Автор: Алина Анатольевна Ногаева
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 23" им.Г.А.Кадзова
Населённый пункт: п.Айхал Мирнинский район РС/Я/
Наименование материала: Распространение передового педагогического опыта
Тема: Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках химии
Раздел: среднее образование
Открытый урок
« Для пользы общества коль радостно трудиться…»
( из опыта патриотического воспитания учащихся на уроке химии
)
РЕКЛАМА УРОКА
«На берегах Ледовитого океана подобно северному сиянию блеснул Ломоносов.
Ослепительно и прекрасно было это явление. Оно доказало собою, что человек есть
человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать
над всеми препятствиями , какие не ни противопоставляет ему враждебная судьба,
что наконец русский способен ко всему великому и прекрасному.»
В. Г. Белинский
Уважаемые гости!
Учитель химии нашей школы Ногаева Алина Анатольевна и учащиеся 11 А класса
приглашают вас на занятие, посвященное памяти великого русского ученого, гражда-
нина, патриота Михаила Васильевича Ломоносова
Оформление кабинета.
1.
Портрет М.В. Ломоносова
2.
Стенд «Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова», размещены фотографии с соот-
ветствующими аннотациями , которые отображают жизнь М.В. Ломоносова.
3.
Стенд с подборкой книг о великих русских ученых-химиках.
4.
Плакат со словами Е .Евтушенко : « Талант есть чудо не случайное…».
5.
Красочно оформленный плакат с кроссвордом «Первый русский академик».
Вступительное слово учителя.
В курсе изучения школьных предметов предоставляется возможность изучения
научных подвигов и методов исследования М.В. Ломоносова. Мы же поговорим о
М.В. Ломоносове как о человеке, гражданине и патриоте.
История - не только записанное в книгах и учебниках прошлое, не только предмет
любознательности отдельных ученых, но и наша современность, наше будущее.
Если мы хотим понять место нашей страны, нас – ее граждан – в нынешнем чрезвы-
чайно сложном времени, если хотим найти правильное в будущем, мы неизбежно
станем вглядываться в собственную историю, в события прошлого, в людей – участ-
ников этих событий . И среди них нас привлечет исполинская фигура Михаила Ва-
сильевича Ломоносова , первого русского ученого, страстного патриота и просветите-
ля. Не будет преувеличением сказать, что все мы были бы несколько иными, не будь
в нашей истории этого великого русского – Михайло Ломоносова.
1 - й ученик :
Приблизительно в 80 километрах от Архангельска Северная Двина совершает поворот, образуя ряд
рукавов и приток, огибающих многочисленные острова. На берегу самого большого из них – Куроо-
строва , почти напротив Холмогор , в начале 17 века раскинулась деревни Денисовка, Мещанинская ,
Афанасьевская , Григорьевская (ныне они слились в одно село - Ломоносово ) . В деревне Ме-
щанинской в семье Василия Дорофеевича Ломоносова в 1711 году родился сын Михаил.
Выучившись читать и перечитав все книги , которые можно было достать в родной деревне , Ломо-
носов в 1730 году зимой уходит, увлекаемый жаждой знаний, в Москву.
В то время в Белокаменной существовала всего одна школа, напоминавшая высшее учебное заведе-
ние – славяно-греко-латинская академия. Из ее стен вышли первый «первый российский математик и
учитель Магницкий, поэт и переводчик Тредиаковский , русский сатирик Кантемир.
Тяжелыми были годы учения в академии. Но трудности не остановили Ломоносова.. В 1735 году в
числе лучших учеников он был направлен на учебу в Петербургский университет, а затем и в Герма-
нию для обучения физике, химии и другим наукам.
Замечательные способности Ломоносова высоко оценили его зарубежные учителя. Известный уче-
ный Воль писал : «Нисколько не сомневаюсь , что если Ломоносов с таким же прилежанием будет
продолжать свои занятия, то со временем, по возвращении в отечество может принести пользу госу-
дарству.»
В 1741 году М.В. Ломоносов возвращается на Родину , в совершенстве изучив латинский, немецкий
и французский языки, Он умел пользоваться математикой. Знал физику, химию ,философию , логи-
ку, минералогию, ботанику , зоологию, Получил знания по таким прикладным наукам, как механика,
металлургия, познакомился с производством, керамики, стекла, фарфора, соляным делом, море-
ходством. Интересовали его и гуманитарные науки : риторика, грамматика, история, политическая
экономика.
Таким образом. Годы учения сделали М.В. Ломоносова всесторонне образованным ученым, готовым
взяться за любое дело. По возвращении в Россию ученый вначале не получил никакой определенной
должности. С большим трудом добился он назначения адъюнктом академии. Нелегко было перено-
сить и гнет засевших в академии иностранцев. Вспыльчивый , с горячим темпераментом и прямым
характером М.В. Ломоносов не мог смотреть спокойно на беспорядки в академической канцелярии и
засилье иностранцев.
2 – й ученик :
Лето , 1744 год, Академия. Ломоносов излагает работу «Элементы математической химии».
Долго говорил Ломоносов. Он пояснял свойства газов и растворов , особенности движения корпус-
кул, Наконец он закончил и стал собирать разбросанные по кафедре листы своего доклада. Немцы
оживились. Первым встал Тауберт.
- Идеи господина Ломоносова интересны , но все они базируются на каких-то абстрактных корпус
кулах . До тех пор пока современная теория флогистона находится в полном противоречии с этими до-
мыслами, я считаю , что все это нельзя принять за серьезные достижения.
Не успел он закончить , как Шумахер , бросив на Ломоносова полный ненависти взгляд, крикнул с
места :
- Почему вы, господин Ломоносов, на займетесь более серьезной работой?
- И более полезной, - послышался голос из зала.
Ломоносов больше не мог сдерживать себя, вскочил с места и возбужденно заговорил :
- Мне жаль вас, господин Шумахер. В силу своей ограниченности вы не можете понять мои идеи и
не
- Жалкий человек, - завопил Шумахер, - Вы спекулируете на своих гипотезах, но я не позволю вво-
дить нас в заблуждение.
- А что вы предлагаете? Соглашаться с бессмыслицей, которую вы проповедуете? - ответил Ломо-
носов.
Резкий ответ Ломоносова поверг немцев в ужас. Дерзость русского была не слыхана. Однако, хоть
ненависить их была велика, никто не нашелся что-либо возразить русскому гению - доводы Ломоно-
сова были неоспоримы.
3-ий ученик :
Несмотря на все невзгоды , ученый много и плодотворно работал. Он преподавал в академиче-
ском университете и закончил замечательные работы :
« О нечувствительных физических частичках, составляющих тело природы»
«Первые основы металлургии и рудных дел»
«О причинах тепла и холода»,
Развивалось и крепло поэтическое дарование Ломоносова. Однако поэзия ради поэзии была ему
органически чужда. « В безделицах я стихотворца не вижу , в обществе гражданином видеть его
хочу , перстом указующего пороки людские » .
Поэтические успехи сделали Ломоносова популярным при императорском дворе , а это , в свою
очередь , сказывалось на его положении в Академии наук. Неуважение , которое можно было про-
явить к русскому ученому , становилось невозможным по отношению к известному при дворе поэту.
За что бы не брался Ломоносов , в нем проявлялся гражданин, ученый , поэт. Ломоносов любил
свою Родину и гордился ею :
« Обширность наших стран измерьте ,
Прочтите книги славных дел ,
И чувствам собственным поверьте –
Не вам повергнуть наш предел .»
На фоне величия родной страны особенно яркой , как в фокусе собирательного стекла , остается в
поэзии М.В .Ломоносова мысль о счастье человека , о счастье народа. Той же заботой о благе людей
объясняется его стремление к распространению знаний в народе. Занимаясь научными исследовани-
ями , он в то же время переводит сочинения своего учителя Вольфа . « Вольфианская эксперимен-
тальная физика « была первым учебником физики на русском языке.
Он начинает читать популярные лекции , разрешенные специальным указом Сената. Лекции пред-
назначались для широкой публики и читались на русском языке. Здесь Ломоносов столкнулся с таки-
ми силами родного народа , что обращаясь к нему , писал :
« О Вы , которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает ,
Каких зовет от стран чужих .
О Ваши дни благословенны !
Дерзайте ныне ободренны
Реченьем вашим показать ,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать . «
4 - й ученик :
Развитие науки в России тормозилось отсутствием лабораторий , предназначенных специально для
научных исследований . Существовали лаборатории при аптеках , но они не занимались открытием
законов природы или проверкой научных теорий. И вот о создании именно такой лаборатории хло-
почет М.В. Ломоносов. «Академию наук третично покорнейше прошу дабы повелено было при оной
Академии в удобном месте учредить химическую лабораторию с принадлежащими к тому инстру-
ментами и материалами.»
В 1748 году ценой огромной настойчивости ему удается открыть первую в нашей стране химиче-
скую лабораторию.
Собственный опыт подсказывал ученому , что химическая лаборатория необходима для обучения сту-
дентов. А подготовку национальных научных кадров он воспринимал как свой долг перед Россией.
В период до постройки химической лаборатории М.В. Ломоносов начал занятия русской историей.
Мы уже подчеркивали энциклопедизм ученого. С большой уверенностью можно утверждать , что
именно патриотизм русского гения является побудительной причиной перехода к работе в новой об-
ласти знаний. Это очень ярко проявилось после острой борьбы с Миллером ( он был редактором жур-
нала «Ежемесячные сочинения , к пользе и увеселению служащие» , выпускаемом Академией) по во-
просу о происхождении русской культуры и государственности.
Ломоносов писал в отчете , что создавая «Российские истории» , он прочел : Нестора , Законы Яро-
славля , Большой Летописец , Татищева и т.д. Создание «Российской истории» было для Ломоносо-
ва источником высокого патриотческого воодушевления. «Коль великим счастием я себе почесть
могу , ежели моею возможною способностию древность русского народа и славные дела государей
свету откроются , что весьма чувствую « - писал он Шувалову в 1753 году .
5 - й ученик :
Откуда бралась вся та неиссякаемая энергия , которой хватало и на жизненную борьбу , и на пло-
дотворную деятельность в разных областях знаний ? Можно с полной уверенностью утверждать и что
такой движущей силой , пружиной или источником энергии был высокий , действенный патриотизм
Ломоносова - черта , на которую обращали внимание все , кто так или иначе соприкасались с Ломо-
носовым или его наследием.
Искони присущая русскому человеку любовь к своим родным местам и людям , к Родине , особенно
ярко проявлялась у М.В. Ломоносова. Об этой стороне его личности прекрасно написал Гоголь :
« Всякое прикосновение к его любезной его сердцу России , на которую он глядит под углом ее сияю-
щей будущности , исполняет его силы чудотворной ,,, Всю русскую землю озирает он от края до края с
какой- то светлой вышины , любуясь и не на любуясь ее беспредельностью и девственной
природою .»
Каждый человек с большей или меньшей степенью интенсивности вступает во взаимодействие с
современной ему культурой. Он усваивает ее , функционирует в ней , и если ему удается , обогащает
ее. Ломоносов впитал в себя ощущение неисчерпаемых возможностей России , видел и чувствовал
богатырскую силу своего народа. Все это вместе взятое рождало в его душе веру в свою страну , лю-
бовь к ней и страстное желание способствовать ее процветанию, Эти чувства он пронес через всю
свою жизнь.
6 - й ученик :
Пытливая и беспокойная мысль Ломоносова , интуитивно руководимая «усердием к пользе отече-
ства» , заставляла ученого стать пионером в различных областях русской науки. Она же лежала в
основе его просветительской деятельности , которая была направлена на улучшение состояния Ака-
демии наук и развитие образования в России.
Ломоносов задумал создать университет в Москве , где было много небогатых дворян и людей не-
податных сословий и где поэтому пополнение университета студентами не должно было вызвать за-
труднения.
О своем желании создать в Москве университет Ломоносов не раз говорил Шувалову , который ле-
том подготовил черновик « Доношения в Сенат» и познакомил с ним Ломоносова. Ученый отклик-
нулся на это письмом , в начале которого писал : « К великой моей радости уверился я , что объяв-
ленное мной словесно предприятие подлинно в действо произвести намерились к приращению
наук , следовательно , к истинной пользе и слове Отечества» , а затем предложил свой план организа-
ции Московского университета.
12 января 1755 года императрица Елизавета подписала «Указ об учреждении в Москве университе-
та» . Ему был отведен дом бывшей дворцовой аптеки на том месте , где сейчас находится Государ-
ственный Исторический музей .е. Именно здесь в университетской типографии начали печатать со-
брание его сочинений, Первый том вышел в 1757 году. Его украшал единственный выполненный при
жизни Ломоносова гравированный портрет , под которым были такие стихи :
«Московский здесь Парнас изобразил витию ,
Что чистый слог стихов и прозы ввел в Россию ,
Что в Риме Цицерон и что Вергилий был ,
Что он один в своем понятии вместил .
Открыл науки храм богатый словом Россов
Пример их остроты в науках Ломоносов .»
7 - й ученик :
«Солнце русской поэзии» А. С .Пушкин писал в своей книге «Путешествие из Москвы в Петер-
бург» : «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является само-
бытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он , лучше сказать , сам был
первым нашим университетом».
Не только Ломоносов-творец, но и Ломоносов как человек с его характерными отличительными
чертами близок Пушкину. Непросто приходилось ему при императорском дворе , но он всегда оста-
вался гордым русским человеком, знающим себе цену и исполненным чувства собственного досто-
инства : «…Рожденный в низком сословии , не думал возвысить себя наглостью и запанибратством с
людьми высшего состояния (хотя, впрочем, по чину он мог быть им равный) . Но зато умел он за себя
постоять и не дорожил ни покровительством своих меценатов, ни своим благосостоянием, когда дело
шло о его чести или творчестве его любимых идей.»
Однажды Шувалов вздумал подшутить над Ломоносовым. Тот, раскусив подвох, пишет своему по-
кровителю : «Я, ваше превосходительство, не только у вельмож , но иже у Господа своего Бога дура-
ком быть не хочу.» Эту фразу повторит Пушкин в своем письме к Натали 8 июня 1834 года : «Я , как
Ломоносов, не хочу быть шутом иже у господа Бога».
«Я отставлю тебя от Академии !» - воскликнул как-то Шувалов, чем-то весьма разгневанный на Ло-
моносова.
«Нет! - с гордым достоинством возразил Ломоносов. - Разве Академию от меня отставят.»
«Вот каким был этот униженный сочинитель похвальных од и придворных идиллий !» - восклица-
ет Пушкин, завершая свою характеристику Ломоносова.
«Зрелище жизни великого человека есть всегда прекрасное зрелище !» - писал В.Г. Белинский.
Известно немало жизнеописаний и биографий М.В. Ломоносова ; будут они появляться и впредь.
Эпиграфом к описанию жизни и деяний Ломоносова могли бы стать его же слова в письме к колле-
ге :» За общую пользу, а особливо за утверждение наук в отечестве и против отца своего родного
восстать за грех не ставлю… Что ж до меня надлежит, то я к сему себя посвятил, чтобы до гроба моего
с неприятелями наук российских бороться…»
8 - й ученик :
Ломоносов работает в своем кабинете. Входит жена. Лицо ее светится радостью.
- Хороша весть, любимый! Ты - доктор гонорис (пауза), Михайло Ломоносов!
- Не понял, - какой еще доктор гонорис?
- Шведской Академии наук ! Тебя избрали почетным членом Академии!
Ломоносов опустился в кресло. Наконец-то пришло признание! Потом он стал шагать взад-вперед по
комнате :
- Признают мои заслуги ! Признают ! Но ведь не наши , а шведы !
В его голосе жена уловила нотки обиды.
- До каких пор в России будут думать, что мы, русские люди, более низкой культуры? До каких пор
иностранцы , устроившиеся в Петербурге, как у себя дома, будут смотреть на нас свысока?
-Успокойся, прошу тебя! О тебе они думают иначе. Ты честно служишь науке во слау России.
- Не обо мне речь. Дело в русских ученых , в русской науке. Как много великих умов дал миру рус-
ский народ! Он должен иметь и своих ученых. Гений России ничем не уступает гению Европы. И это
должны понять в первую очередь здесь, у нас, наши государственные деятели,-
Через три года его избрали почетным членом Петербургской Академии.
9 - й ученик :
Главное , за что боролся Ломоносов - превращение Академии в цент национальной русской науки ,
-было достигнуто. К моменту смерти М.В. Ломоносова в составе Академии было 7 русских профессо-
ров и адъюнктов. Из 40 ученых русскими были 14 . Если взять в расчет и полностью обрусевших ино-
странцев , считающих Россию своей второй родиной , то можно утверждать , что к концу 18 века рус-
ские ученые заняли прочное место в Академии.
В 1761 году Ломоносов задумывает целую программу государственных мероприятий , « простира-
ющихся к приращению общей пользы». Он намечает изложить в письмах к Шувалову свои сообра-
жения , служащие к «действительному поправлению российского света» в виде таких глав :
«О размножении и сохранении российского народа»
« О истреблении праздности»
« О исправлении нравов и о большом народа просвещении»
«О исправлении земледелия»
«О исправлении и размножении ремесленных дел и художеств»
«О лучших пользах купечества»
«О лучшей государственной экономике»
«О сохранении военного искусства во время долговременного мира»
10 - й ученик :
Круг вопросов , о которых намеревался писать Ломоносов , свидетельствует о его страстном жела-
нии способствовать росту производительных сил страны , добиваться благосостояния народа путем
распространения культуры, научных и медицинских знаний и путем различных законодательных мер ,
показывают всю глубину обширного государственного замысла ученого , мыслителя и патриота,
Просветительская программа при жизни Ломоносова не была осуществлена, но она имеет не прохо-
дящее культурное значение , как отправная точка , как начало русского просвещения , как значитель-
ный этап на пути к сегодняшнему дню российской культуры.
Когда думаешь о жизненном и научном подвиге этого гениального русского человека , кажется , что
он один из современнейших нам по духу предков наших.
Умер Михали Васильевич Ломоносов 4 апреля 1765 года, 54 лет от роду.
« Я вижу , что должен умереть. Спокойно и равнодушно смотрю на смерть , жалея только о том ,
что не мог я совершить всего того , что предпринимал для пользы отечества , для приращения наук и
для славы Академии.»
11 - й ученик :
Я хочу представить вашему вниманию стихотворение Рыленкова Николая Ивановича «Ломоно-
сов». Мне кажется , что поэт соединил в этом произведении все то , что присуще М.В.Ломоносову -
великому Гению России.
Л О М О Н О С О В
Куда бежать от сплетен и доносов
В просторных залах смрадно , как в аду !
И вот опять Михайло Ломоносов
Шумит в академическом саду .
Строптивый сын архангельских поморов ,
Прямой , как ветер северной реки ,
Он сохранил неукротимый норов
И песни , певали рыбаки .
Не он ли в школе Заиконоспасской
Одной латынью голод утолял ,
Молокососов укрощал указкой
И сметкою монахов удивлял ?
Поднявшись вне параграфов и правил ,
Везде дыханье Родины хранил .
Не он ли в старом Марбурге заставил
Немецких буршей трепетать пред ним ?
Не он ли дал российской музе крылья ,
Нашел слова , звучащие как медь !
Доколе ж , иноземное засилье
Придется академии терпеть ?
В нее вошел достойный славы Россов ,
Как беломорский ветер молодой ,
Крестьянский сын Михайло Ломоносов ,
Родившийся под северной звездой!
Ведущая :
Вторая часть нашего занятия познавательно-развлекательная.
Для участия в конкурсе наши учащиеся разделились на две команды , которые мы назвали
«ЛИРИКИ» и «ХИМИКИ» .
Уважаемых гостей мы просим присоединиться к одной из команд.
Также , двоих из присутствующих гостей , мы просим занять места в жюри и оценивать отве-
ты команд.
Учреждаем три приза :
- Самому активному и эрудированному химику
- Самому активному и эрудированному лирику
- Самому активному участнику-гостю конкурса.
А сейчас мы предлагаем вам разгадать кроссворд «Первый русский академик».
Вопросы кроссворда:
1. Искусство, известное еще в Древней Руси, которое возродил М.В. Ломоносов.
2. Автор слов: «Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать,
сам был первым нашим университетом».
3. Село в Архангельской области, где родился М.В. Ломоносов.
4. Здание в Петербурге, где находится музей М.В. Ломоносова.
5. Территория, исследованию которой М.В. Ломоносов придавал большое значение.
6. Что описано в этом отрывке?
И как я оное хваля воспоминаю,
Не ломкость лживого я счастья представляю.
Не должно тленности примером тое быть,
Чего и сильный огнь не может разрушить...»
7. Вставьте пропущенное слово в высказывание М.В. Ломоносова: «По возможности пытаться... (ис -
следовать) все, что может быть измерено, взвешено и определено при помощи практической мате-
матики».
8. Вставьте пропущенное слово в высказывание М.В. Ломоносова: «Один... я ставлю выше, чем тыся -
чу мнений, рожденных только воображением».
9. Наука, без которой, по мнению М.В. Ломоносова, слеп физик.
10. Определите, о чем идет речь в стихотворении М.В. Ломоносова.
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков...
11. Государство, в которое М.В. Ломоносов был послан как один из лучших учеников изучать горное
дело и металлургию.
12. Как назывался прибор, изобретенный М.В. Ломоносовым для изучения астрономии?
13. Государственное учреждение, устройство которого для М.В. Ломоносова было делом всей жизни.
14. Жители северных областей России, где родился и вырос М.В. Ломоносов.
15. Стиль, к которому, по теории М.В. Ломоносова, относятся героические поэмы и оды.
Следующий этап конкурса - ЛОМОНОСОВСКАЯ ВИКТОРИНА :
1.
Когда и где родился Ломоносов ?
2.
Назовите первые учебники , по которым учился Ломоносов?
3.
Где и когда учился Ломоносов в Москве ?
4.
Где продолжал Ломоносов свое образование в Москве ?
5.
Какими языками владел Ломоносов ?
6.
Когда была построена первая в России химическая лаборатория?
7.
Назовите основные открытия и идеи ученого-энциклопедиста
8.
Когда был основан перваый русский уиверситет ?
9.
Приведите высказывания ученого о химии ?
10. Как Ломоносов называл молекулы и атомы ?
11. «Широко распростирает …» - продолжите эту цитату. Кто ее автор?
12. Назовите любимый жанр Ломоносова
13. Назовите поэтическое окружение М.В. Ломоносова
По окончании викторины жюри подводит итоги , объявляет победившую команду и отме-
чает призами активных ее участников.
Для учителя. Вопросы и ответы
1. Искусство, известное еще в Древней Руси, которое возродил М.В. Ломоносов. (Мозаика.)
2. Автор слов: «Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать,
сам был первым нашим университетом». (Пушкин.)
3. Село в Архангельской области, где родился М.В. Ломоносов. (Холмогоры.)
4. Здание в Петербурге, где находится музей М.В. Ломоносова. (Кунсткамера*.)
5. Территория, исследованию которой М.В. Ломоносов придавал большое значение. (Арктика.)
6. Что описано в этом отрывке?
И как я оное хваля воспоминаю,
Не ломкость лживого я счастья представляю.
Не должно тленности примером тое быть,
Чего и сильный огнь не может разрушить...» (Стекло.)
7. Вставьте пропущенное слово в высказывание М.В. Ломоносова: «По возможности пытаться... (ис -
следовать) все, что может быть измерено, взвешено и определено при помощи практической мате-
матики».
8. Вставьте пропущенное слово в высказывание М.В. Ломоносова: «Один... (опыт) я ставлю выше,
чем тысячу мнений, рожденных только воображением».
9. Наука, без которой, по мнению М.В. Ломоносова, слеп физик. (Математика.)
10. Определите, о чем идет речь в стихотворении М.В. Ломоносова.
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков... (Солнце.)
11. Государство, в которое М.В. Ломоносов был послан как один из лучших учеников изучать горное
дело и металлургию. (Германия.)
12. Как назывался прибор, изобретенный М.В. Ломоносовым для изучения астрономии? (Ночегляд.)
13. Государственное учреждение, устройство которого для М.В. Ломоносова было делом всей жизни.
(Университет.)
14. Жители северных областей России, где родился и вырос М.В. Ломоносов. (Поморы.)
15. Стиль, к которому, по теории М.В. Ломоносова, относятся героические поэмы и оды. (Высокий.)