Автор: Стрелкова Екатерина Викторовна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР Игринский детский сад № 8
Населённый пункт: Удмуртская Республика, пос.Игра
Наименование материала: Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема: «Мишка хочет с нами поиграть. Автоматизация звука «Ш»
Раздел: дошкольное образование
Конспект индивидуального логопедического занятия.
Старшая группа.
Тема: «Мишка хочет с нами поиграть. Автоматизация звука «Ш»
Цели:
-автоматизация правильного произношения звука Ш в слогах, словах,
предложениях, стихах;
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- закреплять правильное произношение звука «Ш» в слогах, словах,
предложениях, стихах;
- активизировать и обогащать словарный запас;
-закрепить навыки использования существительных в единственном и во
множественном числе;
-учить работать с деформированным текстом;
-продолжать учить согласованию числительных с существительными;
-учить соотносить картинки по их графическому изображению;
2. Коррекционно-развивающие:
- способствовать нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата;
-развивать фонематический слух;
- развивать общую и мелкую моторику (учить сопровождать речь с движениями
рук).
- развивать устойчивость зрительного и слухового внимания;
-развивать внимание, память, логическое мышление;
3. Коррекционно-воспитательные:
- вызывать положительные эмоции от совместной деятельности;
- воспитывать волевые качества: доводить начатое дело до конца.
Оборудование:
Игра – ходилка для шипящих звуков, карточки с буквами, картинки со звуком Ш,
игрушечный фотоаппарат, мяч, игрушка Мишка, шишки.
1. Организационный момент, сообщение темы
Логопед:
Здравствуй! Сегодня будем продолжать учиться красиво, произносить звук Ш, а
для этого нам нужно с язычком поздороваться.
2. Артикуляционная гимнастика
Выполняется артикуляционная гимнастика перед зеркалом с игрой - ходилкой
(комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков):
«Заборчик», «трубочка», «широкий язычок», «подуй на широкий язычок»,
«лошадка», «грибок», «гармошка», «чашечка», «чашечка за верхние зубы»,
«пошипим» как змея.
3. Развитие фонематического слуха
Смотри кто к нам пришел….(на презентации появляется двигающийся Медведь)
Кто это? (Ответ ребенка) Правильно! А зовут его Миша, попробуем повторить
его имя. Смотри что он хочет нам дать посмотреть…да это же наша знакомая
игра. Подними таблицу с буквой Ш, если услышишь звук Ш.
(М-Х-В-Ш-Ж-Ш-Ш-С-Ш-Р-К-Ф-Ш)
Подними таблицу с буквой Ш, если слово начинается на Ш.
(шапка, шуба, сумка, жук, зайка, шум, зонтик, сок, шайба)
4. Закрепление Ш в слогах, словах
Мишка сейчас к нам пришел, потому что его разбудил волк, который играл на
пианино на соседней поляне, в своей хижине. Вот смотри как он играл.
- Пальчиковая игра «Игра на пианино»
При произнесении слогов ша - шо - шу - ши - шэ ребенок имитирует игру на
пианино, прижимая поочередно к поверхности стола каждый пальчик, начиная с
большого и наоборот.
Ух какие ловкие у тебя пальчики (логопед обращается к ребенку). Они значит
дружные!!!
- Пальчиковая игра «Здравствуй пальчик»
(Левая рука - ашка - ошка - ушка - ышка - , правая рука-( ашты - ошта - ушто -
ишты - ашты), каждый палец дотрагивается до
большого пальца.
5. Закрепление звука в словах
Раз Мишка не спит, он просит с ним поиграть. Предлагаю поиграть в
«повторялочку». Повтори слова за мной: шкаф, школа, шкатулка, штопор,
штаны, штык, штаб, штопать, штора, шмель.
Закончи слова одинаково: Бабу - шка; деду -; ми -; пу -; кату -; поду - ; ко - ; мо - ;
пы - ; опу - … .
Сейчас мы узнаем чего много, а чего мало у Миши в берлоге.
Проводится игра «Один - много»
Игра на внимание «Фотограф» (Запомни-повтори).
Ребенок «фотографирует» - запоминает картинки. Логопед «облачком»
закрывает картинку, ребенок вспоминает и называет спрятанное слово.
6. Зрительная гимнастика
- Сейчас поиграем с пальчиками. Будем отстукивать пальцами по столу и моргать
обоими глазами на каждый стук (сначала логопед дает образец и один раз
отстукивает вместе с ребенком, затем 2-3 раза ребенок выполняет задание
самостоятельно).
- И.п. стоя, руки с мячом внизу: медленно поднимаем мяч вверх, опускаем вниз,
глазами следим за движением мяча.
- И.п.стоя, держим мяч перед собой на вытянутых руках на уровне глаз: глазами
следим за медленным движением мяча влево-вправо
Сегодня Мишка с собой принес шишку.
Логопед предлагает ребенку произнести:
7. Упражнение с шишкой (речевое сопровождение действий ребенка).
Мишка шел, шел, шел
Мишка шишку нашел.
Мишка с шишкой поиграл:
С лапки в лапку побросал,
Лапкой шишку пожимал,
Затем лапку поменял.
Лапкой шишку покрутил,
И в корзинку положил.
Дети « ходят» указательным и
средним пальцами по столу.
Берут в правую руку шишку.
Бросают из руки в руку шишку.
Сжимает в правой, а потом в
левой ладошке шишку.
Катает шишку между ладонями
Кладет в корзинку.
8. Составь предложение правильно (работа с деформированным текстом).
Смотри что есть у Мишки, да это же зашифрованное письмо от мышонка, друга
нашего медведя. Он рассказывает, как они с мышатами там живут.
Кошка боится мышки. – Мышка боится кошки.
Пышка ест мышку. – Мышка ест пышку.
Шкаф сидит под мышкой. – Мышка сидит под шкафом.
Бумажка шуршит мышкой. – Мышка шуршит бумажкой.
9. Развитие тактильных ощущений
Мишка еще принес игрушки. Логопед сначала показывает какие: матрешку,
кубик, шарик, погремушку, и складывает игрушки в мешочек или в крупу.
Ребенок на ощупь определяет предмет и, не доставая, называет его четко и
правильно.
Логопед: Попробуем сосчитать игрушки, сколько он принес? Какая тебе
понравились? (ответ ребенка)
10. Упражнение «Посчитай»
Логопед. Посчитай игрушки. Образец: одно лукошко два лукошка… Каких
игрушек больше? Каких игрушек меньше? Посчитай игрушки в обратном
порядке. Образец: четыре лукошка, три лукошка…
11. Рефлексия
Вот Мишка наигрался с нами и ему пора домой, сон его настигает. Ему
понравилось с нами играть, а тебе? (логопед обращается к ребенку). Если
понравилось, то возьми из его корзинки желтую ленту и повяжи ее на Мишкину
корзинку на память, если тебе понравилось но было иногда трудно, возьми
оранжевую ленту, а если не понравилось с медведем играть, то бордовую ленту.
Какие игры для тебя были наиболее трудными? Почему?
12. Итог занятия:
- Молодец, сегодня ты очень хорошо работал, красиво и правильно произносил
звук Ш.