Автор: Назарова Наталия Александровна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: Реабилитации дошкольников с нарушением слуха после кохлеарной имплантации
Раздел: дошкольное образование
Реабилитации дошкольников с нарушением слуха после кохлеарной
имплантации
Кохлеарная имплантация (КИ) — это метод радикального восстановления слуха
на
основе
определенного
вида
хирургического
вмешательства.
Операция
состоит
во
введении
и
вживлении
электродных
систем
во
внутреннее
ухо
слухового анализатора человека.
В настоящее время кохлеарная имплантация является наиболее перспективным
направлением реабилитации глухих и слабослышащих детей.
С помощью импланта все успешно оперированные дети с незначительными
остатками
слуха,
не
становятся
слышащими,
а
переходят
в
категорию
слабослышащих
на
уровне
разной
степени
тугоухости
(это
зависит
от
индивидуальных
особенностей
каждого
ребёнка).
Таким
образом,
дети
приобретают физиологическую базу для формирования и развития слуховой
системы,
речевого
слуха,
речи.
А
значит,
наличие
импланта
позволяет
формировать у глухого малыша слуховую и слухоречевую систему на базе
очень большого числа звуковых элементов, которые глухой ребёнок может
отчётливо слышать.
Кохлеарная имплантация – это только одна часть реабилитационного процесса.
Второй частью, очень важной частью, является реабилитация, в ходе которой
ребенок учится слушать и говорить.
Послеоперационная
слухоречевая
реабилитация
-
самый
длительный
и
трудоемкий этап кохлеарной имплантации, для которой важно наличие речевой
среды. Без слухоречевой реабилитации ребенок не способен овладеть речью.
Сама по себе кохлеарная имплантация не позволяет глухим детям сразу же
после
подключения
речевого
процессора
различать
звуковые
сигналы
и
пользоваться
речью
в
коммуникативных
целях.
Поэтому,
после
проведения
первой настройки процессора ребенок нуждается в педагогической помощи по
развитию слухового восприятия и развитию речи.
Первое направление. Восприятие речи в естественных условиях: дети должны
слышать
речь
окружающих,
а
также
речь,
обращённую
к
самим
детям,
и
конечно
собственную
речь.
Другими
словами,
дети
должны
постоянно
находиться в речевой среде.
Второе направление. Развитие речевого слуха детей во время специальных
занятий. Идеальными условиями работы с детьми с кохлеарным имплантом,
конечно
будет
являться
комплексная
реабилитация
(в
условиях
групп
компенсирующей направленности, сурдологопедического кабинета и в семье).
Реабилитационные
занятия
после
кохлеарной
имплантации
включают
следующие
ступени
развития
способностей
восприятия
акустической
информации:
обнаружение наличия-отсутствия акустических сигналов;
обнаружение различий между акустическими сигналами (одинаковые - разные);
отличие голоса человека от других бытовых сигналов;
опознавание бытовых сигналов;
определение различных характеристик звуков (интенсивность, длительность,
высота и др.);
различие и опознавание отдельных звуков речи, надсегментных характеристик
речи (интонация, ритм), фонемных признаков (твёрдость - мягкость, место
артикуляции);
опознавание изолированных слов, предложений;
понимание слитной речи;
понимание речи и распознавание бытовых звуков в условиях помех.
Часто задаваемый вопрос родителей, это - какой должен быть период с момента
имплантации и подключения до начала понимания речи и связного логического
произношения? Конечно многое зависит, от степени потери слуха, от того
слышал ли ребенок речь до операции, и в каком возрасте она была сделана.
Полноценная
реабилитация
слуха
у детей
без
сочетанной
патологии
происходит,
как
правило,
за 1,5−2
года
при
систематической
работе
в этом
направлении.
Реабилитация
в плане
речевого
развития —
процесс
более
длительный, занимает от 5 лет и может длиться и совершенствоваться весь (или
почти весь) школьный период. Очень важно поощрять у ребёнка все виды
подражания
(в играх
с движениями,
с мимикой,
со звуками),
тогда
и в речи
он тоже
будет
стараться
подражать
взрослому.
Важно
заинтересовать
возможностью
слышать
(демонстрировать
различные
звучащие
игрушки
и разнообразные
игры
с ними,
привлекать
внимание
к звукам
окружающего
мира,
говорить
с ребенком).
Важно
развивать
слуховое
внимание
и слухо-
речевую
память.
И конечно,
следить
за технической
исправностью КИ
и добиться оптимальной настройки речевого процессора.
Родителей также волнует вопрос, под присмотром, каких специалистов должна
проходить
реабилитация
после
кохлеарной
имплантации,
логопеда
или
д
е
ф
е
к
т
о
л
о
г
а
.
Тут всё зависит от компетентности и опыта логопеда. Любой дефектолог может
заниматься
развитием
речи
(и словарем,
и грамматикой,
и произношением),
но далеко
не любой
логопед
понимает,
как
развивать
функциональные
возможности слуха ребёнка с кохлеарным имплантатом и слуховым аппаратом.
Функциональный
слух
(что
я могу
и делаю
благодаря КИ
и СА) —
это
фонематический
анализ
и синтез,
умение
повторить
то,
что
услышал,
а не заменять
услышанное
на знакомые
слова,
достаточный
объём
слуховой
и слухо-речевой памяти и слухового внимания, скорость обработки слуховой
информации и ещё много всего. Если логопед понимает, как развивать эти
навыки, тогда всё хорошо, занимайтесь и с логопедом и дефектологом. Если нет,
то важно понимать, что как бы здорово не был настроен речевой процессор или
слуховой
аппарат,
дефицит
слуха
всё
равно
у ребёнка
есть,
а значит,
ему
необходимы слуховые тренировки.
На
мой
взгляд,
дети
с
кохлеарными
имплантами
успешно
занимаются
и
показывают хорошие результаты, если обучаются по верботональной методике
или методике Э.И.Леонгард.
В конечном результате, ребенок с КИ научится понимать речь окружающих и
говорить сам, использовать речь для общения и познания окружающего мира.
Речь ребенка, использующего слуховой аппарат, существенно отличается от
того,
как
говорят
дети
с
кохлеарными
имплантами.
Использование
КИ
позволяет
достичь
большей
внятности,
выразительности,
хорошей
модулированности и эмоциональности речи.
Литература
1.
Альтман А.Я., Таварткиладзе Г.А. Руководство по аудиологии. – М., ДМК
Пресс, 2003
2.
Королева И.В. Отбор кандидатов на кохлеарную имплантацию. - СПб.:
Лемма, 2006.
3.
Королева И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными
имплантами. – СПб.: СПб НИИ уха, горла, носа и речи, 2006.
4.
Королева И.В., Жукова О.С., Зонтова О.В. Особенности слухоречевой
реабилитации
после
кохлеарной
имплантации
у
детей
младшего
возраста.
Дефектология.- 2002.