Автор: Лаптева Ева Семеновна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Шолоховский ЦТ"
Населённый пункт: станица Вешенская
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Роль хореографии в эстетическом воспитании детей
Раздел: дополнительное образование
Роль хореографии в эстетическом
воспитании детей
Содержимое разработки
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Шолоховский ЦТ», педагог дополнительного
образования Е.С. Лаптева
Методический доклад на тему:
«Роль хореографии в эстетическом воспитании детей»
Хореографическое искусство показало себя на практике как перспективная
форма эстетического воспитания детей. Оно обеспечивает более полное
развитие индивидуальных способностей, и поэтому обучение
хореографическому искусству должно быть доступно значительно большему
кругу детей. Используя средства хореографии, необходимо
заинтересованность детей и проводить большую воспитательную работу.
В основе педагогических требований к определению содержания, методики и
организационных форм занятий с детьми по хореографии лежит принцип
воспитывающего обучения. Воспитание и обучение представляют
неразрывное единство. Педагогический процесс проходит таким образом,
чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками и умениями,
одновременно формировали бы свое мировоззрение, приобретали лучшие
взгляды и черты характера. Занятия хореографией содействуют
эстетическому воспитанию детей, оказывают положительное воздействие на
их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры, поэтому
можно утверждать, что хореографическое искусство имеет богатую
возможность широкого осуществления воспитательных задач.
В формировании эстетической и художественной культуры личности
хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического
воспитания. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых
красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся
увидеть это в хореографических постановках, в художественных альбомах,
видеофильмах. Последующие их самостоятельные мнение и суждение порой
заслуживают уважения. Занятия хореографическим искусством способствуют
физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное
занятие привлекает и детей, и родителей. Ребенок, владеющий
хореографической осанкой, восхищает окружающих, но ее формирование -
процесс длительный, требующий многих качеств от детей.
Дисциплинированность, трудолюбие и терпение - те свойства характера,
которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту. Эти
качества годами воспитываются педагогами-хореографами и определяют
успех во многих делах.
Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей,
занимающихся хореографией, вперед.
Нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости другие. Это
воспитывает дисциплину, уважение к товарищам, педагогу.
Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы в
хореографическом классе переносится и на внешний вид детей. Они
выделяются не только своей осанкой, но и прической, чистотой и
элегантностью ношения самой обыкновенной одежды.
Воспитание этикета является одной из сторон на занятиях по хореографии.
Внимание и забота о других - необходимое качество в характере детей, и
занятия хореографией решают эти задачи.
Хореографическое искусство у ребенка является дополнением и
продолжением его реальной жизни, обогащая ее.
Развитие творческой личности – главная цель, как всего процесса обучения,
так и эстетического воспитания. Без него, без формирования способности к
эстетическому творчеству, невозможно решить важнейшую задачу
всестороннего и гармоничного развития личности. Совершенно очевидно,
что каждый педагог посредством эстетического воспитания готовит детей к
преобразовательной деятельности. Педагог-хореограф должен сформировать,
развить и укрепить у детей потребность в общении с искусством, понимание
его языка, любовь и хороший вкус к нему.
Воспитательная работа в художественном коллективе - процесс сложный,
многогранный. Он связан с реализацией обширной программы
организационно-педагогических и художественно-исполнительских мер.
Каждое направление в практике педагога-руководителя имеет свою
внутреннюю логику, свои закономерности и принципы реализации. Без их
познания, критического анализа невозможна достаточно эффективная
организация не только художественно-творческой, учебной, образовательно-
репетиционной деятельности, но и обеспечение педагогического процесса в
целом.
Специфика воспитательной работы в хореографическом коллективе
обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских,
общепедагогических и социальных моментов в ее проведении и обеспечении.
Усилия педагога направлены на формирование у детей мировоззрения, на
воспитание высокой нравственной культуры, на художественное и
эстетическое развитие. Эти задачи решаются с вовлечением детей в
художественно-исполнительскую деятельность, с организацией учебно-
творческой работы. Поэтому первый уровень воспитания ребенка в
хореографическом коллективе - это образование и обучение его как
исполнителя. Второй уровень воспитания - это формирование ребенка как
личности, развития в нем гражданских, нравственно-эстетических качеств,
общей культуры.
Родители отдают детей в хореографические коллективы для занятий,
укрепляющих здоровье, расширяющих общий культурный и художественный
кругозор, являющихся формой удовлетворения духовных потребностей,
средством развития эстетического вкуса.
Воспитательная работа должна проводиться систематически, только тогда
она приведет к положительным результатам. Сложность воспитательной
работы определяется тем, что дети в коллективе встречаются различного
уровня культуры и воспитания. Сосредоточить их интересы порой непросто.
При этом педагогу-хореографу приходится проявлять такт, чуткость,
применять индивидуальный подход к детям. Он должен заинтересовать
детей, использовать в работе возможности каждого ребенка, его перспективы.
В обращении с детьми необходимо проявление симпатии, уважительного
интереса к их радостям и огорчениям, к их сложностям в жизни. Поэтому
педагогу необходимо понимать взаимоотношения детей, их внутренний мир.
Воспитательную работу надо строить по принципу интереса: он является
основным и определяющим; поддерживается постоянным изучением нового
хореографического материала (движение, танцевальная комбинация,
танцевальный этюд, номер, подготовка или проведение какого-то
мероприятия и т.д.). Все это вызывает положительные эмоции у детей, влияет
на нравственный настрой и развитие их эстетической культуры.
Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что занятия детей в
хореографическом коллективе являются прекрасным средством их
воспитания, так как:
1. Занятия организуют и воспитывают детей, расширяют их художественно-
эстетический кругозор, приучают к аккуратности, подтянутости.
2. Занимаясь в коллективе, дети развивают в себе особо ценное качество -
чувство «локтя», чувство ответственности за общее дело, чувство
товарищества и долга.
3. Приучают детей четко распределять свое свободное время, помогают более
организованно продумывать свои планы.
4. Занятия помогают выявить наиболее одаренных детей, которые связывают
свою судьбу с профессиональным искусством.
5. Они определяют педагогические и организаторские способности детей.
Воспитание должно проходить так, чтобы ребенок чувствовал себя искателем
и открывателем знаний. Только при этом условии однообразная,
утомительная, напряженная работа окрашивается радостными чувствами.
Литература:
1.
Мессерер А. Танец. Мысль. Время. – М., 1990.
2.Учитель ТЦ «Воспитательная работа», 2000г.
3. Воспитание индивидуальности: Учебно-методическое пособие под
редакцией Е.Н. Степанова. – М., 2005.
4. Ваганова А.Я. Основы классического танца. 2002.
5. Г. Новикова «Эстетическое воспитание и развитие детей». Москва, 2003г.