Автор: Дмитриева Анна Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - Д/с № 86
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: методический материал
Тема: Увлекательный мир шахмат.
Раздел: дошкольное образование
Увлекательный мир шахмат.
(из опыта работы группы «Лучик»)
Автор: Дмитриева Анна Николаевна
Известный русский педагог В.А Сухомлинский, который намного раньше других
осознал воспитательную роль шахмат для детей, считал так:
«Шахматы – превосходная школа последовательного, логического мышления. Это игра
дисциплинирует, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Шахматы с самого
раннего
возраста
должны
войти
в
жизнь
детей,
как
один
из
элементов
умственной
культуры». В рамках пилотного проекта «Шахматы – детям», в нашем детском саду № 17
«Кунчээн» начал свою работу шахматный кружок «Юный шахматист»
В своей работе по обучению детей шахматам мы опирались на методику И.Г.
Сухина, где используется новый нестандартный процесс по обучению азам древней игры,
позволяющий приобщить к ней детей 2,5 – 5,5 лет. Цель ее – не столько дать методику
обучения
будущих
чемпионов,
сколько
привить
малышам
интерес
к
мудрой
игре,
ненавязчиво
помочь
им
самим
разобраться
в
силе
фигур
и,
главное,
содействовать
формированию качеств, необходимых для успешной учебы; создать психологическую
готовность к школе. Большое значение при обучении детей начальным формам шахмат,
имеет
специально
организованная
игровая
деятельность,
использование
приема
обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Обучение начали с детьми средней группы 4 -5 лет. Занятия проводились один
раз в неделю, во второй половине дня а также в режимных моментах с подгруппой детей и
индивидуально.
Для
привлечения
интереса
к
шахматам
были
сделаны
руками
воспитателей
и
родителей
красочные
пособия
теневой
театр,
пальчиковый
театр,
шахматные сказки, дидактические игры а для активизации детей на занятиях широко
использовали загадки, стихи, считалки, пословицы. Каждое занятие представляло собой
сказку о приключениях необыкновенных человечков: Дюймовочки, Карандаша, Незнайки,
Самоделкина и других персонажей из известного детского журнала «Мурзилка».
Для
закрепления пройденного материала использовали игры – задания такие как: «Волшебный
мешочек», «Шахматный теремок», «Шахматный колобок», «Шахматная репка», «Большая
и маленькая», «Запретная фигура», «Что общего», «Белые и черные», «Угадайка», «Куча
мала», «Школа», «Цвет», «Ряд», «Пирамида», «По росту», «Догонялки», «Прятки», «Кто
быстрее», «На стуле», «Убери такую же», «Полна горница»; Освоили такие шахматные
понятия как: шахматная доска, шахматное поле, узнали шахматные термины: белые,
черные, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальное положение, линия, ход. Во
время учебного процесса широко использовали игры на фрагментах шахматной доски,
игровые положения с ограниченным количеством фигур, детально изучали возможности
каждой шахматной фигуры, ход фигуры, взятие. «Игры на уничтожение»: фигура против
фигуры, начальная позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на
шахматной доске, К концу учебного года дети научились различать и называть шахматные
фигуры,
расставлять
на
шахматной
доске
начальную
позицию,
находить
ошибки
в
расстановке
шахматных
фигур,
делать
несложные
ходы
шахматными
фигурами
на
фрагментах шахматной доски.
В старших и подготовительных группах мы добились, что все дети умеют играть по
правилам шахматные партии от начала до конца. В конце учебного года был проведен
«Шахматный турнир» с целью выявить усвоения знаний, умений среди детей.
Освоили
такие
шахматные
понятия
как:
рокировка,
шах,
пат,
мат,
дебют,
миттельшпиль,
эндшпиль,
ценность
шахматных
фигур.
Стали
соблюдать
правила
шахматной игры «тронул ходи» итд, в свободной деятельности чаще стали проводить
время за игрой в шахматы. На занятиях наши дети не только научились разыгрывать
партии, но и решать задачи на шахматную логику, это отличная тренировка памяти,
логического мышления. шахматные фигуры.
Родители
отмечают,
что
дети
стали
усидчивее,
выдержаннее,
внимательнее
и
дисциплинированнее.
Принимали участие в таких мероприятиях как: ежегодно проводимый на базе
нашего
детского
сада
в
Республиканском
шахматном
фестивале
«Шахматное
королевство», участвовали в различных конкурсах по шахматной моде, в шахматной
олимпиаде, в городском турнире по шахматам а также в сеансе одновременной игры
проведенном ко дню «Защиты детей»
Республиканским шашечно-шахматным центром
Республики Саха Якутия.
Данный
проект
дает
возможность
доступно,
эффективно
обучить
детей
дошкольного возраста игре в шахматы на уровне начальной подготовки. Дает ребенку
возможность экспериментировать, синтезировать получать знания, развивать творческие
способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к
изменившейся ситуации школьного обучения.