Автор: Мария Павловна Миклашевская
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Тунгалинская СОШ
Населённый пункт: Амурская область, Зейский район, поселок Тунгала
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тунгалинская средняя общеобразовательная школа Зейского района
Согласована _________2019 года.
Утверждена приказом директора
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Заместитель директора по УВР_________ Якимова М.В. Тунгалинская средняя общеобразовательная школа Зейского района
№ 28 о/д от 30.08.2019 года
Директор школы____________ Г.В. Савельева.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
«Вместе весело шагать!»
Срок реализации программы - 4 года (2016-2020 учебный год)
Учитель: Миклашевская М.П.
Программа
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ младших
школьников
«Вместе весело шагать!»
2016 - 2020 год
Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников «Вместе весело шагать»
разработана на основании:
1. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст.12, 13
2.Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в
Минюсте России 22.12.2009 N 15785)
3.
Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников.
Цель данной программы - состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика,
формирование и воспитание компетентного гражданина России, в создании основы для сознательного, обдуманного
управления развитием с учётом возрастных изменений; создание максимально благоприятных условий для раскрытия
способностей каждой отдельной личности.
Задачи воспитания:
1.
Формировать представление о национальных ценностях российского общества.
2.
Развивать умение общаться и сотрудничать.
3.
Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
4.
Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
5.
Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-
эстетических умений и навыков.
6.
Развивать эмоциональную и волевую сферы.
7.
Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально
благоприятной среды для развития.
8.
Повышение педагогической и психологической культуру родителей через совместную деятельность.
Участники программы:
Программа предлагается для обучающихся 1—4-х классов общеобразовательной школы и реализуется в ходе ВП.
В реализации программы участвуют: обучающиеся, родители, педагоги, администрация школы.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на четыре учебных года.
Ожидаемые результаты:
-активная жизненная позиция школьника;
-приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;
-патриотическое и гражданское самосознание;
-уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;
-соблюдение народных традиций, любовь к казачьему фольклору и песням;
-эмпатическое и толерантное отношение к окружающим;
-представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.
Пояснительная записка
Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский
Воспитание, в традиционном его понимании, - передача социального опыта от одного поколения к другому. По
определению
Х.И.
Лийметса
«воспитание
-
целенаправленное
управление
процессом
развития
личности».
На
сегодняшний день главенствующими социально - педагогическими целями являются духовно-нравственное, гражданско-
п а т р и о т и ч е с к о е ,
э с т е т и ч е с к о е
и
ф и з и ч е с к о е
в о с п и т а н и е
л и ч н о с т и
ш к о л ь н и к а .
Полноценное формирование и воспитание социально-востребованной личности ребёнка возможно осуществить лишь в
процессе воспитательного процесса, где на первый план выдвигаются гуманистические идеи и ориентиры, проникнутые
уважением к личности, признанием её уникальности, своеобразия.
Любой ребёнок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, трудности и
счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность.
Школа
призвана
посредством
воспитания
и
обучения
реализовать
заложенные
психобиологические
задатки,
трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.
Личность ребенка – слишком многогранное и сложное понятие, чтобы ее ценность определять степенью усвоения
учебной программы. С другой стороны, ребенок может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые
выдающиеся
его
способности
замечены
и
по
достоинству
оценены
окружающими.
Из
этих
оценок
постепенно
складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства, в
способность уважать себя как личность и видеть в другом человеке личность со своим неповторимым мироощущением.
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание,
предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы
прямого
влияния
(семья,
школа,
компания
сверстников)
и
непрямого
влияния
(планета,
государство,
система
образования,
культура)
ставят
перед
педагогом
задачи:
способствовать
развитию
организма
ребёнка
(физическое
развитие),
индивидуальности
(индивидуальное
развитие)
и
личности
(развитие
личности).
Развитие
этих
качеств
начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность
воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и
упорство.
Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать
современным требованиям общества.
Воспитание
является
одним
из
важнейших
компонентов
образования
в
интересах
человека,
общества,
государства.
Программа
воспитательной
работы «Вместе
весело
шагать» в начальной школе с точки зрения психолого-
педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности
младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты
предыдущего года воспитания.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания
ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого,
родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать
образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-
воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с
реалиями сегодняшнего дня.
Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным
воспитательным
моментом первого года
обучения
становиться
познание
самого
себя,
в
собственном
взгляде
на
окружающих.
На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание»
и «милосердие».
Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.
Четвёртый
год
–
посвящен
формированию
самостоятельности,
правильной
гражданской
позиции,
демократичности.
Инновационность разработанной воспитательной программы, на мой взгляд, заключается в следующем:
использование метода проектов для создания целостной основы воспитания и социализации обучающихся в
рамках духовно- нравственного развития;
возможность адаптировать традиционные формы работы к современным требованиям, целям;
наличием заинтересованности участников образовательного процесса в реализации данной программы;
согласием многих родителей оказывать поддержку в решении поставленных задач, заинтересованностью
обучающихся.
Принципы реализации программы
ориентация на общечеловеческие ценности (человек, добро, красота, отечество, семья, культура, знания, труд, мир)
как основу здоровой жизни;
ориентация на социально-ценностные отношения (способность обнаружить за словами, событиями, действиями,
предметами, поступками внутренний мир человека), - субъективность (содействие педагога развитию способности
ребенка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и жизни);
принятие ребенка как данности (т.е. признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор);
принцип целостности учебно-воспитательного процесса;
деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально значимые проекты.
Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы
Теоретические занятия:
беседы, рассказы, убеждения учителя;
слушание;
решение проблем;
обсуждение прочитанной литературы;
исследование (обучение установлению причинно-следственных связей).
Практические занятия:
игры;
ролевые игры;
рассказывание истории, сказок;
импровизированные сценки, спектакли;
дискуссии;
мозговой штурм или мозговая атака;
изготовление газеты;
моделирование;
тренинги;
опросы, анкетирование.
Экскурсии:
посещение библиотеки;
посещение СКК
Методы и формы
,
применяемые в ходе реализации программы
беседы и наблюдения
классные часы
занятия- практикумы
экскурсии
тематические праздники и вечера
устные журналы
дискуссии
конкурсы
игры, соревнования
родительские собрания в различных формах
Ожидаемые результаты
Предполагаемым
результатом
данной
воспитательной
программы является
формирование
у
детей
навыков
самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо обучающимся при переходе в
среднее
образовательное
звено.
Они
должны
уметь
анализировать
свою
деятельность,
не
бояться
принимать
самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Вид образовательной
компетентности
Результаты воспитания
(сущность характеристики)
Информационная
компетентность
Осознание значимости и ценности умения работать с информацией
Коммуникативная компетентность
Безусловное
уважение
к
человеку,
признание
ценно сти
эффективного
позитивного
общения
и
взаимодействия
с
людьми
любой
национальности,
вероисповедания,
сословия,
возраста
и
места
жительства,
эмоциональная
гибкость
в
общении,
навыки
этического
поведения,
общий
культурный
уровень,
осознание
социальных
ролей
в
обществе
и
признание
их
ценности
для
общества
Интеллектуальная компетентность
Признание ценности интеллектуального труда и авторского права на
интеллектуальный
продукт,
стремление
к
самопознанию
своих
интеллектуальных, психических, психологических возможностей и
способностей
На первом году воспитания необходимо обратить внимание на вовлечение ребёнка в школьную
деятельность, формирование доверительных отношений между учеником и учителем. Поэтому важно большее внимание
уделить общению в малых группах, индивидуальных беседах, посещению на дому. Большая работа в этот год проводится
учителем. Тренинги «Мимика и жесты», «Приветствия», классные часы «Настроение», «Мальчики и девочки», «Мы
школьниками стали». Итогом первого года воспитания должно стать осознания себя как ученика.
Мероприятия, проводимые во второй год воспитания, нацелены на пресечение детской эгоистичности, созидание
положительных черт характера. Большую помощь в этом могут оказать родители. Поэтому учителю надо более ответственно
подойти к проведению родительских собраний и лекториев. Это родительские собрания «Трудовое воспитание в семье»,
«Воспитание созидательной дисциплины», семейный праздник «Род, родные, Родина». Итогом второго года должно стать
формирование устойчивых дружеских отношений.
Итогом третьего года является осознание детьми, что их класс – дружный коллектив. Этому способствуют игры на
свежем воздухе, выездные экскурсии, беседы «Я чувствую себя счастливым, когда…»
Четвёртый год воспитания является наиболее ответственным. Дети должны самостоятельно принимать решения,
анализировать свою деятельность, поступки. Наиболее актуальны здесь беседы «Встречают по одёжке, провожают по уму»,
«Моё хочу и моё надо», диспут «За что уважают в семье и в обществе», «Мои мечты, мои желания», «Что значит быть
счастливым в своей стране». Итогом данного года и всей воспитательной программы является овладение детьми системой
общечеловеческих ценностей, установление гуманистического типа отношений между людьми.
Этапы реализации программы:
1 класс
«
Познаём себя»
Цели этапа "Познаём себя":
создать условия для адаптации обучающихся в новом коллективе;
определить общие цели, близкие и дальние перспективы деятельности;
сформировать деловые отношения в общей деятельности.
Задачи этапа:
у д о в л е т в о р е н и е
п о т р е б н о с т и
о б у ч а ю щ и х с я
и
и х
р о д и т е л е й
в
и н ф о р м а ц и и :
–
о
содержании
и
формах
деятельно сти
в
рамках
работы
обучающихся
по
программе;
– требованиях и педагогической позиции учителя;
изучение личностных особенностей обучающихся и их родителей.
Роль учителя в рамках работы на этапе "Познаём себя»
Роль учителя
Характеристика деятельности
"Источник информации"
Ознакомление родителей с Уставом школы.
Предъявление единых требований к родителям и детям.
Знакомство родителей и детей с работниками школы.
Ознакомление родителей и детей с правилами поведения в школе.
"Хранитель
школьных традиций"
Вовлечение детей и родителей в традиционный круг школьных мероприятий: День знаний,
Посвящение в ученики, Масленица, спортивные праздники, новогодний утренник и др.
Создание классных традиций (поздравление именинников и др.)
Выявление детских талантов.
"Аналитик"
Анализ выполнения плана воспитательной работы.
Определение степени реализации воспитательной программы.
Проведение и анализ диагностики.
"Организатор"
Организация учебной, внеурочной и внеклассной деятельности обучающихся и родителей.
Критерии успешного завершения этапа " Познаём себя":
имеется достаточная первичная информация о каждом ребенке и родителях обучающихся;
созданы условия для комфортного пребывания обучающихся в школе;
дети и их родители знают, к кому по какому вопросу можно обратиться в школе, классе;
в классе сложились традиции: день рождения коллектива, день именинников, совместные походы с родителями;
выявлены лидеры, распределены социальные роли (поручения).
Особенность этапа: дети, участвуя в творческой деятельности и жизни класса, следуют примеру взрослого.
2 класс
Этап "Учимся дружить"
Цель этапа "Учимся дружить": обеспечить организационное единство класса.
Задачи этапа:
сплочение детского коллектива;
организация
совместной
деятельности
в
детском
и
родительском
коллективах
по
определению
перспектив
творческой деятельности;
вовлечение каждого учащегося в коллективную творческую деятельность;
организация работы актива класса.
Роль учителя в рамках работы на этапе " Учимся дружить"
Роль учителя
Характеристика деятельности
"Лучший слушатель"
Организация обсуждений, дискуссий.
Обучение детей "слушать" и "слышать" друг друга
"Штурман"
Направление работы актива класса, организация работы творческих групп
"Организатор"
Организация учебной, внеурочной и внеклассной деятельности детей и родителей
Критерии успешного завершения этапа "Учимся дружить":
созданы условия для комфортного пребывания каждого ребенка в школе;
учащиеся и родители активно принимают участие в организации внеклассных мероприятий;
функционирует актив класса;
созданы сменные творческие микрогруппы.
Особенности этапа: дети, участвуя в творческой деятельности, следуют примеру взрослого, выдвигают собственные
идеи.
3 класс
Этап "Азбука жизни в коллективе"
Цель этапа "Азбука жизни в коллективе": формирование эмоционально-волевого и интеллектуального единства класса.
Задачи этапа:
изучение
степени
комфортности,
самочувствия
каждого
ученика,
динамики
межличностных,
межгрупповых
отношений;
обеспечение взаимозависимых результатов деятельности и усилий каждого члена коллектива;
обеспечение
разнохарактерной
деятельности,
позволяющей
выявить
и
закрепить
лидерство
обучающихся
с
позитивными ценностными установками.
Роль учителя в рамках работы на этапе "Азбука жизни в коллективе"
Роль учителя
Характеристика деятельности
"Старший товарищ"
Помощь во включении в различные виды деятельности.
Забота об обучающихся.
Организация различных творческих дел.
"Корректор"
Обеспечение свободного и полного проявления и развития способностей ребенка.
"Организатор"
Создание
оптимальных
условий
для
взаимодействия
и
сотрудничества
всех
участников
воспитательного процесса.
Помощь в организации всех видов индивидуальной и коллективной деятельности, вовлечение
в разнообразные коммуникативные ситуации.
Критерии успешного завершения этапа " Азбука жизни в коллективе":
обучающиеся и родители могут самостоятельно организовать внеклассное мероприятие;
полноценно функционирует актив класса;
дети самостоятельно распределяют поручения и контролируют их выполнение.
Особенность этапа: дети активно участвуют в творческой деятельности.
4 класс
Этап "Один за всех, и все за одного!"
Цель этапа "Один за всех, и все за одного!": формирование ценностно-ориентированного единства в процессе
социально-значимой деятельности.
Задачи этапа:
обучение ребят методам анализа и самоанализа деятельности;
создание ситуаций, позволяющих проявить и реализовать возможности обучающимся, находящимся в позиции
наблюдателя, зрителя;
поддержка всевозможных инициатив отдельных обучающихся, микрогрупп.
Роль учителя в рамках работы на этапе " Один за всех, и все за одного!"
Роль учителя
Характеристика деятельности
"Организатор"
Организация общественно-значимых мероприятий на уровне школы, района.
"Сподвижник"
Оказание детям помощи в самореализации.
"Носитель культуры"
Помощь
в
освоении
культурных
ценностей,
на
основе
которых
организован
учебно-
воспитательный процесс (проведение экскурсий, походов)
Критерии успешного завершения этапа " Один за всех, и все за одного!":
обучающиеся самостоятельно вовлекают членов коллектива в совместную деятельность;
повышение уровня социальной активности детей в процессе выполнения социально-значимой деятельности.
Особенность этапа: итогом данного этапа является то, что дети могут сами научить других тому, что они знают и умеют.
Приоритетные направления воспитательной работы
Направление I «Здоровье»
Цель:
использование
педагогических
технологий
и
методических
приемов
для
демонстрации
обучающимся
значимости физического и психического здоровья человека, воспитание понимания важности здоровья для будущего
самоутверждения.
Задачи работы в направлении «Здоровье»:
- Формировать у обучающихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
-
Знакомить
обучающихся
с
опытом
и
традициями
предыдущих
поколений
по
сохранению
физического
и
психического здоровья.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Здоровье»:
1. Сотрудничество с медицинским службами с целью изучения состояния физического здоровья обучающихся
класса.
2. Сотрудничество с родителями обучающихся в рамках обозначенной проблемы.
3. Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение обучающихся к
занятиям физкультурой и спортом.
4. Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность спортивного направления.
5. Профилактика возникновения вредных привычек у учащихся (на особом контроле дети из «семей – риска»).
6. Формирование собственной Я-позиции обучающихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
Приоритетные понятия «Здоровье» в работе с классным коллективом:
- психическое и физическое здоровье,
- традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,
- культура сохранения собственного здоровья,
- ответственность за здоровье других людей,
- гармония души и тела, режим дня и здоровье,
- воля и её значение в сохранении здоровья,
- самовоспитание и саморегуляция и здоровье.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Здоровье»:
-спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы;
- встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований,
спортсменами;
- походы выходного дня, дни здоровья;
- спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных
спортивной тематике, устные журналы;
- беседы и дискуссии на различные темы;
- тематические консультации для родителей;
- обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных
фильмов по этой проблеме,
Направление II
«Интеллект»
Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять
свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи работы:
- Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.
- Создать условия для продвижения обучающихся в интеллектуальном развитии.
- Формировать интеллектуальную культуру обучающихся, развивать их кругозор и любознательность.
- Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.
- Вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность интеллектуального направления.
- Помощь одарённым детям в выборе программы дополнительного образования.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Интеллект»:
1.
Педагогический
анализ
результативности
учебной
деятельности
обучающихся
класса
и
организации
коррекционной работы.
2. Интеллектуальное развитие обучающихся класса, формирование культуры умственного труда.
3. Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие
учащихся.
4. Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных
умений.
Основные понятия направления «Интеллект»:
- умственное развитие,
- способности,
- уровни интеллектуального развития,
- умственные способности,
- фантазии в жизни человека,
- способности к творчеству,
- культура умственного труда.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Интеллект»:
- внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
- интеллектуальные игры внутри класса;
- интеллектуальные бои;
- международные, всероссийские, региональные интеллектуальные марафоны, конкурсы .
Направление III«Духовность»
Цель: обучение обучающихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и
ценности существования других людей.
Задачи работы:
- Формировать у обучающихся нравственную культуру миропонимания.
- Формировать у обучающихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в
нем.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Духовность»:
-
Развитие
у
обучающихся
желания
поступать
сообразно
полученным
нравственным
знаниям
в
реальных
жизненных ситуациях.
- Знакомство обучающихся нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя
человечества.
-
Формирование
у
обучающихся
умения
отстаивать
свою
нравственную
позицию
в
ситуации
выбора,
формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в
обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом.
-
Развитие
совести
как
нравственного
самосознания
личности,
способности
формулировать
собственные
нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм,
давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам.
- Принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций.
-
Готовность
и
способность
выражать
и
отстаивать
свою
общественную
позицию,
критически
оценивать
собственные намерения, мысли и поступки.
- Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию
ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата.
- Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей.
- Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и
будущими поколениями.
Основные понятия направления «Духовность»:
- нравственный выбор,
- нравственная позиция,
- нравственное поведение,
- нравственные ценности,
- жизненные ценности,
- самоактуализация и самореализация.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Духовность»:
- Тематические классные часы по нравственной тематике.
- Дискуссии по нравственной тематике.
- Изучение нравственного наследия мира.
- Читательские конференции.
- Организация циклов бесед «Уроки нравственности».
- Праздники, сюрпризы, конкурсы.
- Экскурсии, поездки, походы по боевым местам.
- Изучение нравственного наследия своей страны.
- Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.
Направление IV
«Досуг»
Цель: создание условий для проявления обучающимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности,
искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи работы:
1. Создание условий для равного проявления обучающимися класса своих индивидуальных способностей во
внеурочной деятельности.
2.Использование
активных
и
нестандартных
форм
внеклассной
деятельности
обучающихся,
отвечающих
их
интересам и возможностям.
3. Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться
за чужие неудачи.
4.
Использование
досуговой
деятельности,
как
средство
развития
эстетических
умений
обучающихся
и становление этических понятий.
5. Оптимальная организация досуговой деятельности детей группы риска.
6. Создание условий для реализации способностей одарённых детей.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Досуг»:
- Изучение потребностей, интересов и желания ребят в организации и проведении досуговых мероприятий.
- Просвещение и консультация в выборе кружков, клубов, секций.
- Представление обучающимся права выбора формы участия в досуговой деятельности.
- Изучение отношения обучающихся класса к участию в досуговой деятельности и результативности участия в
различных внеклассных мероприятиях.
-
Предоставление
родителям
обучающихся
класса
необходимой
информации
об
участии
учеников
в
жизни
классного коллектива, демонстрация достижений обучающихся.
- Стимулирование инициативы и активности обучающихся в жизни классного коллектива и жизни школы.
Формы работы классного руководителя с классным коллективом в направлении «Досуг»:
- празднование памятных дат в жизни обучающихся;
- празднование памятных дат календаря;
- театрализованные представления;
- фестивали, презентации;
- конкурсы талантов;
Направление V
«Гражданин - патриот»
Цель:
формирование
у
обучающихся
соответствующих
знаний
о
праве,
правовых
нормах
как
регуляторов
поведения
человека
в
обществе
и
отношений
между
личностью
и
государством,
требующих
самостоятельного
осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.
Задачи работы:
1. Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.
2. Формирование у обучающихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере
правовых отношений с обществом.
3. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей,
способности к саморазвитию.
4. Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и
будущими поколениями.
5. Вовлечение обучающихся в краеведческую работу.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении:
-
Знакомство
с
законами
и
правовыми
нормами
государства
и
формирование
ответственного
отношения
обучающихся к законам и правовым нормам.
- Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения обучающихся.
-
Организация
и
проведение
внеклассных
мероприятий,
направленных
на
формирование
умений
и
навыков
правового поведения.
- Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-
правового выбора.
Основные понятия направления:
- право,
- закон,
- права и обязанности,
- правонарушения,
- преступления,
- ответственность,
- долг,
- честь,
- достоинство,
- личность,
- правовые нормы,
- совесть,
- справедливость.
Формы работы классного руководителя в направлении:
- Тематические классные часы.
- Встречи с представителями органов правопорядка.
- Конкурсы, викторины по правовой тематике.
- Праздники.
Направление VI «Трудолюбие»
Цель: Формировать психологическую установку и понимание необходимости трудовой деятельности как способа
самореализации человека.
Задачи работы:
1. Воспитывать чувство ответственности за порученное дело на правах хозяина своего класса, школы.
2. Расширять знания об окружающей жизни, ее практической, трудовой стороне.
3. Развивать чувство уважительного отношения к труду своему и других людей.
4. Формировать психологическую установку и понимание необходимости трудовой деятельности как способа
самореализации человека.
5. Вооружать обучающихся основными трудовыми умениями и навыками по самообслуживанию.
6. Вырабатывать привычку осуществлять заботу об окружающих людях.
Формы деятельности классного руководителя в направлении «Трудолюбие»:
- уроки,
- субботники,
- трудовой десант,
- дежурства,
- акция «Книжкина больница».
Направление
VII.
«Семья»
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
1. Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
2.
Организация
психолого-педагогического
просвещения
родителей
через
систему
родительских
собраний,
тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса –
педагогов, детей и родителей.
4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.
Основные моменты деятельности классного руководителя:
- Изучение семей обучающихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей,
влияющих на нравственные и личностные развития ребенка.
-
Сотрудничество
с
психологической
службой
школы,
организующей
консультативную
индивидуальную
и
групповую работу с родителями и детьми.
- Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического
здоровья и благополучия ребенка.
- Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Основные понятия направления «Семья»:
- семья,
- уклад жизни и традиции семей,
- родительский дом,
- родословная,
- семейные корни,
- авторитет отца и матери,
- духовное общение в семье,
- братья и сестры в семье и их взаимоотношения,
- младшие и старшие дети,
- традиции отношения к старшим в семье,
- положение ребенка в семье.
Формы деятельности классного руководителя в направлении «Семья»:
- Тематические классные часы.
- Праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек.
- Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы
(1 Сентября, День Учителя, День рождения школы, школьные юбилеи).
- Походы выходного дня, экскурсии, викторины.
- Дни творчества, дни открытых дверей.
- Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей,
тематические беседы с детьми и родителями.
- Читательские конференции по проблемам семьи.
Направление VII «Экологическое»
Цель: Привитие любви к природе.
Задачи работы:
1. Формировать заботливое отношение к природе во всех ее проявлениях: к человеку, к растениям, к животным, к
земле и воде, к родному краю, к миру вокруг.
2. Прививать любовь к природе.
3. Формировать активную позицию защитника окружающей среды.
4. Развивать эмоционально-чувственное восприятие детей.
5. Изучать природу родного края, ее красоту и особенности.
Формы деятельности классного руководителя в направлении «Экологическое»:
- уроки,
- туристические походы на природу,
- познавательные конкурсы и викторины,
- театрализованные представления.
3 класс «Азбука жизни в коллективе
»
Направления
Сроки
Сентябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
КТД
Торжественная
линейка, посвящённая
Дню Знаний
Духовно-нравственное
«Что такое
толерантность» - урок
нравственности
«Ложь и правда» -час
обсуждения
Гражданско-патриотическое
Беседа «Мои права и
обязанности»
Нам есть кем гордиться
Эстетическое
Урок вежливости «Будьте
вежливы друг с другом»
Здоровый образ жизни
Игра «Доктор
Пилюлькин»
Экологическая работа и
экскурсионно-туристическая
деятельность
Викторина «Мир
природы»
Трудовое воспитание и
профориентационная
деятельность
Распределение
обязанностей в классе
Учебно-познавательная
деятельность
Беседа «Учимся
выполнять домашнее
задание самостоятельно»
Работа с родителями
Индивидуальные
беседы с родителями
Направления
Сроки
Октябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
КТД
День Учителя
-праздник
Духовно-нравственное
«День пожилого
человека» -урок
нравственности
Акция «Твори добро»
Гражданско-патриотическое
к-с рисунков «Моя малая
Родина»
Эстетическое
Беседа «О внешнем виде»
Здоровый образ жизни
Конкурс рисунков
«Сегодня престижно
быть здоровым
человеком»
Экологическая работа и
экскурсионно-туристическая
деятельность
Лото «Знатоки
природы»
Трудовое воспитание и
профориентационная
деятельность
Операция «Чистюлька»
Учебно-познавательная
деятельность
Веселые старты
Работа с родителями
Индивидуальные беседы
с родителями по поводу
обучающихся
Родительское собрание
«Конфликт» - как его
избежать
Направления
Сроки
Ноябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
КТД
КТД ко дню матери
Духовно-нравственное
Урок нравственности
«Любовь к близким»
Гражданско-патриотическое
Беседа «День
народного единства»
Эстетическое
К-с рисунков «Весёлые
узоры»
Здоровый образ жизни
Акция «Жить ли курить?»
Экологическая работа и
экскурсионно-туристическая
деятельность
Викторина «Животные
моего края»
Трудовое воспитание и
профориентационная
деятельность
Акция «Чистюлька»
Учебно-познавательная
деятельность
Неделя наук начальной
школы
Работа с родителями
Общешкольное
родительское собрание
Индивидуальная работа
с родителями по поводу
обучающихся
Направления
Сроки
Декабрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
КТД
Новогодний утренник
Духовно-нравственное
Игра «О волшебных
словах»
Час доброты «Добро есть
жизнь»
Гражданско-патриотическое
Мой край родной
Классный час ко дню
конституции
Эстетическое
Конкур новогодних
рисунков
Здоровый образ жизни
«Изучая правила
дорожного движения к
Нюше мы идём на день
рождения» – игра
Трудовое воспитание и
профориентационная
деятельность
Час общения «Все
профессии важны, все
профессии нужны»
Акция «Чистюлька»
Учебно-познавательная
деятельность
Конкурс поделок,
коллажей « Русский
флот»
Работа с родителями
Родительская
консультация «Как
правильно выполнять
домашнее задание по
чтению»
Родительское собрание
Индивидуальные
работы с родителями
Направления
Сроки
Январь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
КТД
Духовно-нравственное
Гражданско-патриотическое
Уроки мужества к
памятным датам
Линейка ко дню
освобождения от
блокады г. Ленинграда
Эстетическое
«Общение друг с другом
– разговор по душам»
Здоровый образ жизни
Практикум «О вредных
привычках»
Экологическая работа и
экскурсионно-туристическая
деятельность
Беседа «Экология и мы»
Трудовое воспитание и
профориентационная
деятельность
Неделя профориентации
Работа с родителями
Индивидуальные
беседы с родителями
Родительское собрание
«Значение общения в
развитии личностных
качеств ребенка».
Направления
Сроки
Февраль
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
КТД
Я бы в армию пошел
Духовно-нравственное
Круглый стол
«Доброта , вежливость ,
дружба»
Гражданско-патриотическое
Беседа «Российский
флаг и герб»
Славим Защитников
отечества – час общения
+ презентация
Эстетическое
Конкур рисунков «Мой
папа солдат»
Здоровый образ жизни
«Здоровье сгубить новое
не купить» - круглый
стол
Экологическая работа и
экскурсионно-туристическая
деятельность
На остров к Робинзону
Крузо» викторина
Учебно-познавательная
деятельность
Работа с родителями
Индивидуальные беседы
с родителями
Индивидуальная работа с
обучающимися
Диагностикка УУД
Направления
Сроки
Март
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
КТД
Праздник,
посвященный 8 марта
Духовно-нравственное
Беседа «Из года в год, из
класса в класс, ведет
неспешно время нас»
Гражданско-патриотическое
Уроки мужества к
памятным датам
Эстетическое
Конкурс детской песни
Неделя детской книги
Здоровый образ жизни
Круглый стол «Строим
дом здоровья»
Экологическая работа и
экскурсионно-туристическая
деятельность
Урок экологии
«Тридевятое царство»
Учебно-познавательная
деятельность
Трудовое воспитание и
профориентационная
деятельность
«Влюбленные в
профессию»
Работа с родителями
Индивидуальные беседы
с родителями
«Трудовое участие
ребенка в жизни семьи,
его роль в развитии
работоспособности и
личностных качеств»
Индивидуальная работа с
обучающимися
Направления
Сроки
Апрель
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
КТД
Светлый праздник
Пасхи
Духовно-нравственное
Час самопознания
«Что такое «Мое»,
«Я», «Знаю ли я
себя?»»
Гражданско-патриотическое
Уроки мужества к
памятным датам
«Полет в космос»
Эстетическое
Конкурс чтецов и
исполнителей песен о
войне
Здоровый образ жизни
День здоровья
Экологическая работа и
экскурсионно-туристическая
деятельность
Трудовое воспитание и
профориентационная
деятельность
Учебно-познавательная
деятельность
Игра «Путешествие на остров
шипящих согласных»
Работа с родителями
Индивидуальные беседы с
родителями
Индивидуальная работа с
обучающимися
Помощь в
устранении
неудовлетворительн
ых отметок
Контроль за дисциплиной
Направления
Сроки
Май
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
КТД
День Победы
Торжественная линейка,
посвященная празднику
Последнего звонка.
Выпускной в 4 классе
Духовно-нравственное
Урок нравственности
«Школа
человечности»
Гражданско-патриотическое
Урок мужества «Этот
День Победы!»
«Маленькие герои большой
войны
Эстетическое
Здоровый образ жизни
«Техника безопасности
учащихся – инструктаж
на период летних
каникул».
Экологическая работа и
экскурсионно-туристическая
деятельность
Круглый стол
«Свалка по имени
Земли»
Трудовое воспитание и
профориентационная
деятельность
Акция «Чистый
двор»
Учебно-познавательная
деятельность
Классный час по итогам
4-ой четверти
Работа с родителями
Общешкольное
родительское
собрание «Детки и
предки»
Итоговое родительское
собрание
««Школе мы не говорим
«Прощай!», мы говорим :
« До новой встречи!»
Индивидуальная работа с
обучающимися
Контроль за
дисциплиной
Работа с одаренными обучающимися.
1.
Выполнение творческих работ.
2.
Подготовка сообщений к урокам литературного чтения, окружающего мира.
3.
Подготовка и участие в классных олимпиадах.
4.
Подготовка и участие в альтернативных предметных олимпиадах.
5.
Участие в конкурсах чтецов.
6.
Развитие логического мышления, памяти, воображения, путём выполнения заданий повышенной трудности .
Работа
со
слабоуспевающими
обучающимися.
1.Создание и работа шефских пар.
2.Выполнение заданий, развивающих творческие способности обучающихся.
3.Консультации родителей по подготовке дополнительных заданий.
4.Контроль посещения данными обучающимися кружков в школе, в СКК, за проведением свободного времени.
5.Вовлечение детей в общественную работу в коллективе, контроль за выполнением поручений.
6.Исследование интересов детей и предоставление заданий в соответствии
с их интересами.
Работа
с
трудными
обучающимися.
1.Консультации и беседы с родителями по воспитанию детей.
2.Организация досугового времени путём вовлечения учащихся в кружки, секции и другие внешкольные учреждения.
3.Консультации родителей и детей с психологом и социальным работником.
4.Контроль за выполнением поручений, которые учащиеся выбрали по- своему
желанию.
5.Повышение интереса к учению, путём предоставления им посильных
дополнительных заданий по предметам.
Работа с родителями.
Работа с родителями
Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности.
С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель –
ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, обучающимися и их родителями зависят и
достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия.
Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально-активным
участником учебно-воспитательного процесса.
Родительские собрания проводятся не только для того, чтобы держать родителей в курсе обучения и помочь им в
воспитании детей, но и для того, чтобы помочь решить те проблемы, с которыми родители безуспешно пытаются
справиться сами.
При подготовке к родительским собраниям придерживаемся следующих правил:
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.
2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии.
4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей обучающихся.
Принципы общения с родителями:
● Помнить, что их дети - самое дорогое в жизни. Быть умным и тактичным. Постараться не обидеть и не унизить их
достоинство.
● Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми
знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения.
● Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.
Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей. Ведь ребёнок – это не только объект, но и
субъект воспитательного процесса. И поэтому главная цель в работе с родителями – всеми доступными средствами
достигать взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-
благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности.
В работе с родителями определяются следующие задачи:
1. Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения
ребенка в семье.
2. Изучение семей обучающихся;
3. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических
и индивидуальных консультаций и собеседований;
4. Создать условия для благополучного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса –
педагогов, детей и родителей;
5. Привить культуру быть родителями, владеть приёмами воспитания и взаимодействия с детьми.
Работа с семьей – влияние на воспитательный потенциал семьи; объектом внимания является не сама семья, а
семейное воспитание. Здесь необходимо следующее:
Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно конструктивно спланировать
воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей. Диагностика в работе
классного руководителя помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, даёт возможность классному
руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение в семье чрезвычайно
трудное.
Используя диагностику нужно помнить о нравственных аспектах всех исследований и руководствоваться
определенными правилами.
Правило первое. Если родители поделились информацией со своими классным руководителем, она не должна быть
доступной всем.
Правило второе. Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия классного руководителя по изученной
проблеме.
Правило третье. Диагностическое исследование не должно ставить своей целью навешивание ярлыков.
Правило четвертое. Диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать к дальнейшему
общению с классным руководителем.
Правило пятое. Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо
использовать различные виды диагностик, чтобы получить достоверный материал.
Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок», ориентироваться только на интуицию, необходимо
знать особенности современной семьи, ее отношение к школе и переменам в образовании.
Классному руководителю нужна информация о семье:
• Для «отслеживания» и «сопровождения» семьи, это позволит выяснить её особенности и использовать способность
воздействовать на ребёнка
• Для привлечения родителей к работе класса
• Для проведения информационно-просветительской работы с родителями, а также для создания информационных
материалов для родителей, «родительских памяток».
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекают специалистов различных направлений: врача,
психолога, логопеда. Для того, чтобы психолого-педагогическое просвещение родителей вызывало у них самих интерес,
учитывают предложения и пожелания при выборе тем родителей. Данное направление организовывают с помощью
следующих форм работы:
торжественные собрания;
индивидуальные консультации;
круглые столы;
беседы;
обучающие тренинги;
родительско – ученические капустники;
конференции;
обмен мнениями;
обучающие семинары;
устные журналы;
семинары – практикумы;
оформление памяток для родителей.
Привлечение родителей в учебно-воспитательный процесс направлено с помощью следующих форм
работы:
дни творчества детей и родителей;
открытые уроки и внеклассные мероприятия;
помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материальной базы класса;
совместные праздники;
творческие лаборатории родителей;
походы, экскурсии в природу;
игры-соревнования.
№
Проводимые мероприятия
Сроки проведения
1
Выбор родительского комитета
сентябрь
2
Взаимодействие со школой
В течение года
3
Участие инициативной группы родителей в мероприятиях с обучающимися класса
В теч.года
4
Посещение на дому
По мере
необходимости в
течение года
5
Беседы с обучающимися «группы риска» и их родителями
В течение года
6
Посещение уроков и внеклассных мероприятий родителями
В течение года
7
Участие родителей класса в ремонте классного кабинета, подготовка к новому учебному
году, организации внеклассных мероприятий
Июнь, в теч. года
8
Диагностические мероприятия
согласно плану ВР и
плану работы с
родителями
9
Родительские собрания
В течение года
10
Индивидуальные консультации по вопросам воспитания, обучения, развития, общения и
др.
В течение года
Ожидаемый результат.
Реализация мероприятий, направленных на организацию взаимодействия с родителями в воспитании подрастающего
поколения позволяет:
● Повысить педагогическую культуру родителей как основы раскрытия творческого потенциала родителей;
● Содействовать возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания и восстановлению
традиционного уклада жизни;
● Развить систему сотрудничества с семьей в интересах ребёнка;
● Сформировать общие подходы к воспитанию;
● Развить систему совместного изучения личности ребёнка, его психологических особенностей;
● Выработать близкие по сути требований к уровню воспитанности ребёнка;
● Организовать помощь в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося;
● Создать благоприятный климат в семье, эмоциональный комфорт для ребёнка в школе и за её пределами.
Тематика родительских собраний 2019-2020 учебный год
№
Тема собрания
Сроки
Ответственные
1
«Особенности обучения в 4-выпускном классе.
Эффективное общение –залог успеха.
Составление общих задач и целей воспитания»
Итоги 1 четверти.
Октябрь
Классный руководитель
2
«Кризисы взросления младшего школьника»
Декабрь
Классный руководитель
3
«
Роль самооценки в формировании личности
»
МАРТ
Классный руководитель
4
Итоговое родительское собрание
«
Школе мы не говорим «Прощай!», мы говорим :
« До новой встречи!»
Итоги четырех лет обучения
Май
Классный руководитель
Взаимодействие с родителями
№
Виды взаимодействия
Сроки проведения
Отметка о выполнении
или переносе
1.
Индивидуальные беседы с родителями
В течение года
2.
Проведение родительских собраний
В течение года
3
Заполнение социальной карты
Сентябрь
4
Привлечение родителей для организации интересной,
насыщенной внеучебной деятельности классного
коллектива.
Сентябрь - май
5
Участие в празднике «Прощание с начальной школой»
Май
Изучение состояния и эффективности
воспитательного процесса в классе
Содержание деятельности
Сроки проведения
Ответственные
Прогнозируемый результат
Уровень удовлетворённости школьной
жизнью
Октябрь
апрель
Кл. руководитель
Определение степени
удовлетворенности учащихся школьной
жизнью. Выявление проблем.
Диагностика уровня воспитанности
Сентябрь
апрель
Кл. руководитель
Выявление уровня воспитанности
учащимися, его динамика.
Диагностика сформированности
классных коллективов.
Методика «Какой у нас коллектив»
(разработана профессором
А. Н. Лутошкиным)
Ноябрь
Май
Кл. руководитель
Определение уровня сформированности
классных коллективов, его изменение.
Социально-психологическое
диагностирование учащихся.
Сентябрь
Май
Кл. руководитель,
психолог,
соц.педагог
Составление соц.паспортов класса,
планирование работы социально-
психологической службы школы.
Проблема изучения: отношение в семье
Методика: рисунок «Моя семья»
В течение года
Кл.руководитель
Выявление проблем в ВР классных
коллективов. Выявление проблемных
семей.
Коррекция своей деятельности.
Отчетность за четверти, полугодия, год.
В течение года
Кл. руководитель.
Корректировка планов воспитательной
работы.