Автор: Елена Григорьевна Селезнева
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад № 51
Населённый пункт: с. Кагальник
Наименование материала: статья
Тема: "Что объединяет моторику и развитие речи"
Раздел: дошкольное образование
Что объединяет моторику и развитие речи
На всем протяжении эволюции люди активно использовали для общения друг с
другом жесты. Постепенно к этому подключались громкие выкрики. С
эволюционным развитием человека усложнялись и совершенствовались движения
пальцев.
Схожим образом запускается речь малыша. Ученые доказали, что моторная и речевая
функции взаимосвязаны. Они не могут протекать отдельно друг от друга. Вначале
начинают развиваться движения пальцев, манипуляции кистями рук, а после этого
запускается становление речи.
Сейчас детская психология и логопедия рассматривают тонкую моторику как
возможность выполнять точные манипуляции пальцами, кистями рук, а также
скоординированность этих движений друг с другом.
В отношении способности совершать тонкие мелкие движения пальчиками часто
применяется такое слово как ловкость. Ребенок должен уметь делать различные по
сложности движения – от способности взять в руку игрушку до умения писать буквы,
рисовать несложные картинки.
Поэтапное усложнение мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста влияет на
общее развитие интеллекта малыша. Они присутствуют даже у новорожденного, по
мере взросления только совершенствуются, усложняются. Появляются новые навыки,
выполняемые пальцами.
Маленькие дети могут брать предметы всей ладонью. Через некоторое время они
способны выполнять операции большим и указательным пальчиками (так
называемый «пинцетный захват»). Постепенно учатся держать в руке ложку, вилку,
карандаш, другие маленькие предметы, с которыми он сталкивается в быту.
Развитие мелкой моторики имеет еще одну важную особенность. Она связана с
центральной нервной системой малыша, оказывает большое влияние на его
способность концентрировать внимание.
Прослеживается прямая связь между способностью совершать мелкие движения
пальчиками и способностью быстро запоминать предметы, их названия, особенности.
Как известно, человеческий мозг состоит из отдельных центров, отвечающих за ту
или иную деятельность.
Речевой центр расположен близко к области, отвечающей за моторику рук,
соответственно они взаимно влияют друг на друга. Развитие одного из этих отделов
невозможно без параллельного развития другого.
При стимулировании развития навыков движения пальцами, начинает работать
речевой центр. Именно поэтому при запуске речи малыша необходимо уделять время
развитию мелких точных движений пальчиками.