Автор: Назарова Рита Алексеевна
Должность: МБДОУ детский сад № 29
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 29
Населённый пункт: станица Холмская Абинский район Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект НОД познавательное развитие подготовительная группа
Раздел: дошкольное образование
ФГОС. Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по
познавательному развитию.
«Как посадить росток».
Цель: развивать интерес и любознательность детей к объектам неживой природы,
дать представление о свойствах песка, глины, почвы.
Познавательные:
выявить опытным путем свойства песка, глины, почвы. Такие как:
сыпучесть,
твердость, вязкость, пластичность, водопроницаемость.
формировать у дошкольников представления о значении почвы в природе и в жизни
человека.
Развивающие:
упражнять в умении сравнивать, анализировать;
формировать у детей познавательную активность, интерес к объектам живой и
неживой природы;
развивать
внимание,
логическое
мышление,
умение
анализировать
и
делать
выводы;
развивать связную речь и умение последовательно излагать свои мысли.
Воспитательные:
формировать основы экологической культуры;
воспитывать любознательность, поддерживать интерес к изучаемой теме.
Материалы и оборудование:
3 контейнера с песком, глиной, почвой;
на
каждого
ребёнка
сосуды
с
водой,
по
3шт.
ложечки
для
воды,
по
3
шт.
одноразовых тарелочек;
контейнер с ростком;
салфетки;
лупы;
карта- схема «правила поведения в лаборатории;
проектор, ноутбук, интерактивная доска;
фартуки, нарукавники.
Предварительная работа:
рассматривание на прогулке почвы, песка;
рассматривание растений, наблюдение за их ростом;
чтение художественной литературы.
Ход занятия:
Обратить внимание на гостей, поздороваться.
-Ребята, вы заметили, что - то новое в группе?
- Что это? (коробка, сундук, ящик).
-Как вы думаете, что в нём может храниться? (книги, игрушки, кубики).
- А как узнать, что там? (посмотреть).
(открываем, смотрим) – Ой, что это? (растение, цветок…).
- Как вы определили, что это растение? (у него есть корешки, стебель,
листья).
- Что мы о нём знаем? (ответы детей).
- Что мы о нём не знаем? (ответы детей).
- Как мы можем это узнать? (посадить).
-А куда мы можем его посадить? (на огороде, на клумбе, в цветочный
горшок).
- Чем наполним цветочный горшок.
Обратить
внимание
на
прозрачные
контейнеры
с
песком,
почвой,
глиной.
- У нас, есть контейнеры с различным грунтом. Но вот в какой грунт
нам посадить росточек? Как узнать? (провести опыты).
- Надевайте фартуки, нарукавники (надевают).
-
Вот
мы
с
вами
теперь
настоящие
исследователи,
проходите
в
лабораторию. ( На столах оборудование для проведения опытов).
-
Чтобы
начать
исследования
в
лаборатории
вспомним
правила,
которые надо строго соблюдать.
(Рассматривание карты-схемы «Правила поведения в лаборатории).
Опыт №1
Исследование песка.
На столах стоят контейнеры с грунтом для исследования.
- Какое вещество вы узнали быстрее всего? (песок). – Как узнали?
Давайте
возьмём
небольшое
количество
песка
и
насыплем
в
.
Как
он
сыплется? Какой песок? (Сыпется легко, он сыпучий.)
- Почему он сыпется? (потому что сухой).
-Возьмём лупу и рассмотрим песок внимательно, какой он?
- Как называются частички песка? (песчинки).
Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они? (песчинки, разные и не
похожи друг на друга).
-А что будет, если в песок налить немного воды? Как вы думаете? (он станет
мокрым, влажным).
- Нальём в песок немного воды. Что произошло? Куда ушла вода? (в песок).
Попробуем насыпать влажный песок. Можно ли сказать, что мокрый песок
сыпучий? (Нет, сыпучий только сухой песок).
-Какой мы можем сделать вывод о свойствах песка: «Песок состоит из
множества маленьких, разных песчинок. Песок (сухой) сыпучий. Если его
намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг к другу».
-Как
можно
использовать
сухой
песок?
(ответ
детей).
-
А
как
можно
использовать влажный песок? (ответ детей).
- А кто из вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много
песка в одном месте? (пустыня). -Что вы знаете о пустыне? Какая там погода,
что
там
растёт,
кто
живёт
в
пустыне?
(ответы
детей). (На
экране
рассматривают иллюстрацию, определяют изображение пустыни).
- Чтобы продолжить работу уберём отработанный материал (уносят на
свободный стол).
Опыт №2
Исследование глины.
- Теперь перейдем к исследованию глины. Возьмём контейнер с глиной,
наберём и насыплем её. Она также легко сыплется, как и песок? Что мы
можем о ней сказать? (глина несыпучая).
Давайте рассмотрите ее частички через лупу. Какая она? Похожа ли она на
песок? (ответы
детей). А, что будет с глиной если налить в неё воды?
(ответы детей).
- Попробуем налить в контейнер с глиной немного воды и посмотрим, что
получится. Куда делась вода? (Она плохо проходит сквозь глину).
-
Попробуем
теперь
насыпать
глину.
Как
изменилась
глина?
Какая
она
стала? (ответы детей).
-Какой мы можем сделать вывод о свойствах глины: «Глина состоит из
множества
мельчайших
частичек.
Когда
глина
сухая,
она
крепкая,
твердая, но если ее намочить, она становится мягкой, пластичной.
-А когда глина высохнет, какой она станет? (твёрдой).
-Узнав о свойстве глины, как люди её стали использовать?(лепить посуду,
игрушки, используют в строительстве).
(дети рассматривают картинки на экране с изображением предметов из
различных материалов и определяют глиняные).
-Уберём лишнее на другой стол, и продолжим исследования (убирают).
Опыт № 3.
Исследование почвы.
- Возьмём оставшийся контейнер. Как вы думаете, что в нём? (земля).
Здесь
находится
особая
земля
—
почва.
Наберём
её
и
насыплем
в.
Рассмотрим
с
помощью
лупы
ее
внимательно,
исследуйте,
из
чего
она
состоит. (В ней есть частички темного цвета, сухие листочки, веточки,
песчинки, и т. д.)
Почва образуется из опавших листьев и веточек, корней и других остатков
растений,
песчинок.
В
ней
находится «еда» для
растений.
Чем
больше
такой «еды», тем лучше чувствуют себя растения.
- Вспомните, когда мы поливаем комнатные растения, цветы на клумбе. Куда
п р и
э т ом
д е в а е т с я
в од а ? (Она
уходит
в
почву,
и
р а с т е н и е
может «напиться»).
Налейте в контейнер немного воды. Что произошло? (Вода впиталась, почва
стала влажной.)
- Наберём и рассмотрим почву, какой она стала? (ответы детей).
-Какой
мы
можем
сделать
вывод
о
свойствах: «Почва
—
это
"живая"
земля.
Она
состоит
из
кусочков
глины,
песчинок,
корней
и
других
остатков растений». Без нее не могут жить растения.
- А, что вы ещё знаете о почве? (ответы детей). Рассматривают на экране
изображение почвы в разрезе.
- Почва, – это верхний плодородный слой земли. В почве растут не только
растения, но и живут живые существа: червячки, ящерки, кроты, грибы,
микробы.
- Давайте вспомним, какие виды грунта мы сегодня исследовали? (песок,
глину, почву).
- В какой грунт лучше посадить росток? (в почву). Кто знает, как правильно
посадить растение? (ответы детей).
- Что вы узнали нового? (ответы детей).
- Где вам это может пригодиться? (ответы детей).
- А сейчас лаборатория закрывается, наведём порядок, снимем с себя
спецодежду. И пойдем, посадим росток.