Автор: Сёлова Диана Ремовна
Должность: Учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ № 110
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Игры для формирования лексико - грамматических средств языка у дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Игры для формирования лексико – грамматических средств языка у
дошкольников.
Увеличение объёма словарного запаса и формирование грамматически правильной речи у
дошкольников – процесс постепенный. Успешное овладение родным языком возможно лишь в
результате полноценного общения. Все навыки, в том числе и речевые, приобретаются в семье.
Речь формируется на примере родных и близких ребёнку людей. Важно использовать каждую
возможность для обогащения ребёнка новыми впечатлениями об окружающем мире, стимулировать
появление у него вопросов, стремление находить ответы путём наблюдений, размышлений. Всё это
будет стимулировать не только обогащение словаря ребёнка, но и его всестороннее развитие.
Основной вид деятельности дошкольника – игра. В игровом общении со взрослым у ребёнка
появляется возможность успешно овладеть навыками грамматически правильной речи, наиболее
полно реализовать свой речевой потенциал. Предлагаю вашему вниманию несколько словесных игр.
Игра – соревнование «Кто больше назовёт?»
Цель: обогащать словарь ребёнка существительными – названиями предметов и их частей.
Поиграть можно на улице и дома. Взрослый предлагает назвать дома как можно больше
предметов посуды, мебели и частей, из которых они состоят. На улице перечисляйте деревья,
транспорт, постройки и т.д.
Например:
театр,
кинотеатр,
кафе,
аптека,
поликлиника,
библиотека,
магазин,
парикмахерская,
гостиница, вокзал, банк, жилой дом; (фундамент, стены, крыша, антенна, окно, балкон, крыльцо,
лестница, лифт и т.д.)
«Назови одним словом».
Цель: обогащать словарь обобщающими словами, развивать слухоречевую память.
Взрослый перечисляет предметы, просит ребёнка запомнить, повторить и назвать одним словом.
Количество слов постепенно увеличивается от 2 до 6.
Например: Воробей, снегирь, голубь это кто?
Воробей, снегирь, голубь это птицы.
Рябина, ель, сосна, осина, бёрёза это что?
Рябина, ель, сосна, осина, бёрёза это деревья.
«Скажи наоборот».
Цель: учить подбирать слова с противоположным значением (антонимы).
Например: холод – тепло, подниматься – спускаться, голодный – сытый, весело – грустно и т.д.
Подбирайте антонимы ко всем частям речи (существительным, глаголам, прилагательным, наречиям).
«Скажи по другому».
Цель: учить подбирать слова – синонимы.
Например: радость – веселье,
ароматный – душистый,
мчаться – нестись,
пасмурно – ненастно.
«Жадина».
Цель: учить правильному согласованию притяжательных местоимений с существительными.
Например: - Представь, что ты жадина. О чём ты скажешь мой, моя, моё, мои?
Моя пижама, мой апельсин, моё мороженое, мои цветы.
«Давай сосчитаем».
Цель: учить правильному согласованию существительных с числительными.
Например: - Сосчитай до 5 вишни (блюдца, полотенца, медведей, пальто, цыплят и т.д.)
«В стране гномов и великанов».
Цель: учить образовывать слова с уменьшительно – ласкательным и увеличительным значением.
Например: волк – волчок – волчище,
пирог -
пирожок – пирожище,
морковь – морковочка –
морковища, дуб – дубок – дубище.
«Один - много».
Цель: учить образовывать слова родительного падежа множественного числа.
Взрослый: - Яназову один предмет, а ты назови много.
Например: 1 карандаш – много карандашей, 1 плюшка – много плюшек, 1 яйцо – много яиц,
1 сахарница – много сахарниц, 1 лиса – много лис, 1пёс – много псов, 1 курица - много кур и т.д.
«Помоги сказать правильно».
Цель: учить правильному образованию относительных прилагательных.
Например: - Салат из капусты, какой? Капустный.
- Блюдо из глины, какое? Глиняное.
- Блуза из шёлка, какая? Шёлковая.
- День летом, какой? Летний.
-Поляна, на которой растёт морошка, какая? Морошковая.
«Что чьё?»
Цель: учить правильному образованию притяжательных прилагательных.
Например: - Хвост у петуха чей? Петушиный.
- Грива у лошади чья? Лошадиная.
- Платье сестры чьё? Сестрино.
- Глаза у стрекозы чьи? Стрекозьи.
«Откуда и куда?»
Цель: учить правильному употреблению простых и сложных предлогов.
Например: - Я налила сок В стакан. Откуда ты его выпьешь? ( ИЗ стакана)
- Бабушка сидит НА стуле. Откуда она встанет? (СО стула).
- Папа положил газету НА полку. Откуда мы её возьмём? (С полки).
- Подойди К берёзке. Откуда ты отойдёшь? (ОТ берёзки).
- Котёнок спрятался ЗА штору? Откуда он выглядывает? (ИЗ – ЗА шторы).
- Мяч закатился ПОД шкаф. Откуда ты его возьмёшь? (ИЗ – ПОД шкафа).
Уважаемые родители, используйте любую возможность для общения с детьми. Успеха вам!