Напоминание

Проблемы и пути их решения в инклюзивном образовании


Автор: Ковалева Татьяна Александровна
Должность: директор
Учебное заведение: МБОУ школа №94 г.о. Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы и пути их решения в инклюзивном образовании
Раздел: среднее образование





Назад




Проблемы и пути их решения в инклюзивном образовании

Инклюзия в образовании – дело достаточно новое, но в Самарской области, а точнее

в г.о. Самара быстро развивающееся. С каждым годом количество детей с ОВЗ становится

все больше, не все родители выбирают специализированные группы, отдавая предпочте-

ние инклюзивному образованию.

Колоссальные сложности испытывают воспитатели, которым одновременно необхо-

димо реализовывать основную общеобразовательную программу для детей с нормальным

ходом психофизического развития и адаптированную основную общеобразовательную

программу для детей с ОВЗ.

Другой проблемой, также являющейся очень непростой, становится организация вза-

имодействия на уровне «взрослый - ребенок», которое должно выстраиваться в новом фор-

мате партнерских отношений. Пока мы вынуждены констатировать, что переход на этот

уровень происходит очень сложно, не только для воспитателя и родителей, но, в том числе

и для специалистов.

Исходя из проблем, мной, как руководителем, была поставлена цель: обеспечить эф-

фективное взаимодействие всех субъектов инклюзивного образовательного процесса, что

является одним из важнейших условий успешного включения детей с ОВЗ и их родителей

в среду образовательного учреждения, адаптации ОУ к новым условиям функционирова-

ния.

Задачи:

1.

Пересмотреть штатное расписание, включить дополнительную ставку

педагога-

психолога,

добавить

ставку

старшего

воспитателя,

который

является

координатором по инклюзии, т.е. специалист, обеспечивающий в условиях инклю -

зивной практики взаимодействие всех субъектов инклюзивного образовательного

процесса.

2.

Сформировать инклюзивную культуру в учреждении, способствую-

щую позитивному мышлению педагогических, детских, родительских коллективах.

3.

Определение

правильной

стратегии

деятельности

педагогического

коллектива.

4.

Создание локальных актов, регламентирующих действия педагогов по

работе с детьми ОВЗ в ощеобразовательных группах.

5.

Поиск необходимых ресурсов для обеспечения образовательного про-

цесса и улучшения материальной базы.

1

6.

Создание

междисциплинарной

команды

специалистов

психолого-

педагогического сопровождения.

7.

Организация взаимодействия с родителями воспитанников.

8.

Координация взаимодействия ОУ с социальными партерами – учре-

ждениями и организациями.

Исходя из поставленных задач, администрацией ДОУ были выстроены следу-

ющие этапы деятельности.

1.

Аналитический. Анализ информации. Определение дефицитов. По

результатам анализа сотрудники ДОУ были отправлены на курсы повышения ква-

лификации, в том числе 2 воспитателя выучились на тьютора.

Были проведены разъяснительные родительские собрания, консультации.

2.

Подготовительный. Формируются междисциплинарная команда спе-

циалистов ДОУ: координатор по инклюзии, методист (научный руководитель), 2

логопеда, 2 дефектолога, 2 психолога, музыкальный руководитель, инструктор по

ФИЗО, воспитатели. Устанавливается тесное взаимодействие с ПГСГА по методи-

ческой поддержке ДОУ в рамках экспериментальной площадки ФИРО.

3.

Активный. Создание единой образовательной среды. Методическое

сопровождение обучения и воспитания детей с ОВЗ, разрабатываются и апробиру-

ются дидактические материалы, адаптируется содержание образовательных про-

грамм.

Педагоги делятся опытом работы и наработок с педагогическим сообще-

ством по всей России, активно публикуются в печатных изданиях. Мониторинг

включения «особых» детей в группу сверстников, а также динамики развития де-

тей с ОВЗ. Организация взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ.

Успешная коррекционная работа в группах для детей с ЗПР, где у ребенка видна по -

ложительная динамика в развитии привела к тому, что по рекомендации специалистов та -

кие дети переводятся в общеобразовательные группы, где уже присоединяется команда по

инклюзивному образованию и начинается точечная работа.

Семен пришел в образовательное учреждение с заключением ПМПК с диагнозом

ЗПР цереброорганического генеза, гипердинамический синдром с дефицитом внимания,

О Н Р IIуровня,

моторная

алалия,

стертая

форма

дизартрии.

Посещал

коррекционную

группу для детей с ЗПР 2 года (с сентября 2016 года по сентябрь 2018г).

При поступлении в коррекционную группу специалистами (учитель-дефектолог,

учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физическому воспитанию, воспитатель,

музыкальный

руководитель)

была

проведена

первичная

диагностика

по

следующим

2

направлениям:

• развитие общей и мелкой моторики;

•развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);

•сформированность

деятельности

ребенка

(манипулятивной,

сенсорно-

перцептивной,

предметно-практической,

игровой,

продуктивных

видов

-

лепки,

аппликации, рисования);

•развитие

речи

(формирование

чувственной

основы

речи,

сенсомоторного

механизма, речевых функций);

•сформированность представлений об окружающем (предметном мире и социальных

отношениях);

•сформированность представлений о пространстве, времени и количестве;

сформированность эмоционально-волевой сферы.

Необходимо отметить следующие особенности развития Семена:

1.

общая и мелкая моторика сформирована недостаточно (неправильно держал

карандаш, слабый нажим, неумение удержать пальчиковые позы)

2.

самостоятельно

не

владел

навыками

самообслуживания,

действия

с

предметами и игрушками носили манипулятивный характер.

3.

Развитие

речи

не

соответствовало

возрастной

норме:

нарушения

звукопроизношения, большое количество аграмматизмов, нарушение слоговой структуры

и фонематического слуха, фразовая и связная требовала серьезной коррекции.

4.

Недостаточность представлений об окружающей действительности.

5.

В эмоционально-волевой сфере наблюдалась лабильность нервной системы

(повышенная тревожность, плаксивость, инфантильность).

На

основе

полученных

результатов

диагностики

был

разработан

план

совместной

работы

всех

специалистов,

разработана

сетка

групповых

и

индивидуальных

занятий

(по

2

индивидуальных

занятия

в

неделю

с

каждым

специалистом).

На протяжении этого времени проводилась работа специалистами не только с самим

ребенком,

но

и с семьей воспитанника. Родители были заинтересованы в совместной

работе со специалистами по преодолению трудностей у ребенка: участвовали в открытых

мероприятиях, обращались за индивидуальными консультациями к специалистам и т. д.

В

мае

2018

года

была

проведена

итоговая

диагностика,

которая

показала

следующую динамику: ребенок стал менее тревожен, более эмоционально стабилен,

включается в игровую деятельность со сверстниками на небольшой промежуток

времени; увеличился запас сведений об окружающей действительности, уровень

3

речевого

развития:

стал

употреблять

правильно

отдельные

простые

предлоги,

введены и автоматизированы звуки.

В мае 2018 года Семен прошел повторное ПМПК.

Заключение:

парциальное

недоразвитие

ВПФ

с

недостаточностью

познавательной

деятельности,

системное

недоразвитие

речи III

уровня.

Речевое

развитие с дизартрическим компонентом.

В сентябре 2018 года Семен перешел в общеобразовательную группу.

Адаптация

проходила

совместно

с

психологом

в

течение

одной

недели,

на

протяжении которой проходили групповые и подгрупповые занятия по сплочению группы.

Воспитатели также проводили игры и беседы коммуникативного характера с ребятами

всей группы. Необходимо отметить, что сначала Семен не принимал участия в групповых

занятиях по продуктивной деятельности.

При переходе в общеобразовательную группу всеми специалистами был разработан

индивидуальный образовательный маршрут на Семена по следующим направлениям:

1. Создание благоприятной предметно-развивающей среды для социального развития

ребенка;

2.

Организация

единой

системы

работы

администрации,

педагогических

сотрудников,

медицинского

персонала

ДОУ

и

родителей

по

социально-личностному

развитию ребенка;

3.

Совершенствование

стиля

общения

педагога

с

ребенком:

придерживаться

психологически-корректного

стиля

общения,

добиваться

уважения

и

доверия

воспитанника;

4.

Создание

условий

для

развития

положительного

отношения

ребенка

к

себе,

другим

людям,

окружающему

миру,

коммуникативной

и

социальной

компетентности

детей;

5. Формирование у ребенка иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки,

виды

деятельности,

иметь

личные

вещи,

по

собственному

усмотрению

использовать

личное время.

В сентябре 2018 года была проведена диагностика воспитанника в рамках психо-

лого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.

Повторно проанализирована история медицинской карты (карта «История развития

ребенка») для получения информации о развитии и здоровье ребенка.

В работе с Семеном применялись следующие методы как основные:

Метод тактильного опознания предметов.

4

Был направлен на повышение точности тактильного восприятия ребенка, развитие -

межмодального переноса, формирование тонкой моторики руки.(Дефектолог)

Метод звукодыхательных упражнений.

Направлен на стимуляцию стволовых отделов головного мозга, развитию межполу-

шарного взаимодействия, развитие лобных отделов; развитию самоконтроля и произволь -

ность. Позволил развить диафрагмальное дыхание, улучшил темпоритмические характери-

стики речи (Логопед)

Релаксационный метод.

Былнаправлен на формирование произвольного внимания Семена, что способствовало

улучшению дифференцированности двигательных и психических реакций. (Психолог)

Метод подвижных игр.

Обеспечил развитие межполушарного взаимодействия, мышечных зажимов. (Воспи-

татели, дефектолог, физ. инструктор.

Арт-терапевтический метод.Способствовал активизации мозга в целом: межполушар-

ному взаимодействию, активизации корково-подкорковых структур, лобных отделов(Психо-

лог).

Конструктивно-рисуночный метод.

Сформировало

устойчивые

координаты

(«лево-право»,

«верх-низ»),

сомато-про-

странственный гнозис, зрительно-моторные координации (Воспитатели, дефектолог).

Метод дидактических игр.

Направлен на развитие познавательных способностей воспитанника: памяти, внима-

ния, мышления; по- развитию самоконтроля и произвольности (Все специалисты)

Метод психогимнастики. (Психолог).

Помог преодолеть Семену двигательный автоматизм, позволилснять мышечные зажи-

мы, развил мимику и пантомимику. В результате ребенок лучше стал чувствовать и осозна-

вать свое тело, свои чувства и переживания, стал более адекватно выражать свое состояние,

что создало в дальнейшем дополнительные условия для развития.

Развитие музыкальности.(музык.руководитель)

Музыкально-дидактические игры на определение динамики, темпа, ритма, диатони-

ческого слуха.

Метод коммуникативных игр( все специалисты)

Групповые упражнения через организацию совместной деятельности дали ребенку на-

выки взаимодействия в новой группе, сформировали способность к произвольной регуля-

ции поведения, т. о. адаптация в группе прошла быстро и безболезненно.( все специалисты)

Метод сказкатерапии–

был направлен на работу с эмоционально-волевой сферой

(устранение инфантильности, обидчивости, плаксивости).

На сегодняшний день Семен полностью адаптирован в общеобразовательной группе,

показывает

хорошие

результаты

по

всем

разделам

программы.

Свободно

общается

со

сверстниками и со взрослыми. В речи автоматизированы и дифференцированы все звуки.

5

Фонематический анализ и синтез развит достаточно. Речь грамматически правильно оформ -

лена. Связная речь требует дальнейшего развития.

Сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) владеет. Пространственные и времен-

ные представления сформированы достаточно. Математические категории соответствуют

возрастной норме.

Семен готовится к поступлению в общеобразовательную школу, ходит на подготовку.

Учителя его хвалят.

6



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!