Автор: Скворцова Валентина Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ «СШ п. Орджоникидзевский»
Населённый пункт: п. Орджоникидзевский
Наименование материала: статья
Тема: работа в парах на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Раздел: начальное образование
Работу
в
парах
можно
вводить
уже
с
1_
го
класса
.
Главным в этот период
становится выработка умения уча_
щихся договариваться, конструктив_
но общаться. Для этого знакомим
первоклассников с
основными
прави
_
лами
общения
:
1. При разговоре смотри на собесед_
ника
2. Говори в паре тихо, чтобы не ме_
шать одноклассникам
3. Называй товарища по имени,
внимательно слушай ответ, потому
что потом будешь исправлять его, до_
полнять, оценивать.
Объясняем, как следует сидеть за
партой, как выражать согласие и воз_
ражение, как оказывать помощь и
просить о ней. Необходимо также на_
учить школьников проверять друг
друга. Проверять можно ответ, ход
решения задачи, правильность и кра_
соту письма, домашнее задание и т.д.
Следующий этап – научить трени_
роваться в парах (таблица сложения,
устный счёт, выполнение заданий по
вариантам с последующей взаимо_
проверкой). Далее идёт обсуждение в
парах. Это значит говорить по данной
теме, ставить вопросы и раскрывать
их («Передайте друг другу, о чём я
вам только что рассказала»; «Скажи
напарнику, как ты его понял» и т.п.).
Следует научить детей правильно
задавать вопросы и точно отвечать
на них.
При работе в парах младшие
школьники приучаются вниматель_
но слушать ответ товарища (ведь они
выступают в роли учителя); постоян_
но готовиться к ответу (для ребёнка
важно, чтобы его спросили); учиться
говорить, отвечать, доказывать.
Ученик может делать в этот момент
то, что в другое время не разрешает_
ся – общаться с одноклассником,
свободно сидеть. Детям такая работа
очень нравится. Ограничение во вре_
мени и нежелание отстать от других
пар стимулирует первоклассников
не отвлекаться и общаться только по
теме урока.
Есть дети, которые стесняются
высказываться при всём классе. В бо_
лее узком кругу сверстников стесни_
тельные ученики начинают говорить,
поскольку знают, их выслушают, не
будут смеяться, при необходимости
объяснят и помогут. При групповой
форме работы зажатые дети раскре_
пощаются, у них появляется уверен_
ность в собственных силах.
Работа в группах требует нетради_
ционной организации рабочих мест.
Для парной работы удобны обычные
ряды, а для групповой работы парты
надо ставить так, чтобы каждый ре_
бёнок видел своих собеседников, не
сидел спиной к доске, мог легко
дотянуться до общего листа бумаги,
на котором фиксируется итог работы
группы, был в пределах досягаемости
всех участников.
Знакомим младших школьников
с основными правилами совместной
работы.
1. Работать дружно, быть внима_
тельными друг к другу, вежливыми,
не отвлекаться на посторонние дела,
не мешать друг другу, вовремя оказы_
вать помощь, выполнять указания
старшего.
2. Своевременно выполнять зада_
ние: следить за временем, доводить
начатое дело до конца.
3. Качественно выполнять работу
(аккуратно, без ошибок), соблюдать
технику безопасности.
4. Уметь защищать общее дело и
свою работу в частности.
РЕФЛЕКСИЯ
ПОЗВОЛЯЕТ
:
1.
понять
,
что
и
как
думают
другие
участники
группы
,
2.
критически
оценить
свои
представления
и
свой
способ
работы
.
Одним
из
важнейших
компонентов
в
понимании
групповой
работы
является
предоставление
об
игре
.
Групповая
работа
–
это
,
прежде
всего
игра
в
обучении
,
игра
в
организацию
,
игра
в
мышление
.
Кто
не
играет
, -
тот
остается
за
бортом
группы
,
даже
если
и
сидит
вместе
со
всеми
в
кружке
.
Зачем
нужна
групповая
работа
опытному
педагогу
?
Кто
-
то
скажет
,
что
это
риторический
вопрос
.
Найдутся
и
такие
,
которые
отмахнутся
от
ответа
.
Кто
-
то
подумает
,
что
все
это
ерунда
.
Была
бы
дисциплина
в
классе
,
да
ученик
делал
то
,
что
ему
,
велел
учитель
,
тогда
и
успех
обеспечен
!
Но
ведь
действительно
каждому
-
свое
!
Месяцы
,
годы
,
десятилетия
,
вся
жизнь
–
не
прекращающий
поиск
,
эксперимент
, «
езда
в
незнаемое
»,
чтобы
из
руды
фактов
,
наблюдений
,
ошибок
,
задач
,
проблем
добыть
золотинку
-
прием
,
который
включит
в
движение
мысль
ученика
,
зажжет
в
нем
жажду
познания
,
сделает
учение
радостным
и
победным
.
И
я
считаю
,
что
групповая
работа
в
развивающем
образовании
это
шаг
в
нужном
направлении
.