Напоминание

"Экзамен - это первое испытание на пути во взрослую жизнь"


Автор: Материкина Валентина Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Лесно-Конобеевская СШ"
Населённый пункт: с. Лесное Конобеево, Шацкий район, Рязанская область
Наименование материала: проект
Тема: "Экзамен - это первое испытание на пути во взрослую жизнь"
Раздел: полное образование





Назад





Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лесно-Конобеевская

средняя школа»

Проект: «Экзамен – это первое испытание на пути во взрослую

жизнь»

Автор проекта:
учитель русского языка и литературы Материкина Валентина Владимировна.
Аннотация проекта
Данный проект раскроет учащимся 9-х классов понятие стресса и его влияние на результаты экзаменов.
Визитная карточка проекта
Проект «Экзамен – это первое испытание на пути во взрослую жизнь» выявляет актуальную тему современности: экзаменационный стресс и методы борьбы с ним.
Тип проекта:
- по виду деятельности – информационный; - по содержанию – межпредметный; - по времени выполнения – долговременный (четыре недели);
Цель проекта:
- формирование представления о стрессе и методах борьбы с его отрицательным влиянием на здоровье подростка во время сдачи экзаменов; - информирование учащихся о видах стресса и их влиянии на человека; - стимулирование обучающихся к размышлению о способах совладания с экзаменационным стрессом.
Возраст участников проекта
: – 14-15 лет.
Стресс – это жизнь.

Стресс – это не заболевание и не патология, стресс – это норма жизни.

Канадский физиолог Ганс Селье.
Любой нормальный человек испытывает огорчение, разочарование, гнев. Чтобы эти переживания не привели стрессу надо научиться их преодолевать. В любом испытании побеждает тот, кто сумеет справиться с нервами, кто ведет себя уверенно и спокойно. В этом девятиклассникам может помочь
следующий тренинг:

Сядьте удобно, расслабьтесь, руки свободно положите на колени. Голову слегка наклоните вперед и повторяйте про себя (можно и вслух) примерно такие фразы:
- я хорошо подготовлюсь к экзамену;

- у меня все получится;

- мне достанется материал, который я хорошо знаю;

- я буду отвечать уверенно, спокойно, четко;

- я готов к экзамену по (название предмета);

- я спокоен и уверен в себе.
Повторяйте эти фразы 3-4 раза, пока не почувствуете, что произносите ее совершенно естественно. Первый тест, который получили девятиклассники позволил узнать
подвержены

ли

они

экзаменационному стрессу
?
Тест № 1. «Подвержены ли вы экзаменационному стрессу»?

(За каждый положительный ответ начислите себе по 1 баллу)
1. Я стараюсь как можно больше заниматься дополнительно, чтобы получить хорошую оценку. 2. Больше всего на свете я боюсь получить "двойку". 3. Я готов на все, чтобы получить "пятерку". 4. Бывает, что я отказываюсь отвечать, хотя и готовил задание. 5. У меня бывает ощущение, что я все забыл. 6. Бывает, что и легкие предметы я не могу хорошо ответить. 7. Когда я настроился отвечать, меня злят разговоры и смех вокруг. 8. Мне трудно выступать перед классом. 9. Объявление оценок я всегда жду с волнением. 10. Я предпочел бы, чтобы на экзамене присутствовал знакомый преподаватель. 11. Накануне контрольных я всегда испытываю тревогу. 12. Перед экзаменами у меня бывает внутренняя дрожь.
Сложите набранные баллы.

Данный тест показал следующие результаты:
из 15 девятиклассников, принявших участие в тестировании, нет учеников, умеющих управлять своими эмоциями и готовых к любым испытаниям и уверенных, что бы ни произошло, все будет хорошо.
9 человек от природы тревожны и перед экзаменом будут переживать стресс.

6 человек подвержены очень сильному стрессу

Таким образом, все учащиеся 9 класса нуждаются в помощи учителей и родителей

в период подготовки и проведения экзаменов.

Что же делать, как победить – или хотя бы уменьшить – экзаменационный

стресс?

Самая простая помощь – дыхательная гимнастика:
- сделать глубокий вдох;
- задержать дыхание на 4 сек.; - медленно выдохнуть. Повторить упражнение 6 раз. Дыхательную гимнастику легко выполнить, даже если ребенок уже приступил к ответу на вопросы ОГЭ. Буквально после нескольких вдохов-выдохов состояние нервной системы нормализуется, а, значит, появится ощущение покоя и уверенности в собственных силах.
Мы пришли к выводу, что все учащиеся 9 класса подвержены

экзаменационному стрессу.

Тест № 2. «Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний».

Инструкция
Ребята, следующее задание позволит вам узнать свой уровень тревожности в ситуациях проверки знаний. Для этого поставьте в колонку с ответами “+” (если, вы согласны с утверждением) или “–” (если не согласны). Затем посчитайте количество “+”, учитывая, что один плюс равен одному баллу.
Вопросы
+,- Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько хорошо ты знаешь материал? Обычно ты волнуешься при ответе или выполнении контрольных заданий? Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился? Мечтаешь ли ты о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают? Бывает ли так, что, отвечая перед классом, ты начинаешь заикаться и не можешь ясно произнести ни одного слова? Обычно ты спишь неспокойно накануне контрольной или экзамена? Часто ли ты получаешь низкую оценку, хорошо зная материал, только из-за того, что волнуешься и теряешься при ответе? Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься? Часто ли бывает такое, что у тебя слегка дрожит рука при выполнении контрольных заданий? Беспокоишься ли ты по дороге в школу о том, что учитель может дать классу проверочную работу? Что интересно:
низкого уровня тревожности нет ни у кого
из принявших участие в тестировании.
Средний уровень тревожности имеют – 5 человек.

Повышенный уровень тревожности – 4 человека.

Крайне высокий уровень тревожности – 6 человек.


Средний уровень тревожности показывает, что учащиеся 9 класса достаточно

ответственно

относятся

к

экзаменам,

объективно

оценивая

свои

возможности.

Повышенный уровень тревожности показывает, что страх перед публичной

демонстрацией своих знаний провоцирует чувство тревоги и неуверенности в

себе.

Крайне высокий уровень тревожности показывает, что переживания тревоги в

ситуации экзамена порой обусловливает такие изменения в познавательной

деятельности,

как

ослабление

концентрации

и

переключаемости

внимания,

трудности при отделении
главного от второстепенного.
Вывод напрашивается сам: в 9 классе нет детей, которым состояние тревоги на

экзаменах не свойственно!

Тест № 3
.
“Определение

уровня

осведомленности

учащихся

9

класса

о

процедуре

сдачи ОГЭ”

Инструкция: Ребята, внимательно выполните все задания теста.

A1.
Чем нельзя пользоваться на экзамене?
1. Мобильным телефоном
2. Гелевой черной ручкой 3.Тестовым материалом (КИМ)
A2.
На экзамен необходимо принести: 1. Учебник
2. Паспорт
3. Персональный компьютер
А3.
При нарушении требований, предусмотренных правилами проведения экзамена, учащийся: 1. Встает в угол
2. Удаляется с экзамена
3. Платит штраф
А4.
Для выхода из аудитории во время экзамена необходимо обратиться:
1. К организатору
2. К Президенту РФ 3. К другу
А5.
Во избежание ошибок, лучше сначала записать номера ответов: 1. На ладони 2. На полях бланка
3. На черновике

А6
. Если в задании группы “В” вместо слова нужно написать другое, то старое слово зачеркивается: 1. Одной чертой
2. Двумя чертами
3. Тремя чертами
А 7 .
После выполнения задания группы “А” необходимо выбрать номер правильного ответа и поставить в клеточку с номером правильного ответа: 1. Галочку (√) 2. Звездочку (*)
3. Крестик (×)


А8.
При заполнении бланков ответов группы “C” нужно отступать от рамки:
1. 2–3 мм
2. 4–5 мм 3. 10 мм
A9.
Если при заполнении бланков у обучающегося возникнет какое-либо сомнение, то надо: 1. Хлопнуть в ладоши 2. Топнуть ногой
3. Поднять руку

А10.
Для подачи апелляции необходимо обратиться:
1. К ответственному организатору
2. К дежурному по этажу 3. К Министру образования РФ
В1.
Чем нужно заполнять бланк?
В2.
Каким цветом нужно заполнять бланк?
В3.
Разрешаются ли исправления в ответах?
В4.
Кто раздает бланки ответов?
В5.
Найдите правильное предложение. Напишите № этого предложения цифрой:
1.

Если

в

задании

группы

“B”

вместо

слова

нужно

написать

другое,

то

старое

слово

зачеркивается.
2. Если в задании группы “B” вместо слова нужно написать другое, то старое слово заштриховывается. 3. Если в задании группы “B, вместо слова нужно написать другое, то старое слово замазывается.
B6.
Найдите правильное предложение. Напишите № этого предложения цифрой:
1.Заполнять бланк нужно на русском языке.
2. Заполнять бланк нужно на иностранном языке. 3. Заполнять бланк нужно на любом языке.
В7.
Найдите правильное предложение. Напишите № этого предложения цифрой: 1. Во время экзамена по русскому языку разрешается меняться паспортами.
2. Во время экзамена по географии разрешается пользоваться линейкой (без записей в виде

формул).
3. Во время экзамена по математике разрешается пользоваться таблицей умножения.
В8.
Запишите пропущенное слово. Если нужно исправить один ………, то новый рисуется поверх старого.
B9.
Запишите пропущенное слово. По окончании экзамена Вы можете подать ……… о нарушении процедуры проведения экзамена.
B10.
Что нужно сделать на бланке ответов в специальном прямоугольном поле? Данный тест показал, что многие дети недостаточно хорошо осведомлены о том, что можно и что нельзя делать на экзаменах.
Ошибки были допущены в заданиях: а 6, а 7, а 8, в 3, в 7,в 10.
В период подготовки к родительскому собранию девятиклассникам был предложен
тест

№ 4.

Тестирование по «Стресс-тесту».


Учащимся предлагается прочитать включенные в тест утверждения и

выразить степень своего согласия с ними, используя следующую шкалу:

1.

почти никогда; 2. редко; 3. часто; 4. почти всегда.
1. Меня редко раздражают мелочи. 2. Я нервничаю, когда приходится кого-то ждать. 3. Когда я попадаю в неловкое положение, то краснею. 4. Когда я сержусь, то могу кого-нибудь обидеть. 5. Не переношу критики, выхожу из себя. 6. Если в транспорте меня толкнут, то отвечаю тем же или говорю что-нибудь грубое. 7. Все свободное время чем-нибудь занят. 8. На встречу всегда прихожу заранее или опаздываю. 9. Не умею выслушивать, вставляю реплики. 10. Страдаю отсутствием аппетита. 11. Беспричинно бываю беспокоен. 12. По утрам чувствую себя плохо. 13. Чувствую себя уставшим, плохо сплю, не могу отключиться. 14. И после продолжительного сна не чувствую себя нормально. 15.Думаю, что сердце у меня не в порядке. 16. У меня бывают боли в спине и шее. 17. Я барабаню пальцами по столу, а когда сижу, покачиваю ногой. 18. Мечтаю о признании, хочу, чтобы меня хвалили за то, что я делаю. 19. Думаю, что лучше многих. 20. Не соблюдаю диету, вес постоянно колеблется.
Были получены следующие результаты:

30

баллов

и

меньше



2

человека

(Вы

живете

спокойно

и

разумно,

успеваете

справиться

с

проблемами,

которые

возникают.

Вы

не

страдаете ни ложным честолюбием, ни чрезмерной скромностью).

31-45

баллов



7

человек

(Ваша

жизнь

наполнена

деятельностью

и

напряжением. Вы страдаете от стресса как в положительном смысле

этого слова – то есть у вас есть стремление чего-нибудь достигать -

так и в отрицательном).


46-60 баллов – 6 человек (Ваша жизнь – беспрестанная борьба. Для вас

важно

мнение

других,

и

это

держит

вас

в

состоянии

стресса.

Если

будете продолжать в том же духе, то многого добьетесь, но вряд ли это

доставит вам радость. Избегайте лишних споров, усмиряйте свой гнев,

вызванный

мелочами.

Не

пытайтесь

добиться

всегда

максимального

результата, время от времени давайте себе передышку.).
Эти результаты были оглашены на родительском собрании, и родители получили
рекомендации «Как помочь ребенку не получить стресс в период подготовки

и проведения экзаменов».

Экзамены – это необходимый этап перед вступлением во взрослую

жизнь. Для одних это проходит безболезненно, а для других является

первым

серьезным,

часто

имеющим

негативную,

травмирующую

окраску.
Родители должны в первую очередь верить в ребенка. Именно на вере в его силы основана поддержка ребенка. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений и усилий, а также научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать». Родитель должен забыть о прошлых неудачах ребенка, помочь ему обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей. Родителям необходимо чаще говорить своим детям такие слова как: «зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «ты знаешь это очень хорошо».
Чаще

обнимайте

и

ласкайте

ребенка,

улыбайтесь

ему

и

всегда

разговаривайте со своим ребенком спокойным тоном.

Следуйте следующим советам:
Поддерживая ребенка, опирайтесь на его сильные стороны. Избегайте подчеркивания промахов его. Проявляйте веру в ребенка, уверенность в его силах. Проявляйте сочувствие к нему. Вникайте в его проблемы и переживания, очень важно слышать ребенка, он должен видеть, что решение его проблем для вас значимо. Создайте дома обстановку дружелюбия и уважения. Будьте с ребенком и тверды, и добры, но не осуждайте и не судите
.
Не повышайте тревожность ребенка накануне сдачи экзаменов, так как это может отрицательно сказаться на результате сдачи экзаменов или тестирования.
Не

показывайте,

что

вы

волнуетесь,

так

как

ребенку

свойственно

принимать на себя волнение родителей.

Подбадривайте детей.
Контролируйте режим подготовки к экзаменам, не опускайте перегрузок, объясните ему, что он должен чередовать подготовку с отдыхом, но отдых должен быть активным – на свежем воздухе, а не просмотр фильмов, игры в шахматы, игры за компьютером и чтение книг.
Проследите, чтобы ребенок не занимался умственным трудом больше 6-8 часов в день и после каждых 2,5 – 3 часов работы необходимо делать 20-30 минутный перерыв, а также психологи рекомендуют после каждого часа делать 10-15 минут перерыва для отдыха. Продуктивность запоминания хорошая между 8-12 часами, затем снижается, а с 17 часов возрастает и до 19 часов достигает высокого уровня. День должен начинаться с утренней гимнастики. Начинать подготовку к экзамену лучше в 8.30 утра, причем хорошо позавтракав. Дома должна быть спокойная обстановка, питание сбалансированное витаминами, ограничьте употребление кофе, крепкого чая. В рацион питания включите больше овощей, фруктов, шоколад, белковой пищи.


Проследите,

чтобы

в

ночь

перед

экзаменом

ваш

ребенок

лег

пораньше спать.

УСПЕХОВ ВАМ!

Выводы

Таким образом, одна из задач учащихся девятого класса – подготовиться

к экзамену морально и психологически, справиться с волнением, чтобы

оно в самый ответственный момент не стало причиной более низкой

оценки.

На

решение

этой

задачи

должна

быть

направлена

помощь

учителей

и

родителей,

ибо:

ничто

не

обескураживает

больше,

чем

неудача,

ничто

не

ободряет

больше,

чем

успех.

Преодолеть

экзаменационный стресс призван помочь наш проект
.
Приложение № 1


Список используемой литературы:
1. Гиппиус, С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. СПб: Изд-во "Речь", 2012. 2. Игумнов С.А. Управление стрессом (методы снижения влияния). СПб.: Речь, 2007. 3. Китаев - Смык, Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983. 4. Каменюкин А.Г., Ковпак Д.В. Антистресс-тренинг. 3-е изд. Питер, 2014. 5. Китаев - Смык, Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983. 6. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. - М.: Смысл, 2011. 7. Рутман Э.М. «Как преодолеть стресс», М.: ТОО «ТП», 1998. 8. Г. Селье. «Стресс без дистресса», М.: «Прогресс», 1982. 9. Щербатых Ю.В. Экзаменационный стресс. - Воронеж: Студия ИАН, 2000. 10. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции, Питер, 2008.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!