Автор: Никитина Марина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СО "Школа-интернат АОП № 3 г.Энгельса"
Населённый пункт: Саратовская область, город Энгельс
Наименование материала: статья
Тема: Организация речевого пространства с целью интеграции детей с кохлеарным имплантом в социуме.
Раздел: начальное образование
Организация речевого пространства с целью интеграции детей с кохлеарным
имплантом в социуме.
Дети после операции кохлеарной имплантации (это высокотехнологичная операция,
которая предоставляется государством глухим детям) поступившие в школу, испытывают
трудности в общении, так как не имеют того уровня общего и речевого развития, которым
обладают слышащие дети. Поэтому обучение в школе - интернате с нарушением слуха
носит качественно иной характер. Необходимо чтобы обучение было связано с жизнью,
так как это делает речь практически значимой и легко усваиваемой.
С этой целью в нашей школе обучение языку осуществляется не только на уроках, на
индивидуальных занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороны
устной речи, но и главным образом во внеурочное и каникулярное время, так как только в
практической деятельности формируется активный словарь и речевые навыки, дети
смогут в межличностном общении перейти с жестовой речи на устную.
Проводятся экскурсии; в музеи нашего города, театры, мероприятия в массовых,
общеобразовательных школах, ребята имеют возможность посетить детские
развлекательные центры, которые расширяют коммуникативные возможности детей,
способствуют развитию диалога. В ходе экскурсий дети учатся навыкам общения с
окружающими людьми, культурному общению в условиях того или иного учреждения.
Здесь педагоги моделируют различные ситуации, чтобы научить общаться в реальной
обстановке, закрепляют речевые умения и навыки, полученные на уроках.
Проводят беседы «Здоровым будешь – всё добудешь», «Что такое дружба» и т.д., в ходе
которых формируется навык ведения диалога.
Наши учащиеся наравне со слышащими принимают участие в различных олимпиадах и
конкурсах, спортивных соревнованиях и занимают призовые места; посещают кружки.
Это помогает ребенку с кохлеарным имплантом овладеть различными способами
социального поведения и нужными средствами речевого общения. Они учатся обращаться
за помощью, выражать своё мнение.
Так же проводится и работа с родителями, с целью помочь им грамотно организовать
общение с ребёнком дома. Для этого педагоги приглашают родителей посетить
индивидуальные занятия, фронтальные уроки, на которых они знакомят родителей с
формами и методами работы над речью. Также проводятся родительские собрания,
посвящённые теме развития устной речи, беседы с родителями, консультации, даются
необходимые рекомендации. В школе ежегодно проходят совместные праздники, такие как
"Новый год", где родители могут видеть успехи своих детей в речевом развитии.
Формируя речевое общение в любой деятельности, педагоги стараются создавать
дружественную атмосферу, участвовать в деятельности совместно с детьми, поскольку это
создаёт благоприятные условия для общения; понимают необходимость формировать и
пробуждать мысль ребёнка, постоянно создавать условия для появления потребности в
речи как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что перенёсшие тяжелейшую
операцию дети с кохлеарным имплантом имеют возможность овладеть разговорной речью
и не быть отвергнутыми от людей, вопреки знаменитому выражению психолога с
мировым именем Л.С. Выготского «Слепой отделен от вещей, а глухой – от людей».