Напоминание

Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках химии


Автор: Алина Анатольевна Ногаева
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 23" им.Г.А.Кадзова
Населённый пункт: п.Айхал Мирнинский район РС/Я/
Наименование материала: Распространение передового педагогического опыта
Тема: Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках химии
Раздел: среднее образование





Назад




Открытый урок

« Для пользы общества коль радостно трудиться…»

( из опыта патриотического воспитания учащихся на уроке химии

)

РЕКЛАМА УРОКА

«На берегах Ледовитого океана подобно северному сиянию блеснул Ломоносов.

Ослепительно и прекрасно было это явление. Оно доказало собою, что человек есть

человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать

над всеми препятствиями , какие не ни противопоставляет ему враждебная судьба,

что наконец русский способен ко всему великому и прекрасному.»

В. Г. Белинский

Уважаемые гости!

Учитель химии нашей школы Ногаева Алина Анатольевна и учащиеся 11 А класса

приглашают вас на занятие, посвященное памяти великого русского ученого, гражда-

нина, патриота Михаила Васильевича Ломоносова

Оформление кабинета.

1.

Портрет М.В. Ломоносова

2.

Стенд «Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова», размещены фотографии с соот-

ветствующими аннотациями , которые отображают жизнь М.В. Ломоносова.

3.

Стенд с подборкой книг о великих русских ученых-химиках.

4.

Плакат со словами Е .Евтушенко : « Талант есть чудо не случайное…».

5.

Красочно оформленный плакат с кроссвордом «Первый русский академик».

Вступительное слово учителя.

В курсе изучения школьных предметов предоставляется возможность изучения

научных подвигов и методов исследования М.В. Ломоносова. Мы же поговорим о

М.В. Ломоносове как о человеке, гражданине и патриоте.

История - не только записанное в книгах и учебниках прошлое, не только предмет

любознательности отдельных ученых, но и наша современность, наше будущее.

Если мы хотим понять место нашей страны, нас – ее граждан – в нынешнем чрезвы-

чайно сложном времени, если хотим найти правильное в будущем, мы неизбежно

станем вглядываться в собственную историю, в события прошлого, в людей – участ-

ников этих событий . И среди них нас привлечет исполинская фигура Михаила Ва-

сильевича Ломоносова , первого русского ученого, страстного патриота и просветите-

ля. Не будет преувеличением сказать, что все мы были бы несколько иными, не будь

в нашей истории этого великого русского – Михайло Ломоносова.

1 - й ученик :

Приблизительно в 80 километрах от Архангельска Северная Двина совершает поворот, образуя ряд

рукавов и приток, огибающих многочисленные острова. На берегу самого большого из них – Куроо-

строва , почти напротив Холмогор , в начале 17 века раскинулась деревни Денисовка, Мещанинская ,

Афанасьевская , Григорьевская (ныне они слились в одно село - Ломоносово ) . В деревне Ме-

щанинской в семье Василия Дорофеевича Ломоносова в 1711 году родился сын Михаил.

Выучившись читать и перечитав все книги , которые можно было достать в родной деревне , Ломо-

носов в 1730 году зимой уходит, увлекаемый жаждой знаний, в Москву.

В то время в Белокаменной существовала всего одна школа, напоминавшая высшее учебное заведе-

ние – славяно-греко-латинская академия. Из ее стен вышли первый «первый российский математик и

учитель Магницкий, поэт и переводчик Тредиаковский , русский сатирик Кантемир.

Тяжелыми были годы учения в академии. Но трудности не остановили Ломоносова.. В 1735 году в

числе лучших учеников он был направлен на учебу в Петербургский университет, а затем и в Герма-

нию для обучения физике, химии и другим наукам.

Замечательные способности Ломоносова высоко оценили его зарубежные учителя. Известный уче-

ный Воль писал : «Нисколько не сомневаюсь , что если Ломоносов с таким же прилежанием будет

продолжать свои занятия, то со временем, по возвращении в отечество может принести пользу госу-

дарству.»

В 1741 году М.В. Ломоносов возвращается на Родину , в совершенстве изучив латинский, немецкий

и французский языки, Он умел пользоваться математикой. Знал физику, химию ,философию , логи-

ку, минералогию, ботанику , зоологию, Получил знания по таким прикладным наукам, как механика,

металлургия, познакомился с производством, керамики, стекла, фарфора, соляным делом, море-

ходством. Интересовали его и гуманитарные науки : риторика, грамматика, история, политическая

экономика.

Таким образом. Годы учения сделали М.В. Ломоносова всесторонне образованным ученым, готовым

взяться за любое дело. По возвращении в Россию ученый вначале не получил никакой определенной

должности. С большим трудом добился он назначения адъюнктом академии. Нелегко было перено-

сить и гнет засевших в академии иностранцев. Вспыльчивый , с горячим темпераментом и прямым

характером М.В. Ломоносов не мог смотреть спокойно на беспорядки в академической канцелярии и

засилье иностранцев.

2 – й ученик :

Лето , 1744 год, Академия. Ломоносов излагает работу «Элементы математической химии».

Долго говорил Ломоносов. Он пояснял свойства газов и растворов , особенности движения корпус-

кул, Наконец он закончил и стал собирать разбросанные по кафедре листы своего доклада. Немцы

оживились. Первым встал Тауберт.

- Идеи господина Ломоносова интересны , но все они базируются на каких-то абстрактных корпус

кулах . До тех пор пока современная теория флогистона находится в полном противоречии с этими до-

мыслами, я считаю , что все это нельзя принять за серьезные достижения.

Не успел он закончить , как Шумахер , бросив на Ломоносова полный ненависти взгляд, крикнул с

места :

- Почему вы, господин Ломоносов, на займетесь более серьезной работой?

- И более полезной, - послышался голос из зала.

Ломоносов больше не мог сдерживать себя, вскочил с места и возбужденно заговорил :

- Мне жаль вас, господин Шумахер. В силу своей ограниченности вы не можете понять мои идеи и

не

- Жалкий человек, - завопил Шумахер, - Вы спекулируете на своих гипотезах, но я не позволю вво-

дить нас в заблуждение.

- А что вы предлагаете? Соглашаться с бессмыслицей, которую вы проповедуете? - ответил Ломо-

носов.

Резкий ответ Ломоносова поверг немцев в ужас. Дерзость русского была не слыхана. Однако, хоть

ненависить их была велика, никто не нашелся что-либо возразить русскому гению - доводы Ломоно-

сова были неоспоримы.

3-ий ученик :

Несмотря на все невзгоды , ученый много и плодотворно работал. Он преподавал в академиче-

ском университете и закончил замечательные работы :

« О нечувствительных физических частичках, составляющих тело природы»

«Первые основы металлургии и рудных дел»

«О причинах тепла и холода»,

Развивалось и крепло поэтическое дарование Ломоносова. Однако поэзия ради поэзии была ему

органически чужда. « В безделицах я стихотворца не вижу , в обществе гражданином видеть его

хочу , перстом указующего пороки людские » .

Поэтические успехи сделали Ломоносова популярным при императорском дворе , а это , в свою

очередь , сказывалось на его положении в Академии наук. Неуважение , которое можно было про-

явить к русскому ученому , становилось невозможным по отношению к известному при дворе поэту.

За что бы не брался Ломоносов , в нем проявлялся гражданин, ученый , поэт. Ломоносов любил

свою Родину и гордился ею :

« Обширность наших стран измерьте ,

Прочтите книги славных дел ,

И чувствам собственным поверьте –

Не вам повергнуть наш предел .»

На фоне величия родной страны особенно яркой , как в фокусе собирательного стекла , остается в

поэзии М.В .Ломоносова мысль о счастье человека , о счастье народа. Той же заботой о благе людей

объясняется его стремление к распространению знаний в народе. Занимаясь научными исследовани-

ями , он в то же время переводит сочинения своего учителя Вольфа . « Вольфианская эксперимен-

тальная физика « была первым учебником физики на русском языке.

Он начинает читать популярные лекции , разрешенные специальным указом Сената. Лекции пред-

назначались для широкой публики и читались на русском языке. Здесь Ломоносов столкнулся с таки-

ми силами родного народа , что обращаясь к нему , писал :

« О Вы , которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает ,

Каких зовет от стран чужих .

О Ваши дни благословенны !

Дерзайте ныне ободренны

Реченьем вашим показать ,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать . «

4 - й ученик :

Развитие науки в России тормозилось отсутствием лабораторий , предназначенных специально для

научных исследований . Существовали лаборатории при аптеках , но они не занимались открытием

законов природы или проверкой научных теорий. И вот о создании именно такой лаборатории хло-

почет М.В. Ломоносов. «Академию наук третично покорнейше прошу дабы повелено было при оной

Академии в удобном месте учредить химическую лабораторию с принадлежащими к тому инстру-

ментами и материалами.»

В 1748 году ценой огромной настойчивости ему удается открыть первую в нашей стране химиче-

скую лабораторию.

Собственный опыт подсказывал ученому , что химическая лаборатория необходима для обучения сту-

дентов. А подготовку национальных научных кадров он воспринимал как свой долг перед Россией.

В период до постройки химической лаборатории М.В. Ломоносов начал занятия русской историей.

Мы уже подчеркивали энциклопедизм ученого. С большой уверенностью можно утверждать , что

именно патриотизм русского гения является побудительной причиной перехода к работе в новой об-

ласти знаний. Это очень ярко проявилось после острой борьбы с Миллером ( он был редактором жур-

нала «Ежемесячные сочинения , к пользе и увеселению служащие» , выпускаемом Академией) по во-

просу о происхождении русской культуры и государственности.

Ломоносов писал в отчете , что создавая «Российские истории» , он прочел : Нестора , Законы Яро-

славля , Большой Летописец , Татищева и т.д. Создание «Российской истории» было для Ломоносо-

ва источником высокого патриотческого воодушевления. «Коль великим счастием я себе почесть

могу , ежели моею возможною способностию древность русского народа и славные дела государей

свету откроются , что весьма чувствую « - писал он Шувалову в 1753 году .

5 - й ученик :

Откуда бралась вся та неиссякаемая энергия , которой хватало и на жизненную борьбу , и на пло-

дотворную деятельность в разных областях знаний ? Можно с полной уверенностью утверждать и что

такой движущей силой , пружиной или источником энергии был высокий , действенный патриотизм

Ломоносова - черта , на которую обращали внимание все , кто так или иначе соприкасались с Ломо-

носовым или его наследием.

Искони присущая русскому человеку любовь к своим родным местам и людям , к Родине , особенно

ярко проявлялась у М.В. Ломоносова. Об этой стороне его личности прекрасно написал Гоголь :

« Всякое прикосновение к его любезной его сердцу России , на которую он глядит под углом ее сияю-

щей будущности , исполняет его силы чудотворной ,,, Всю русскую землю озирает он от края до края с

какой- то светлой вышины , любуясь и не на любуясь ее беспредельностью и девственной

природою .»

Каждый человек с большей или меньшей степенью интенсивности вступает во взаимодействие с

современной ему культурой. Он усваивает ее , функционирует в ней , и если ему удается , обогащает

ее. Ломоносов впитал в себя ощущение неисчерпаемых возможностей России , видел и чувствовал

богатырскую силу своего народа. Все это вместе взятое рождало в его душе веру в свою страну , лю-

бовь к ней и страстное желание способствовать ее процветанию, Эти чувства он пронес через всю

свою жизнь.

6 - й ученик :

Пытливая и беспокойная мысль Ломоносова , интуитивно руководимая «усердием к пользе отече-

ства» , заставляла ученого стать пионером в различных областях русской науки. Она же лежала в

основе его просветительской деятельности , которая была направлена на улучшение состояния Ака-

демии наук и развитие образования в России.

Ломоносов задумал создать университет в Москве , где было много небогатых дворян и людей не-

податных сословий и где поэтому пополнение университета студентами не должно было вызвать за-

труднения.

О своем желании создать в Москве университет Ломоносов не раз говорил Шувалову , который ле-

том подготовил черновик « Доношения в Сенат» и познакомил с ним Ломоносова. Ученый отклик-

нулся на это письмом , в начале которого писал : « К великой моей радости уверился я , что объяв-

ленное мной словесно предприятие подлинно в действо произвести намерились к приращению

наук , следовательно , к истинной пользе и слове Отечества» , а затем предложил свой план организа-

ции Московского университета.

12 января 1755 года императрица Елизавета подписала «Указ об учреждении в Москве университе-

та» . Ему был отведен дом бывшей дворцовой аптеки на том месте , где сейчас находится Государ-

ственный Исторический музей .е. Именно здесь в университетской типографии начали печатать со-

брание его сочинений, Первый том вышел в 1757 году. Его украшал единственный выполненный при

жизни Ломоносова гравированный портрет , под которым были такие стихи :

«Московский здесь Парнас изобразил витию ,

Что чистый слог стихов и прозы ввел в Россию ,

Что в Риме Цицерон и что Вергилий был ,

Что он один в своем понятии вместил .

Открыл науки храм богатый словом Россов

Пример их остроты в науках Ломоносов .»

7 - й ученик :

«Солнце русской поэзии» А. С .Пушкин писал в своей книге «Путешествие из Москвы в Петер-

бург» : «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является само-

бытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он , лучше сказать , сам был

первым нашим университетом».

Не только Ломоносов-творец, но и Ломоносов как человек с его характерными отличительными

чертами близок Пушкину. Непросто приходилось ему при императорском дворе , но он всегда оста-

вался гордым русским человеком, знающим себе цену и исполненным чувства собственного досто-

инства : «…Рожденный в низком сословии , не думал возвысить себя наглостью и запанибратством с

людьми высшего состояния (хотя, впрочем, по чину он мог быть им равный) . Но зато умел он за себя

постоять и не дорожил ни покровительством своих меценатов, ни своим благосостоянием, когда дело

шло о его чести или творчестве его любимых идей.»

Однажды Шувалов вздумал подшутить над Ломоносовым. Тот, раскусив подвох, пишет своему по-

кровителю : «Я, ваше превосходительство, не только у вельмож , но иже у Господа своего Бога дура-

ком быть не хочу.» Эту фразу повторит Пушкин в своем письме к Натали 8 июня 1834 года : «Я , как

Ломоносов, не хочу быть шутом иже у господа Бога».

«Я отставлю тебя от Академии !» - воскликнул как-то Шувалов, чем-то весьма разгневанный на Ло-

моносова.

«Нет! - с гордым достоинством возразил Ломоносов. - Разве Академию от меня отставят.»

«Вот каким был этот униженный сочинитель похвальных од и придворных идиллий !» - восклица-

ет Пушкин, завершая свою характеристику Ломоносова.

«Зрелище жизни великого человека есть всегда прекрасное зрелище !» - писал В.Г. Белинский.

Известно немало жизнеописаний и биографий М.В. Ломоносова ; будут они появляться и впредь.

Эпиграфом к описанию жизни и деяний Ломоносова могли бы стать его же слова в письме к колле-

ге :» За общую пользу, а особливо за утверждение наук в отечестве и против отца своего родного

восстать за грех не ставлю… Что ж до меня надлежит, то я к сему себя посвятил, чтобы до гроба моего

с неприятелями наук российских бороться…»

8 - й ученик :

Ломоносов работает в своем кабинете. Входит жена. Лицо ее светится радостью.

- Хороша весть, любимый! Ты - доктор гонорис (пауза), Михайло Ломоносов!

- Не понял, - какой еще доктор гонорис?

- Шведской Академии наук ! Тебя избрали почетным членом Академии!

Ломоносов опустился в кресло. Наконец-то пришло признание! Потом он стал шагать взад-вперед по

комнате :

- Признают мои заслуги ! Признают ! Но ведь не наши , а шведы !

В его голосе жена уловила нотки обиды.

- До каких пор в России будут думать, что мы, русские люди, более низкой культуры? До каких пор

иностранцы , устроившиеся в Петербурге, как у себя дома, будут смотреть на нас свысока?

-Успокойся, прошу тебя! О тебе они думают иначе. Ты честно служишь науке во слау России.

- Не обо мне речь. Дело в русских ученых , в русской науке. Как много великих умов дал миру рус-

ский народ! Он должен иметь и своих ученых. Гений России ничем не уступает гению Европы. И это

должны понять в первую очередь здесь, у нас, наши государственные деятели,-

Через три года его избрали почетным членом Петербургской Академии.

9 - й ученик :

Главное , за что боролся Ломоносов - превращение Академии в цент национальной русской науки ,

-было достигнуто. К моменту смерти М.В. Ломоносова в составе Академии было 7 русских профессо-

ров и адъюнктов. Из 40 ученых русскими были 14 . Если взять в расчет и полностью обрусевших ино-

странцев , считающих Россию своей второй родиной , то можно утверждать , что к концу 18 века рус-

ские ученые заняли прочное место в Академии.

В 1761 году Ломоносов задумывает целую программу государственных мероприятий , « простира-

ющихся к приращению общей пользы». Он намечает изложить в письмах к Шувалову свои сообра-

жения , служащие к «действительному поправлению российского света» в виде таких глав :

«О размножении и сохранении российского народа»

« О истреблении праздности»

« О исправлении нравов и о большом народа просвещении»

«О исправлении земледелия»

«О исправлении и размножении ремесленных дел и художеств»

«О лучших пользах купечества»

«О лучшей государственной экономике»

«О сохранении военного искусства во время долговременного мира»

10 - й ученик :

Круг вопросов , о которых намеревался писать Ломоносов , свидетельствует о его страстном жела-

нии способствовать росту производительных сил страны , добиваться благосостояния народа путем

распространения культуры, научных и медицинских знаний и путем различных законодательных мер ,

показывают всю глубину обширного государственного замысла ученого , мыслителя и патриота,

Просветительская программа при жизни Ломоносова не была осуществлена, но она имеет не прохо-

дящее культурное значение , как отправная точка , как начало русского просвещения , как значитель-

ный этап на пути к сегодняшнему дню российской культуры.

Когда думаешь о жизненном и научном подвиге этого гениального русского человека , кажется , что

он один из современнейших нам по духу предков наших.

Умер Михали Васильевич Ломоносов 4 апреля 1765 года, 54 лет от роду.

« Я вижу , что должен умереть. Спокойно и равнодушно смотрю на смерть , жалея только о том ,

что не мог я совершить всего того , что предпринимал для пользы отечества , для приращения наук и

для славы Академии.»

11 - й ученик :

Я хочу представить вашему вниманию стихотворение Рыленкова Николая Ивановича «Ломоно-

сов». Мне кажется , что поэт соединил в этом произведении все то , что присуще М.В.Ломоносову -

великому Гению России.

Л О М О Н О С О В

Куда бежать от сплетен и доносов

В просторных залах смрадно , как в аду !

И вот опять Михайло Ломоносов

Шумит в академическом саду .

Строптивый сын архангельских поморов ,

Прямой , как ветер северной реки ,

Он сохранил неукротимый норов

И песни , певали рыбаки .

Не он ли в школе Заиконоспасской

Одной латынью голод утолял ,

Молокососов укрощал указкой

И сметкою монахов удивлял ?

Поднявшись вне параграфов и правил ,

Везде дыханье Родины хранил .

Не он ли в старом Марбурге заставил

Немецких буршей трепетать пред ним ?

Не он ли дал российской музе крылья ,

Нашел слова , звучащие как медь !

Доколе ж , иноземное засилье

Придется академии терпеть ?

В нее вошел достойный славы Россов ,

Как беломорский ветер молодой ,

Крестьянский сын Михайло Ломоносов ,

Родившийся под северной звездой!

Ведущая :

Вторая часть нашего занятия познавательно-развлекательная.

Для участия в конкурсе наши учащиеся разделились на две команды , которые мы назвали

«ЛИРИКИ» и «ХИМИКИ» .

Уважаемых гостей мы просим присоединиться к одной из команд.

Также , двоих из присутствующих гостей , мы просим занять места в жюри и оценивать отве-

ты команд.

Учреждаем три приза :

- Самому активному и эрудированному химику

- Самому активному и эрудированному лирику

- Самому активному участнику-гостю конкурса.

А сейчас мы предлагаем вам разгадать кроссворд «Первый русский академик».

Вопросы кроссворда:

1. Искусство, известное еще в Древней Руси, которое возродил М.В. Ломоносов.

2. Автор слов: «Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать,

сам был первым нашим университетом».

3. Село в Архангельской области, где родился М.В. Ломоносов.

4. Здание в Петербурге, где находится музей М.В. Ломоносова.

5. Территория, исследованию которой М.В. Ломоносов придавал большое значение.

6. Что описано в этом отрывке?

И как я оное хваля воспоминаю,

Не ломкость лживого я счастья представляю.

Не должно тленности примером тое быть,

Чего и сильный огнь не может разрушить...»

7. Вставьте пропущенное слово в высказывание М.В. Ломоносова: «По возможности пытаться... (ис -

следовать) все, что может быть измерено, взвешено и определено при помощи практической мате-

матики».

8. Вставьте пропущенное слово в высказывание М.В. Ломоносова: «Один... я ставлю выше, чем тыся -

чу мнений, рожденных только воображением».

9. Наука, без которой, по мнению М.В. Ломоносова, слеп физик.

10. Определите, о чем идет речь в стихотворении М.В. Ломоносова.

Там огненны валы стремятся

И не находят берегов;

Там вихри пламенны крутятся,

Борющись множество веков...

11. Государство, в которое М.В. Ломоносов был послан как один из лучших учеников изучать горное

дело и металлургию.

12. Как назывался прибор, изобретенный М.В. Ломоносовым для изучения астрономии?

13. Государственное учреждение, устройство которого для М.В. Ломоносова было делом всей жизни.

14. Жители северных областей России, где родился и вырос М.В. Ломоносов.

15. Стиль, к которому, по теории М.В. Ломоносова, относятся героические поэмы и оды.

Следующий этап конкурса - ЛОМОНОСОВСКАЯ ВИКТОРИНА :

1.

Когда и где родился Ломоносов ?

2.

Назовите первые учебники , по которым учился Ломоносов?

3.

Где и когда учился Ломоносов в Москве ?

4.

Где продолжал Ломоносов свое образование в Москве ?

5.

Какими языками владел Ломоносов ?

6.

Когда была построена первая в России химическая лаборатория?

7.

Назовите основные открытия и идеи ученого-энциклопедиста

8.

Когда был основан перваый русский уиверситет ?

9.

Приведите высказывания ученого о химии ?

10. Как Ломоносов называл молекулы и атомы ?

11. «Широко распростирает …» - продолжите эту цитату. Кто ее автор?

12. Назовите любимый жанр Ломоносова

13. Назовите поэтическое окружение М.В. Ломоносова

По окончании викторины жюри подводит итоги , объявляет победившую команду и отме-

чает призами активных ее участников.

Для учителя. Вопросы и ответы

1. Искусство, известное еще в Древней Руси, которое возродил М.В. Ломоносов. (Мозаика.)

2. Автор слов: «Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать,

сам был первым нашим университетом». (Пушкин.)

3. Село в Архангельской области, где родился М.В. Ломоносов. (Холмогоры.)

4. Здание в Петербурге, где находится музей М.В. Ломоносова. (Кунсткамера*.)

5. Территория, исследованию которой М.В. Ломоносов придавал большое значение. (Арктика.)

6. Что описано в этом отрывке?

И как я оное хваля воспоминаю,

Не ломкость лживого я счастья представляю.

Не должно тленности примером тое быть,

Чего и сильный огнь не может разрушить...» (Стекло.)

7. Вставьте пропущенное слово в высказывание М.В. Ломоносова: «По возможности пытаться... (ис -

следовать) все, что может быть измерено, взвешено и определено при помощи практической мате-

матики».

8. Вставьте пропущенное слово в высказывание М.В. Ломоносова: «Один... (опыт) я ставлю выше,

чем тысячу мнений, рожденных только воображением».

9. Наука, без которой, по мнению М.В. Ломоносова, слеп физик. (Математика.)

10. Определите, о чем идет речь в стихотворении М.В. Ломоносова.

Там огненны валы стремятся

И не находят берегов;

Там вихри пламенны крутятся,

Борющись множество веков... (Солнце.)

11. Государство, в которое М.В. Ломоносов был послан как один из лучших учеников изучать горное

дело и металлургию. (Германия.)

12. Как назывался прибор, изобретенный М.В. Ломоносовым для изучения астрономии? (Ночегляд.)

13. Государственное учреждение, устройство которого для М.В. Ломоносова было делом всей жизни.

(Университет.)

14. Жители северных областей России, где родился и вырос М.В. Ломоносов. (Поморы.)

15. Стиль, к которому, по теории М.В. Ломоносова, относятся героические поэмы и оды. (Высокий.)



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!