Напоминание

"Подготовка учащихся старшей ступени общеобразовательных школ по художественно - эстетическому профилю"


Автор: Щербакова Ольга Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДХШ №1 им. Л. А. Горды"
Населённый пункт: г. Сургут, Тюменская обл., ХМАО - Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Подготовка учащихся старшей ступени общеобразовательных школ по художественно - эстетическому профилю"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Дополнительная образовательная программа
«Подготовка учащихся общеобразовательных школ по художественно – эстетическому профилю» для детей 15-17 лет. Преподаватель МБУ ДО «ДХШ № 1 им. Л. А. Горды» Щербакова Ольга Юрьевна. г. Сургут.

Пояснительная записка .
В художественной школе надо овладеть законами изобразительных приёмов. Все обучающиеся искусству обязаны подчиняться способам и приёмам выражения, то есть уметь передавать форму, свет, цвет, характер, движение, пропорции. Д. Кардовский.
Характеристика программы, её актуальность.
Изобразительная деятельность способствует развитию мышления, зрительного восприятия, познанию окружающей действительности, знакомству с особенностями художественного языка и т.д. Практически любой человек может научиться рисовать. Конечно, выдающимися художниками или мастерами искусства становятся далеко не все и даже те, кто наделён природными задатками. Для этого необходимо развивать в себе многие качества, особенно работоспособность и творческое мышление при наличии художественного мастерства (технического совершенства). В ДХШ ежегодно обращаются подростки 15 – 17 лет, не учившиеся изобразительному искусству, но имеющие большое желание подготовиться к поступлению в профессиональные образовательные учреждения художественно – эстетической направленности. Данная одногодичная программа составлена для таких учащихся с учётом требований вступительных экзаменов по предметам «Рисунок», «Живопись», «Композиция» в разных профессиональных образовательных учреждениях. Изобразительные умения и навыки складываются в результате систематических, постоянных занятий. К 15 – 17 годам юноши и девушки уже обладают достаточно определёнными и стойкими особенностями темперамента, характера и способностями. Старший школьный возраст – это возраст интенсивного формирования мировоззрения. Резко возрастает интерес к теоретическим знаниям, обобщению отдельных фактов, появляются общие принципы и закономерности. Развивается самосознание по всем направлениям: по линии осознания своего физического существования собственного тела. Но изменяется глубина и характер осознания. Растёт социальная активность. В этом возрасте в характере исчезает повышенная экспрессивность, на смену ей приходит желание самовыразиться, самоутвердиться. Это возраст аналитического мышления. В творчестве подросток лучше всего проявляет себя, работая с живой формой и различными фактурными материалами. Актуальность программы обуславливается тем, что существует востребованность обучения в ДХШ у обучающихся старших классов общеобразовательных школ, решивших связать своё будущее с профессиями, так или иначе связанными с изобразительным искусством. А данная программа поможет талантливым подросткам, обладающих творческим и
художественным видением, пройти краткое одногодичное обучение и ознакомиться с требованиями вступительных экзаменов по «Живописи», «Рисунку», «Композиции». Поможет в самооценке своих знаний, умений, навыков в области изобразительного искусства, в способности осознанно сориентироваться в выборе специальности, связанной с художественной деятельностью. Предлагаемая дополнительная образовательная программа обучения разработана на о снове дополнительной пред проф е с с иона льной образовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись»: проект примерной программы по учебному предмету «Рисунок» и проект примерной программы по учебному предмету «Живопись», Москва 2012г. Программа по предмету «Композиция» полностью составлена на основе требований и примерных заданий на вступительных экзаменах в профессиональных учебных заведениях (Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ханты – Мансийский колледж – интернат искусств», Центр искусств для одарённых детей Севера; Новосибирская Государственная Архитектурно – Художественная Академия; Уральская Государственная Архитектурно – Художественная Академия (г. Екатеринбург)). Она составлена с учётом востребованности получения необходимых знаний, умений навыков для поступления в выбранные ВУЗы и СУЗы. Введение в учебные планы данной образовательной программы позволяет создать реальные условия развития и обучения подростков, имеющих желание и обладающих способностями для дальнейшего получения профессионального образования в сфере изобразительного искусства. Программа составлена с учётом психологических и возрастных особенностей учащихся. Она направлена на подготовку обучающихся общеобразовательных школ 15 – 17 лет к поступлению в средние и высшие учебные, художественные заведения.
Цель и задачи программы.

Цель

обучения:

-
создание условий для получения основных ЗУН учащимися по предметам художественно – эстетического цикла с целью подготовки к продолжению образования в средне – специальных и высших учебных заведениях художественного профиля.
Основные задачи обучения:

-
получение ЗУН при выполнении учащимися творческих задач по рисунку, живописи, композиции; - развитие творческой инициативы, необходимой учащимся в решении реальных, практически значимых задач; - активизация творческих способностей и освоение навыков художественного самообразования; - развитие художественного вкуса;
- формирование интереса и стремления к поступлению в высшие и средние учебные заведения художественно – эстетической направленности; - поощрение любых творческих поисков и возможно более широкое раскрытие личности подростка; - познакомить обучающихся с требованиями вступительных экзаменов в сферах архитектуры, декоративно – прикладного искусства, дизайна…
Срок реализации программы.
Программа рассчитана на 8 месяцев обучения, с октября по май. Занятия проводятся по основным учебным дисциплинам: живопись, рисунок, композиция. Недельная нагрузка учащихся 10 часов. Количество учебных недель - 32 в год. Это составляет 320 старших учебных часов: 128 часа – рисунок, 96 часов – живопись, 96 часов – композиция. Учащиеся обучаются в группе от 10 до 12 человек, в специально оборудованных кабинетах, три дня в неделю. В основу расчёта количества учебных часов в неделю предложена учебная единица – урок. Его продолжительность определяется порядком, установленным уставом детской художественной школы, 40 минут. Перемена между уроками длится 10 минут. С учётом климатических условий (актированные дни), количество часов по каждой образовательной области может корректироваться, в соответствии с основными задачами программы.
Методы обучения.
Тематическая разработка программы даёт возможность педагогам творчески подходить к преподаванию, применять на занятиях разработанные ими методики. Во время занятий педагог в комплексе может использовать основные методы обучения: - словесный (объяснение, беседа, рассказ), - наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приёмов работы), - практический, эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные приёмы). Все уроки изобразительного искусства являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебных предметов. На них всегда рассматриваются проблемы формы и её изображения. Учащихся нужно учить видеть и понимать особенности форм, при этом не следует допускать приблизительности рисования.

Учебно – тематический план по предмету «Рисунок».
№ НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ ВИД УЧЕБ НОГО ЗАНЯ ТИЯ ОБЪЁМ ВРЕМЕ НИ В ЧАСАХ 1.
Вводная беседа.
Графические изобразительные средства. Законы перспективы. Светотень. Линейные зарисовки геометрических предметов на разных уровнях. Наглядная перспектива (угловая, фронтальная). урок 4 2. Рисунок гипсовых геометрических тел вращения (цилиндр, конус, шар). урок 8 3. Рисунок гипсового куба. урок 4 4. Натюрморт из 3 гипсовых геометрических форм с введением лёгкого тона. урок 8 5. Натюрморт из предметов призматической и цилиндри- ческой формы. урок 12 6. Живописный рисунок. Рисунок чучела птицы на светлом фоне. урок 8 7. Линейный набросок фигуры человека. урок 4 8. Рисунок однотонной драпировки с простыми складками в трёх плоскостях. урок 8 9. Рисунок гипсового орнамента невысокого рельефа. урок 12 10. Рисунок гипсовой головы (обрубовка). урок 12 11. Рисунок гипсовых частей лица (нос, глаз, губы на выбор). урок 8 12. Рисунок черепа человека. урок 8 13. Рисунок античной гипсовой головы. урок 20 14. Натюрморт из предметов разной материальности (стекло, металл, дерево) урок 12 Итого: 128ч.

Учебно – тематический план по предмету «Живопись».
№ НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ ВИД УЧЕБ НОГО ЗАНЯ ТИЯ ОБЪЁМ ВРЕМЕ НИ В ЧАСАХ 1.
Вводная беседа.
Выполнение упражнений на отработку приемов работы с акварелью. урок 3 2. Этюд ветки с плодами рябины или небольшого букета на нейтральном фоне. урок 3 3. Этюды овощей или фруктов на различных по цвету драпировках. урок 3 4. Натюрморт из овощей и фруктов на светлом фоне. урок 6 5. Этюд чучела птицы на нейтральном фоне. урок 3 6. Натюрморт из 2-3 предметов, различных по форме и тону при боковом освещении на светлом фоне. Гризайль. урок 3 7. Натюрморт из 2-3 предметов, различных по форме и цвету при боковом освещении на светлом фоне. урок 6 8. Натюрморт из 3 предметов в сближенной цветовой гамме на цветном фоне. урок 9 9. Фигура человека. Два этюда фигуры человека (в различных позах). урок 3 10. Этюд стеклянных предметов (кувшина или бутылки) на цветном фоне. урок 3 11. Натюрморт с кувшином и фруктами на тёмном фоне без складок (с предварительным эскизом). урок 12 12. Натюрморт с введением гипсового предмета. урок 12 13. Тематический натюрморт на сближенные холодные цвета при теплом освещении. урок 12 14. Тематический натюрморт на сближенные тёплые цвета при холодном освещении. урок 12 15. Этюд натюрморта из бытовых предметов различной материальности. урок 6 Итого: 96ч.

Учебно – тематический план по предмету «Композиция» *.
№ НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ ВИД УЧЕБ НОГО ЗАНЯ ТИЯ ОБЪЁМ ВРЕМЕ НИ В ЧАСАХ 1.
Вводная беседа.
Понятие «Композиция». Основные виды композиции, их особенности и значение в практическом применении. Общие способы построения композиции. урок 3 2.
Декоративная композиция
. Организация декоративной композиции. Равновесие. Соотношение форм. урок 3 3. Виды равновесия в композиции. Членение плоскости на части. урок 3 4. Практическая работа «Равновесие в композиции с применением членения плоскости и тона». урок 3 5. Ритмическая организация мотивов. урок 3 6. Доминанта – композиционный центр. урок 3 7. Практическая работа «Организация доминанты». урок 3 8. Основные виды композиции (закрытые, открытые, рапортные). Особенности построения монокомпозиции. Оптические (зрительные) иллюзии. урок 3 9. Явление оверлеппинга. урок 3 10. Построение пространства. Способы организации пространства. урок 3 11. Практическая работа «Декоративный натюрморт» урок 6 12. Понятие стилизации и стиля. Стилизация в орнаменте. Стилизация природных форм. урок 3 13. Практическая работа «Растительный орнамент». урок 3 14.
Формальная композиция.
Основные законы и приёмы формальной композиции. урок 3 15. Практическая работа «Равновесие в композиции». урок 3
16. Практическая работа «Доминанта в композиции». урок 3 17. Практическая работа «Статика и динамика в композиции» урок 3 18. Практическая работа «Симметрия и асимметрия в композиции». урок 3 19. Практическая работа «Контраст в композиции». урок 3 20. Практическая работа «Нюанс, акцент, аналог в композиции». урок 3 21.
Архитектурная композиция.
Особенности рисунка по представлению. Проекции геометрических тел. урок 3 22. Практическая работа. «Рисунок заданного натюрморта из 2 – 3 геометрических тел по представлению с другого ракурса». урок 6 23. Практическая работа. «Рисунок композиции, заданной в ортогональных проекциях». Урок 9 24. Практическая работа. «Рисунок композиции из геометрических тел по воображению с передачей образа. Урок 6 26. Практическая работа. «Рисунок композиции из геометри ческих тел, заданных в ортогональных проекциях». Урок 9 Итого: 96ч. *Ориентир на требования к сдаче вступительных экзаменов по предмету «Композиция» в следующих СУЗах и ВУЗах: -Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ханты – Мансийский колледж – интернат искусств», Центр искусств для одарённых детей Севера; -Новосибирская Государственная Архитектурно – Художественная Академия; -Уральская Государственная Архитектурно – Художественная Академия (г. Екатеринбург); - БУ ХМАО – Югры «Сургутский профессиональный колледж русской культуры им. А. С. Знаменского»; - Тобольский Государственный Педагогический институт им Д. И. Менделеева; - Нижневартовский Государственный университет.
Годовые требования. Содержание тем по предмету «Рисунок».

1.Тема. Вводная беседа. Графические изобразительные средства. Законы

перспективы. Светотень. Линейные зарисовки геометрических предметов

на разных уровнях. Наглядная перспектива (угловая, фронтальная).



Вводное занятие. Беседа о предмете. Организация рабочего места. Знакомство с материалами, принадлежностями, инструментами, приёмами работы карандашом. Беседа о перспективе и роли светотени в выявлении объёма. Линейные зарисовки геометрических тел, расположенных на разных уровнях относительно линии горизонта. Анализ перспективных сокращений в зависимости от положения уровня глаз рисующего. Применение линий различного характера для выразительности рисунка. Формат А3, материал – графитный карандаш.
2.Тема. Рисунок гипсовых геометрических тел вращения (цилиндр,

конус, шар).
Рисунок гипсовых геометрических тел вращения (цилиндр, конус, шар) расположенных ниже уровня глаз. Анализ конструктивной формы тел вращения. Грамотное построение с учётом законов перспективы. Особенности передачи объёма. Фон нейтральный. Освещение верхнее боковое. Формат А3, материал – графитный карандаш.
3. Тема. Рисунок гипсового куба.
Рисунок гипсового куба, расположенного ниже уровня глаз. Закрепление правил перспективы. Грамотное построение. Композиция листа. Освещение верхнее боковое. Формат А3, материал – графитный карандаш.
4. Тема. Натюрморт из 3 гипсовых геометрических форм с введением

лёгкого тона.


Рисунок натюрморта из 3 гипсовых геометрических тел с введением лёгкого тона (куб, цилиндр, конус, пирамида или шар). Фон нейтральный. Освещение верхнее боковое. Формат А3, материал – графитный карандаш.
5. Тема. Натюрморт из предметов призматической и цилиндрической

формы.


Рисунок натюрморта из предметов быта различных по форме на фоне драпировки. Композиция листа с соблюдением пропорций и выразительности группы предметов. Освещение контрастное. Формат А3, материал – графитный карандаш.
6. Тема. Живописный рисунок. Рисунок чучела птицы на светлом фоне.


Линейно – конструктивный рисунок чучела птицы с передачей больших тональных отношений. Точная передача характерности изображаемого предмета. Передача объёма и фактуры. Фон светлый. Освещение верхнее боковое. Формат А3, материал – графитный карандаш.
7. Тема. Линейный набросок фигуры человека.
Знакомство с пропорциями фигуры человека (взрослого, ребёнка). Выразительность линейного наброска при минимальном количестве графических средств. Формат А3, материал – графитный карандаш.
8. Тема. Рисунок однотонной драпировки с простыми складками в трёх

плоскостях.
Рисунок однотонной драпировки с простыми складками в трёх плоскостях. Знакомство с формообразованием складок ткани и методом их изображения.
Построение складок драпировки с учётом пространства, ритма и воздушной перспективы, выявление их объёма светотенью. Фон нейтральный. Освещение чётко направленное. Формат А3, материал – графитный карандаш.
9. Тема. Рисунок гипсового орнамента невысокого рельефа.
Линейно – конструктивный рисунок простого симметричного гипсового орнамента невысокого рельефа с введением лёгкого тона. Предельно точная п е р ед ач а ко н с т ру кт и в н ы х о с о бе н н о с т е й р и су н ка о р н а м е н т а . Последовательность ведения рисунка. Освещение верхнее боковое. Формат А3, материал – графитный карандаш.
10. Тема. Рисунок гипсовой головы (обрубовка).
Закрепление навыков в изображении конструктивной основы головы человека, её частей с учётом перспективы. Модель выше уровня глаз. Фон светло серый. Освещение боковое. Формат А3, материал – графитный карандаш.
11. Тема. Рисунок гипсовых частей лица (нос, глаз, губы на выбор).
Рисунок гипсовых частей лица (нос, глаз, губы…) на уровне глаз рисующего. Знакомство с особенностями конструкции частей лица (призматический характер носа, шарообразность глазного яблока). Фон светло серый. Освещение направленное, выявляющее форму детали. Формат А3, материал – графитный карандаш.
12. Тема. Рисунок черепа человека.
Рисунок черепа человека на уровне глаз. Выявление конструктивных и пластических особенностей, перспективы и трёхмерности. Лицевая и боковая плоскости в перспективном сокращении с соблюдением пропорций. Компоновка изображения в листе. Формат А3, материал – графитный карандаш.
13. Тема. Рисунок античной гипсовой головы.
Выполнение набросков гипсовой головы с различных точек зрения в процессе выполнения основного задания. Пластические особенности головы. Перспектива и трёхмерность головы, конструктивные особенности. Лицевая и боковая плоскости с учётом перспективного сокращения и пропорций. Передача характерных особенностей модели по средствам светотени. Построение в соответствии с основными этапами ведения рисунка. Компоновка в листе. Формат А3, материал – графитный карандаш.
Годовые требования. Содержание тем по предмету «Живопись».

1.Тема. Вводная беседа. Выполнение упражнений на отработку приемов

работы с акварелью.
Беседа о различных акварельных техниках на примере работ из методфонда. Знакомство с живописными материалами, свойствами цвета и приёмами работы акварелью (заливка, по–сырому, a la prima). Развитие навыков и умений работы с акварелью. Использование акварели, формат А3.

2. Тема. Этюд ветки с плодами рябины или небольшого букета на

нейтральном фоне.
Развитие навыков и умений работы с акварелью. Передача оттенков локального цвета. Использование акварели (техника a la prima), формат А3.
3.

Тема.

Этюды

овощей

или

фруктов

на

различных

по

цвету

драпировках.
Развитие представлений о влиянии цветовой среды на предмет. Лепка формы предметов с учётом цветовых и тональных отношений. Использование акварели (многослойная живопись), формат А3.
4. Тема. Натюрморт из овощей и фруктов на светлом фоне.
Развитие навыков по передаче цветовых отношений. Локальный цвет и оттенки цвета на свету, в тени и на рефлексах. Выражение характера формы цветом. Использование техники многослойной акварельной живописи. Формат А3.
5. Тема. Этюд чучела птицы на нейтральном фоне.
Изучение понятий пространственной среды и силуэта. Передача характера формы при помощи различных приёмов работы с акварелью. Использование акварели, формат А3.
6. Тема. Натюрморт из 2-3 предметов, различных по форме и тону при

боковом освещении на светлом фоне. Гризайль.
Передача светотеневых отношений и тональная передача объёма и формы. Нахождение различий в тоне предметов и драпировки. Передача пространства тональными средствами. Использование акварели, формат А3.
7. Тема. Натюрморт из 2-3 предметов, различных по форме и цвету при

боковом освещении на светлом фоне.
Передача светотеневых отношений, моделировка формы предметов. Передача локального цвета предметов в многообразии цветовых оттенков с сохранением объёма и связи с окружающей средой. Использование акварели, бумага разных форматов.
8. Тема. Натюрморт из 3 предметов в сближенной цветовой гамме на

цветном фоне.


Передать тонкие цветовые отношения. Понятия «цветовая гамма», «колорит». Использование в процессе работы различных приёмов акварели, передача формы и материальности предметов. Использование акварели, формат А2.
9. Тема. Фигура человека. Два этюда фигуры человека (в различных

позах).
Формирование навыков создания целостности образа и колорита в этюде фигуры человека. Поиск композиционного решения, определение основных цветовых отношений фигуры без детальной моделировки цветом. Использование акварели, формат А3.
10.

Тема.

Этюд

стеклянных

предметов

(кувшина

или

бутылки)

на

цветном фоне.

Развитие умения передавать цветовые и тональные отношения. Передача прозрачности стекла при помощи технических приёмов работы акварелью (по сырому, лессировка, мазок). Использование акварели, бумага разных форматов.
11. Тема. Натюрморт с кувшином и фруктами на тёмном фоне без

складок (с предварительным эскизом).
Знакомство с особенностями и техническими приёмами работы гуашью. Колористическая цельность. Выражение влияния цветовой среды на предметы натюрморта через рефлексы и полутона. Передача про странства. Использование гуаши, формат А2.
12. Тема. Натюрморт с введением гипсового предмета.
Грамотное построение цветовых и тональных отношений. Передача формы, объёма и пространства. Ритмическое построение цветовых пятен. Использование гуаши, формат А2.
13. Тема. Тематический натюрморт на сближенные холодные цвета при

теплом освещении.
Передача формы предметов с учётом изменения цвета от освещения. Влияние цветовой среды на предметы. Поиск цветовых нюансов. Лепка форм, передача пространства и материальности. Использование техники многослойной акварели, формат А2.
14. Тема. Тематический натюрморт на сближенные тёплые цвета при

холодном освещении.
Передача формы предметов с учётом изменения цвета от освещения. Влияние цветовой среды на предметы. Поиск цветовых нюансов. Лепка форм, передача пространства и материальности. Использование техники многослойной акварели, формат А 2.
15. Тема. Натюрморт из бытовых предметов различной материальности.


Закрепление полученных навыков. Поиск верных тональных и цветовых отношений в натюрморте. Использование техники многослойной акварели, формат А3.
Годовые требования. Содержание тем по предмету «Композиция».

1.

Тема. Вводная

беседа. Понятие

«Композиция».

Основные

виды

композиции,

их

особенности

и

значение

в

практическом

применении.

Общие способы построения композиции.
Знакомство с предметом «Композиция», с основными направлениями работы. Требования к выполнению практических заданий, необходимые материалы и принадлежности. Разнообразие композиций, сферы их применения. Беседа с учащимися по их профессиональному самоопределению. Необходимые принадлежности: тетрадь, ручка, простые карандаши, разной мягкости, ластик, линейка…
Декоративная композиция.


2.

Тема.

Организация

декоративной

композиции.

Равновесие.

Соотношение форм.
Знакомство с примерами уравновешенной и неуравновешенной композиции, схемами их построения. Значение формы элементов, составляющих композицию. Понятия «масштаб», «пропорции», «модуль» в композиции. Необходимые принадлежности: тетрадь, альбом, ручка, простые карандаши, разной мягкости, ластик, линейка…
3. Тема. Виды равновесия в композиции. Членение плоскости на части.
Знакомство с видами равновесия (статическое, динамическое) и композиционными приёмами достижения равновесия (членение). Членение плоскости по принципам симметрии и асимметрии. Варианты членения плоскости линиями различной формы. Необходимые принадлежности: тетрадь, альбом, ручка, простые карандаши, разной мягкости, ластик, линейка…
4.

Тема.

Практическая

работа:

«Равновесие

в

композиции

с

применением членения плоскости и тона».

Упр.6


Закрепление и обобщение знаний, применение их в практической работе. Необходимые принадлежности: альбом или папка с листами А4, чёрная гелиевая ручка, простые карандаши, разной мягкости, ластик, линейка…
5. Тема. Ритмическая организация мотивов.

Упр.9.


Значение и роль ритма и ритмической организации фигур в композиции (динамичной и статичной). Варианты расположения фигур в динамической композиции. Необходимые принадлежности: тетрадь, альбом, ручка, простые карандаши, разной мягкости, ластик, линейка…
6. Тема. Доминанта – композиционный центр.

Упр. 10,11.


Значение композиционного центра в выразительности композиции. Варианты организации композиционного центра. Необходимые принадлежности: тетрадь, альбом, ручка, простые карандаши, разной мягкости, ластик, линейка…
7. Тема. Практическая работа: «Организация доминанты».
Закрепление и обобщение знаний, применение их в практической работе. Необходимые принадлежности: альбом или папка с листами А4, чёрная гелиевая ручка, простые карандаши, разной мягкости, ластик, линейка…
8.

Тема.

Основные

виды

композиции

(закрытые,

открытые,

рапортные).

Особенности

построения

монокомпозиции.

Оптические

(зрительные) иллюзии.


Знакомство с разновидностями композиции, их отличиями, особенностями построения и видами оптических иллюзий (в областях соотношений, направлений, инерции). Необходимые принадлежности: альбом или папка с листами А4, чёрная гелиевая ручка, тетрадь, простые карандаши, разной мягкости, ластик, линейка…

9. Тема. Явление оверлеппинга.

Упр. 12.


Понятие «оверлеппинга». Случаи использования оверлеппинга в декоративной композиции. Его особенности. Необходимые принадлежности: альбом или папка с листами А4, чёрная гелиевая ручка, тетрадь, простые карандаши, разной мягкости, ластик, линейка…
10.

Тема.

Построение

пространства.

Способы

организации

пространства.


Знакомство с изображением глубины на плоскости в цветовой композиции, с сложившимися системами перспективы, с сферическим восприятием пространства. Систематизация приёмов, усиливающих впечатление декоративности композиции. Необходимые принадлежности: альбом или папка с листами А4, чёрная гелиевая ручка, тетрадь, простые карандаши, разной мягкости, ластик, линейка…
11. 12. Тема. Практическая работа: «Декоративный натюрморт».

Упр.17

или14.


Закрепление и обобщение знаний, применение их в практической работе. Необходимые принадлежности: альбом или папка с листами А4, чёрная гелиевая ручка, простые карандаши, разной мягкости, ластик, линейка…
13. Тема. Понятие стилизации и стиля. Стилизация в орнаменте.

Стилизация природных форм.


Знакомство с понятием «стилизация», примерами стилизации, последовательностью выполнения, примерами трансформации (утрирование, условности, декор), статикой и динамикой в стилизованном натюрморте. Значение предварительной эскизно – зарисовочной работы при стилизации природных форм. Необходимые принадлежности: альбом или папка с листами А4, чёрная гелиевая ручка, тетрадь, простые карандаши, разной мягкости, ластик, линейка…
14. Тема. Практическая работа: «Растительный орнамент».


Закрепление и обобщение знаний, применение их в практической работе. Соблюдение этапов при выполнении растительного орнамента (зарисовки, эскизы, компоновка с соблюдением стилизованной узнаваемости формы, 3 раппорта орнамента и 3 компонента (большое, среднее, малое) в 1 раппорте, цветовая градационная разборка фона и рисунка…). Необходимые принадлежности: альбом или папка с листами А4, гуашь, простой карандаш, ластик, линейка…
Формальная композиция.

15. Тема. Основные законы и приёмы формальной композиции.


Знакомство с требованиями вступительных экзаменов по композиции на специальность «Дизайн». Изучении законов формальной композиции: равновесие, соподчинение, закон целостности; а также, правил и приёмов
композиции: доминанта, симметрия и асимметрия, динамика и статика, ритм, контраст, нюанс, акцент, аналог... Необходимые принадлежности: альбом или папка с листами А4, чёрная гелиевая ручка, тетрадь, простые карандаши, разной мягкости, ластик, линейка…
16. Тема. Практическая работа: «Равновесие в композиции».


Закрепление материала. С помощью 3-6 геометрических фигур создать уравновешенную композицию. Необходимые принадлежности: альбом или папка с листами А4, цветная бумага, простой карандаш, клей, ножницы, ластик, линейка…
17. Тема. Практическая работа: «Доминанта в композиции».
Закрепление материала. С помощью 4-6 геометрических фигур создать композицию с ярко выраженной доминантой. Необходимые принадлежности: альбом или папка с листами А4, цветная бумага, простой карандаш, клей, ножницы, ластик, линейка…
18. Тема. Практическая работа: «Статика и динамика в композиции».
Закрепление материала. С помощью 4-5 геометрических фигур создать: а) статичную композицию; б) динамичную композицию. Необходимые принадлежности: альбом или папка с листами А4, цветная бумага, простой карандаш, клей, ножницы, ластик, линейка…
19. Тема. Практическая работа: «Симметрия и асимметрия в

композиции».
Закрепление материала. С помощью геометрических фигур создать: а) симметричную композицию; б) асимметричную композицию. Необходимые принадлежности: альбом или папка с листами А4, цветная бумага, простой карандаш, клей, ножницы, ластик, линейка…
20. Тема. Практическая работа: «Контраст в композиции».
Закрепление материала. С помощью геометрических фигур создать композицию и передать: а) цветовой контраст; б) контраст фактур. Необходимые принадлежности: альбом или папка с листами А4, цветная бумага, простой карандаш, клей, ножницы, ластик, линейка…
21.

Тема.

Практическая

работа:

«Нюанс,

акцент,

аналог

в

композиции».


Закрепление материала. С помощью геометрических фигур создать на выбор: а) нюанс в композиции; б) акцент в композиции; в) аналог в композиции. Необходимые принадлежности: альбом или папка с листами А4, цветная бумага, простой карандаш, клей, ножницы, ластик, линейка…
Архитектурная композиция.

22. Тема. Особенности рисунка по представлению. Проекции

геометрических тел.



Знакомство с требованиями вступительных экзаменов по композиции на специальность «Архитектура», «Дизайн архитектурной среды»*. Развитие пространственного мышления и видения. Необходимые принадлежности: альбом или папка с листами А4, чёрная гелиевая ручка, тетрадь, простые карандаши, разной мягкости, ластик, линейка…
23. 24. Тема. Практическая работа: «Рисунок заданного натюрморта из

2 – 3 геометрических тел по представлению с другого ракурса».


Натюрморт из геометрических тел предлагается нарисовать с иной точки зрения (например, постановку с высоким горизонтом нужно представить с низкого). Постановка анализируется, выясняются пропорции и взаиморасположение фигур, делается эскиз. Важно сразу представить общий силуэт будущего рисунка, определить пропорции и перспективные сокращения главных осей. Цельность ведения рисунка. Характер линейно – конструктивный с условной тональной проработкой. По окончании работы натюрморт в положение, в котором он представлялся, и сравнить с работой. Необходимые принадлежности: формат А3, карандаши разной мягкости, ластик…
25. 26. 27. Тема. Практическая работа: «Рисунок композиции, заданной

в ортогональных проекциях».
Композиция от 2 до 5 геометрических тел задаётся в виде двух ортогональных проекций. Сначала выполнить несколько набросков композиции с разных ракурсов и выбрав лучший, сделать большой рисунок. Выбор лучшего определяется по выразительности силуэта, читаемости фигур и их врезок друг в друга. Характер линейно – конструктивный с условной тональной проработкой. Необходимые принадлежности: формат А3, карандаши разной мягкости, ластик…
28.29.

Тема.

Практическая

работа:

«Рисунок

композиции

из

геометрических тел по воображению с передачей образа».


Предлагается выполнить композицию из 4-5 геометрических тел с образной передачей несуществующего объекта (восхождение, раскол, лёгкость, тяжесть и т.д.). Аналитически построить свободную композицию из различных объёмов на основе линейной перспективы и законов светотени. Необходимые принадлежности: формат А3, карандаши разной мягкости, ластик…
30. 31. 32. Тема. Практическая работа: «Рисунок композиции из

геометрических

тел,

заданных

в

ортогональных

проекциях

по

воображению».
Контрольная, итоговая работа на выявление уровня полученных знаний, умений, навыков. Правильное композиционное размещение, грамотное
изображение геометрических тел и их сочленений с учётом линейной перспективы. Грамотная проработка тенями. Цельность замысла. Необходимые принадлежности: формат А3, карандаши разной мягкости, ластик…
Требования к уровню подготовки обучающихся.

По окончании курса изучения предмета «Рисунок» выпускник должен

знать и уметь:


Знать законы перспективы;  Осознанно и грамотно использовать приёмы линейной и воздушной перспективы;  Владеть приёмами конструктивного построения, линейным и тоновым моделированием формы гипсовых геометрических тел, предметов быта и конструкцию черепа, головы в пространстве;  Передавать светосилу, материальность, освещённость предметов в натюрморте;  Грамотно располагать предметы на плоскости;  Передавать пространство и объём средствами светотени;  Последовательно вести длительный рисунок;
По окончании курса изучения предмета «Живопись» выпускник

должен знать и уметь:
 Организовывать цветовые массы на изобразительной поверхности;  Изображать объёмную форму в цвете, показывая объём, освещённость и фактурность;  Выражать пространство на изобразительной плоскости;  Показывать в работе глубину композиции, т.е. целый комплекс объёмов в пространстве;  Передавать цветовые отношения в работе;  Владеть техниками акварельной и гуашевой живописи;  Создавать гармоничный колорит живописного изображения;  Завершать работу, выделяя главное и списывая неглавное, передавая световоздушную среду;  Самостоятельно и творчески подходить к работе.
По окончании курса изучения предмета «Композиция» выпускник

должен знать и уметь:
 Знать виды композиции, их особенности и отличия;  Выражая композиционный замысел, учитывать факторы композиции или средства выражения и правила композиционного построения;  Знать требования вступительных экзаменов в профессиональные учебные заведения по декоративной, формальной и архитектурной композиции;
 Знать основные законы и особенности построения композиции в разных её видах;  Владеть элементарными приёмами стилизации;  Владеть техниками и художественными материалами;  Показывать в работе эмоциональность и настроение, выразительность композиции;  Самостоятельно и творчески подходить к работе, выполнять практические задания в разных видах композиции.
Формы и методы контроля.
Формой контроля знаний, умений, навыков является годовой просмотр работ учащихся, выполненных в течении учебного года по основным предметам: живопись, рисунок, композиция. Просмотр является важным звеном в стимулировании к получению положительной оценки ЗУН подростков. Это наилучший стимул в учебной и творческой работе. Результатом оценивания является зачетная система. При этом она должна сопровождаться серьёзным обсуждением с учениками. Результативность определяется при наличии работ, по их качественному и творческому исполнению, и по выполнению требований, соответствующих данной программе. Просмотр помогает проанализировать свои способности и выбрать свой дальнейший путь обучения. В конце учебного года обучавшиеся получают сертификат об окончании изучения программы «Подготовка учащихся общеобразовательных школ по художественно – эстетическому профилю» для детей 15-17 лет.
Методическое обеспечение учебного процесса.
Освоение программы проходит в сочетании с изучением теоретических основ по предметам «Рисунок», «Живопись», «Композиция». Одним из действенных и результативных методов в освоении рисунка и живописи является проведение преподавателем мастер – классов, которые дают возможность обучающимся увидеть результат, к которому нужно стремиться, постигать секреты мастерства. Каждое задание предполагает решение определённых учебно – творческих задач, которые сообщаются преподавателем перед началом выполнения задания. Поэтому степень уровень выполнения задания будет определяться степенью решения поставленных задач. По мере выполнения программы от обучающихся требуется не только отработка технических приёмов, но и развитие эмоционального отношения к выполненной работе. Дифференцированный подход в работе преподавателя предполагает наличие в методическом обеспечении дополнительных заданий и упражнений по каждой теме, что способствует наилучшему освоению учебных предметов обучающимися.
Рекомендуется использовать учебно – методические материалы для более успешного восприятия содержания программы: учебные пособия, разработки к практическим заданиям для обучающихся, пособия для самостоятельной работы обучающихся, варианты и методические материалы по выполнению практических заданий. А также, дополнительно, необходимо знакомство учеников с требованиями поступления в СУЗы и ВУЗы по ссылкам в сети Интернет по выбранным профессиональным направлениям. Такой практико – ориентированный комплекс позволит преподавателю обеспечить эффективное руководство работой обучающихся по приобретению знаний, умений, навыков по данной программе.
Список методической литературы.
Перечень литературы используемой педагогом при составлении рабочей программы и организации образовательного процесса: 1. Беда Г. В. Живопись. – М., 1986 2. Бесчастнов Н.П. Живопись: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Н.П. Бесчастнов и др. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. -223с., 32с. ил.: ил. ISBN 5-691-00475-1 3. Голубева О.Л. [текст] Основы композиции: Учебное пособие 2-е изд. / О.Л. Голубева – М.; Изд. дом «Искусство», 2004. – 120с. ISBN 985-200-417-0 4. Иванов А.О. Рисунок. Подготовительный курс к Высшей архитектурно – дизайнерской школе: Уч. Пос. – Новосибирск: НГАХА, 2001. – 118с., илл. ISBN 5-89170-012-3 5. Ли Н. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. – М.: Эксмо, 2010 6. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. М.: Валдос, 2006 7. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» / Г.М. Логвиненко. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 144с.: - (Изобразительное искусство). ISBN 978-5-691-01005-2 8. Основы академического рисунка. 100 самых важных правил и секретов/авт.-сост. В. Надеждина. – Минск: Харвест, 2010 9. Прохорова Т.В. Живопись. Подготовительный курс к Высшей архитектурно – дизайнерской школе: Уч. Пос. – Новосибирск: 2006. – 88с.илл. 10.Чернышев О.В. [текст] Формальная композиция. Творческий практикум / О.В. Чернышев – Мн.; Харвест, 1999 – 312с. ISBN 985-433-206-3 Перечень рекомендуемой литературы для обучающихся: 1. Бесчастнов Н.П. Живопись: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Н.П. Бесчастнов и др. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. -223с., 32с. ил.: ил. ISBN 5-691-00475-1 2. Голубева О.Л. [текст] Основы композиции: Учебное пособие 2-е изд. / О.Л. Голубева – М.; Изд. дом «Искусство», 2004. – 120с. ISBN 985-200-417-0
3. Иванов А.О. Рисунок. Подготовительный курс к Высшей архитектурно – дизайнерской школе: Уч. Пос. – Новосибирск: НГАХА, 2001. – 118с., илл. ISBN 5-89170-012-3 4. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» / Г.М. Логвиненко. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 144с.: - (Изобразительное искусство). ISBN 978-5-691-01005-2 5. Прохорова Т.В. Живопись. Подготовительный курс к Высшей архитектурно – дизайнерской школе: Уч. Пос. – Новосибирск: 2006. – 88с.илл. Средства обучения Материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом; Наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учеников, магнитные доски. Демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!