Автор: Наталья Ивановна Федорова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ДС47
Населённый пункт: г.Сургут
Наименование материала: Логопедическая ритмика – как средство развития и совершенствования моторики и речи дошкольников с речевыми нарушениями
Тема: Логопедическая ритмика – как средство развития и совершенствования моторики и речи дошкольников с речевыми нарушениями
Раздел: дошкольное образование
Логопедическая ритмика – как средство
развития и совершенствования
моторики и речи дошкольников с
речевыми нарушениями
Подготовила: Федорова Наталья Ивановна
Музыка - не только фактор облагораживающий,
воспитательный. Музыка — целитель здоровья.
Владимир Михайлович Бехтерев.
Исторический аспект.
Европа,
начало
20
века
–
появление
системы
«ритмического
воспитания», основоположник Эмиль Жак Далькроз – швейцарский
педагог и музыкант.
Россия, 30-е годы 20 века – В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, Ю.А.
Флоренская предложили использовать логопедическую ритмику
для коррекции речевых нарушений.
Сегодня
логопедическая
ритмика
я в л я е т с я
о б я з а т е л ь н ы м
к о м п о н е н т о м
в
с и с т е м е
коррекционно-воспитательной
работы с детьми в логопедической
группе.
Этому вопросу посвящены работы
Волковой
Г.А.,
Рычковой
Н.А.,
Шашкиной Г.Р. и других.
Теоретический аспект
.
«Первое
понимание
логопедической
ритмики
основано
на
сочетании
слова,
музыки
и
движения.
Взаимоотношения
указанных
компонентов
могут
быть
разнообразными,
с
преобладанием одного из них или связи между ними».
Г.А.Волкова
Логоритмика -
один из разделов логопедии и
дефектологии, изучающий
закономерности развития,
воспитания, нарушений
психомоторных функций в
синдроме речевой патологии.
Актуальность.
Цель логоритмики -
Коррекция и профилактика
имеющихся отклонений в
речевом развитии ребёнка
посредством сочетания
слова и движения.
Задачи логоритмики -
Методы логоритмики
-
Принципы
логоритмики
Сотрудничество
специалистов
Логоритмическая работа в НОД:
•
Утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями.
•
Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время
режимных процессов — умывания, одевания на прогулку,
подготовки к занятиям.
•
Речевые игры перед едой.
•
Логоритмические паузы на занятиях.
•
Динамические паузы между занятиями.
•
Физкультурные театрализованные занятия с использованием
речевого материала.
•
Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.
•
Подвижные игры с пением (на прогулке) .
•
Игры малой подвижности (в группе) .
•
Логоритмические досуги.
Логоритмическое занятие
•
Включает в себя элементы логоритмической игры.
•
В
подготовке
и
организации
логоритмических
занятий
объединяются
усилия
всех
участников
коррекционно
–
образовательного
процесса:
педагогов
группы,
логопеда,
тифлопедагога,
музыкального руководителя, детей и их родителей.
•
В планировании работы с детьми соблюдаются
систематичность, целенаправленность и поэтапность
содержания
с
учетом
интересов,
уровня
речевого
развития и индивидуальных особенностей детей.
Логоритмическое занятие включает следующие элементы:
Пальчиковая гимнастика, песни и стихи,
сопровождаемые движением рук.
Развитие мелкой моторики, плавности и
выразительности речи, речевого слуха и
речевой памяти.
Музыкальные и музыкально-ритмические игры с
музыкальными инструментами.
Развитие речи, внимания, умения
ориентироваться в пространстве.
Развитие чувства ритма.
Логопедическая (артикуляционная)
гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения.
Укрепление мышц органов артикуляции,
развитие их подвижности.
Развитие певческих данных.
Чистоговорки для автоматизации и
дифференциации звуков,
фонопедические упражнения.
Коррекция звукопроизношения,
укрепление гортани и привитие
навыков речевого дыхания.
Упражнения на развитие мимических мышц.
Коммуникативные игры и танцы.
Развитие эмоциональной сферы,
ассоциативно-образного мышления,
выразительности невербальных средств
общения, позитивного самоощущения.
Упражнения на развитие общей моторики,
соответствующие возрастным особенностям
Развитие мышечно-двигательной и
координационной сферы.
Упражнение на развитие словотворчества.
Расширение активного запаса детей.
Блоки логоритмического воспитания
Ходьба и маршировка в различных направлениях.
Упражнения на регуляцию мышечного тонуса.
Ходьба
–
естественный
вид
движения
человека.
Она
осуществляется за счет четкой координации движений рук и
ног.
Дети,
имеющие
речевые
нарушения,
как
правило,
неловки: ходьба их неустойчивая, походка неровная. Часто при
ходьбе они шаркают ногами. Поэтому задания по обучению
ходьбе и легкому бегу под музыку обязательно включаются в
каждое логоритмическое занятие.
Примеры упражнений.
Упражнение 1. Ходьба по дорожке, обозначенной канатами, в определенном темпе. (Муз. сопровождение -
Ф.Надененко, «В темпе марша».)
Упражнение 2. Ходьба друг за другом по лежащему на полу канату боком приставным шагом. (Муз.
сопровождение - М. Робер, «Марш».)
Упражнение 3. Ходьба с остановкой на каждом шаге. (Муз. сопровождение - «Венгерская народная
мелодия».)
Упражнение 4. Ходьба вперед и отступая назад. (Муз. сопровождение - «Английская народная мелодия».)
Упражнения на активизацию внимания и памяти.
Счетные упражнения.
На занятиях по логоритмике проводятся упражнения, направленные на развитие всех
видов
внимания
и
памяти.
В
результате
выполнения
специально
подобранных
упражнений у дошкольников постепенно формируется быстрая и точная реакция на
различные виды раздражителей. Дети учатся сосредотачиваться, проявляя для этого
определенные
волевые
усилия.
Улучшается
не
только
устойчивость,
но
и
переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому.
Параллельно с развитием всех параметров произвольного внимания у детей постепенно
ул у ч ш а е т с я
п а м я т ь .
К а к
м о т о р н а я
и
з р и т е л ь н а я ,
т а к
и
с л у х о в а я .
Примеры упражнений.
Упражнение 1. «Шаги и хлопки». Стоя в кругу, дети на каждую четверть такта делают шаг на
месте, на каждую восьмую хлопают в ладоши, затем соединяют оба движения.
Упражнение 2. «Лягушки и цапли». Под медленную музыку дети передвигаются по кругу
присядом, на быструю - двигаются легким бегом с движением рук вверх-вниз.
Упражнение 3. Слогопесенки. Пропеваем слова и считаем слоги.
Развитие чувства музыкального размера, темпа, ритма.
У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии
ритма, темпа. Выражается это в том, что они немузыкальны, как правило, с
трудом
заучивают
стихи,
так
как
не
воспринимают
музыкального
ритма
стихотворения, не улавливают его рифмы. У таких дошкольников возникают
сложности при воспроизведении слоговой структуры слов, состоящих из трех
и более слогов. Пытаясь произнести длинное слово, ребенок пропускает или
переставляет местами его слоги, звуки.
Игра на музыкальных инструментах.
На
занятиях
часто
используются
детские
музыкальные инструменты. Благодаря игре с
музыкальными игрушками у дошкольников
формируется
чувство
музыкального
ритма,
темпа, улучшается внимание, музыкальный
слух,
совершенствуется
па льчиковая
моторика, развивается дыхание (при игре на
духовых
инструментах).
Музицирование
с п о с о б с т вуе т
р а з в и т и ю
т в о р ч е с к и х
способностей.
Пальчиковые
игры.
Развитие
подвижности
пальцев
способствует
более
а к т и вн ом у
р е ч е в о м у
р а з в и т и ю
р е б е н к а .
О б ъ я с н я е т с я
э т о
п р о с т о :
п р ед с т а в и т е л ь с т в а
р еч е в о й
и
пальчиковой
зон
в
коре
головного
м о з г а
ч е л о в е к а
н а х о д я т с я
в
н е п о с р ед с т в е н н о й
бл и з о с т и
и
оказывают
друг
на
друга
влияние.
Поэтому, развивая мелкую моторику
п а л ь ц е в
р у к
р е б е н к а ,
м ы
способствуем
и
его
скорейшему
р е ч е в о м у
р а з в и т и ю .
Д л я
совершенствования тонких движений
пальцев
рук
с
детьми
проводятся
различные
пальчиковые
игры
с
п е н и е м
и л и
и г р ы
с
м е л к и м и
п р е д м е т а м и
п о д
м у з ы к у .
Подвижные игры.
Динамические паузы.
Основная
форма
деятельности
детей
–
игра.
Подвижные
игры
развивают
у
детей
эмоционально-
волевые качества, обучают самым
разнообразным видам движения –
ходьбе,
бегу,
поскокам,
прыжкам,
у ч а т
о р и е н т и р о в а т ь с я
в
пространстве.
Весь
словесный
материал
–
песенки,
потешки,
пропеваемые или проговариваемые
детьми во время подвижных игр,
служит еще одной важной цели –
закреплению в речи дошкольников
различных групп звуков
Примеры игр.
Игра с колокольчиком. Дети сидят на стульчиках по кругу. У одного из детей в руках колокольчик. Со словами: «Я бегу, бегу, бегу,
Колокольчик я несу. Колокольчик в руки дам И на место сяду сам».
Ребенок с колокольчиком бежит по кругу. Бег выполняется под музыку. На конец фразы останавливается рядом с любым из Iдетей и
передает ему колокольчик. Тот, кому он его передает, должен ответить на вопросы взрослого: « Что делает Петя? »
Ребенок отвечает: «Петя бежит (несет, дает, сидит)». Игра продолжается дальше. Последний играющий на конец музыкальной фразы
садится на свободный стульчик и отвечает на опросы. Важно следить за тем, чтобы дети употребляли глагол нужном лице, времени и
числе.
«Петя-петушок»
Взрослый показывает детям картинку или игрушку - красивого петушка и предлагает самим ребятам поиграть в « петушков». Взрослый
показывает движения и произносит слова:
«Петя, Петя, Петя, Петя, Пе-ту-шок, (Выполнить шаг " на каждое слово, а на последнее слово - три шага подряд. Руки имитируют
взмах крыльями)
Золотистый, золотистый гребешок. (Движения те же) Петя, лапкой землю рой,
Крылья вскинь над головой! (Имитировать движение, как роет лапкой землю. Вскинуть руки вверх над головой и ' посмотреть на них.)
Подвижные игры. Динамические паузы.
Слушание музыки.
Музыка
по
своей
природе
очень
эмоциональна
и
образна.
Музыкальными
средствами на логоритмических занятиях постепенно развивают художественное
восприятие детей. Детям предлагается для прослушивания как вокальная, так и
инструментальная музыка. Из инструментальной музыки ближе всего музыка,
написанная
на
какой-либо
определенный
сюжет,
а
также
изобразительная
музыка,
в
которой
композитор
прибегает
при
помощи
средств
музыки
к
подражанию, например пению птиц, вою ветра, шуму дождя, грохоту поезда и т.д.
Развитие дыхания, голоса, темпа речи, интонационной
выразительности.
Цель дыхательных упражнений – способствовать выработке правильного диафрагмального
дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. Перед педагогом встает
задача формирования у детей сначала физиологического (неречевого), а затем на его основе
речевого дыхания.
Посредствам голосового аппарата издаются звуки, различные по высоте, силе и тембру. Их
совокупность и определяет голос человека. Задачей педагога является: во – первых, развивать у
детей основные качества голоса – силу и высоту, во – вторых, приучать их говорить без
напряжения, меняя голос в соответствии с ситуацией.
Примеры упражнений.
Упражнение 1. Исходное положение (и. п.) - основная стойка. На сильную долю - вдох носом, на слабую -
выдох ртом. (Муз. сопровождение в размере 2/4.)
Упражнение 2. «Пожар». И. п. - основная стойка, руки перед грудью. На сильную долю - резкий, шумный
вдох носом и дви-жения руками перед грудью, сжимающие грудную клетку; на слабую долю -
непроизвольный выдох, руки возвращаются в и. п. (Муз. сопровождение в размере 2/4.)
Упражнение 3. «Самурай». И. п. - сидя по-турецки, руки свободно лежат на коленях. Упражнение
выполняется с проговарива-нием сочетаний: а-на-хат; о-хо-хам.
А - правая рука вытягивается вперед, кисть сжата в кулак, возврат в и.п.; на — левая рука вытягивается
вперед, кисть в кулаке, возврат в и.п.; хат — руки, сжатые в кулак, идут в стороны и к полу, возврат в и.п.; о
— правая рука через середину поднимается вверх, возврат в и.п.; хо — левая рука поднимается через
середину вверх, возврат в и. п.; хам — поднимаются и опускаются обе руки.
Пение. Речь с движением
.
При
пении
происходит
взаимодействие
певческой
интонации,
слухового
и
мышечного
ощущений.
Кроме
того
пение
поднимает
настроение,
развивает
художественный вкус и творческие способности.
Речь с движением позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику,
вырабатывает четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
Примеры упражнений.
Упражнение 1. Чтение стихотворения С.Маршака
«Мяч». (Муз. сопровождение в размере 2/4, темп
быстрый.)
Упражнение 2. Чтение стихотворения А. Барто
«Барабан». (Муз. сопровождение - Е.Тиличеева,
«Марш».)
Развитие мимики
и артикуляции.
Мимика
тесно
связана
с
артикуляцией
и,
стимулируя ребенка изображать на лице различные
эмоции, мы способствуем развитию у него не только
мимической,
но
и
артикуляционной
моторики,
в
частности развиваем подвижность мышц губ и щек.
Артикуляционные
упражнения
на
занятиях
выполняются под ритмическую музыку или под счет.
Примеры упражнений.
Упражнение 1. «Нарисуй круг». И. п. - стоя в кругу, руки опущены. Вытянутые руки поднимают
через стороны вверх, произнося звук о.
Упражнение 2. «Раздвинь стены». И. п. - стоя в кругу, руки согнуты в локтях. Руки выпрямляют,
проговаривая звук и.
Упражнение 3. «Пловцы». И. п. - стоя в кругу, руки перед грудью, ладони повернуты вперед. Руки
идут вперед, в стороны, вниз, одновременно произносится звук э.
Упражнение 4. «Баскетбол». И. п. - сидя по-турецки на полу, кисть ведущей руки у плеча, другая
на поясе. Руку вытягивают вперед и вверх, проговаривая слоги ба-ба-ба, бо-бо-бо, бу-бу-бу, бэ-бэ-
бэ, бы-бы-бы.
Упражнение 5. «Бокс». И. п. - стоя, руки согнуты в локтях, ладони сжаты в кулак. Руки поочередно
выбрасывают вперед, произнося слоги да-до-ду, ба-бо-бу, на-но-ну.
Развитие
фонематического
восприятия
Это четкое различение на слух всех звуковых единиц родного
языка, включая и близкие в акустическом отношении звуки
такие, как твердые и мягкие, глухие и звонкие. Работа по
формированию
фонематического
восприятия
начинается
с
развития
слухового
внимания
на
материале
неречевых
( ш у м о в ы х
и
м у з ы к а л ь н ы х )
з в у к о в .
Коррекция звукопроизношения.
Грамматика. Лексика.
На этапе автоматизации изолированного звука детям предлагаются игры на четкое его
проговаривание. Очень полезно связывать звуки с какими – либо музыкальными образами.
На логоритмических занятиях возможно закрепление знаний по грамматике, полученных на
логопедических занятиях. В форме подвижной игры или игры – вокализации грамматические
задания вызывают живой интерес, и, следовательно, лучше усваиваются детьми дошкольного
возраста.
В рамках логоритмического воспитания необходимо осуществлять одну очень важную задачу
– расширять словарный запас детей.
Эффективное использование
логоритмических игр и упражнений
Под влиянием регулярного включения логоритмических игр и
упражнений у детей происходит положительная перестройка
речедвигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной,
двигательной, сенсорной и других систем, а также воспитание
эмоционально - волевых качеств личности.
Важно включать логоритмические игры и упражнения в
различные виды деятельности.
Таким образом, эффективное использование логоритмических
игр и упражнений способствует развитию всех компонентов устной
речи детей дошкольного возраста.
Список используемой литературы
•
Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для
детей с тяжелыми нарушениями речи, - М.: ГНОМ и Д, 2004;
•
Макарова Н.Ш. Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей
дошкольного возраста на основе логопедической ритмики, - Детство-
пресс, мягкая обложка, 2009;
•
Шашкина
Г.
Р.
Логопедическая
ритмика
для
дошкольников
с
нарушениями
речи:
Учеб.
пособие
для
студ.
высш.
пед.
учеб.
заведений / Гульнара Рустэмовна Шашкина. - М.: Издательский центр
«Академия», 2005.
Спасибо
за внимание !