Напоминание

"Использование информационных технологий на уроках музыки при закреплении и обобщении темы".


Автор: Матвеева Марина Юрьевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ №10
Населённый пункт: город Октябрьский Республики Башкортостан
Наименование материала: "Использование информационных технологий на уроках музыки при закреплении и обобщении темы".
Тема: "Использование информационных технологий на уроках музыки при закреплении и обобщении темы".
Раздел: среднее образование





Назад




«Использование информационных технологий на уроках музыки при

закреплении и обобщении темы».

Выбор для исследования данного этапа обучения объясняется следующим:

I) В психологической и физиологической литературе по проблемам детского

восприятия музыки этот возрастной период рассмотрен наиболее полно.

Определены также музыковедческие знания, которые ученики должны

получить в начальной школе и которые можно положить в основу нашего

исследования.

2) Письменная речь учеников к этому периоду качественно меняется, что

позволяет более эффективно организовать работу над письменным

высказыванием о музыке.

3) По мнению музыковедов, эстетиков, социологов и психологов, в этом

возрасте сохраняется и даже возрастает интерес к музыкальному искусству,

особенно к музыке сюжетной, динамичной, связанной с литературной

программой в виде прозаического, поэтического текста или названия.

Гипотеза исследования: если ввести музыку в существующую систему

источников высказывания (наряду с литературой, живописью и пр.) и

организовать на ее основе детскую речевую деятельность, то это

существенным образом повлияет на общее и психическое развитие детей, в

частности на уровень развития речевых умений, предусмотренных школьной

программой, создаст базу для успешного овладения школьниками языковыми

средствами, выражающими эстетическую оценку произведений искусства.

В соответствии с цель исследования и выдвинутой гипотезой предстояло

решить следующие задачи:

I) Установить степень разработанности различных аспектов исследуемой

проблемы в психологической, физиологической, нейрофизиологической,

нейрохирургической, эстетической, музыковедческой, педагогической и

методической литературе; уточнить некоторые методические понятия,

имеющие принципиальное значение для разработки методики использования

произведений музыки в роли источника речи,

2) Выявить степень владения учениками 4 класса соответствующими

речевыми умениями для создания письменных высказываний о музыке,

3)Разработать методику обучения умению создавать рассматриваемые

высказывания, определить ее место в сложившейся методической системе;

проверить эффективность разработанной методики.

Методологической основой исследования является марксистско-ленинское

учение о единстве языка и мышления, о роли речи в процессе познания и

общения, ленинская теория отражения, а также основные положения

марксистско-ленинской эстетики о необходимости массового приобщения к

художественным ценностям.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы

исследования:

а) анализ научной литературы;

б) наблюдение за учебным процессом в общеобразовательной и специальной

школах (начального, среднего и высшего звена);

в) анкетирование учителей русского языка и литературы и учеников 4

классов;

г) анализ письменных высказываний учеников 4 класса (констатирующий

эксперимент)

д) обучающий эксперимент, который включил теоретическую и

практическую работу по предложенной нами методике и проведение срезов

(ведущий метод).

На I этапе исследования проводились наблюдения и поисковый эксперимент

в общеобразовательных школах; проверялись отдельные приемы обучения

школьников умениям высказываться о музыкальном произведении.

На II этапе проводился констатирующий эксперимент, позволивший выявить

уровень речевой подготовки школьников в указанном аспекте.

На III этапе был разработан и осуществлен 1-й вариант опытного обучения в

школах в ходе которого вносились коррективы в первоначальный вариант

разработанной методики.

На IV этапе исследования (разработанная методика проходила опытную

проверку в четвертые классы которых обучаются музыке по

экспериментальной программе.

Научная новизна исследования:

1) Обоснована теоретически и экспериментально доказана возможность

использования музыки как одного из источников высказываний учеников.

2) Определена степень владения учениками 4 класса умениями создавать

высказывания о музыке при сложившейся системе обучения (в

общеобразовательной и специальной музыкальной школах); выявлены

трудности в работе учителей, затруднения учеников в построении и речевом

оформлении таких высказываний.

3) Выявлен минимум умений, необходимых для анализа музыки и создания

высказывания о ней, овладев которыми ученики смогут пересказать

художественный текст с элементами описания музыкального произведения,

ввести фрагменты описания музыки в текст, создать самостоятельный текст

на основе восприятия музыкального образа (природы, звучащего предмета,

движущегося животного).

4) Определены критерии отбора содержания работы в исследуемом нами

аспекте (в том числе критерии отбора дидактического языкового и

музыкального материала).

5) Выделены критерии оценки детских высказываний о музыке.

6) Разработана методика обучения учеников 4 класса умению создавать

высказывания о музыкальном произведении (типа описания и повествования

с элементами описания); определено место такой работы с музыкальным

дидактическим материалом (на уроках русского языка) в методической

системе.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

1) Разработаны научно обоснованные методические рекомендации работы с

музыкальным произведением в процессе развития связной детской речи,

2) Отобран музыкальный дидактический материал для организации

высказываний типа описания и повествования с элементами описания

природы, предмета, животного.

3)Определена последовательность использования языкового дидактического

материала действующего учебника русского языка (для 4 класса) в процессе

формирования умений, необходимых для создания высказываний о музыке;

отобраны группы упражнений, которые целесообразно выполнять с

привлечением музыкальных произведений.

Достоверность результатов исследования подтверждается проведением

нескольких серий констатирующего эксперимента, которым было охвачено 62

учеников и 10 учителей русского языка и литературы (полученные данные

этого эксперимента в целом совпадают с результатами подобных психолого-

социологических исследований по проблемам детского восприятия музыки

многолетним наблюдением и личным девятилетним опытом работы автора в

школе (развития речи с музыкальным произведением как источником

высказывания в течение 3 лет); данными опытного обучения, которым было

охвачено шесть 4-х классов (210 учеников) и в процессе которого было

записано 90 устных детских высказываний, проанализировано 40

письменных работ.

Материалы исследования внедрены в практику работы учителей русского

языка школ и могут быть рекомендованы составителям школьных программ

по русскому языку и литературе (речевой аспект), авторам учебников и

учебных пособий, а также исследователям проблем воздействия музыки на

человека.

Основные положения, выносимые на защиту:

1) Музыкальное произведение может быть использовано как источник

детской речи (наряду с произведениями других искусств и жизненными

впечатлениями).

2) На уроках русского языка в общеобразовательной школе (с 4 класса и даже

ранее) возможно и необходимо формировать умения, требующиеся для

создания высказываний о музыке.

3) Музыкальное произведение в роли источника детской речи способствует:

появлению в описаниях языковых средств, обозначающих элементы звучания

предметов и явлений природы, движения животных; появлению

эмоционально-экспрессивной, оценочной лексики; актуализации слов,

передающих слуховые, зрительные, зрительно-слуховые представления;

появлению разнообразных тропов. Музыкальный дидактический материал

позволяет существенно улучшить структуру и содержание отдельных

фрагментов и всего детского текста (пересказанного или созданного

самостоятельно).

4) В системе работы с музыкальным источником ученической речи наиболее

эффективными являются следующие приемы формирования

коммуникативных умений:

использование естественных речевых ситуаций; устные высказывания на

этапе подготовки к письменному; создание письменных высказываний на

уроке; чтение первого варианта сочинения в сопровождении той

музыкальной пьесы, которая была предметом речи; использование музыки в

роли фона при подготовке к пересказу описательного текста.

5) Введение музыкального, дидактического материала на этапе языковой

подготовки к связному высказыванию благотворным образом влияет на

письменную речь детей и позволяет осуществлять эффективное

целенаправленное воздействие на формирование образного и логического

мышления, воссоздающего и творческого воображения, на воспитание

духовно богатой личности.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!