по

подготовке руки к

письму.

1. Игра

«Лабиринт» -

проведи медведя к

бочке с мёдом.

2. Игра «Вставь

недостающее

«маленькое» слово

– предлог».

3. Индивидуальная

работа в тетрадях.

1. Игра «Найди

букву» - выбрать

нужную букву среди

других.

2. Игры «Что

делает?», «Что будет

делать?» -

составление

предложений.

3. Работа в тетрадях

по подготовке руки к

письму.

4. Закрепление

материала в

индивидуальных

тетрадях.

Март

1

Занятие 1

Тема «Звук [г] и буква г»

Занятие 2

Тема «Звуки [г], [ г‘]»

1. Правильное произношение и различение

1. Уточнение

правильного

произношения

звука.

2. Чтение слогов,

1. Рисование буквы

на манной крупе.

2. Закрашивание

буквы.

3. Игра «Назови

1. Выкладывание

буквы из спичек,

палочек.

2. Игра «Кто

больше?».

звуков.

2. Игра «Скажи наоборот».

3. Игра «Подарим картинке Гоше и Гене».

4. Игра «Эхо» - словообразование.

5. Знакомство с буквой г:

- игра «На что похожа буква г?»;

- составление буквы из двух частей;

- обводка буквы по пунктирным линиям.

6. Работа с кассами букв.

слов по карточкам.

3. Звуковой анализ

слов губы, ноги.

4. Работа в

тетрадях по

подготовке руки к

письму.

буквы по порядку».

4. Индивидуальная

работа в тетрадях.

3. Игра «1, 2, …,5» -

согласование

числительных с

существительными.

4. Работа в тетрадях

по подготовке руки к

письму.

2

Занятие 3

Тема «Звук [л] и буква л»

Занятие 4

Тема «Звуки [л], [ л‘]»

1. Выделение звуков на слух и в

произношении в слогах, словах.

Игра «Светофорчики».

2. Игра «Скажи наоборот».

3. Подбор картинок по схемам.

4. Притяжательные прилагательные.

5. Звукобуквенный анализ и синтез слов волк,

лиса.

6. Работа с кассами букв.

1. Закрепление

произношения

звуков [л], [ л‘].

2. Игра «Найди

домик для звука».

3. Игры «Чей

хвост?», «Чья

лапа?».

4. Работа с кассой

букв – составление

схем слов липа,

лапа.

5. Работа в

тетрадях по

подготовке руки к

письму.

1. Изготовление

буквы л из

проволоки.

2. Игра «Подарим

слова Ладе и

Лене».

3. Индивидуальная

работа в тетрадях.

1. Игра «Разведчики»

- прочитай

зашифрованное

слово.

2. Подбор

родственных слов к

словам волк, лиса,

белка.

3. Работа в тетрадях

по подготовке руки к

письму.

4. Закрепление

материала в

индивидуальных

тетрадях.

3

Занятия 5,6

Тема «Звук [ш] и буква ш»

1. Развитие слухового внимания.

Игра «Будь внимательным».

2. Игра «Кто больше?».

3. Игра «Звук потерялся, звук заблудился».

4. Выделение звука в словах.

Составление предложений с этими словами.

5. Правописание ши.

6. Знакомство с буквой ш:

- игра «На что похожа буква ш?»;

- рисование буквы в воздухе;

- составление буквы из двух частей;

- обводка буквы по пунктирным линиям.

1. Уточнение

правильного

произношения

звука.

2.

Воспроизведение

слоговых рядов.

3. Игра «Найди

домик для звука».

4. Звукобуквенный

анализ слова типа

шина.

5. Работа в

тетрадях по

подготовке руки к

письму.

1. Лепка буквы из

пластилина.

2. Чтение сказки

«Бишка»

К.Д.Ушинского.

3. Пересказ сказки.

4. Чтение слогов с

буквой ш.

5. Индивидуальная

работа в тетрадях.

1. Выкладывание

буквы из спичек,

палочек.

2. Придумывание

аналогичной сказки о

животном.

3. Правописание ши.

4. Работа в тетрадях

по подготовке руки к

письму.

4

Занятия 7,8

Тема «Звуки [с], [ ш]»

1. Правильное произношение и

сопоставление звуков.

2. Игра «Скажи наоборот».

3. Игра «Подарим картинке Соне и Шуре».

4. Составление предложений с данными

словами, схемы.

5. Пересказ сказки «Петушок и бобовое

зёрнышко».

1.Закрепление

правильного

произношения

звуков.

2. Игра «Будь

внимательным».

3. Подбор слов на

заданный звук.

4. Звуковой анализ

и синтез слов

мышка, шапка.

5. Работа в

тетрадях по

подготовке руки к

письму.

1. Игра «Кто

больше?».

2. Инсценировка

сказки «Петушок и

бобовое

зёрнышко».

3. Индивидуальная

работа в тетрадях.

1. Игра «Узнай и

дорисуй букву».

2. Рисование

иллюстраций к

сказке «Петушок и

бобовое зёрнышко».

3. Игра «Цепочки

слов».

4. Закрепление

материала в

индивидуальных

тетрадях.

Апрель

1

Занятия 1, 2

Тема «Звук [ж] и буква ж»

1. Закрепление правильного произношения

1. Уточнение

правильного

произношения

1. Изготовление

буквы ж из

проволоки.

1. Выкладывание

буквы из спичек,

палочек.

звука.

2. Игра «Самый внимательный» - выделение

звука в слогах, словах.

3. Определение места звука в слове.

4. Деление слов на слоги, ударение.

5. Правописание жи. Звуковой анализ слова

лыжи.

6. Знакомство с буквой ж:

- игра «На что похожа буква ж?»;

- составление буквы из двух частей;

- обводка буквы по пунктирным линиям.

звука.

2. Сложные слова.

Игра «Какой

дом?».

3. Звуковой анализ

слов жаба, ужин.

4. Работа в

тетрадях по

подготовке руки к

письму.

2. Закрашивание

буквы.

3. Игра «Назови

буквы по порядку».

4. Индивидуальная

работа в тетрадях.

2. Игра «Кто

больше?».

3. Игра «1, 2, …,5» -

согласование

числительных с

существительными.

4. Работа в тетрадях

по подготовке руки к

письму.

2

Занятие 3

Тема «Звуки [ж], [ ш]»

Занятие 4

Тема «Звуки [ж], [ з]»

1. Выделение звуков на слух и в

произношении.

2. Игра «Скажи наоборот».

3. Правописание жи – ши.

4. Деление слов на слоги, ударение.

5. Составление предложений по картинкам,

схемы.

6. Составление букв из двух частей.

1. Закрепление

произношения

звуков.

2. Звукобуквенный

анализ слов типа

школа.

3. Правописание

жи – ши.

4. Образование

родственных слов.

5. Работа в

тетрадях по

подготовке руки к

письму.

1. Графический

диктант.

2. Чтение рассказа

«Купание

медвежат» В

Бианки.

3. Подбор

родственных слов к

слову медведица.

4. Индивидуальная

работа в тетрадях.

1. Узнавание буквы

по отдельным

элементам.

2. Рисование

иллюстраций к

рассказу «Купание

медвежат».

3. Игра «Чей хвост

(ухо, лапа)?».

4. Закрепление

материала в

индивидуальных

тетрадях.

3

Занятие 5

Тема «Звук [р] и буква р»

Занятие 6

Тема «Звук [ р‘]»

1. Правильное произношение и различение

звуков.

2. Игра «Поймай звук».

3. Воспроизведение слоговых рядов.

Преобразование слогов.

4. Игра «Найди домик для звука».

5. Составление схем предложений.

6. Знакомство с буквой р:

- игра «На что похожа буква р?»;

- составление буквы из двух частей;

- обводка буквы по пунктирным линиям.

7. Работа с кассами букв.

1. Уточнение

правильного

произношения

звука.

2. Определение

места звука в

слове.

3. Звуковой анализ

слов груша, трава.

4. Составление

предложений по

схеме.

5. Работа в

тетрадях по

подготовке руки к

письму.

1. Ниткография.

2. Игра «Найди

ошибку в бордюре:

ррвррр».

3. Называние слов

с заданным звуком,

составление с

этими словами

предложения.

4. Индивидуальная

работа в тетрадях.

1. Лепка буквы из

пластилина.

2. Нахождение и

обводка

«спрятавшейся»

буквы.

3. Чтение слова,

вставка

пропущенной буквы.

4. Работа в тетрадях

по подготовке руки к

письму.

4

Занятие 7

Тема «Звуки [р], [ р‘]»

Занятие 8

Тема «Звуки [р], [ л]»

1. Упражнение в правильном произношении и

сопоставлении звуков.

2. Игра «Скажи наоборот».

3. Подбор слов на заданный звук, деление

слов на слоги, ударение.

4. Составление рассказа по серии картинок

«Собака-санитар».

5. Подбор родственных слов.

1. Закрепление

произношения

звуков.

2. Звукобуквенный

анализ слова типа

крыло.

3. Упражнение в

словообразовании

– образование слов

с помощью

приставок.

4. Подбор

предметов к слову

шерстяной (-ая,

- ое).

5. Работа в

тетрадях по

подготовке руки к

письму.

1. Закончи

предложения

словами белый,

кролик.

2. Составление

слова из

предложенных

букв.

3. Подбор

родственных слов к

слову собака.

4. Индивидуальная

работа в тетрадях.

1. Изготовление букв

из проволоки.

2. Вставка

пропущенного слога

(по картинке).

3. Словообразование

относительных

прилагательных от

названий тканей.

4. Закрепление

материала в

индивидуальных

тетрадях.

Май

1

Занятия 1, 2

Тема «Звук [ф] и буква ф»

1. Закрепление правильного произношения

звука.

2. Игра «Самый внимательный» - выделение

звука ф в слогах, словах.

3. Определение места звука в слове.

4. Деление слов на слоги, ударение.

5. Знакомство с буквой ф:

- игра «На что похожа буква ф?»;

- составление буквы из двух частей;

- обводка буквы по пунктирным линиям.

1. Уточнение

правильного

произношения

звука.

2. Игра «Кто это» -

словообразование

существительных.

3. Составление

предложений с

данными словами.

4. Работа в

тетрадях по

подготовке руки к

письму.

1. Выкладывание

буквы из камней.

2. Игра «Охотник

идёт по следу» -

обвести букву.

3. Игра «Назови

буквы по порядку».

4. Индивидуальная

работа в тетрадях.

1. Лепка буквы из

пластилина.

2. Игра «Кто

больше?».

3. Игра «Цепочки

слов».

4. Работа в тетрадях

по подготовке руки к

письму.

2

Занятие 3

Тема «Звуки [в], [ф]»

Занятие 4

Тема «Звук [й] и буква й»

1. Уточнение правильного произношения

звуков.

2. Выделение звуков на слух и в

произношении.

3. Игра «Скажи наоборот».

4. Звуковой анализ и синтез типа фата, вата,

май.

5. Деление слов на слоги, ударение.

6. Составление букв из двух-четырёх частей.

1. Закрепление

произношения

звуков.

2. Игра «Где

звук?».

3. Отбор картинок

на заданный звук.

4. Составление

предложений по

схемам.

5. Работа в

тетрадях по

подготовке руки к

письму.

1. Игра Найди

ошибку в бордюре:

фффрфф».

2. Составление

слова по

начальным звукам.

3. Игра

«Превращение

слов».

4. Индивидуальная

работа в тетрадях.

1. Буквенный

диктант.

2. Составление слова

по первым звукам

картинок.

3. Составь с этими

словами

предложения.

4. Закрепление

материала в

индивидуальных

тетрадях.

3

Занятия 5, 6

Тема «Мягкие и твёрдые согласные»

1. Уточнения понятия мягкие и твёрдые

согласные.

2. Игра «Скажи наоборот».

3. Чтение слогов, придумывание слов с

заданными слогами.

4. Звукобуквенный анализ слов типа пыл –

пыль.

5. Преобразование деформированной фразы.

Игра «Расставь слова по местам»,

6. Сопоставление и распространение

предложений с помощью вопросов.

1. Закрепление

правильного

произношения

звуков.

2. Определение

места звука в

слове.

3. Составление

предложений с

заданными

словами. Схемы

предложений.

4. Работа в

тетрадях по

подготовке руки к

письму.

1. Игра «Найди

лишний слог: ми,

ти, ты, ли, си».

2. Игра «Назови

картинку, выдели

первый звук,

напиши букву».

3. Игра «Назови

слова с заданным

звуком, составь

предложение».

4. Индивидуальная

работа в тетрадях.

1. Игра «Скажи

наоборот».

2. Игра «Найди и

обведи

«спрятавшуюся»

букву».

3. Чтение слова под

картинкой, вставка

пропущенной буквы.

4. Работа в тетрадях

по подготовке руки к

письму.

4

Занятия 7, 8

Тема «Звонкие и глухие согласные»

1. Сопоставление парных звонких и глухих

согласных.

2. Игра «Скажи наоборот».

3. Сложные слова.

4. Составление предложений со сложными

словами.

1. Закрепление

произношения

звуков.

2. Звукобуквенный

анализ слов типа

палка – балка.

3. Образование

родственных слов.

4. Работа в

тетрадях по

подготовке руки к

письму.

1. Графический

диктант.

2. Игра «Скажи

наоборот».

3. Игра «Из

предложенных

букв составь

слово».

4. Упражнение в

словообразовании.

5. Индивидуальная

работа в тетрадях.

1. Игра «Найди

пару».

2. Написание букв с

закрытыми глазами.

3. Игра «Назови

пропущенный слог

(под картинкой)».

4. Закрепление

материала в

индивидуальных

тетрадях.

Приложение 2

Примерное планирование занятий по подготовке руки к письму

для детей старшего возраста

Неделя

Программное содержание

Структура занятия

Сентябрь

1-я

1. Выявить уровень сформированности графических

умений и навыков у детей:

- зрительно-моторные интеграции;

- умение обводить рисунок по точкам и раскрашивать его.

2. Обследовать детей на выявление ведущей руки.

3. Проверить умение ориентироваться на листе бумаги.

4. Работать над развитием координации движений с

речью.

1. Загадать загадку про дождик.

2. Задание «Нарисуй дождик».

3. Пальчиковая игра «Дождик».

4. Задание «Сложи горошины в кувшинчик» (крупа).

5. Игра «Отвезём урожай в овощехранилище»

(ориентировка на листе бумаги).

6. Задание в прописи «Соедини точки и раскрась

картинку»

2-я

1. Выявить уровень развития мелкой моторики и

тактильной чувствительности.

2. Работать над развитием психических процессов:

внимания, памяти, воображения.

3. Выявить уровень сформированности сенсорных

эталонов.

4. Работать над развитием координации речи с

движением.

1. Игра «Чудесный мешочек» (выбрать только

овощи).

2. Работа с трафаретами: нарисуй и раскрась овощи.

3. Игра «Будь внимателен» (хлопни в ладоши, когда

назову овощ).

4. Задание «Дорожки».

5. Пальчиковая гимнастика «Капуста».

6. Лепка «Корзинка с овощами».

3-я

1. Продолжать работать над развитием мелкой моторики

– учить выкладывать из палочек буквы по образцу.

2. Упражнять в ориентировке на листе бумаги – учит

видеть клетки и рабочую строку.

3. Продолжать формировать графические умения и

навыки.

4. Работать над развитием психических процессов:

внимания, памяти, воображения.

1. Игра «Ау» - на развитие слуховой памяти и

внимания.

2. Игра «Буквы рассыпались» - выкладывание букв

из палочек по образцу.

3. Работа в тетрадях: знакомство с клеткой и рабочей

строкой.

4. Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу».

5. Тактильное обследование букв а и у из наждачной

бумаги.

6. Печатание букв а и у в прописи.

7. Игра «Передай другому» - написание на спине.

4-я

1. Продолжать работу над развитием мелкой моторики –

учить выкладывать буквы а и у из шнура.

2. Работать над развитием графических умений и

навыков.

3. Продолжать учить ориентироваться на плоскости по

словесным инструкциям.

4. Работать над развитием психических процессов и

координацией движений с речью.

1. Игра «Футбол».

2. Задание «Выложи букву из шнура».

3. Задание в прописи «Раскрась фрукты».

4. Пальчиковая гимнастика «Сливы».

5. Задание «Закончи строку».

6. Задание «Выбури предмет с нужным звуком» (а, у,

и, э).

Октябрь

1-я

1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой

моторики.

2. Совершенствовать графические умения и навыки,

упражнять в штриховке.

3. Работать над развитием зрительно-пространственного

восприятия, слуховой памяти, внимания,

фонематического слуха.

4. Упражнять в ориентировке на клетках.

1. Слуховой диктант.

2. Игра «Какая фигура» (написание на вытянутой

руке и на спине) – работа в парах.

3. Задание «Лабиринт».

4. Массаж подушечек пальцев рук.

5. Игра «Фигуры рассыпались» (выкладывание из

счётных палочек геометрических фигур).

6. Игра «Рыбка» - определение места звука в слове.

2-я

1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой

моторики, упражнять в координации движений с речью.

2. Совершенствовать графические умения и навыки через

штриховку в разных направлениях и проведении линий

без отрыва от бумаги.

3. Упражнять в ориентировке на клетках.

4. Работать над развитием фонематического слуха и

логического мышления.

1. Графический диктант.

2. Игра «Выложи узор по схеме».

3. Задания на проведение линий без отрыва руки от

листа.

4. Пальчиковая гимнастика с прищепками.

5. Игра «Доскажи словечко» - по заданному слогу.

6. Игровое упражнение «За грибами».

3-я

1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой

моторики, учить обследовать предметы и выкладывание

их из шнура.

2. Формировать графические умения и навыки.

3. Работать над развитием ориентировки в пространстве и

на плоскости, упражнять в понимании зеркального

пространства.

1. Задание на развитие логического мышления и

внимания.

2. Игра «Найди ошибки» - на зеркальное отражение.

3. Игра «Зеркало» - в парах.

4. Тактильное обследование геометрических фигур

из гречки и выкладывание их из шнура.

5. Пальчиковая гимнастика «Шла ворона через поле».

4. Работать над развитием психических процессов:

логического мышления, внимания, зрительно-

пространственного восприятия.

6. Задание «Дорожки».

4-я

1. Работать над развитием мелкой моторики и тактильной

чувствительности.

2. Совершенствовать графические умения и навыки,

учить рисовать пунктирные и волнистые линии,

упражнять в штриховке в горизонтальном направлении.

3. Учить сравнивать силуэтные изображения с реальными

предметами.

4. Работать над развитием психических процессов:

логического мышления, внимания, памяти.

5. Работать над развитием фонематического слуха.

1. Игра «Пианино» - развитие мелкой моторики и

логического мышления.

2. Задание «Раскрась бусины в соответствии с

цифрами».

3. Игра «Найди предмет такой же формы» (на

ощупь).

4. Задание «Заштрихуй только птиц».

5. Массаж подушечек пальцев рук.

6. Игра «Рыбка» - определение места звука в слове.

Ноябрь

1-я

1. Продолжать работать над развитием мелкой моторики

и координацией движений руки и глаз; упражнять в

вырезывании овала из прямоугольника.

2. Совершенствовать графические навыки – упражнять в

штриховке и обведении по точкам.

3. Упражнять в составлении целого из частей.

4. Работать над развитием психических процессов:

логического мышления и воображения.

1. Задание «Выложи рисунок по образцу».

2. Игра «Найди предмет такой же формы» (овал).

3. Работа с ножницами – превращение

прямоугольника в овал.

4. Тактильное обследование буквы о из бархатной

бумаги.

5. Упражнение с чётками.

6. Задания «Заштрихуй все четырёхугольники»,

«Соедини точки».

7. Игра «Рыбка» - определение места звука в слове.

2-я

1. Упражнять в умении строить свою деятельность по

словесным инструкциям; в ориентировке на листе

бумаги.

2. Продолжать работать над развитием мелкой и общей

моторики, упражнять в координации движений рук.

3. Совершенствовать навыки обведения рисунка по

точкам без отрыва руки от бумаги.

4. Продолжать работать над развитием психических

процессов: памяти, мышления, слухового внимания.

1. Графический диктант.

2. Задание «Нарисуй лес, не отрывая руки от листа»

(соединение точек).

3. Задание «Выложи из палочек узор» (по памяти).

4. Пальчиковая гимнастика «Кулачки, ладошки».

5. Работа с трафаретами (в парах).

6. Игра со шнуровкой «Снеговичок».

7. Игра «Поймай звук».

3-я

1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой

моторики и зрительно-моторных функций.

2. Упражнять в обведении рисунка по точкам и

симметричном дорисовывании второй половины.

Совершенствовать навык вертикальной штриховки.

3. Упражнять в координации движений пальцев с речью

(в разном темпе).

4. Продолжать работать над развитием слухового

внимания, памяти и логического мышления.

1. Слуховой диктант (какой слог лишний).

2. Задание «Лабиринт».

3. Игра «Буквы рассыпались» - выкладывание из

спичек.

4. Задание «Обведи и раскрась».

5. Пальчиковая игра «Пальчики в лесу».

6. Игра «Кто быстрее смотает нитки на катушку».

7. Задание «Нарисуй вторую половину предмета» .

8. Лепка «Барельефы».

4-я

1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой

моторики, упражнять в шнуровке. Работать над

координацией движений в соответствии с темпом речи.

2. Совершенствовать графические умения и навыки.

3. Упражнять в ориентировке на клетках, учить делить

клетку по диагонали.

4. Работать над развитием психических процессов:

логического мышления, памяти, внимания.

Совершенствовать фонематический слух.

1. Слуховой диктант (найди лишнее слово).

2. Работа со шнуровками.

3. Задание «Нарисуй вокруг фигуры, постепенно

увеличивающиеся».

4. Пальчиковая гимнастика «Ветер».

5. Тактильное обследование буквы ы из бархатной

бумаги.

6. Выкладывание буквы ы из палочек.

7. Игра «Хлопни на нужный звук».

Декабрь

1-я

1. Продолжать работать над развитием зрительно-

моторных функций, учить срисовывать выложенный из

спичек узор в тетрадь.

2. Продолжать учить раскрашивать картинку, используя

схему.

3. Упражнять в ориентировке на микроплоскости. Учить

действовать по словесной инструкции.

4. Работать над развитием слухового и зрительного

внимания, логического мышления, воображения.

1. Графический диктант.

2. Игра «На что похоже?».

3. Задание «Выложи узор и зарисуй его в тетрадь»

(из палочек).

4. Массаж фалангов пальцев.

5. Задание «Аквариум».

6. Выкладывание из пробок «По замыслу».

7. Игра «Подбери слово со звуком».

2-я

1. Продолжать работать над развитием зрительно-

1. Игра «Что изменилось?».

моторных интеграций; упражнять в координации

движений с речью.

2. Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги;

закреплять навыки штриховки разными способами.

3. Работать над развитием ориентировки в пространстве и

на плоскости.

4. Совершенствовать зрительную и слуховую память и

внимание.

2. Задания «Выполни штриховку», «Нарисуй клубки

ниток разного цвета».

3. Игра «Выбери нужную карточку» (на звуки).

4. Пальчиковая гимнастика «Перчатки».

5. Ручной труд «Ёлочные игрушки».

6. Упражнение «Самолёты» (на плоскости).

7. Игра «Доскажи словечко».

3-я

1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой

моторики; учить работать с трафаретами и шаблонами.

2. Тренировать в раскрашивании картинок по образцу.

3. Развивать зрительно-пространственные ориентировки

на микроплоскости.

4. Развивать логическое мышление и воображение.

1. Игра «Разрезные картинки» - собрать картинку и

словесно обозначить, что где находиться.

2. Работа с трафаретами и шаблонами.

3. Игра «Угадай, на что похоже» - рисование

вытянутой рукой в воздухе и на спине.

4. Задание «Раскрась по образцу».

5. Пальчиковая игра «Шла ворона через поле».

6. Упражнение «Снеговик».

7. Задание «Узор в полосе».

4-я

1. Продолжать развивать зрительно-моторные функции.

2. Совершенствовать графические умения и навыки,

учить срисовывать узор, точно повторяя его элементы.

3. Упражнять в ориентировке на микроплоскости. Учить

сопровождать свои действия словами: вверх, вниз, влево,

вправо.

4. Учить группировать предметы по одному из признаков

(форме, цвету и т.п.).

1. Игра «Наведём порядок» (группировка предметов

по заданному признаку).

2. Задание «Лабиринт».

3. Выкладывание предметов из крупы.

4. Пальчиковая игра с прищепками.

5. Задание «Нарисуй на второй паре рукавиц и

носочков такой же узор».

6. Игра «Поймай слог».

7. Упражнение «Угадай на ощупь».

Январь

1-я

Зимние каникулы

2-я

1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой

моторики.

2. Развивать зрительно-пространственное восприятие.

3. Совершенствовать графические умения и навыки,

закреплять умение обводить рисунок по точкам без

отрыва руки от листа.

4. Развивать зрительное внимание, тактильную память и

логическое мышление.

1. Игра «Чудесный мешочек».

2. Задание «Соедини точки».

3. Задание «Выложи узор по образцу» (из

геометрических фигур).

4. Упражнение с чётками.

5. Упражнение «Придумай, на что похоже» (из

счётных палочек).

6. Игра «Угадай, какой звук потерялся».

7. Аппликация «Коврик».

3-я

1. Работать над развитием зрительно-моторных функций,

закреплять умение находить выход из лабиринтов.

2. Упражнять в штриховке фигур разными способами.

3. Развивать зрительно-пространственное восприятие,

упражнять в ориентировке на клетках.

4. Развивать психические процессы: память, мышление,

внимание, воображение.

1. Слуховой диктант «Хлопни на нужное слово».

2. Задание «Выполни штриховку».

3. Пальчиковая игра «Птички».

4. Игра «Рыбка» - определение места звука в слове.

5. Задания «Закончи строку», «Лабиринт».

6. Упражнение «Домашние птицы».

7. Лепка «По замыслу».

4-я

1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой

моторики, зрительно-моторных функций.

2. Упражнять в умении находить выход из лабиринта,

проводить линию посередине извилистой дорожки.

3. Работать над развитием зрительно-пространственного

восприятия, упражнять в ориентировке на плоскости.

4. Развивать зрительное и слуховое внимание и

тактильную память.

1. Зрительный диктант «Нарисуй в пустых клетках

такие же фигуры».

2. Игра «Футбол».

3. Игра «Передай другому» (письмо на спине).

4. Пальчиковая гимнастика с пробками.

5. Задания «Лабиринт», «Дорожки».

6. Тактильное обследование фигур из гречки.

7. Упражнение «Синичка» - место звука в слове.

Февраль

1-я

1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой

моторики, координацией движений в соответствии с

темпо речи. Упражнять в работе с трафаретами и

шаблонами.

2. Упражнять в обведении и раскрашивании рисунка.

3. Продолжать учить узнавать предметы по силуэтному

изображении., совершенствовать ориентировку на

клетках.

4. Развивать логическое мышление и память.

1. Работа с трафаретами и шаблонами.

2. Лепка «Кактус».

3. Игра «Комканье платка».

4. Задания «Соедини точки», «Продолжи слово по

заданному слогу».

5. Вырезание фигур из картона.

6. Упражнение «На водопой».

7. Тактильное обследование «Пуговицы».

2-я

1. Продолжать работать над развитием зрительно-

моторных функций, координацией движений с речью.

Продолжать работать с ножницами.

2. Совершенствовать графические навыки.

3. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги и

на картинке.

4. Продолжать работать над развитием внимания, памяти,

воображения и логического мышления.

1. Игра «Скажи правильно».

2. Графический диктант в тетрадях.

3. Игра «Расставь предметы» (на развитие памяти).

4. Пальчиковая гимнастика с пробками.

5. Задание «Найди и исправь ошибки» (зеркальное

отражение).

6. Задание «Вырежи фигуру по контуру».

7. Задание «Найди отличия».

3-я

1. Упражнять в выкладывании фигурок из спичек по

образцу.

2. Совершенствовать графические навыки и умения через

штриховку различными способами.

3. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги,

упражнять в срисовывании.

4. Работать над развитием зрительного внимания и

памяти.

1. Игра «Пианино».

2. Игра «Выложи узор по образцу».

3. Задание «Срисуй выложенный узор в тетрадь».

4. Пальчиковая гимнастика «Пианист».

5. Задание «Выполни штриховку».

6. Игра «Футбол».

7. Игра «Передай другому» (на спине).

8. Игра «Хлопни на нужный звук».

4-я

1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой

моторики, упражнять в обведении рисунка по точкам без

отрыва от бумаги.

Работать над координацией движений с речью.

2. Упражнять в штриховке разными способами.

3. Продолжать учит ориентироваться на микроплоскости,

упражнять в составлении разрезных картинок.

4. Работать над развитием логического мышления,

внимания, памяти.

1. Задание «Подумай и реши задачки».

2. Игра «Разрезные картинки».

3. Игра «Комканье платка».

4. Задание «Нарисуй рисунок, не отрывая руки от

листа».

5. Игра «Что изменилось».

6. Упражнение «Ладошка».

7. Задание в раскрасках.

Март

1-я

1. Продолжать работать над координацией речи и

движений; упражнять в работе с ножницами.

2. Совершенствовать графические навыки.

3. Продолжать развивать зрительное восприятие, работать

над развитием фонематического слуха.

4. Развивать зрительное внимание и память.

1. Задание «Найди отличия».

2. Игра «Рыбка» - определение места звука в слове.

3. Работа с ножницами – вырезание фигуры по

контуру.

4. Выкладывание цифр из шнуров.

5. «Уроки грамоты».

6. Пальчиковая игра «Пианист».

7. Работа в тетрадях (прописях).

2-я

1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой

моторики и координацией движений с речью.

2. Совершенствовать графические умения и навыки.

3. Упражнять в ориентировке на листе бумаги, учить

действовать по словесной инструкции.

4. Развивать слуховую и зрительную память, внимание и

логическое мышление.

1. Слуховой диктант (выкладывание из палочек

заданные фигуры).

2. Игра «Наведём порядок» - распределение

предметов, объединённых общим признаком, по

группам.

3. Задание «Продолжи строку».

4. Игровое упражнение «Гусеница».

5. Графический диктант.

6. Игра «Слог, слово, предложение».

7. Игра «Угадай и исправь» (написание в зеркальном

отражении).

3-я

1. Продолжать работать над развитием мелкой моторики,

упражнять в выкладывании рисунка на бархатной бумаге

нитками.

2. Упражнять в раскрашивании и штриховке предметов.

3. Упражнять в ориентировке в пространстве и на листе

бумаги.

4. Работать над развитием психических процессов:

внимания, памяти, мышления, воображения.

1. Задание «Расставь значки в соответствии с

цифрами» - развитие внимания.

2. Игра «Эвакуация» - на ориентировку в

пространстве.

3. Выкладывание предметов из пробок.

4. Пальчиковая гимнастика на песке.

5. Задание «Заштрихуй картинку».

6. Игра «Расставь предметы» - развитие памяти.

4-я

1. Упражнять в обследовании предметов на ощупь,

работать над координацией движений с речью.

2. Закреплять умение раскрашивать картинки, учить

зарисовывать геометрические фигуры по образцу.

3. Упражнять в ориентировке на листе бумаги.

4. Работать над развитием фонематического слуха,

развивать внимание, память.

1. Зрительный диктант «Зарисовать по показу

геометрические фигуры».

2. Игра «На что похоже?».

3. Игра «Хлопни на нужный звук».

4. Игра «Чудесный мешочек» (звук Р).

5. пальчиковая гимнастика «Воробьи».

6. Графический диктант.

7. Задание «Найди картинку по описанию и раскрась

её».

Апрель

1-я

1. Работать над развитием общей и мелкой моторики,

упражнять в лепке из пластилина, выкладывание

рисунков из палочек.

2. Совершенствовать графические умения и навыки,

учить работать в тетради аккуратно, соблюдать

правильную осанку.

3. Продолжать учить детей ориентироваться на листе

бумаги.

4. Работать над развитием психических процессов.

1. Игра «Найди отличия».

2. Задание «Выложи картину из палочек».

3. Работа со шнурками «Одень гномика».

4. Пальчиковая гимнастика «Вертолёты».

5. Задание «Закончи строку» - в тетрадях.

6. Задание «Дорисуй узор».

7. Упражнение спробками.

2-я

1. Упражнять в умении работать с трафаретами и

шаблонами.

2. Упражнять в штриховке разными способами.

3. Упражнять в ориентировке на клетках.

4. Продолжать работать над развитием памяти и

воображения.

1. «Уроки грамоты».

2. Игра «Где находится звук».

3. Массаж «Прижимающий».

4. Работа с трафаретами и шаблонами – тетради.

5. Задание «Узор на коврике».

6. Задание «Выложи ракету из геометрических

фигур».

7. Задание «Заштрихуй предметы».

3-я

1. Упражнять в вырезывании по контуру, обследование

предмета на ощупь.

2. Упражнять в проведении линий по извилистой

дорожке.

3. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.

4. Продолжать работать над развитием логического

мышления, слухового внимания, тактильной памяти.

1. Слуховой диктант «Найди лишнее слово» -

перелётные и зимующие птицы.

2. Задание «Дорожки».

3. Работа с ножницами – вырезывание фигуры и

складывание птички.

4. Пальчиковая гимнастика «Ножки».

5. Игра «Найди предмет такой же формы» - на

ощупь.

6. Упражнение с прищепками.

4-я

1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой

моторики, координацией движений с речью.

2. Упражнять в раскрашивании фигур по схеме.

3. Упражнять в ориентировке на плоскости, учить

действовать по словесной инструкции.

4. работать над развитием внимания, памяти и

логического мышления.

1. Задание на развитие внимания.

2. Дидактическая игра «Признаки»

3. Пальчиковая гимнастика «Дождик».

4. Графический диктант – выкладывание узора из

геометрических фигур по словесной инструкции.

5. Игра «Хлопни на нужный звук».

6. Задание «Нарисуй такой же предмет».

Май

1-я

1. Продолжать развивать общую и мелкую моторику,

упражнять в выкладывании предметов из шнура.

2. Упражнять в выполнении заданий «Закончи строку».

3. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.

4. Работать над развитием зрительно-пространственных

траекторий, развивать внимание, память, логическое

мышление.

1. «Уроки грамоты».

2. Игра «Найди сходства и отличия».

3. Печатание фигур на песке.

4. Пальчиковая игра «Сорока».

5. Графический диктант.

6. Задание «Дорисуй узор».

7. Выкладывание из шнура «По замыслу».

2-я

1. Работать над развитием общей и мелкой моторики,

координацией движений с речью.

2. Упражнять в дорисовывании зеркального отражения

половины рисунка.

3. Продолжать учить ориентироваться на

микроплоскости.

4. Развивать мышление, память, воображение.

1. Игра «Пианино».

2. Задание «дорисуй вторую половинку рисунка».

3. Игра «Передай другому» - написание на спине.

4. Пальчиковая гимнастика «Пять лунатиков».

5. Задания «Обведи рисунок, не отрывая руки от

листа», «Продолжи гирлянду».

6. Игра «Одень гномика» - шнуровка.

3-я

1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой

моторики, упражнять в работе с трафаретами.

2. Учить закрашивать рисунок по образцу.

3. Работать над развитием зрительно-пространственных

ориентировок.

4. Развивать внимание, память, мышление, воображение.

1. Работа с трафаретами (в парах).

2. Задание «Выложи узор по схеме».

3. Пальчиковая гимнастика «Осы» и «Жук».

4. Задание «Раскрась по образцу».

5. Упражнение «Капуста».

6. Игра «Скажи правильно».

4-я

1. Развивать общую и мелкую моторику, работать над

координацией движений с речью.

2. Упражнять в штриховке предметов.

3. Продолжать работать над развитием зрительно-

моторных функций, упражнять в ориентировке на листе

бумаги.

4. Развивать внимание, память, воображение. Продолжать

1. Задание «Расставь в фигурах значки по образцу» -

развитие внимания и памяти.

2. Игра «Птичка» - определение места звука в слове.

3. Задание «Скопируй рисунок».

4. Пальчиковая гимнастика «Мы писали».

5. Задание «Штриховка».

6. Выкладывание фигур на бархатной бумаге из

работать над развитием фонематического слуха.

ниток.

7. Игра «Чудесный мешочек».

Список литературы

1.

М.М.Безруких, Т.А.Филиппова Ступеньки к школе. Тренируем

пальчики. Санкт-Петербург, 2001г.

2.

Л.Г.Моисеева Готовим руку к письму. - М., 2000 г.

3.

Л.Н.

Ефименкова

Коррекция

устной

и

письменной

речи

учащихся начальных классов. – М., 1991

4.

А.Н.Корнев Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: Речь,

2003

5.

Е.А.Логинова

Нарушения письма. Учебное пособие. / Под

ред. Волковой Л.С. - СПб.: Детство-Пресс, 2004

6.

Л.Г.Парамонова Предупреждение и устранение дисграфии у

детей - СПб.: Союз, 2001



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!