Напоминание

"Символы эпохи"


Автор: Нахайчук Лилия Ильинична
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №136
Населённый пункт: г. Мурманск, Мурманская область
Наименование материала: конспект интегрированной деятельности
Тема: "Символы эпохи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО

ЗАНЯТИЯ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

«ЗДРАВСТВУЙ МУЗЕЙ»

«СИМВОЛЫ ЭПОХИ» (Характер в деталях)»

Учитель-логопед:

Нахайчук Л.И.

Программные задачи:

- Развивать художественное восприятие у старших дошкольников в процессе

обогащения опыта восприятия различных по содержанию и средствам

выразительности произведений (портретной и жанровой живописи).

– Активизировать умения откликаться и понимать художественный образ,

соотносить художественный образ и средства выразительности.

– Обогащать представления о портрете и жанровой живописи; обратить

внимание на особенности построения композиции, колористическое

решение, символический язык деталей.

– Показать, что в произведениях искусства предметы часто выступают

носителями информации об эпохе, характере героя, роде его занятий.

Активизировать самостоятельность, инициативу в процессе освоения

искусства.

– Активизировать использование слов и словосочетаний: парадные портреты,

композиция, детали.

Материал:

1.И.Я. Вишняков. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. 1743.ГТГ,

Москва;

2. А.П.Антропов. Портрет Екатерины II.1766.Тверская областная картинная

галерея, Тверь;

3. К.П.Брюллов. Всадница. 1832. ГТГ, Москва.

Картины с изображением пейзажей, натюрмортов, портретов, набор одежды

разных эпох, белый лист, фломастеры и цветные карандаши.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята на протяжении занятий, мы стремимся стать

хранителями красоты. Хранители, не только сохраняют, берегут наследие, но

и изучают его. А кто мне может сказать, что означают слова «изучение»,

«исследование» .

Дети дают ответы на вопросы.

Воспитатель. Ребята для того, чтобы разгадать тайны картин, я предлагаю

вам «превратиться» не только в хранителей, но и исследователей и

поиграть в Игру «Хлопни в ладоши».

Детям последовательно демонстрируются карточки с репродукциями

произведений разных жанров живописи; предлагается, если на ней

изображён пейзаж, хлопнуть в ладоши, а если другой жанр живописи –

топнуть ногой. После действия, пояснить ответ-реакцию.

Воспитатель. К каким жанрам живописи относятся эти картины, которые я

вам сейчас демонстрировала.

Дети. К пейзажам, натюрмортам.

Воспитатель. А вот посмотрите, на эти репродукции, на которых

изображены люди. К какому жанру живописи относятся эти картины?

Дети высказывают свои суждения.

Воспитатель. Правильно, Виталик – это портреты! Портрет – это жанр

живописи, в основе которого лежит изображение человека. Попробуйте из

всех портретов выбрать изображения, которые можно назвать парадными

портретами.

Дети стараются найти парадные портреты.

Воспитатель. Благодаря изображённым деталям (одежда, предметы мебели и

т.д.) можно «прочитать» историю в которой жил человек, изображённый на

портрете. Каждый художник перед тем, как начать писать портрет какого-то

человека, должен обязательно изучить этого человека, рассмотреть основные

черты его лица: глаза, нос, рот, уши.

– Я предлагаю вашему вниманию портреты императрицы Елизаветы

Петровны и императрицы Екатерины II.

– Кто изображён на этих картинах? (Женщины.)

- Чем похожи эти женщины? (одежда, бриллиантовые украшения, на голове

корона).

- Чем они отличаются? (одна стоит - другая сидит, разные цвета и оттенки,

жили в разное время).

Воспитатель даёт своё описание картин:

«Портрет Елизаветы Петровны – русской императрицы написан И.Я.

Вишняковым с соблюдением всех канонов парадного портрета.

Последовательное тщательное изображение всех царских регалий. Фигура и

жест Елизаветы Петровны претендуют на лёгкость и изящество. На лице

кокетливая улыбка, говорящая о добродушии и весёлом нраве. »

«Портрет Екатерины II написал А.П. Антропов. Величие императрицы

подчёркивают украшения – бриллиантовые серьги и чудная брошь на платье.

Припудренная прическа с длинным локоном, изящество жеста красивой руки,

полукруглые по моде брови, яркие щеки».

– Если вы внимательно посмотрите, то увидите, что на обеих картинах

изображены: держава, скипетр, корона и мантия – они говорят о могуществе

этих женщин. А давайте устроим волшебную мастерскую художника, где вы

будете рисовать друг друга.

Упражнение «Художник и модель»

Дети выбирают себе пару. Один из них будет художником, другой –моделью.

Модель должна стоять или сидеть неподвижно для того, чтобы художник

смог её нарисовать. Художник «рисует» модель по контуру воображаемым

карандашом на воображаемом листе, закреплённом на воображаемом

мольберте. Затем дети меняются ролями.

Воспитатель. Мы с вами живём в современном мире: носим другую одежду,

другие причёски, у нас современная мебель, посуда ит.д.

Игра «Подбери одежду»

Дети из предложенной одежды выбирают современную одежду и одежду из

прошлого и располагают их рядом с моделями.

Воспитатель. Молодцы, одежду подобрали быстро и правильно. Я

предлагаю вам рассмотреть ещё одну картину «Всадница», её написал

художник К.П. Брюлов. Художник создал большой конный портрет, мотивом

которого является прогулка.

- Кто изображён в центре портрета? (девушка сидящая верхом на лошади).

– А кого мы ещё видим на картине? ( подбежавшую к балкону маленькую

девочку и двух собак).

– От чего накренились стволы у деревьев? (от пробежавшего ветра).

– Какие облака бегут по небу? (перистые).

– Какое время суток изображено на картине? (вечер).

- Какое настроение передалось окружающим от всадницы: весёлое, грустное

или серьёзное? (весёлое).

– Как можно определить настроение человека? (по выражению лица, по

выражению глаз, губ, бровей).

Воспитатель. Писатель может нам рассказать о настроении человека через

его описание, а угадать настроение можно по выражению лица.

Игру «Передай настроение».

Дети передают настроение выражением лица: радость, светлая грусть,

задумчивость, обида, удивление и т.д.

Воспитатель. Вот и вы взбодрились, появилось больше улыбок. Мы с вами

сегодня изучили три портрета. Чей портрет вам больше всего понравился и

почему?

В конце занятия воспитатель предлагает детям нарисовать платье любой

из императриц.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!