Автор: Ковалева Татьяна Александровна
Должность: директор
Учебное заведение: МБОУ школа №94 г.о. Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы и пути их решения в инклюзивном образовании
Раздел: среднее образование
Проблемы и пути их решения в инклюзивном образовании
Инклюзия в образовании – дело достаточно новое, но в Самарской области, а точнее
в г.о. Самара быстро развивающееся. С каждым годом количество детей с ОВЗ становится
все больше, не все родители выбирают специализированные группы, отдавая предпочте-
ние инклюзивному образованию.
Колоссальные сложности испытывают воспитатели, которым одновременно необхо-
димо реализовывать основную общеобразовательную программу для детей с нормальным
ходом психофизического развития и адаптированную основную общеобразовательную
программу для детей с ОВЗ.
Другой проблемой, также являющейся очень непростой, становится организация вза-
имодействия на уровне «взрослый - ребенок», которое должно выстраиваться в новом фор-
мате партнерских отношений. Пока мы вынуждены констатировать, что переход на этот
уровень происходит очень сложно, не только для воспитателя и родителей, но, в том числе
и для специалистов.
Исходя из проблем, мной, как руководителем, была поставлена цель: обеспечить эф-
фективное взаимодействие всех субъектов инклюзивного образовательного процесса, что
является одним из важнейших условий успешного включения детей с ОВЗ и их родителей
в среду образовательного учреждения, адаптации ОУ к новым условиям функционирова-
ния.
Задачи:
1.
Пересмотреть штатное расписание, включить дополнительную ставку
педагога-
психолога,
добавить
ставку
старшего
воспитателя,
который
является
координатором по инклюзии, т.е. специалист, обеспечивающий в условиях инклю -
зивной практики взаимодействие всех субъектов инклюзивного образовательного
процесса.
2.
Сформировать инклюзивную культуру в учреждении, способствую-
щую позитивному мышлению педагогических, детских, родительских коллективах.
3.
Определение
правильной
стратегии
деятельности
педагогического
коллектива.
4.
Создание локальных актов, регламентирующих действия педагогов по
работе с детьми ОВЗ в ощеобразовательных группах.
5.
Поиск необходимых ресурсов для обеспечения образовательного про-
цесса и улучшения материальной базы.
1
6.
Создание
междисциплинарной
команды
специалистов
психолого-
педагогического сопровождения.
7.
Организация взаимодействия с родителями воспитанников.
8.
Координация взаимодействия ОУ с социальными партерами – учре-
ждениями и организациями.
Исходя из поставленных задач, администрацией ДОУ были выстроены следу-
ющие этапы деятельности.
1.
Аналитический. Анализ информации. Определение дефицитов. По
результатам анализа сотрудники ДОУ были отправлены на курсы повышения ква-
лификации, в том числе 2 воспитателя выучились на тьютора.
Были проведены разъяснительные родительские собрания, консультации.
2.
Подготовительный. Формируются междисциплинарная команда спе-
циалистов ДОУ: координатор по инклюзии, методист (научный руководитель), 2
логопеда, 2 дефектолога, 2 психолога, музыкальный руководитель, инструктор по
ФИЗО, воспитатели. Устанавливается тесное взаимодействие с ПГСГА по методи-
ческой поддержке ДОУ в рамках экспериментальной площадки ФИРО.
3.
Активный. Создание единой образовательной среды. Методическое
сопровождение обучения и воспитания детей с ОВЗ, разрабатываются и апробиру-
ются дидактические материалы, адаптируется содержание образовательных про-
грамм.
Педагоги делятся опытом работы и наработок с педагогическим сообще-
ством по всей России, активно публикуются в печатных изданиях. Мониторинг
включения «особых» детей в группу сверстников, а также динамики развития де-
тей с ОВЗ. Организация взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ.
Успешная коррекционная работа в группах для детей с ЗПР, где у ребенка видна по -
ложительная динамика в развитии привела к тому, что по рекомендации специалистов та -
кие дети переводятся в общеобразовательные группы, где уже присоединяется команда по
инклюзивному образованию и начинается точечная работа.
Семен пришел в образовательное учреждение с заключением ПМПК с диагнозом
ЗПР цереброорганического генеза, гипердинамический синдром с дефицитом внимания,
О Н Р IIуровня,
моторная
алалия,
стертая
форма
дизартрии.
Посещал
коррекционную
группу для детей с ЗПР 2 года (с сентября 2016 года по сентябрь 2018г).
При поступлении в коррекционную группу специалистами (учитель-дефектолог,
учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физическому воспитанию, воспитатель,
музыкальный
руководитель)
была
проведена
первичная
диагностика
по
следующим
2
направлениям:
• развитие общей и мелкой моторики;
•развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);
•сформированность
деятельности
ребенка
(манипулятивной,
сенсорно-
перцептивной,
предметно-практической,
игровой,
продуктивных
видов
-
лепки,
аппликации, рисования);
•развитие
речи
(формирование
чувственной
основы
речи,
сенсомоторного
механизма, речевых функций);
•сформированность представлений об окружающем (предметном мире и социальных
отношениях);
•сформированность представлений о пространстве, времени и количестве;
сформированность эмоционально-волевой сферы.
Необходимо отметить следующие особенности развития Семена:
1.
общая и мелкая моторика сформирована недостаточно (неправильно держал
карандаш, слабый нажим, неумение удержать пальчиковые позы)
2.
самостоятельно
не
владел
навыками
самообслуживания,
действия
с
предметами и игрушками носили манипулятивный характер.
3.
Развитие
речи
не
соответствовало
возрастной
норме:
нарушения
звукопроизношения, большое количество аграмматизмов, нарушение слоговой структуры
и фонематического слуха, фразовая и связная требовала серьезной коррекции.
4.
Недостаточность представлений об окружающей действительности.
5.
В эмоционально-волевой сфере наблюдалась лабильность нервной системы
(повышенная тревожность, плаксивость, инфантильность).
На
основе
полученных
результатов
диагностики
был
разработан
план
совместной
работы
всех
специалистов,
разработана
сетка
групповых
и
индивидуальных
занятий
(по
2
индивидуальных
занятия
в
неделю
с
каждым
специалистом).
На протяжении этого времени проводилась работа специалистами не только с самим
ребенком,
но
и с семьей воспитанника. Родители были заинтересованы в совместной
работе со специалистами по преодолению трудностей у ребенка: участвовали в открытых
мероприятиях, обращались за индивидуальными консультациями к специалистам и т. д.
В
мае
2018
года
была
проведена
итоговая
диагностика,
которая
показала
следующую динамику: ребенок стал менее тревожен, более эмоционально стабилен,
включается в игровую деятельность со сверстниками на небольшой промежуток
времени; увеличился запас сведений об окружающей действительности, уровень
3
речевого
развития:
стал
употреблять
правильно
отдельные
простые
предлоги,
введены и автоматизированы звуки.
В мае 2018 года Семен прошел повторное ПМПК.
Заключение:
парциальное
недоразвитие
ВПФ
с
недостаточностью
познавательной
деятельности,
системное
недоразвитие
речи III
уровня.
Речевое
развитие с дизартрическим компонентом.
В сентябре 2018 года Семен перешел в общеобразовательную группу.
Адаптация
проходила
совместно
с
психологом
в
течение
одной
недели,
на
протяжении которой проходили групповые и подгрупповые занятия по сплочению группы.
Воспитатели также проводили игры и беседы коммуникативного характера с ребятами
всей группы. Необходимо отметить, что сначала Семен не принимал участия в групповых
занятиях по продуктивной деятельности.
При переходе в общеобразовательную группу всеми специалистами был разработан
индивидуальный образовательный маршрут на Семена по следующим направлениям:
1. Создание благоприятной предметно-развивающей среды для социального развития
ребенка;
2.
Организация
единой
системы
работы
администрации,
педагогических
сотрудников,
медицинского
персонала
ДОУ
и
родителей
по
социально-личностному
развитию ребенка;
3.
Совершенствование
стиля
общения
педагога
с
ребенком:
придерживаться
психологически-корректного
стиля
общения,
добиваться
уважения
и
доверия
воспитанника;
4.
Создание
условий
для
развития
положительного
отношения
ребенка
к
себе,
другим
людям,
окружающему
миру,
коммуникативной
и
социальной
компетентности
детей;
5. Формирование у ребенка иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки,
виды
деятельности,
иметь
личные
вещи,
по
собственному
усмотрению
использовать
личное время.
В сентябре 2018 года была проведена диагностика воспитанника в рамках психо-
лого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.
Повторно проанализирована история медицинской карты (карта «История развития
ребенка») для получения информации о развитии и здоровье ребенка.
В работе с Семеном применялись следующие методы как основные:
Метод тактильного опознания предметов.
4
Был направлен на повышение точности тактильного восприятия ребенка, развитие -
межмодального переноса, формирование тонкой моторики руки.(Дефектолог)
Метод звукодыхательных упражнений.
Направлен на стимуляцию стволовых отделов головного мозга, развитию межполу-
шарного взаимодействия, развитие лобных отделов; развитию самоконтроля и произволь -
ность. Позволил развить диафрагмальное дыхание, улучшил темпоритмические характери-
стики речи (Логопед)
Релаксационный метод.
Былнаправлен на формирование произвольного внимания Семена, что способствовало
улучшению дифференцированности двигательных и психических реакций. (Психолог)
Метод подвижных игр.
Обеспечил развитие межполушарного взаимодействия, мышечных зажимов. (Воспи-
татели, дефектолог, физ. инструктор.
Арт-терапевтический метод.Способствовал активизации мозга в целом: межполушар-
ному взаимодействию, активизации корково-подкорковых структур, лобных отделов(Психо-
лог).
Конструктивно-рисуночный метод.
Сформировало
устойчивые
координаты
(«лево-право»,
«верх-низ»),
сомато-про-
странственный гнозис, зрительно-моторные координации (Воспитатели, дефектолог).
Метод дидактических игр.
Направлен на развитие познавательных способностей воспитанника: памяти, внима-
ния, мышления; по- развитию самоконтроля и произвольности (Все специалисты)
Метод психогимнастики. (Психолог).
Помог преодолеть Семену двигательный автоматизм, позволилснять мышечные зажи-
мы, развил мимику и пантомимику. В результате ребенок лучше стал чувствовать и осозна-
вать свое тело, свои чувства и переживания, стал более адекватно выражать свое состояние,
что создало в дальнейшем дополнительные условия для развития.
Развитие музыкальности.(музык.руководитель)
Музыкально-дидактические игры на определение динамики, темпа, ритма, диатони-
ческого слуха.
Метод коммуникативных игр( все специалисты)
Групповые упражнения через организацию совместной деятельности дали ребенку на-
выки взаимодействия в новой группе, сформировали способность к произвольной регуля-
ции поведения, т. о. адаптация в группе прошла быстро и безболезненно.( все специалисты)
Метод сказкатерапии–
был направлен на работу с эмоционально-волевой сферой
(устранение инфантильности, обидчивости, плаксивости).
На сегодняшний день Семен полностью адаптирован в общеобразовательной группе,
показывает
хорошие
результаты
по
всем
разделам
программы.
Свободно
общается
со
сверстниками и со взрослыми. В речи автоматизированы и дифференцированы все звуки.
5
Фонематический анализ и синтез развит достаточно. Речь грамматически правильно оформ -
лена. Связная речь требует дальнейшего развития.
Сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) владеет. Пространственные и времен-
ные представления сформированы достаточно. Математические категории соответствуют
возрастной норме.
Семен готовится к поступлению в общеобразовательную школу, ходит на подготовку.
Учителя его хвалят.
6