Напоминание

Игры для формирования лексико - грамматических средств языка у дошкольников.


Автор: Сёлова Диана Ремовна
Должность: Учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ № 110
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Игры для формирования лексико - грамматических средств языка у дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игры для формирования лексико – грамматических средств языка у

дошкольников.

Увеличение объёма словарного запаса и формирование грамматически правильной речи у

дошкольников – процесс постепенный. Успешное овладение родным языком возможно лишь в

результате полноценного общения. Все навыки, в том числе и речевые, приобретаются в семье.

Речь формируется на примере родных и близких ребёнку людей. Важно использовать каждую

возможность для обогащения ребёнка новыми впечатлениями об окружающем мире, стимулировать

появление у него вопросов, стремление находить ответы путём наблюдений, размышлений. Всё это

будет стимулировать не только обогащение словаря ребёнка, но и его всестороннее развитие.

Основной вид деятельности дошкольника – игра. В игровом общении со взрослым у ребёнка

появляется возможность успешно овладеть навыками грамматически правильной речи, наиболее

полно реализовать свой речевой потенциал. Предлагаю вашему вниманию несколько словесных игр.

Игра – соревнование «Кто больше назовёт?»

Цель: обогащать словарь ребёнка существительными – названиями предметов и их частей.

Поиграть можно на улице и дома. Взрослый предлагает назвать дома как можно больше

предметов посуды, мебели и частей, из которых они состоят. На улице перечисляйте деревья,

транспорт, постройки и т.д.

Например:

театр,

кинотеатр,

кафе,

аптека,

поликлиника,

библиотека,

магазин,

парикмахерская,

гостиница, вокзал, банк, жилой дом; (фундамент, стены, крыша, антенна, окно, балкон, крыльцо,

лестница, лифт и т.д.)

«Назови одним словом».

Цель: обогащать словарь обобщающими словами, развивать слухоречевую память.

Взрослый перечисляет предметы, просит ребёнка запомнить, повторить и назвать одним словом.

Количество слов постепенно увеличивается от 2 до 6.

Например: Воробей, снегирь, голубь это кто?

Воробей, снегирь, голубь это птицы.

Рябина, ель, сосна, осина, бёрёза это что?

Рябина, ель, сосна, осина, бёрёза это деревья.

«Скажи наоборот».

Цель: учить подбирать слова с противоположным значением (антонимы).

Например: холод – тепло, подниматься – спускаться, голодный – сытый, весело – грустно и т.д.

Подбирайте антонимы ко всем частям речи (существительным, глаголам, прилагательным, наречиям).

«Скажи по другому».

Цель: учить подбирать слова – синонимы.

Например: радость – веселье,

ароматный – душистый,

мчаться – нестись,

пасмурно – ненастно.

«Жадина».

Цель: учить правильному согласованию притяжательных местоимений с существительными.

Например: - Представь, что ты жадина. О чём ты скажешь мой, моя, моё, мои?

Моя пижама, мой апельсин, моё мороженое, мои цветы.

«Давай сосчитаем».

Цель: учить правильному согласованию существительных с числительными.

Например: - Сосчитай до 5 вишни (блюдца, полотенца, медведей, пальто, цыплят и т.д.)

«В стране гномов и великанов».

Цель: учить образовывать слова с уменьшительно – ласкательным и увеличительным значением.

Например: волк – волчок – волчище,

пирог -

пирожок – пирожище,

морковь – морковочка –

морковища, дуб – дубок – дубище.

«Один - много».

Цель: учить образовывать слова родительного падежа множественного числа.

Взрослый: - Яназову один предмет, а ты назови много.

Например: 1 карандаш – много карандашей, 1 плюшка – много плюшек, 1 яйцо – много яиц,

1 сахарница – много сахарниц, 1 лиса – много лис, 1пёс – много псов, 1 курица - много кур и т.д.

«Помоги сказать правильно».

Цель: учить правильному образованию относительных прилагательных.

Например: - Салат из капусты, какой? Капустный.

- Блюдо из глины, какое? Глиняное.

- Блуза из шёлка, какая? Шёлковая.

- День летом, какой? Летний.

-Поляна, на которой растёт морошка, какая? Морошковая.

«Что чьё?»

Цель: учить правильному образованию притяжательных прилагательных.

Например: - Хвост у петуха чей? Петушиный.

- Грива у лошади чья? Лошадиная.

- Платье сестры чьё? Сестрино.

- Глаза у стрекозы чьи? Стрекозьи.

«Откуда и куда?»

Цель: учить правильному употреблению простых и сложных предлогов.

Например: - Я налила сок В стакан. Откуда ты его выпьешь? ( ИЗ стакана)

- Бабушка сидит НА стуле. Откуда она встанет? (СО стула).

- Папа положил газету НА полку. Откуда мы её возьмём? (С полки).

- Подойди К берёзке. Откуда ты отойдёшь? (ОТ берёзки).

- Котёнок спрятался ЗА штору? Откуда он выглядывает? (ИЗ – ЗА шторы).

- Мяч закатился ПОД шкаф. Откуда ты его возьмёшь? (ИЗ – ПОД шкафа).

Уважаемые родители, используйте любую возможность для общения с детьми. Успеха вам!



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!