Напоминание

Увлекательный мир шахмат.


Автор: Дмитриева Анна Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - Д/с № 86
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: методический материал
Тема: Увлекательный мир шахмат.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Увлекательный мир шахмат.

(из опыта работы группы «Лучик»)

Автор: Дмитриева Анна Николаевна

Известный русский педагог В.А Сухомлинский, который намного раньше других

осознал воспитательную роль шахмат для детей, считал так:

«Шахматы – превосходная школа последовательного, логического мышления. Это игра

дисциплинирует, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Шахматы с самого

раннего

возраста

должны

войти

в

жизнь

детей,

как

один

из

элементов

умственной

культуры». В рамках пилотного проекта «Шахматы – детям», в нашем детском саду № 17

«Кунчээн» начал свою работу шахматный кружок «Юный шахматист»

В своей работе по обучению детей шахматам мы опирались на методику И.Г.

Сухина, где используется новый нестандартный процесс по обучению азам древней игры,

позволяющий приобщить к ней детей 2,5 – 5,5 лет. Цель ее – не столько дать методику

обучения

будущих

чемпионов,

сколько

привить

малышам

интерес

к

мудрой

игре,

ненавязчиво

помочь

им

самим

разобраться

в

силе

фигур

и,

главное,

содействовать

формированию качеств, необходимых для успешной учебы; создать психологическую

готовность к школе. Большое значение при обучении детей начальным формам шахмат,

имеет

специально

организованная

игровая

деятельность,

использование

приема

обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Обучение начали с детьми средней группы 4 -5 лет. Занятия проводились один

раз в неделю, во второй половине дня а также в режимных моментах с подгруппой детей и

индивидуально.

Для

привлечения

интереса

к

шахматам

были

сделаны

руками

воспитателей

и

родителей

красочные

пособия

теневой

театр,

пальчиковый

театр,

шахматные сказки, дидактические игры а для активизации детей на занятиях широко

использовали загадки, стихи, считалки, пословицы. Каждое занятие представляло собой

сказку о приключениях необыкновенных человечков: Дюймовочки, Карандаша, Незнайки,

Самоделкина и других персонажей из известного детского журнала «Мурзилка».

Для

закрепления пройденного материала использовали игры – задания такие как: «Волшебный

мешочек», «Шахматный теремок», «Шахматный колобок», «Шахматная репка», «Большая

и маленькая», «Запретная фигура», «Что общего», «Белые и черные», «Угадайка», «Куча

мала», «Школа», «Цвет», «Ряд», «Пирамида», «По росту», «Догонялки», «Прятки», «Кто

быстрее», «На стуле», «Убери такую же», «Полна горница»; Освоили такие шахматные

понятия как: шахматная доска, шахматное поле, узнали шахматные термины: белые,

черные, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальное положение, линия, ход. Во

время учебного процесса широко использовали игры на фрагментах шахматной доски,

игровые положения с ограниченным количеством фигур, детально изучали возможности

каждой шахматной фигуры, ход фигуры, взятие. «Игры на уничтожение»: фигура против

фигуры, начальная позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на

шахматной доске, К концу учебного года дети научились различать и называть шахматные

фигуры,

расставлять

на

шахматной

доске

начальную

позицию,

находить

ошибки

в

расстановке

шахматных

фигур,

делать

несложные

ходы

шахматными

фигурами

на

фрагментах шахматной доски.

В старших и подготовительных группах мы добились, что все дети умеют играть по

правилам шахматные партии от начала до конца. В конце учебного года был проведен

«Шахматный турнир» с целью выявить усвоения знаний, умений среди детей.

Освоили

такие

шахматные

понятия

как:

рокировка,

шах,

пат,

мат,

дебют,

миттельшпиль,

эндшпиль,

ценность

шахматных

фигур.

Стали

соблюдать

правила

шахматной игры «тронул ходи» итд, в свободной деятельности чаще стали проводить

время за игрой в шахматы. На занятиях наши дети не только научились разыгрывать

партии, но и решать задачи на шахматную логику, это отличная тренировка памяти,

логического мышления. шахматные фигуры.

Родители

отмечают,

что

дети

стали

усидчивее,

выдержаннее,

внимательнее

и

дисциплинированнее.

Принимали участие в таких мероприятиях как: ежегодно проводимый на базе

нашего

детского

сада

в

Республиканском

шахматном

фестивале

«Шахматное

королевство», участвовали в различных конкурсах по шахматной моде, в шахматной

олимпиаде, в городском турнире по шахматам а также в сеансе одновременной игры

проведенном ко дню «Защиты детей»

Республиканским шашечно-шахматным центром

Республики Саха Якутия.

Данный

проект

дает

возможность

доступно,

эффективно

обучить

детей

дошкольного возраста игре в шахматы на уровне начальной подготовки. Дает ребенку

возможность экспериментировать, синтезировать получать знания, развивать творческие

способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к

изменившейся ситуации школьного обучения.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!