Автор: Свержевская Татьяна Леонидовна
Должность: воспитатель компенсирующей группы
Учебное заведение: МБДОУ №24
Населённый пункт: г. Большой Камень Приморского края
Наименование материала: Конспект НОД по развитию речи
Тема: «Путешествие по временам года» в подготовительной компенсирующей группе
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД «Путешествие по временам года»
Пр. содержание:
Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь к природе, родному краю.
Образовательная область познание:
Закрепить представление детей о характерных особенностях разных времён
года;
Развивать мышление , фантазию тактильные ощущения.
Образовательная область «Речевое развитие»:
Активизировать в речи детей употребление сложных предложений;
Закрепить умение описывать предмет по его основным признакам;
Учить понимать смысл пословиц;
Упражнять в выделении звука в слове;
Развивать монологическую, диалогическую речь;
Составлять небольшие описательные рассказы с использованием мнемотаблиц,
рассказы из личного опыта.
Ход НОД
Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по временам года.
Воспитатель:
Ребята! Сейчас я загадаю вам загадку и вы сразу догадаетесь какое время года мы
посетим первым
Дел у меня не мало:
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома.
Зовут меня… (Зима)
Правильно – зима. Чтобы попасть в это время года нам нужно одеть тёплую одежду. А
чтобы добраться по глубокому снегу нужно надеть лыжи. Одели? Ну в путь к
Зимушке-зиме. (дети вместе с воспитателем имитируют скольжение на лыжах
передвигаясь на « зимнюю полянку» и становятся в круг)
Воспитатель: Ребята, какие ассоциации у вас возникают со словом ЗИМА?
Дети: холод, вьюга, снежинки, санки…
Воспитатель: скажите, а какой цвет у зимы? (белый, голубой, серебристый…).
А давайте посмотрим какой цвет у моей зимы.
Опыт:
в банку налита вода, на крышке (внутри банки) голубая краска).воспитатель
взбалтывает воду в банке – вода окрашивается в голубой цвет. Ребята делают вывод
о том, что у воспитателя цвет зимы голубой.
Воспитатель предлагает детям словесную игру «Зимняя погода»:
Ребята я буду кидать вам снежок и называть слово – а вы возвращая мне снежок
отвечать какая у зимы погода( снег – снежная, мороз – морозная…).
Затем воспитатель обращает внимание детей на квадратные листы бумаги, лежащие на
столе. Что это? (Это мнемоквадраты)
Ребята давайте составим из этих квадратов мнемотаблицу и расскажем по ней о зиме.
(дети составляют мнемотаблицу и 2-3 человека рассказывают о зиме).
Воспитатель: Молодцы! Интересные рассказы о зиме получились у вас. А сейчас
давайте попрощаемся с зимой и поиграем в подвижную игру «Заморожу»
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку, и вы узнаете в каком времени года мы сейчас
окажемся:
Я раскрываю почки,
В зелёные листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня… (Весна)
Правильно – весна. Ребята, посмотрите на картины и скажите какая весна? (холодная,
тёплая, журчащая, весёлая…).
А какая весна по цвету? (нежно-зелёная, коричневая, желтоватая…).
А теперь давайте посмотрим какая весна у меня. Опыт с банкой (на крышке светло-
зелёная краска).
Затем воспитатель предлагает детям поиграть в словесную игру «Добавь словечко»
Задание: нужно произнести названное воспитателем слово со словом ВЕСЕННИЙ
(месяц – весенний месяц, ручьи – весенние ручьи…).
Затем воспитатель обращает внимание детей на картины о весне разных художников:
Кто хочет рассказать о весне по картине? (дети выбирают понравившуюся картину)
Не забудьте в своём рассказе сказать, кто написал картину, о чем хотел рассказать
художник, какие краски он использовал? (рассказ одного, двух детей).
Молодцы! Какие замечательные рассказы получились у вас.
Ребята, а как вы думаете, в какое время года мы попадём теперь? (дети высказывают
свои предположения)
А давайте отгадаем загадку и узнаем:
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою.
И море согреваю,
Купаться приглашаю.
И любите за это
Вы все меня я …… (Лето)
А какое лето по цвету? (зелёное, цветное, красное…).
А теперь давайте посмотрим, какое лето у меня. Опыт с банкой (на крышке красная
краска).
Воспитатель : ребята, скажите а почему так говорят: Жаворонки прилетели,
Красно лето принесли»
Дети: Жаворонки прилетают последними из перелётных птиц в июне. Июнь начало
лета. Лето красное – прекрасное, цветное, яркое…
Воспитатель: ребята, а кто из вас может рассказать о том, что происходило с вами
летом? (рассказы из личного опыта , 2-3 ребенка).
Словесная игра «Найди звук»
Задание: назвать любое летнее слово и звук, на которое оно заканчивается (песок – к,
жара – а…)
Ребята, а в каком времени года мы с вами ещё не были? ( ответы детей) а давайте
проверим загадкой:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю.
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь ёлочек и сосен
Я……. (Осень).
Словесная игра «Закончи предложение»
Я люблю осень потому что…….
Осень скучное время года так как….
Я сегодня не пойду гулять потому, что…
Птицы осенью улетают в тёплые края потому, что…
А какая осень по цвету? (желтая, золотая…).
А теперь давайте посмотрим, какая осень у меня. Опыт с банкой (на крышке жёлтая
краска).
Осень нам приносит много даров. Каких? Игра «Чудесный мешочек».
Затем воспитатель предлагает 3 -4 детям составить описательный рассказ по
мнемотаблице о любом овоще.
Ну вот ребята, мы с вами побывали в четырёх временах года. В каких? А как вы
думаете, можно ли сравнить времена года с частями суток? Давайте попробуем?.
Весна – утро (весной всё просыпается, распускается, растёт).
Лето – день ( всё, растёт, крепнет, зреет).
Осень – вечер ( всё засыпает, опадает, остывает).
Зима – ночь ( зимой природа спит).
Ну, вот и закончилось наше путешествие по временам года. А в каком времени года
вам понравилось больше всего? Почему?
Сейчас мы пойдём в группу, и каждый из вас нарисует своё любимое время года.