Автор: Клочкова Мария Владимировна
Должность: преподавтель физической культуры
Учебное заведение: СПб ГБПОУ
Населённый пункт: Санкт- петербург
Наименование материала: статья
Тема: Гигиеническая гимнастика в режиме дня студента
Раздел: среднее профессиональное
Гигиеническая гимнастика в режиме дня студента.
Гигиеническая
гимнастика-это
система
простых
упражнений,
направленная на обеспечение оптимального текущего состояния организма.
Многолетние наблюдения врачей и других специалистов по физической
культуре, практический опыт миллионов людей, регулярно выполняющих
несложные
упражнения,
подтверждают
огромную
пользу
гигиенической
гимнастики.
В процессе занятий:
осуществляется профилактика неблагоприятных воздействий на
организм окружающей среды;
улучшается работоспособность организма;
нормализуется работа основных функциональных систем;
формируются базовые двигательные навыки;
формируется потребность в регулярных занятиях физическими
упражнениями;
воспитывается культура движений и поведения.
В современном обществе человек испытывает на себе целый комплекс
неблагоприятных факторов: плохие экологические условия, эмоциональное
напряжение, информационные перегрузки. Эти факторы часто сочетаются с
недостатком физической активности. Действие неблагоприятных факторов и
малоподвижного
образа
жизни
оказывают
чрезвычайно
негативное
воздействие
на
организм,
нарушая
его
нормальное
функционирование
и
способствуя развитию различных заболеваний.
Оздоровительные
виды
гимнастики
предусматривают
выполнение
упражнений
в
режиме
дня
в
виде
утренней
гигиенической
(зарядка)
и
вводной гимнастики, физкультпаузы, физкультминутки в учебных заведения
и на производстве. Главное назначение их состоит в том, чтобы укреплять
здоровье
человека,
поддерживать
на
высоком
уровне
его
физическую
и
умственную работоспособность в учебе, в труде, повышать активность в
общественной и трудовой деятельности.
Одним из мероприятий, оказывающих благоприятное воздействие на
здоровье организма, является утренняя гигиеническая гимнастика. Помимо
специфического влияния, облегчающего процесс перехода от состояния покоя
к состоянию активного бодрствования, выполнение упражнений утренней
гимнастики увеличивает уровень общей физической активности человека.
Основная
задача
утренней
гимнастики-
«разбудить»
организм.
Известно,
что
во
время
сна
организм
человека
отдыхает.
Мышцы
расслаблены,
сердце
работает
спокойнее,
чем
во
время
бодрствования,
дыхание замедленно, обмен веществ понижен.
Сразу после пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание
тормозных
процессов,
у
человека
снижена
умственная
и
физическая
работоспособность, существенно понижена скорость реакций.
Заторможенное
состояние
центральной
нервной
системы
может
сохраняться в течение нескольких десятков минут или даже часов. Это в
большой степени зависит от общего утомления организма и качества сна.
Столь
длительный
переход
от
состояния
сна
к
состоянию
бодрствования не только не удобен в современной жизни, но и вреден для
здоровья организма, которому после пробуждения предъявляют значительные
психические и интеллектуальные нагрузки, когда нервная система не готова
их воспринять.
Чтобы организм полностью включился и создалось бодрое состояние,
необходимо
проделать
комплекс
упражнений
утренней
гимнастики-
«зарядиться» на предстоящий трудовой день. Поэтому утреннюю гимнастику
называют зарядкой.
Гимнастические упражнения очень разнообразны. Выполняя их, можно
развить
силу,
ловкость
и
гибкость,
улучшить
координацию
движений,
приобрести правильную и красивую осанку. Занятия гимнастикой укрепляют
сердце, улучшают дыхание и обмен веществ в организме.
Необходимо соблюдать ряд общих требований и правил организации
занятий гигиенической гимнастикой:
предварительное ознакомление или разучивание упражнений- в
зависимости от степени их новизны и двигательного опыта занимающегося;
точная
адресация
упражнения
(кому,
зачем)
т ребует
индивидуального
определения
текущего
состояния,
а
также
физических,
двигательных и функциональных возможностей организма;
подбор упражнений всегда должен основываться на принципе
доступности;
в
тоже
время
они
должны
быть
достаточно
сложны
и
разнообразны;
выполнение упражнений желательно сопровождать «подсказкой»
наилучших вариантов исполнения- для чего по возможности, использовать
видеотехнику, или наглядный показ упражнения инструктором;
необходимо создать удобные условия для занятий: достаточного
размера площадка для упражнений, соответствие одежды (не стесняющей
движений и теплообмен), музыкальное сопровождение;
при выполнении упражнений следует избегать больших задержек
дыхания, исключать значительные силовые напряжения.
В
ходе
занятий
утренней
гигиенической
гимнастикой
следует
постоянно контролировать состояние собственного организма и варьировать
нагрузку в зависимости от этого.
Огромное
значение
утренней
гигиенической
гимнастики
в
студенческом
возрасте
обусловлено,
в
первую
очередь,
формированием
посредством неё необходимых студенту физических и моральных качеств, а
также
необходимостью
быстрого
врабатывания
в
учебный
процесс,
преодоления огромных эмоционально-психических нагрузок.
Утренняя
гимнастика
воспитывает
у
студентов
внимание,
целеустремленность,
способствует
повышению
умственной
деятельности.
Выполнение
физических
упражнений
на
свежем
воздухе
или
в
чистом
помещении
с
открытыми
окнами,
в
сочетании
с
водными
процедурами
(обливание,
душ,
обтирание)
дает
наибольший
оздоровительный
эффект:
улучшает
общее
состояние
и
функциональные
возможности
нервной
системы,
укрепляет
и
закаливает
её,
способствует
уравновешиванию
возбудительных
и
тормозных
процессов,
улучшает
обменные
реакции,
вырабатывает иммунитет к простуде и инфекционным заболеваниям.
Следует отметить, что у студентов, включенных в систематические
занятия физической культурой и спортом, проявляющих в них достаточно
высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня,
повышается
уверенность
поведения,
наблюдается
развитие
престижных
установок, высокий жизненный тонус.
Такие
студенты
в
большей
степени
коммуникабельны,
выражают
готовность
к
содружеству,
меньше
боятся
критики.
У
них
наблюдается
высокая
эмоциональная
устойчивость,
выдержка,
им
в
большей
степени
свойственны оптимизм, энергия. Они успешно взаимодействуют в работе,
требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, им
легче дается самоконтроль.
Говоря о роли физической культуры и спорта в подготовке к жизни и
будущей профессии нельзя ограничиваться только решениям задач развития и
совершенствования
различных
функций
организма,
а
надо
еще
обратить
внимание на повышение психологической подготовленность студентов. При
этом
следует
особо
отметить
роль
спорта
и
физической
культуры
в
формировании людей с сильной волей и твердым характером, что напрямую
связано
с
постоянной
необходимостью
переносить
разнообразные
физические и психические напряжения.
Человеку очень важно уметь заставлять себя делать то, что требует
усилий
и
бывает
иногда
даже
в
тягость.
Однако
следует
помнить,
что
утренняя
гимнастика
скоро
становиться
привычкой,
потребностью,
удовольствием.