Напоминание

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду-роль игры.


Автор: Баер Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ27 Центрального района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Адаптация детей раннего возраста к детскому саду-роль игры.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Баер И.Н.,воспитатель

ГБДОУ №27Центрального района

Санкт-Петербурга

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА :РОЛЬ ИГРЫ

Адаптация – процесс развития приспособленных реакций организма в ответ на новое для него

условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебание разных факторов

внешней среды. Знакомство с детским садом меняет жизнь ребенка и к этому нужно

привыкнуть. В результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, в процессе

чего разрушаются некоторые уже сложившиеся связи и образуются новые. И на этом этапе

ребенок переживает адаптационный период.

Игра занимает самое важное место в жизни ребенка и поэтому ее использование в период

адаптации поможет ему быстрее привыкнуть к детскому саду, снять эмоциональное

напряжение. Игра участвует в формировании психики ребенка, развивает его, воздействует на

эмоции и чувства. Уже в раннем детстве ребенок может именно в игре, а не в какой-либо другой

деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками,

выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности.

Задача воспитателя в этот период для ребенка - стать другом, товарищем по игре, с которым

интересно. Именно благодаря игре возникает эмоциональный контакт, доверие ребенка к

воспитателю. В первые дни мы знакомим ребенка с игровыми уголками группы.

Доброжелательным отношением к ребенку мы поддерживая его интерес к той или иной игрушке и

побуждаем его к общению, а также ищем индивидуальный подход к ребенку. Так шаг за шагом

ребенок осваивает игровую деятельность.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни одного ребенка не обделить вниманием.

Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей и

места их проведения. В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие,

застенчивые дети.

. Лучше всего помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных

обязанностей, вырабатывающие ответственность. Организатором всех игр должен быть

воспитатель. Создавая у ребенка положительное отношение к игре, развивая различные умения,

соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении , он обеспечивает

решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым

условиям, тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

Добровольное участие детей. Заставляя, мы можем вызвать чувство протеста, негативизма. Если

не все дети сразу включаются в игру, можно начинать ее с небольшой группой желающих. Для

остальных наблюдение за сверстниками будет интересным и полезным занятием.

Во время игры нельзя ребенка критиковать за ошибки, надо лишь корректно указывать на них

и хвалить за каждое правильное действие.

Игры должны многократно повторяться, систематически участвуя в игре, дети начинают понимать

ее содержание, лучше выполнять условия, которые создает игра для освоения и применения

нового опыта.

Условно игры в адаптационный период можно разделить на две группы:

1.

Коммуникативные игры.

2.

Игры

на

освоение

окружающей

среды

(под

окружающей

средой

в

данном

случае

подразумевается

игровая,

спальная,

приемная,

умывальная комнаты,

медицинский

кабинет, музыкальный зал, спортивный зал). (Долженко Е.А., 2015, с.47)

Отдельно хочется остановиться на играх с прищепками и игровых сеансах по тестопластике с

детско-родительскими парами, предложенными Н.Ю. Галой. (Галой Н.Ю., 2015) В этих играх не

только развивается

мелкая

моторика

пальцев

рук,

обогащается

сенсорный

опыт

детей,

развивается познавательная активность, воспитывается усидчивость.

В

рамках адаптации такие игры с прищепками как снимание прищепок детьми с одежды

воспитателя и других детей, прикрепление прищепок воспитателем на одежду ребенка и

снимание их малышом, способствуют формированию позитивного взаимодействия взрослого и

ребенка,

позволяют

установить

тактильный

контакт

с

ребенком,

способствуют

снижению

излишней импульсивности и подвижности. А такие игры как «Где мишка спрятал прищепки?»,

«Куда сели жуки?» помогают малышам осваивать групповое пространство.

Организация

игр

с

тестом

для

детско-родительских

пар

позволяет

наблюдать

за

взаимодействием мамы и ребенка, за их стилем общения. При действии с кусочком теста у

ребенка гармонизируется эмоциональное состояние, снижается тревожность.

Таким образом, мы видим, что адаптационные игры разнообразны, они позволяют решать

основные задачи адаптационного периода. Целенаправленное использование системы игр и

игровых упражнений, подбор игрового материала с учетом возможностей малышей дает свои

положительные

результаты:

облегчает

привыкание

к

новым

условиям,

помогает

детям

преодолеть стресс.

Литература:

1.

Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. Современные формы

работы с детьми и родителями, коммуникативные игры, игры на освоение окружающей

среды, современные игры/ авт.-сост. Е.А. Долженко, А.А. Долженко,О.В. Богаткина и другие;

под общ. ред. Е.А. Долженко. - Волгоград: Учитель, 2015. – 124с.

2.

Галой Н.Ю. Игровые сеансы с детьми раннего возраста и детско-родительскими парами.

Комплексы игровых упражнений и действий. – Волгоград: Учитель, 2015. – 88с.

3.

Костина В.П. 2006г. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное

воспитание. №1. с.34 – 36.

4.

Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период по программе «От

рождения до школы»/ авт.-сост. О.Е. Белова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 154с.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!