Автор: Баер Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ27 Центрального района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Адаптация детей раннего возраста к детскому саду-роль игры.
Раздел: дошкольное образование
Баер И.Н.,воспитатель
ГБДОУ №27Центрального района
Санкт-Петербурга
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА :РОЛЬ ИГРЫ
Адаптация – процесс развития приспособленных реакций организма в ответ на новое для него
условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебание разных факторов
внешней среды. Знакомство с детским садом меняет жизнь ребенка и к этому нужно
привыкнуть. В результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, в процессе
чего разрушаются некоторые уже сложившиеся связи и образуются новые. И на этом этапе
ребенок переживает адаптационный период.
Игра занимает самое важное место в жизни ребенка и поэтому ее использование в период
адаптации поможет ему быстрее привыкнуть к детскому саду, снять эмоциональное
напряжение. Игра участвует в формировании психики ребенка, развивает его, воздействует на
эмоции и чувства. Уже в раннем детстве ребенок может именно в игре, а не в какой-либо другой
деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками,
выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности.
Задача воспитателя в этот период для ребенка - стать другом, товарищем по игре, с которым
интересно. Именно благодаря игре возникает эмоциональный контакт, доверие ребенка к
воспитателю. В первые дни мы знакомим ребенка с игровыми уголками группы.
Доброжелательным отношением к ребенку мы поддерживая его интерес к той или иной игрушке и
побуждаем его к общению, а также ищем индивидуальный подход к ребенку. Так шаг за шагом
ребенок осваивает игровую деятельность.
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни одного ребенка не обделить вниманием.
Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей и
места их проведения. В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие,
застенчивые дети.
. Лучше всего помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных
обязанностей, вырабатывающие ответственность. Организатором всех игр должен быть
воспитатель. Создавая у ребенка положительное отношение к игре, развивая различные умения,
соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении , он обеспечивает
решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым
условиям, тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
Добровольное участие детей. Заставляя, мы можем вызвать чувство протеста, негативизма. Если
не все дети сразу включаются в игру, можно начинать ее с небольшой группой желающих. Для
остальных наблюдение за сверстниками будет интересным и полезным занятием.
Во время игры нельзя ребенка критиковать за ошибки, надо лишь корректно указывать на них
и хвалить за каждое правильное действие.
Игры должны многократно повторяться, систематически участвуя в игре, дети начинают понимать
ее содержание, лучше выполнять условия, которые создает игра для освоения и применения
нового опыта.
Условно игры в адаптационный период можно разделить на две группы:
1.
Коммуникативные игры.
2.
Игры
на
освоение
окружающей
среды
(под
окружающей
средой
в
данном
случае
подразумевается
игровая,
спальная,
приемная,
умывальная комнаты,
медицинский
кабинет, музыкальный зал, спортивный зал). (Долженко Е.А., 2015, с.47)
Отдельно хочется остановиться на играх с прищепками и игровых сеансах по тестопластике с
детско-родительскими парами, предложенными Н.Ю. Галой. (Галой Н.Ю., 2015) В этих играх не
только развивается
мелкая
моторика
пальцев
рук,
обогащается
сенсорный
опыт
детей,
развивается познавательная активность, воспитывается усидчивость.
В
рамках адаптации такие игры с прищепками как снимание прищепок детьми с одежды
воспитателя и других детей, прикрепление прищепок воспитателем на одежду ребенка и
снимание их малышом, способствуют формированию позитивного взаимодействия взрослого и
ребенка,
позволяют
установить
тактильный
контакт
с
ребенком,
способствуют
снижению
излишней импульсивности и подвижности. А такие игры как «Где мишка спрятал прищепки?»,
«Куда сели жуки?» помогают малышам осваивать групповое пространство.
Организация
игр
с
тестом
для
детско-родительских
пар
позволяет
наблюдать
за
взаимодействием мамы и ребенка, за их стилем общения. При действии с кусочком теста у
ребенка гармонизируется эмоциональное состояние, снижается тревожность.
Таким образом, мы видим, что адаптационные игры разнообразны, они позволяют решать
основные задачи адаптационного периода. Целенаправленное использование системы игр и
игровых упражнений, подбор игрового материала с учетом возможностей малышей дает свои
положительные
результаты:
облегчает
привыкание
к
новым
условиям,
помогает
детям
преодолеть стресс.
Литература:
1.
Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. Современные формы
работы с детьми и родителями, коммуникативные игры, игры на освоение окружающей
среды, современные игры/ авт.-сост. Е.А. Долженко, А.А. Долженко,О.В. Богаткина и другие;
под общ. ред. Е.А. Долженко. - Волгоград: Учитель, 2015. – 124с.
2.
Галой Н.Ю. Игровые сеансы с детьми раннего возраста и детско-родительскими парами.
Комплексы игровых упражнений и действий. – Волгоград: Учитель, 2015. – 88с.
3.
Костина В.П. 2006г. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное
воспитание. №1. с.34 – 36.
4.
Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период по программе «От
рождения до школы»/ авт.-сост. О.Е. Белова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 154с.