Напоминание

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Основы анимации"


Автор: Гафарова Лия Геннадиевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Детская художественная школа № 1 им Л.А.Горды"
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Основы анимации"
Раздел: дополнительное образование





Назад





МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА № 1 ИМ. Л.А. ГОРДЫ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

по учебному предмету

Основы анимации

Сургут 2015

Разработч ик:
Л.Г.

Гафарова
, преподаватель МБУДО « Д е т с ка я художественная школа № 1 им. Л.А.Горды». Программа составлена на основе: - авторской программы «Мультфильм – как средство развития творческих способностей детей», Тихонова Е.Р., педагог дополнительного образования детской киностудии «Поиск», научный консультант: Павлова Т.Л., к.п.н., зав. кафедрой НГПУ, Новосибирск, 1999г. - рабочей программы «Методики преподавания в условиях творческих лабораторий, студий, кружков «МУЛЬТИПЛИКАЦИОННАЯ СТУДИЯ» под авторством : О.Н. Вожатова – детский писатель, руководитель детской студии телекомпании «Югра», член Академии Российского телевидения; Л. Н. Морозова – художник–мультипликатор, педагог мультипликационной студии «Чародеи»; С.М. Сапичев – специалист в области социального проектирования, председатель правления городской молодежной общественной организации «До 16 и старше»; при участии: Л. С. Власовой – педагога дошкольного образования; Л.С. Мурзиной – педагога дополнительного образования; Д.Г. Крылова – шеф-редактора студиидетских телепрограмм 2

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе - Срок реализации учебного предмета - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени - Форма проведения учебных аудиторных занятий - Цели и задачи учебного предмета - Методы обучения - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II.

Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план - Годовые требования
III.

Требования к уровню подготовки учащихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание - Критерии оценки
V.

Методическое обеспечение учебного процесса

VI.

Список методической литературы


I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета,

его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Основы анимации» я вл я е т с я экспериментальной, адаптированной, и составлена на основе: - авторской программы «Мультфильм – как средство развития творческих способностей детей», Тихонова Е.Р., педагог дополнительного образования детской киностудии «Поиск», научный консультант: Павлова Т.Л., к.п.н., зав. кафедрой НГПУ, Новосибирск, 1999г., - рабочей программы «Методики преподавания в условиях творческих лабораторий, студий, кружков «МУЛЬТИПЛИКАЦИОННАЯ СТУДИЯ», авторы:  О.Н. Вожатова – детский писатель, руководитель детской студии телекомпании «Югра», член Академии Российского телевидения;  Л. Н. Морозова – художник–мультипликатор, педагог мультипликационной студии «Чародеи»;  С.М. Сапичев – специалист в области социального проектирования, председатель правления городской молодежной общественной организации «До 16 и старше»;  при участии: Л. С. Власовой – педагога дошкольного образования, Л.С. Мурзиной – педагога дополнительного образования, Д.Г. Крылова – шеф-редактора студии детских телепрограмм; - и в соответствии с «Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ. Предмет «Основы анимации» направлен на создание основ для творческого и личностного развития учащихся, формирование эстетических взглядов на основе приобретения знаний о мультипликации, развития 2
эмоциональной отзывчивости, овладения этапами создания мультфильма; на приобретение опыта творческого взаимодействия в коллективе. Данная программа составлена с учетом новых тенденций в изобразительном искусстве и соответствует уровню развития детей. В ней четко соблюдаются принципы наглядности, научности, последовательности, посильности и доступности обучения, что многократно повышает его эффективность. Особенность программы заключается в изучении принципов, правил, методов, и способов создания анимационных фильмов, а также раскрытии творческого потенциала обучающегося. Данная программа предполагает не только выполнение мультфильма, как такового, но и приобщает детей к истории искусства как в мировом масштабе, так и в масштабе ХМАО, приобщает к традиционной культуре обско-угорских народов, ведет к познанию ее исторических корней. С этой целью в программу включены задания, связанные с жизнью и бытом, фольклором коренных народов ханты- манси. В течение всего процесса обучения по данной программе обучающиеся осваивают и развивают профессиональные навыки производства мультфильма.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Основы анимации» со сроком обучения 2 года продолжительность учебных занятий с первого по второй годы обучения составляет 35 недель в год. По программе обучаются дети 10 – 15 лет.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательной организации на реализацию учебного предмета
3
Общая трудоемкость учебного предмета «Основы анимации» при 2- летнем сроке обучения составляет 512 часов. Из них: 256 часов – аудиторные занятия, 256 часов – самостоятельная работа. Сведения о затратах учебного времени Вид учебной работы, нагрузки
Затраты учебного времени
Всего часов Годы обучения 1-й год 2-й год Аудиторные занятия 128 128 256 Самостоятельная работа 128 128 256 Максимальная учебная нагрузка 256 256 512 Учебные занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах: Аудиторные занятия:  1-2 годы обучения – по 2 часа 2 раза в неделю. Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):  1-2 годы обучения - 4 часа в неделю.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в группе - от 4 до 8 человек в силу специфики занятий (работа с техникой – камера, диктофоны, микрофоны, компьютеры). Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель и задачи учебного предмета
4
Целью учебного предмета «Основы анимации» является создание условий для развития творческих способностей и индивидуальности учащегося средствами мультипликации, овладения знаниями и представлениями о мировой и отечественной мультипликации, формирование практических умений и навыков работы над созданием мультфильма, устойчивого интереса к самостоятельной и коллективной творческой деятельности. Задачами учебного предмета являются: 1. Развить творческое воображение, фантазию, наблюдательность и зрительную память. 2. Изучить новые способы и методы работы в различных материалах. 3. Научить поэтапной работе над созданием и съемкой мультфильма. 4. Изучить основы кинодраматургии 5. Изучить основы литературного творчества 6. Изучить основы азбуки звука 7. Изучить основы киноведения 8. Изучить основы анимации 9. Изучить основы азбуки актерского мастерства 10.Получить знания по истории культуры 11.Раскрыть творческий потенциал и индивидуальность обучающегося; 12.Воспитывать эстетический вкус
Методы обучения
Для достижения поставленных целей и реализации задач используются следующие методы обучения:  метод коллективно-творческих дел;  метод проектов;  объяснительно-иллюстративный (объяснение материала происходит в ходе просмотра мультипликационных фильмов);  поисково-творческий (творческие задания, участие учащихся в 5
обсуждениях, беседах);  игровой;  сюжетно-игровой.
Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой, видеоматериалами (мультфилимами) Мастерская должна быть просторной, иметь зоны художественного творчества, просмотра мультипликационных фильмов, репетиционную зону с зеркалом для изучения пластики героев, съемочную зону со стенами и потолком выкрашеными в черный матовый цвет, изолированную зону звукоцеха со звукопоглощающим покрытием стен, оснащена удобной мебелью для всех видов работ, наглядными пособиями, необходимым оборудованием: 1. Видеокамера 2. Мультстанок 3. световые панели 4. Съемочный компьютер 5. Видеомонитор 6. Монтажный компьютер 7. Плата для нелинейного видеомонтажа 8. Видеомагнитофон 9. Монтажный видеомонитор 6
10.Компьютер для звукоцеха 11.Микрофон 12.Микшерский пульт Перечень программ для съемки, озвучивания и монтажа: Съемка – Stop Motion Pro Монтаж – Adobe Premiere, Sony Vegas Запись, обработка и сведение фонограмм - Sony Vegas, Sony Soundforge.
II.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметом изучения является один из четырех видов кино – мультипликация (второе название – анимация). Остальные три вида кино это – документальное, игровое и научно-популярное. Составляющие предмета мультипликации: 1) линия (определяет изображение) 2) цвет (наполняет изображение жизнью) 3) звук (музыка, речь, голоса животных, шумы) 4) движение (определяется во времени и пространстве) 5) содержание (идея, драматургия, сценарий)
Направления творческого процесса.

1)

Изобразительная деятельность.
Рисунок. Живопись. Цветоведение. Лепка. Создание персонажей и декораций, освоение новых техник, развитие чувства цветовой гармонии.
2)

Литературное

творчество.
Знакомство с творчеством поэтов и писателей мира, народным фольклором. Изучение законов построения киносюжетов, киносценариев, применение законов кинодраматургии в собственном фильме. Азбука режиссуры.
3)

Азбука

звука
. Природа звука. Виды звуков (музыка, речь, голоса животных, шумы, пауза). Различение звуков, звукоподражание, пение, игра, 7
отбор шумов, звуков, подбор музыки к фильму, создание звукового образа, работа с микрофоном, озвучивание фильма.
4)

Киноведение
. Знакомство с языком кино, видами, жанрами кино, основными выразительными приемами, планами в кино (дальний, общий, средний, крупный, сверхкрупный, деталь). Знакомство с лучшими произведениями мирового кинематографа. Как сделать фильм интересным. Кто изобрел кино. Кто изобрел мультипликацию. Общие сведения о видах кино, о видах мультипликации.
5)

Анимация.
Оживление, тайминг, приемы анимации, применяемые материалы и техники (рисованная, объемная, компьютерная, перекладка, сыпучие материалы, природные материалы, и пр.).
6)

Азбука

актерского

мастерства
(дикция, сценическая речь, мимика, жесты, особенности движения). Развитие речи, умения владеть эмоциями, своим телом, выражение эмоций, отработка выразительности движений.
7)

История

культуры.
Импульс к творчеству. Приобщение к опыту человечества. Знакомство с мировыми достижениями в области изобразительного искусства. Применение знаний при создании своего фильма.
Стадии производства мультфильма:
1) Поиск идеи, составление истории, сюжета, сценария (литературная часть). 2) Изобразительная часть. Изготовление героев, фонов, бутафории, необходимых по сценарию. 3) Актерско-режиссерская часть. Проигрывание истории в живую (дети исполняют роли мультяшных героев, обращая внимание на выразительность мимики и пластики героев). 4) Составление раскадровки. Разделение фильма на эпизоды. Картинка эпизода. План, на котором снимается эпизод (дальний, общий, средний, 8
крупный, сверхкрупный, деталь). Описание действия, происходящего в эпизоде. Описание звука в эпизоде. Время эпизода. Описание техники, применяемой в эпизоде. 5) Составление фонограммы (озвучания). Запись речи. Подбор музыки, шумовых эффектов. Расчет фонограммы по времени. 6) Съемочная часть. Предварительные этюды на движение героев, подготовка к съемкам героев, фонов, выбор техники анимации, съемки фильма по эпизодам. 7) Монтаж. Сведение видеоряда и звукоряда. Обработка. 8) Просмотр и обсуждение. Выявление достоинств, недостатков, ошибок, удачных находок.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

1 год обучения

№ Наименование раздела, темы занятий

Количество часов

всего

теория

практика

Раздел 1. Введение

4

2

2
Тема 1.1. Комплектование групп 2 1 1 Тема 1.2. Вводное занятие. 2 1 1
Раздел 2. Введение в мультипликацию

26

7

19
Тема 2.1. Общие сведения об истории анимации 2 1 1 Тема 2.2. Анимация как одушевление, оживление неживых предметов 2 1 1 Тема 2.3. Наши помощники 2 1 1 Тема 2.4. Профессии в анимации 2 1 1 Тема 2.5. Анимационные студии мира 6 1 5 Тема 2.6. Студии мультипликации СССР и России 6 1 5 Тема 2.7. Законы анимационного движения 6 1 5
Раздел 3. Сценарное мастерство и

режиссура

20

5

15
9
Тема 3.1. Идея. Источники вдохновения. 2 1 1 Тема 3.2. Литературный сценарий 4 1 3 Тема 3.3. Режиссерский сценарий 4 1 3 Тема 3.4. Сцена, план, кадр, эпизод 4 1 3 Тема 3.5. Раскадровка 6 1 5
Раздел 4. Графика в анимации

22

7

15
Тема 4.1. Характер линии 2 1 1 Тема 4.2. Пятно и силуэт 2 1 1 Тема 4.3. Стилизация 6 1 5 Тема 4.4. Графические техники и приемы 4 1 3 Тема 4.5. Создание графических фонов 4 1 3 Тема 4.6. Создание объектов и персонажей в графической технике 4 1 3
Раздел 5. Цвет в анимации

26

8

18
Тема 5.1.Основы цветоведения 6 2 4 Тема 5.2. Цвет и настроение 4 1 3 Тема 5.3 Живописные техники и приемы 4 1 3 Тема 5.4. Кляксография и монотипия 2 1 1 Тема 5.5. .Живопись по стеклу 2 1 1 Тема 5.6. Создание живописных фонов 4 1 3 Тема 5.7. Создание персонажей в цвете 4 1 3
Раздел 6. Объем в анимации

8

3

5
Тема 6.1. Объемные и рельефные фоны и фигуры в анимации 2 1 1 Тема 6.2.Кто прячется в комке глины? 4 1 3 Тема 6.3. Работа с цветным пластилином. 4 1 3
Раздел 7. Мульмипликация с применением

нетрадиционных материалов. Создание

эффектов.

12

4

8
Тема 7.1. Работа с песком 2 1 1 Тема 7.2. Работа с манной крупой 2 1 1 Тема 7.3. Работа с мятой и рваной бумагой 4 1 3 Тема 7.4. Работа со смешанной фактурой 4 1 3
Раздел 8. Съемочный процесс

10

1

9
Тема 8.1. Съемка этюдов на движение 4 1 3 Тема 8.2. Съемка этюдов со спецэффектами 4 1 3 10
Тема 8.3. Итоговое занятие 2 1 1
Итого часов

128

37

91

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Введение

Тема 1.1. Комплектование групп

Теория:
Введение в образовательную программу.
Практика:
Знакомство. Прием необходимых документов, собеседование, заполнение анкет начинающего аниматора. Срезовые творческие задания.
Тема 1.2. Вводное занятие.

Теория:
Правила техники безопасности и охраны труда. Правила поведения в ДХШ
Практика:
Знакомство со студией анимацией. Знакомство с оборудованием, материалами, инструментами. Показ известных мультфильмов.
Раздел 2. Введение в мультипликацию

Тема 2.1. Общие сведения об анимации.

Теория:
Чем отличается мультипликация от анимации и чем мы будем заниматься?
Практика:
Показ авторских детских мультфильмов .
Тема 2.2. Анимация как одушевление, оживление неживых предметов

Теория:
Предметная анимация. Аниматор может «оживить» и заставить двигаться абсолютно любой предмет, в обычной жизни совершенно неподвижный. Невозможного нет: от танца фонарного столба до громкого спора ручек в пенале.
Практика:
Просмотр мультфильма «Варежка» или отрывка из фильмов Яна Шванкенмайера с оживающими предметами. (20 мин) 11

Тема 2.3. Наши помощники

Теория:
Обзор оборудования и материалов, необходимых для создания мультипликации. Презентация.
Практика:
Знакомство с оборудованием и программами анимации. Выбор материала для анимации.
Тема 2.4. Профессии в анимации

Теория:
Общее знакомство с профессиями; писатель, режиссер, сценарист, артист, художник-мультипликатор, фоновщик, фазовщик и др.
Практика:
разработка профессиограмм
Тема 2.5 Анимационные студии мира

Теория:
знакомство с зарубежными мультипликаторами и анимационными студиями мира. Эмиль Коль, Пат Саливан, братья Флейшер, Уолт Дисней, Норман Мак-Ларен и др
Практика:
просмотр и обсуждение мультипликационных фильмов анимационных студий мира
Тема 2.6. Студии мультипликации СССР и России

Теория:
знакомство с советскими и российскими мультипликаторами и анимационными студиями. Союзмультфильм, Пилот и т.д.
Практика:
просмотр и обсуждение мультипликационных фильмов анимационных студий СССР, России.
Тема 2.7.Законы анимационного движения

Теория:
Расширение знаний о способах движения персонажей и элементов фона внутри кадра
Практика:
создание таблиц движения персонажей
Раздел 3. Сценарное мастерство и режиссура

Тема 3.1. Идея. Источники вдохновения.

Теория:
Знакомство с творчеством поэтов и писателей мира, народным фольклором, историей. 12

Практика:
Просмотр мультфильмов серии «Гора самоцветов». Обсуждение.
Тема 3.2. Литературный сценарий

Теория:
Фабула и сюжет. Развитие сюжета по принципу горки: завязка – кульминация - развязка. Литературный сценарий.
Практика:
Написание литературного сценария на считалочку или скороговорку.
Тема 3.3. Режиссерский сценарий

Теория:
Отличие литературного и режиссерского сценариев.
Практика:
Написание режиссерского сценария на считалочку или скороговорку.
Тема 3.4. Сцена, план, кадр, эпизод

Теория:
знакомство с языком кино, основными выразительными приемами, планами (дальний, общий, средний, крупный, сверхкрупный, деталь).
Практика:
Рисунок кадра одного и того же эпизода общим планом, средним, крупным и сверхкрупным.
Тема 3.5. Раскадровка

Теория:
Раскадровка. Разделение фильма на эпизоды. Картинка эпизода. План, на котором снимается эпизод. Описание действия, происходящего в эпизоде. Время эпизода. Описание техники, применяемой в эпизоде.
Практика:
выполнение раскадровки
Раздел 4. Графика в анимации

Тема 4.1. Характер линии

Теория:
Понятие о разнообразии выразительных характеристик линии и точки. Виды линий в природе и технике.
Практика:
Просмотр и обсуждение мультфильмов Жоана-Пабло Сарамельи и анимационных граффити на стенах из интернета 13

Тема 4.2. Пятно и силуэт

Теория:
Деты вырезают по контуру силуэты из бумаги. Марионетки из бумаги. Изучают выразительность движения темного силуэта за белой ширмой.
Практика:
создание марионеток для теневого театра.
Тема 4.3. Стилизация

Теория:
Приемы обобщения, стилизации и трансформации растительных форм, фигур животных, человека. Декорирование поверхности.
Практика:
изображение стилизованных животных
Тема 4.4. Графические техники и приемы
Теория: Графические материалы: карандаши, уголь, сангина, соус, тушь, пастель, фломастеры и др. Различные приемы работы графическими материалами.
Практика:
Рисунок с натуры натюрморта
Тема 4.5. Создание графических фонов

Теория:
Характер графической техники и манера исполнения – характер пространства фона. Перспектива пространства. Контраст.
Практика:
Выполнение фонов:«Темная дорога в дремучем лесу», «По дороге из города к рассвету».
Тема 4.6. Создание объектов и персонажей в графической технике

Теория:
Пластика персонажа, передающая настроение, состояние, характер персонажа. Позы, мимика, жесты. Основные пропорции фигуры человека.
Практика:
Выполнение образов положительных и отрицательных персонажей в графике.
Раздел 5. Цвет в анимации

Тема 5.1.Основы цветоведения
14

Теория:
Теория цвета. Основные, составные, дополнительные цвета. Белый и черный.
Практика:
Выполнение цветового круга, цветовых выкрасок и растяжек.
Тема 5.2. Цвет и настроение

Теория:
Эмоциональные характеристики цвета.
Практика:
Просмотр и обсуждение мультфильма «Голубой щенок» (Союзмультфильм, 1976 год), выполнение ассоциативных композиций «Радость», «Печаль», «Нежность», «Злость» и т.д.
Тема 5.3 Живописные техники и приемы

Теория:
Живописные материалы. Техники и приемы живописи. Стили живописи.
Практика:
Этюд с натуры натюрморта
Тема 5.4. Кляксография и монотипия

Теория:
Нетрадиционные техники живописи.
Практика
: Создание пейзажа в технике монотипии и персонажа в технике кляксографии.
Тема 5.5. .Живопись по стеклу

Теория:
Анимационных живописные эффекты на стекле. Просмотр мультфильма студии «Сехри-хохри» «Про девочку Люсю», отрывков из фильмов А. Петрова, нарисованных мокрыми красками на стекле.
Практика:
Создание анимационных эффектов на стекле. Трансформация пятна краски. Съемка работы на мультстанке.
Тема 5.6. Создание живописных фонов

Теория:
Цветовая и световая перспектива. Контраст.
Практика:
Выполнение композиций пейзажей на различные состояния различными техниками.
Тема 5.7. Создание персонажей в цвете.
15

Теория:
Усиление характеров персонажей при помощи цвета. Пропорции лица человека.
Практика
: выполнение портретов литературных героев
Раздел 6. Объем в анимации

Тема 6.1. Объемные и рельефные фоны и фигуры в анимации

Теория:
Знакомство с кукольной и пластилиновой анимацией Союзмультфильма.
Практика:
Просмотр пластилиновых мультфильмов Татарского.
Тема 6.2.Кто прячется в комке глины?

Теория:
Эмоциональные характеристики форм, объемов.
Практика:
Создание ассоциативных персонажей в объеме без цвета «Уныние», «Добро», «Крик», «Смех» и т.д. Съемка этапов превращения бесформенного куска в персонажа и обратно.
Тема 6.3. Работа с цветным пластилином.

Теория:
Способы работы цветным пластилином
Практика
: Создание пластилиновых объемных или рельефных персонажей с фазами лица анфас, три четверти, профиль и т.д.
Раздел 7. Мультипликация с применением нетрадиционных материалов.

Создание эффектов.

Тема 7.1. Работа с песком

Теория:
Знакомство с особенностями песочной анимации. Просмотр мультипликационных работ детских студий.
Практика:
Коллективная работа на мультстанке с подсветкой снизу. Изображение по песку пальцами, ладошками.
Тема 7.2. Работа с манной крупой

Теория:
создание эффектов на верхнем слое мультстанка.
Практика:
съемка погодных состояний (ветер, вьюга) при помощи манной крупы.
Тема 7.3. Работа с мятой и рваной бумагой
16

Теория:
Знакомство с особенностями движения на экране персонажей, состоящих из мелких фрагментов. Превращение мятой бумаги в персонаж.
Практика:
Превращение горстки мелко изорванной бумаги в разных персонажей, их «оживление» на мультипликационном столе
Тема 7.4. Работа со смешанной фактурой

Теория:
Работа с разнофактурными материалами: сухоцветы, камешки, пряжа, вата, мех, солома и др.
П р а к т и к а :
создание изменений фона, выполненного из разнофактурных материалов
Раздел 8. Съемочный процесс

Тема 8.1. Съемка этюдов на движение

Теория:
Приемы передачи движения.
Практика:
Съемка этюдов на передачу движения персонажей, элементов фона.
Тема 8.2. Съемка этюдов со спецэффектами

Теория:
Приемы передачи некоторых состояний (туман, дождь, огонь)
Практика:
Съемка этюдов на передачу состояния при попощи спецэффектов.
Тема 8.3. Итоговое занятие

Теория:
обобщение пройденного материала за год
Практика:
просмотр удачных этюдов
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

2 год обучения

№ Наименование раздела, темы занятий

Количество аудиторных

часов
17

всего

теори

я

практик

а

Раздел 1. Введение

4

2

2
Тема 1.2. Вводное занятие. 2 1 1
Раздел 2. Введение в мультипликацию

4

2

2
Тема 2.1. Виды анимации. Повторение. 2 1 1 Тема 2.2. Наши помощники 2 1 1
Раздел 3. Предсъёмочный этап

64

15

49
Тема 3.1.Свой мультфильм (перекладка) 4 1 3 Тема 3.2. Сценарий мультфильма 8 2 6 Тема 3.3.Тайминг 4 2 2 Тема 3.4. Запись звука (черновой вариант) 8 1 7 Тема 3.5.Раскадровка сценария 8 1 7 Тема 3.6.Что необходимо для создания мультфильма? 4 1 3 Тема 3.7.Создание фонов 6 1 5 Тема 3.8.Создание объектов и персонажей 8 2 6 Тема 3.9.Моделирование сцены, объектов и персонажей 8 2 6 Тема 3.10.Чему мы научились? Итоговое занятие 2 1 1 Тема 3.11.Участие в мероприятии ДХШ 4 1 3
Раздел 4. Процесс съёмки

34

7

27
Тема 4.1. Аниматик и композиция 1 сцены (зависит от кол-ва эпизодов) 4 1 3 Тема 4.2. Аниматик и композиция 2 сцены 4 1 3 Тема 4.3. Аниматик и композиция 3 сцены 4 1 3 Тема 4.4. Аниматик и композиция 4 сцены 4 1 3 Тема 4.5. Аниматик и композиция 5 сцены 4 1 3 Тема 4.6. Аниматик и композиция 6 сцены 4 1 3 Тема 4.7. Аниматик и композиция 7сцены 4 1 3 Тема 4.8. Экскурсия на телестудию 2 - 2 Тема 4.9. Загадочный день (итоговое занятие) 4 - 4
Раздел 5. Завершающий этап создания

мультфильма

24

7

17
Тема 5.1. Озвучивание 6 1 5 18
Тема 5.2.Что такое монтаж мультфильма? 4 3 1 Тема5.3. Подготовка к Празднику «День рождения мультика» 8 2 6 Тема5.4. Праздник «День рождения мультика» 2 - 2 Тема5.5. Участие в мероприятии ДХШ 2 - 2 Тема5.6. Заключительное занятие 2 1 1
Итого часов

128

32

96

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1 год обучения

Раздел 1. Введение

Тема 1.1. Вводное занятие.

Теория:
Правила техники безопасности и охраны труда. Правила поведения в Центре.
Практика:
Знакомство с программой 2 года обучения в студии анимации..Показ известных мультфильмов и мультфильмов детских анимационных студий
Раздел 2. Введение в мультипликацию

Тема 2.1 Виды анимации. Повторение.

Теория:
Какая бывает анимация? Что такое перекладная анимация?
Практика:
Показ детских мультфильмов, созданных по разным технологиям.
Тема 2.2. Наши помощники

Теория:
Обзор оборудования и материалов, необходимых для создания мультипликации. Презентация.
Практика:
Знакомство с оборудованием и программами анимации. Выбор материала для анимации.
Раздел 3. Предсъемочный этап.
19

Тема 3.1. Свой мультфильм (перекладка)

Теория:
Методы поиска идеи для создания мультфильма, предложение тем, наводящих вопросов.
Практика:
Обсуждение технического процесса создания мультфильма с группой детей, которая будет работать над мультфильмом
Тема 3.2.Сценарий

Теория:
По рассказу, стихотворению готовому или придуманному детьми разрабатывается сценарий.
Практика:
Сценарий придумывается совместно с детьми и записывается на бумажный носитель.
Тема 3.3. Тайминг

Теория:
Изучение понятия тайминг. Учимся замечать время.
Практика:
Показ мультфильмов, прослушивание музыки , речи, шума…
Тема 3.4. Запись звука (черновой вариант)

Теория:
Как можно сделать запись звука.
Практика:
Записываем голоса детей по сценарию.
Тема 3.5.Раскадровка сценария

Теория:
Изучение понятия раскадровка. Для чего она необходима? Что такое эпизод, сцена?
Практика:
черновая раскадровка по сценам, эпизодам.
Тема 3.6.Что необходимо для создания мультфильма? (итоговое занятие)

Теория:
Как создать кроссворд?
Практика:
Создание кроссворда на заданную тему.
Тема 3.7.Создание фонов

Теория:
Сколько и какие фоны необходимы для мультфильма?
Практика:
Создают фоны все дети совместно.
Тема 3.8.Создание объектов и персонажей

Теория:
Что такое персонажи, объекты? 20

Практика:
Дети придумывают, создают из бумаги объекты и персонажи.
Тема 3.9.Моделирование сцены, объектов и персонажей

Теория:
Что такое моделирование деталей сцены, объектов и персонажей? Понятие куклы-марионетки.
Практика:
Практическое моделирование. Созданные сцену, персонажи, объекты делят на более мелкие части (голова, туловище, ноги, руки, глаза, лучи,облака, кусты, ветки, птицы, крылья, клюв и т.д.)
Тема 3.10.Чему мы научились? Итоговое занятие. Игра «Угадай?»

Теория:
Презентация «Повторение».
Практика:
Игра «Угадай?»
Тема 3.11.Участие в мероприятии ДХШ

Практика:
Выставка детских работ.
Раздел 4. Процесс съёмки

Тема 4.1. Аниматик и композиция 1 сцены (зависит от кол-ва эпизодов)

Теория:
Аниматика-самый ответственный, кропотливый этап работы. Обсуждение 1 сцены.
Практика:
Съёмка1 сцены
Тема 4.2. Аниматик и композиция 2 сцены (зависит от кол-ва эпизодов)

Теория:
Обсуждение 2 сцены.
Практика:
Съёмка 2 сцены
Тема 4.3. Аниматик и композиция 3 сцены (зависит от кол-ва эпизодов)

Теория:
Обсуждение 3 сцены.
Практика:
Съёмка 3 сцены
Тема 4.4. Аниматик и композиция 4 сцены (зависит от кол-ва эпизодов)

Теория:
Обсуждение 4 сцены.
Практика:
Съёмка 4 сцены
Тема 4.5. Аниматик и композиция 5 сцены (зависит от кол-ва эпизодов)

Теория:
Обсуждение 5 сцены. 21

Практика:
Съёмка 5 сцены
Тема 4.6. Аниматик и композиция 6 сцены (зависит от кол-ва эпизодов)

Теория:
Обсуждение 6 сцены.
Практика:
Съёмка 6 сцены
Тема 4.7. Аниматик и композиция 7сцены (зависит от кол-ва эпизодов)

Теория:
Обсуждение 7 сцены.
Практика:
Съёмка 7 сцены
Тема 4.8. Экскурсия на телестудию

Тема 4.9. Загадочный день (итоговое занятие).

Практика:
Загадки по теме мультипликации от учителя и учеников.
Раздел 5. Завершающий этап создания мультфильма

Тема 5.1. Озвучивание

Теория:
Что такое «чистая» звукозапись? Чем она отличается от «черновой» звукозаписи?
Практика:
Заучивание текста (если необходимо), песенки и т.д. Производится запись голосов детей, музыки начисто.
Тема 5.2.Что такое монтаж мультфильма?

Теория:
Что значит сведение монтажа? С чего начинается каждый фильм? Для чего нужна «шапка» фильма? Что такое титры? Для чего они нужны? Какого вида могут быть?
Практика:
Сведение монтажа сцен, титров, «шапки». Монтаж проводится педагогом совместно со старшими детьми. Младшие наблюдают за процессом.
Тема5.3. Подготовка к Празднику «День рождения мультика» (уроки

театрализации)

Теория:
Подготовка сценария с участием персонажей авторского мультфильма. Подготовка выставки персонажей мультфильма.
Практика:
Репетиции с детьми из разных групп, приготовление различных поделок, рисунков для выставки на празднике.
Тема5.4. Праздник «День рождения мультика» (уроки сцены)
22

Практика:
Торжественный премьерный показ. Концерт с участием детей в роли персонажей детских авторских мультфильмов.
Тема5.5. Участие в мероприятии ДХШ

Практика:
Выставка персонажей, фотовыставка, показ мультфильма.
Тема5.6. Заключительное занятие

Теория:
Знакомство с текстом из авторского мультфильма, выбранного для сценки.
Практика:
Театрализация сценки из авторского мультфильма.
III.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В конце курса обучения по предмету «Основы анимации» обучающиеся

должны знать:
- новые способы и методы работы в различных материалах. -знать основы кинодраматургии -знать основы литературного творчества -знать основы азбуки звука -знать основы киноведения -знать основы анимации -знать основы азбуки актерского мастерства
Уметь:
- поэтапно работать над созданием и съемкой мультфильма. -применять знания по истории культуры - применять на практике знания, умения и навыки, полученные на спец.предметах (см. выше).
Ожидаемые результаты и способы их определения.
23

IV.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание
В результате курса обучения по предмету «Основы анимации» каждый обучащийся должен обладать определенными навыками: - навыком поэтапной работы над созданием мультфильма. - навыком работы как в коллективе, так и самостоятельно, - навыком работы над съемкой мультфильма с учетом выразительных возможностей материала, освоение различных техник работы. - умением ставить неординарную задачу и решать ее на соответствующем профессиональном уровне. Для определения результатов осуществляется наблюдение; индивидуальный, групповой просмотры и анализ эскизов, рисунков, творческих работ.
Основной формой контроля
является: текущая аттестация (наблюдение на уроках, оценивание самостоятельной работы); промежуточная аттестация (просмотры по итогам полугодия); итоговая аттестация (просмотры работ за год).
Формой подведения итогов
реализации учебной программы является участие мультипликационных фильмов, выполненных учащимися в конкурсах, фестивалях.
Критерии оценок
По результатам текущей и промежуточной аттестации выставляются оценки: «5», «4», «3». 5 (отлично):  работа выполнена в полном объеме, без технологических ошибок, аккуратно, проявлены фантазия и самостоятельность; 4 (хорошо):  работа выполнена в полном объеме, но есть технологические ошибки; 24
3 (удовлетворительно):  работа выполнена не в полном объеме, с ошибками.
V.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Для успешного результата в освоении программы «Основы анимации» необходимы следующие учебно-методические пособия и методические материалы: - наглядное пособие – «Орнаменты народов Севера»; - таблицы «Строение животных», «Строение птиц», «Строение человека», «Человек. Голова», - репродукции произведений классиков русского и мирового искусства, а также современных художников, - технологические карты, - работы обучающихся из методического фонда школы, - фильмотека; - видеоматериалы, - интернет-ресурсы. Процесс обучения учащихся основам анимации строится на основе его взаимосвязи с процессами общего развития детей и их воспитания. В ходе обучения развиваются индивидуальные творческие способности детей. Овладение техникой создания мультфильма начинается с простых технических упражнений. Постепенное усложнение практических заданий в сочетании с развитием творческой фантазии учащихся необходимо для создания самостоятельных работ. Для развития навыков творческой работы учащихся программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения (разработка заданий разной степени сложности, индивидуальная мера помощи преподавателя учащимся, учет темпов освоения учебного материала отдельными учащимися и пр.), что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности учащегося, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей. 25

VI.

СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Перечень литературы используемой педагогом при составлении рабочей

программы и организации образовательного процесса:
1 . Велинский Д.В. Технология производства мультфильмов в технике перекладки. Детская киностудия «Поиск», Новосибирск, 2004г. 2 . Красный Ю.Е., Кордюкова Л.И. Мультфильм руками детей, М., 1990 г. 3 . Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Я., 1996 г. 4 . Союз кинематографистов СССР, Азбука кино. М., 1990 г. 5 . Общественно-педагогический и научно-методический журнал «Искусство в школе». 6 . Легенды и мифы народов мира. М., 1996 г. 7 . Ватагин В. Изображение животных. Москва, 1986 г. 8 . Школа изобразительного искусства 1-10 выпуск, Мо сква, «Изобразительное искусство», 1986г. 9 . Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7. Москва, «Аванта +», 1998 г. 10 . Ли Н.Г. Основы учебного академического рисунка. Москва. «Эскимо» 2008 г. 11 . Эйлис Л.Д. Рисуем вместе человека в одежде. Москва, «Драко» 1993 г. 12 . Шешкин П.Е., Шабалина И.Д. Мансийские орнаменты, СПб., 2001г. 13 . Торум Маа. Традиции, сохраненные веками, изд. «Уральский рабочий», 2005 г. 14 . Оборотова Е.А. От печки, Новосибирск, Наука-Центр, 2003 г. 15 . Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. М. 1998 г. 16 . Шорохов Е.В. Основы композиции. М. 1979 г.
Перечень рекомендуемой литературы для обучающихся:
1 Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7. Москва, «Аванта +», 1998 г. 2. Легенды и мифы народов мира. М., 1996 г. 26
3. 4. Ли Н.Г. Основы учебного академического рисунка. Москва, «Эскимо» 2008 г. 5. Эйлис Л.Д. Рисуем вместе человека в одежде. Москва. «Драко» 1993 г. 6. Торум Маа. Традиции, сохраненные веками, изд. «Уральский рабочий», 2005 г. 7. Шешкин П.Е., Шабалина И.Д. Мансийские орнаменты, СПб., 2001г. 8. Шорохов Е.В. Основы композиции. М. 1979 г.
Рекомендуемые к просмотру CD - диски:
Электронная библиотека. Животные в искусстве. ДиректМедиа Паблишинг, Москва.
Рекомендумые материалы для занятий по киноведению:
Фильмы Федора Хитрука, Юрия Норштейна, Александра Татарского и студии «Пилот», Леонида Носырева, Гарри Бардина, Эдуарда Назарова, Михаила Алдашина, Александра Петрова, Владислава Старевича, Иванова-Вано, Константина Бронзита, Юрия Котеночкина, Уолта Диснея (особенно «Фантазия»), Елизаветы Скворцовой («Колыбельные мира»). Серия мультфильмов «Гора самоцветов». 27


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!