Автор: Каримова Татьяна Сергеевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ"Этнос"
Населённый пункт: город Южно-Сахалинск
Наименование материала: методическая раработка
Тема: Этапы работы над произведением
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств «Этнос»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
НАЧИНАЮЩЕГО ПИАНИСТА.
Преподаватель ОКФ
Каримова Татьяна Сергеевна
Южно-Сахалинск, 2020
План
Введение
3
Первый
этап
работы
начинающего
пианиста
над
музыкальным
произведением: ознакомление, разбор текста, разучивание
4
Второй этап работы над произведением выучивание наизусть, работа
над звуком, фразировкой, динамикой
7
Третий
этап
работы
над
произведением:
выявление
целостности
произведения,
уточнение
исполнительского
замысла,
подготовка
к
концертному исполнению
10
Заключение
12
Список литературы
13
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Искусство обучения музыканта – это большая работа преподавателя в
необходимости
найти
комплекс
средств
для
развития
учащегося,
умение
правильно
разработать
систему
музыкально-педагогических
методов
обучения. В процессе обучения педагог должен акцентировать развитие у
учащегося
слуховой
и
музыкально-образной
сфер,
эмоционального
и
интеллектуального
начал,
художественно-творческой
и
двигательно-
технической
сфер,
исполнительского
и
музыкально-теоретического
образования.
Данные навыки формируются постепенно с самого начального этапа
обучения
игре
на
фортепиано.
Часто
педагог,
планируя
ознакомление
учащегося с музыкальным произведением, неправильно разрабатывает план
работы с учеником, акцентируя внимание на какой-либо прием или метод
обучения. Таким образом, выбранная мною тема актуальна и в своей работе
мне
хотелось
систематизировать
подходы
в
работе
над
произведением,
условно поделив их на 3 этапа.
3
ПЕРВЫЙ ЭТАП РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ:
ОЗНАКОМЛЕНИЕ, РАЗБОР ТЕКСТА, РАЗУЧИВАНИЕ
Началом подготовки ученика к восприятию новой музыки является
исполнение
педагогом
произведения
целиком.
Реакция
ученика
на
прослушанное
произведение
дополняется
педагогом
ярким
пояснением,
всевозможными жизненными ассоциациями. И чем сложнее произведение,
где образное содержание менее выражено в музыкальном языке, тем полнее и
ярче раскрывает педагог художественное богатство произведения, применяя
весь арсенал своих знаний. Хорошим помощником педагогу являются аудио и
видеозаписи
в
исполнении
известных
пианистов
разных
эпох.
После
прослушивания проводится анализ произведения:
1.Определяется характер и строение произведения.
2 Тональный план, темп, особенности ритма.
Ознакомившись с произведением,
учащийся приступает к разбору
нотного
текста.
Грамотный,
музыкально-осмысленный
разбор,
создает
основу для дальнейшей правильной работы.
Время, отведенное на разбор произведения, будет самым разным для
учащихся
различной
степени
музыкального
развития
и
одаренности.
Но
основные требования к
разбору остаются неизменными
:
тщательное прочтение нотного текста в медленном темпе
метро - ритмическая точность
выбор и использование верной аппликатуры
применение точных штрихов
осмысленная фразировка и динамика
понимание гармонической фактуры.
«Для ученика процесс начального разбора может быть в значительной
мере упорядочен посредством применения ряда вспомогательных приемов.
Довольно
широко
распространенным
приемом
практики
является
простукивание
ритмического
рисунка
отдельных
голосов
до
игры
на
4
инструменте. Реже практикуется одновременное простукивание двух голосов.
Конечно же,
полезен также «словесный анализ» ритмики с охватом всех
голосов
сразу,
при
котором
ученик
говорит,
что
происходит
в
области
ритмики на каждом «счетном слове» и в промежутках между счетными
словами: какой голос переходит на новый звук, в каком продолжает тянуться
прежний звук, какой голос перестает звучать и так далее.»
1
При
разучивании
музыкального
произведения
очень
важен
ритмический контроль.
Очень полезен
метод счета вслух
на начальном
этапе, работа с метрономом, разучивание ритма с помощью подтекстовок,
проговаривание
ритмослогов
и т.д. Полезно заниматься ритмом, как на
начальном
этапе
работы,
так
и
при
исполнении
готового,
выученного
произведения.
Одним
из
важных
моментов
на
начальном
этапе
работы
над
произведением
является
работа
над
аппликатурой.
Верная
и
удобная
аппликатура
способствует
более
быстрому
запоминанию
текста.
Роль
педагога в выборе аппликатуры должна быть активной, так как необходимо
учитывать размер руки и особенности пианистического аппарата ученика, а
также его техническую подготовку.
О художественном значении аппликатуры говорили и писали многие
выдающиеся пианисты - педагоги:
Г.Г. Нейгауз считал лучше
ту
аппликатуру « которая позволяет
наиболее верно передать данную музыку и наиболее точно согласуется с ее
смыслом»
2
Ученику следует постоянно напоминать о том, что он должен при
медленном разборе произведения не только внимательно слушать каждый
вышедший из-под пальца звук, но вместе с тем стараться, напрягая свое
воображение, мысленно «предугадывать» каждое следующее звучание.
Начальный этап освоения музыкального произведения можно считать
законченным,
если
ученик
может
в
осторожном
темпе
проиграть
музыкальное
произведение
по
участкам
(предварительно
продумывая
1
1.
Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище..М.2009 с.84
2
Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. М.:КлассикаХХ1 1986..
5
каждый
участок),
с
небольшим
числом
поправочных
остановок.
Предполагается также, что игра к этому моменту становится осмысленной и
выразительной. На начальном этапе могут допускаться некоторые временные
упрощения звуковой ткани, например, пропуски мелизмов.
6
ВТОРОЙ ЭТАП РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ:
ВЫУЧИВАНИЕ НАИЗУСТЬ, РАБОТА НАД ЗВУКОМ, ФРАЗИРОВКОЙ,
ДИНАМИКОЙ
Выучивание наизусть - важный период в работе над произведением.
Вопрос, когда учить произведение наизусть – в конце работы над ним или в
начале - решается педагогами по-разному. А.Б. Гондельвейзер
считал, что
сначала
надо
учить
наизусть,
а
потом
уже
учить
технически.
И.Гофман
предлагал
несколько
способов
разучивания
наизусть.
Он
пишет:
«Существует четыре способа разучивания произведения:
за фортепиано с нотами;
без фортепиано с нотами;
за фортепиано без нот;
без фортепиано и без нот»
3
Известно много методов и способов заучивания нотного текста, но
метод
поэтапного
деления произведения
на
части
и детальная их
отработка считается целесообразнее и качественнее.
Работа над звуком считается самой сложной. Воспитание умения
вслушиваться в звучание инструмента это одна из главных задач достижения
качественного
звучания.
Работая
над
звуком,
педагог
стремится
достичь
естественного, глубокого звучания инструмента.» Только тот, кто слышит
ясно протяженность фортепианного звука…со всеми изменениями силы…
сможет овладеть необходимым разнообразием звука., нужным вовсе
не
только
для
полифонической
игры,
но
и
для
ясной
передачи
гармонии,
соотношения между мелодией и аккомпанементом, а главное - для создания
звуковой перспективы. которая так же реальна в музыке для уха. как с
живописи для глаз»
4
3
Гофман И. Фортепианная игра. М.:Музгиз,1961.
4
Нейгауз Г.Г.Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога .М: Классика ХХ! 1999
7
Научить
выражать с помощью звука
самые разные эмоции, самые
сокровенные состояния души - одна из главных задач педагога на данном
этапе работы
Как элемент выразительности и передачи эмоционального состояния
выступает динамика,
которая
помогает
выявить
кульминационные
точки
произведения и обогатить фактуру яркими красками.
Необходимо
выстроить
динамический
план
таким
образом,
чтобы
напряженность
звуковой
кульминации
соответствовала
ее
значимости
в
общем
эмоциональном
и
смысловом
контексте.
В
результате
форма
произведения
окажется
охваченной
единым
эмоциональным
целым,
что
приведет к завершенности композиции.
Прививать элементы грамотного музыкального мышления необходимо
с самых первых уроков. И на этом
этапе особое
значение приобретает
работа
над
фразировкой музыкального
произведения.
Вдумчивое
отношение
к
фразе
позволяет
вникнуть
в
музыкальное
содержание
произведения.
Одно
из
условий
раскрытия
содержания
-
ощущение
направленности развития музыкального построения. «В каждой фразе есть
известная точка, которая составляет логический
центр, то есть точка, к
которой
все тяготеет и стремится. Это делает музыку ясной, слитной,
связывает одно с другим»
5
Одна
из
важных
сторон
работы
касается технического
овладения
произведением. Касаясь этой проблемы, можно выделить два основных типа
задач: преодоление технических сложностей в медленном или умеренном
темпах и работа над техническими приемами в нужном характере звучания и
в
конечном
темпе.
Все
технические
приемы
исполнения
следует
отрабатывать в медленном темпе:
медленно или в среднем темпе отрабатываются технически трудные
разделы до тех пор, пока они не будут заучены до автоматизма;
5
Игумнов К.Н.Проблемы исполнительства. Сов. Искусство,1932
8
особо трудные пассажи разделяются на мелкие фразы и осваиваются в
медленном темпе;
каждой
рукой
отдельно
разучиваются
по
тактам
с
остановкой
на
сильной доле.
Работа
в
конечном
темпе
предполагает
следующие
задачи:
приобретение нужной ловкости, быстрой двигательной реакции, контроля
внимания и осмысленности звукоизвлечения.
9
ТРЕТИЙ ЭТАП РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ:
ВЫЯВЛЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, УТОЧНЕНИЕ
ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ЗАМЫСЛА, ПОДГОТОВКА К
КОНЦЕРТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ
Воспитание
у
ученика
способности
слышать,
охватить
все
произведение в целом и умение исполнить его на эстраде важная задача на
заключительном этапе работы.
Восприятие
музыкального
произведения
всегда
связано
с
прослушиванием его в целом. В этом может помочь возвращение на ранние
этапы работы, такие как повторное прослушивание в аудио, видеозаписи. Это
позволяет сравнить свою интерпретацию с трактовкой великих пианистов,
обогатить опыт эстетического восприятия.
Пройдя
предыдущие
стадии
работы
над
произведением,
ученик
постепенно
достигает
самостоятельности,
овладевает
навыками
самовыражения. Двигаясь с начала по пути подражания, он начинает вносить
в исполнение свое отношение, что позволяет развивать у ученика чувство
меры и прививает художественный вкус.
Яркость
является
признаком
артистической
одаренности.
Она
свойственна не каждому ученику, но развивая это качество, педагог может
добиться определенных результатов. Яркость передачи музыкального образа
тесно
связана
с
эмоциональной
стороной
исполнения.
Зачастую,
выучив
произведение,
ученик
не
может
исполнить
его
с
внутренней
свободой,
раскрыть
его
образное
содержание.
Большое
значение
имеет
выбор
концертного
репертуара,
где
особенно
важно
жанровое,
фактурное
разнообразие, яркая образность-все это способствует увлеченности музыкой
и самим процессом исполнения.
Исполнительская свобода не сможет раскрыться в полной мере, если
ученик не имеет достаточного опыта публичных выступлений. Эстрадное
выступление подводит итог всей проделанной работы. Очень важно, чтобы
10
исполняемое
произведение
стало
для
ученика
любимым,
приносило
творческое
вдохновение
юному
музыканту.
Яркое,
эмоциональное
исполнение всегда будет иметь большое значение, а иногда может оказаться
крупным достижением для ученика и для педагога.
Уметь настраивать ученика перед концертным выступлением, вселять
уверенность в своих силах, а после выступления отметить положительные
результаты, проявляя при этом корректность в выражении критики - вот
проявление профессионализма педагога
Задача заключительного этапа изучения состоит в том, чтобы добиться
умения играть музыкальное произведение совершенно уверенно, убежденно,
убедительно, умения играть ее в любой обстановке, на любом инструменте,
перед любыми слушателями.
11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа
над
музыкальным
произведением
-
это
основа
всей
деятельности музыканта. Успех в овладении инструментом и разучивании
произведений
зависит
не
только
от
музыкальной
деятельности,
но
и
от
целенаправленного развития личности музыканта, расширении его кругозора
и получении музыкального, художественно-эстетического опыта.
Грамотная
работа
над
произведением
на
всех
этапах
является
необходимым условием для успешного раскрытия музыкального образа во
время публичного выступления.
12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев А..Методика обучения игре на фортепиано. М.1961.
2. Грохотов С.В. Как научить играть на рояле. М.: 2002.
3 Цыпин Г.М .Обучение игре на фортепиано. М.1984.
4. Коган Г. Работа пианиста. - М. 1963. М.1984.
5. Милич Б. Воспитание ученика пианиста. - М.: 2002.
6. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Изд. 2-е. – М., 1961.
7. Игумнов К.Проблемы исполнительства. Сов. исскуство,1932.
8 .Щапов. А.П. Фортепианный урок в муз. школе и училище – М.2001.
9. Гофман И. Фортепианная игра М.,Музгиз.1961.
13