Автор: Матвеева Марина Юрьевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ №10
Населённый пункт: город Октябрьский Республики Башкортостан
Наименование материала: "Использование информационных технологий на уроках музыки при закреплении и обобщении темы".
Тема: "Использование информационных технологий на уроках музыки при закреплении и обобщении темы".
Раздел: среднее образование
«Использование информационных технологий на уроках музыки при
закреплении и обобщении темы».
Выбор для исследования данного этапа обучения объясняется следующим:
I) В психологической и физиологической литературе по проблемам детского
восприятия музыки этот возрастной период рассмотрен наиболее полно.
Определены также музыковедческие знания, которые ученики должны
получить в начальной школе и которые можно положить в основу нашего
исследования.
2) Письменная речь учеников к этому периоду качественно меняется, что
позволяет более эффективно организовать работу над письменным
высказыванием о музыке.
3) По мнению музыковедов, эстетиков, социологов и психологов, в этом
возрасте сохраняется и даже возрастает интерес к музыкальному искусству,
особенно к музыке сюжетной, динамичной, связанной с литературной
программой в виде прозаического, поэтического текста или названия.
Гипотеза исследования: если ввести музыку в существующую систему
источников высказывания (наряду с литературой, живописью и пр.) и
организовать на ее основе детскую речевую деятельность, то это
существенным образом повлияет на общее и психическое развитие детей, в
частности на уровень развития речевых умений, предусмотренных школьной
программой, создаст базу для успешного овладения школьниками языковыми
средствами, выражающими эстетическую оценку произведений искусства.
В соответствии с цель исследования и выдвинутой гипотезой предстояло
решить следующие задачи:
I) Установить степень разработанности различных аспектов исследуемой
проблемы в психологической, физиологической, нейрофизиологической,
нейрохирургической, эстетической, музыковедческой, педагогической и
методической литературе; уточнить некоторые методические понятия,
имеющие принципиальное значение для разработки методики использования
произведений музыки в роли источника речи,
2) Выявить степень владения учениками 4 класса соответствующими
речевыми умениями для создания письменных высказываний о музыке,
3)Разработать методику обучения умению создавать рассматриваемые
высказывания, определить ее место в сложившейся методической системе;
проверить эффективность разработанной методики.
Методологической основой исследования является марксистско-ленинское
учение о единстве языка и мышления, о роли речи в процессе познания и
общения, ленинская теория отражения, а также основные положения
марксистско-ленинской эстетики о необходимости массового приобщения к
художественным ценностям.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы
исследования:
а) анализ научной литературы;
б) наблюдение за учебным процессом в общеобразовательной и специальной
школах (начального, среднего и высшего звена);
в) анкетирование учителей русского языка и литературы и учеников 4
классов;
г) анализ письменных высказываний учеников 4 класса (констатирующий
эксперимент)
д) обучающий эксперимент, который включил теоретическую и
практическую работу по предложенной нами методике и проведение срезов
(ведущий метод).
На I этапе исследования проводились наблюдения и поисковый эксперимент
в общеобразовательных школах; проверялись отдельные приемы обучения
школьников умениям высказываться о музыкальном произведении.
На II этапе проводился констатирующий эксперимент, позволивший выявить
уровень речевой подготовки школьников в указанном аспекте.
На III этапе был разработан и осуществлен 1-й вариант опытного обучения в
школах в ходе которого вносились коррективы в первоначальный вариант
разработанной методики.
На IV этапе исследования (разработанная методика проходила опытную
проверку в четвертые классы которых обучаются музыке по
экспериментальной программе.
Научная новизна исследования:
1) Обоснована теоретически и экспериментально доказана возможность
использования музыки как одного из источников высказываний учеников.
2) Определена степень владения учениками 4 класса умениями создавать
высказывания о музыке при сложившейся системе обучения (в
общеобразовательной и специальной музыкальной школах); выявлены
трудности в работе учителей, затруднения учеников в построении и речевом
оформлении таких высказываний.
3) Выявлен минимум умений, необходимых для анализа музыки и создания
высказывания о ней, овладев которыми ученики смогут пересказать
художественный текст с элементами описания музыкального произведения,
ввести фрагменты описания музыки в текст, создать самостоятельный текст
на основе восприятия музыкального образа (природы, звучащего предмета,
движущегося животного).
4) Определены критерии отбора содержания работы в исследуемом нами
аспекте (в том числе критерии отбора дидактического языкового и
музыкального материала).
5) Выделены критерии оценки детских высказываний о музыке.
6) Разработана методика обучения учеников 4 класса умению создавать
высказывания о музыкальном произведении (типа описания и повествования
с элементами описания); определено место такой работы с музыкальным
дидактическим материалом (на уроках русского языка) в методической
системе.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
1) Разработаны научно обоснованные методические рекомендации работы с
музыкальным произведением в процессе развития связной детской речи,
2) Отобран музыкальный дидактический материал для организации
высказываний типа описания и повествования с элементами описания
природы, предмета, животного.
3)Определена последовательность использования языкового дидактического
материала действующего учебника русского языка (для 4 класса) в процессе
формирования умений, необходимых для создания высказываний о музыке;
отобраны группы упражнений, которые целесообразно выполнять с
привлечением музыкальных произведений.
Достоверность результатов исследования подтверждается проведением
нескольких серий констатирующего эксперимента, которым было охвачено 62
учеников и 10 учителей русского языка и литературы (полученные данные
этого эксперимента в целом совпадают с результатами подобных психолого-
социологических исследований по проблемам детского восприятия музыки
многолетним наблюдением и личным девятилетним опытом работы автора в
школе (развития речи с музыкальным произведением как источником
высказывания в течение 3 лет); данными опытного обучения, которым было
охвачено шесть 4-х классов (210 учеников) и в процессе которого было
записано 90 устных детских высказываний, проанализировано 40
письменных работ.
Материалы исследования внедрены в практику работы учителей русского
языка школ и могут быть рекомендованы составителям школьных программ
по русскому языку и литературе (речевой аспект), авторам учебников и
учебных пособий, а также исследователям проблем воздействия музыки на
человека.
Основные положения, выносимые на защиту:
1) Музыкальное произведение может быть использовано как источник
детской речи (наряду с произведениями других искусств и жизненными
впечатлениями).
2) На уроках русского языка в общеобразовательной школе (с 4 класса и даже
ранее) возможно и необходимо формировать умения, требующиеся для
создания высказываний о музыке.
3) Музыкальное произведение в роли источника детской речи способствует:
появлению в описаниях языковых средств, обозначающих элементы звучания
предметов и явлений природы, движения животных; появлению
эмоционально-экспрессивной, оценочной лексики; актуализации слов,
передающих слуховые, зрительные, зрительно-слуховые представления;
появлению разнообразных тропов. Музыкальный дидактический материал
позволяет существенно улучшить структуру и содержание отдельных
фрагментов и всего детского текста (пересказанного или созданного
самостоятельно).
4) В системе работы с музыкальным источником ученической речи наиболее
эффективными являются следующие приемы формирования
коммуникативных умений:
использование естественных речевых ситуаций; устные высказывания на
этапе подготовки к письменному; создание письменных высказываний на
уроке; чтение первого варианта сочинения в сопровождении той
музыкальной пьесы, которая была предметом речи; использование музыки в
роли фона при подготовке к пересказу описательного текста.
5) Введение музыкального, дидактического материала на этапе языковой
подготовки к связному высказыванию благотворным образом влияет на
письменную речь детей и позволяет осуществлять эффективное
целенаправленное воздействие на формирование образного и логического
мышления, воссоздающего и творческого воображения, на воспитание
духовно богатой личности.