Автор: Комскова Наталия Владимировна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: город Норильск, Красноярский край.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Обучение народным танцам детей дошкольного и младшего школьного возраста"
Раздел: дополнительное образование
Обучение основам русского танца детей дошкольного и младшего школьного
возраста
Комскова Наталия Владимировна, педагог
дополнительного образования,
П у ш к а р е в а
Л а р и с а
Ю р ь е в н а ,
концертмейстер,
Смолянова Ирина Анатольевна, методист,
МБУ ДО «Центр внешкольной работы»
Занятия народными танцами выполняют важные функции: они развивают у детей
наблюдательность, дисциплинируют, сплачивают их в дружный, объединенный общими
интересами коллектив, способствуют росту их общей культуры. Развитие русского танца
тесно связано со всей историей народа, с его бытом и обычаями. Он удивительно богат
своими красками, большим разнообразием движений, композиционными построениями.
Коллектив Образцового
ансамбля народного танца «Вдохновение» ежегодно
пополняется малышами 5-7 лет, в обучении которых накоплен значительный опыт. Мы
уверены, что воспитание исполнителя народного русского танца – процесс длительный,
требующий от педагога и от тех, с кем он проводит занятия, большого каждодневного
труда. Вот почему занятие должно быть методически выстроено.
Содержание
всех
наших
программ
по
хореографии
предусматривает
теоретический и практический материал, который изучается во взаимосвязи.
В основе организации нашей работы – методика проведения занятий и репетиций,
современные
образовательные
технологии
индивидуально-личностного
развития,
а
также
как
традиционные
системы
хореографического
воспитания
Вагановой
А.Я.,
Климова А.А., Устиновой Т.А., так и инновационные подходы.
Основной формой обучения является традиционное занятие, иногда используем
нетрадиционные формы: игра, сказка, конкурс и др. Продолжительность занятия для
старших дошкольников – 2 части по 30 минут.
Любое занятие состоит из нескольких этапов, которые взаимосвязаны.
Обычно занятие по народному танцу строится по следующему примерному плану:
организованный вход детей в зал под музыку, поклон;
разминка (это простые ритмичные упражнения по кругу и русский сценический бег),
партерная разминка;
подготовительные танцевальные упражнения по классической системе танца; задания
по освоению основ музыкальной грамоты;
исполнение народных танцевальных элементов, их комбинаций, этюдов;
танцы,
включающие
игровые
моменты;
упражнения
на
актерское
мастерство;
творческие задания; импровизация под музыку;
подведение итогов занятия, поклон.
В процессе всего курса обучения уделяем особое внимание сохранению здоровья
учащихся.
Во
всех
упражнениях
следим
за
правильной
осанкой,
систематически
проводим беседы с детьми и родителями по вопросам оптимального распределения
нагрузки, особенностей питания, а также собираем информацию об индивидуальных
особенностях состояния здоровья учащихся.
Танцевальный репертуар и физическую нагрузку планируем в соответствии со
спецификой возраста детей, их интересов, уровня интеллектуального и физического
развития,
что
позволяет
последовательно
реализовывать
принцип
постепенности
обучения, движения от простого к более сложному. Последовательно и систематично
развиваем у детей на первом году обучения – выворотность ног, подъем стопы, гибкость,
танцевальный шаг, мышцы тела. Учим детей элементарным танцевальным движениям
(это галопы, подскоки, танцевальный бег). На основе выученного материала строятся
более сложные танцевальные комбинации, этюды, что у детей развивает мышечную
память, музыкальность, чувство ритма, работоспособность и другие важные качества.
Дети
дошкольного
и
младшего
школьного
возраста
отличаются
чрезвычайной
подвижностью, нуждаются в частой смене движений. Занятия должны проходить в
хорошем темпе, не следует долго отрабатывать одно и то же движение, долго объяснять
и пытаться научить всему сразу.
Сохранение
точных
форм
движений
в
танцевальной
подготовке
представляет
большую
трудность,
поэтому
ограничиваемся
подготовительными
движениями
и
упражнениями, цель которых – выработать правильную осанку, развить первоначальные
танцевальные навыки. Большое внимание уделяем эмоциональной выразительности и
ритмическим упражнениям, которые развивают у детей умение согласовывать свои
движения с музыкой.
Учитывая
возраст
учащихся,
на
занятии
применяем
элементы
технологии
игрового обучения. Педагоги нашего ансамбля используют комплекс упражнений в
игровой форме, который помогает удержать интерес воспитанников и включает их в
активную
работу.
Кроме
этого,
в
нашем
ансамбле
с
целью
мотивации
учебной
деятельности учащихся
и
их
поощрения
мы
применяем
целую
систему
наград.
За
хорошо исполненные движения и усердную, старательную работу на занятии вручаем
смайлики. Затем, у кого набирается 10 смайликов, вручаем звезду. После целого ряда
занятий тот, кто заработал 3 звезды, получает приз. Детям очень нравится такая система
и они стараются ещё больше.
Особенностью учащихся 4-8 лет является то, что они быстро устают и допускают
много ошибок, забывают пройденный материал, поэтому стараемся сделать занятия
разнообразными как по содержанию, так и по методам. Весь процесс обучения строится
на сознательном усвоении знаний и навыков. Это побуждает интерес к занятиям и
повышает
запоминание.
При
повторении
необходимо
избегать
скуки,
поэтому
в
знакомые
движения
вводим
элементы
новизны,
используем
загадки,
дидактические
музыкальные игры.
В начальном обучении детей хореографии можно условно выделить три этапа.
В
основе
первого
этапа
обучения
–
подражание
детей
образцу
исполнения
движений педагогом в процессе совместной деятельности. Важно то, что показ должен
быть «опережающим»: на доли секунды движения опережают музыку для того, чтобы
дети
успели
«перевести»
зрительное
восприятие
в
двигательную
реакцию,
и
тогда
мышечные ощущения точно совпадут со звучанием музыки. Еще одна особенность
такого показа – он должен быть в «зеркальном» отражении, поскольку дети повторяют
все движения автоматически. В процессе совместного исполнения важно дать детям
почувствовать
свои
возможности
и
закрепить
их
в
сознании,
далее
движения
уточняются, запоминаются и автоматизируются.
Второй
этап
занятий
–
это
развитие самостоятельности детей
в
исполнении
композиций и отдельных движений. Это происходит постепенно, как бы незаметно.
Например,
время
от
времени
прекращаю
показ
и
предлагаю
детям
продолжать
самостоятельно.
Так
у
детей
тренируется
произвольное
внимание,
память,
воля.
Постепенно они готовятся исполнить всю композицию самостоятельно от начала до
конца (иногда подсказываю некоторыми жестами).
На этом этапе используем следующие приёмы:
показ исполнения детьми (выбор ведущих вместо педагога – по очереди или по
желанию);
показ упражнения условными жестами, мимикой;
словесные указания;
«провокации»,
то
есть
специальные
ошибки
педагога
при
показе
с
целью
активизации внимания детей и побуждения к тому, чтобы они заметили и исправили
ошибку.
Не все композиции следует выучивать с детьми до уровня самостоятельного
исполнения по памяти. Задача педагога – накопить двигательный опыт, сформировать
навыки
и
умения.
Для
того,
чтобы
добиться
автоматизма,
нужно
много
двигаться,
поэтому этот этап работы является интенсивным тренингом.
Третий
этап
работы
–
подведение
детей
к
творческой
импровизации
и
самовыражению
в
движении
под
музыку,
развитие
самостоятельности
и
психологической свободы.
В
некоторых
композициях
предполагается
импровизация
на
определенный
музыкальный
фрагмент
–
проигрыш,
припев
и
т.д.
Роль
педагога
–
наблюдать
за
проявлениями
детей,
поддерживать
их,
включаться
в
движение,
только
чтобы
стимулировать активность детей.
Важно подбирать такие ритмические композиции, которые позволяли бы решать
одновременно
много
разных
задач.
Хорошая
музыка
развивает
вкус,
музыкальные
способности,
фантазию
и
творческое
воображение,
воспитывает
эстетические
потребности. Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала
требованиям высокой художественности и при этом была удобной для двигательных
упражнений. В этом плане нам в ансамбле очень повезло – мы работаем в тесном
сотрудничестве и взаимодействии с концертмейстерами.
Важным
в
процессе
подготовки
исполнителя
является
формирование
его
двигательного аппарата, освоение характера и манеры исполнения движений, чтобы в
дальнейшем легко, без напряжения передавать на сцене яркую палитру того или иного
танцевального номера.
Начиная изучать виды шагов, нужно:
1.Соблюдать
принцип
«от
простого
к
сложному»,
учитывая
возрастные
и
индивидуальные особенности детей, принцип индивидуального подхода.
2.Важно помнить, что танец, как дом, складывается из кирпичиков – этюдов,
отдельных движений.
3.При проведении занятия, педагог должен суметь донести до исполнителей все
нюансы изучаемого хореографического материала. Здесь особенно важен практический
показ каждого упражнения сначала под счет, потом под музыку, четкая его метрическая
раскладка. Именно поэтому мы сегодня с вами на практике отработаем каждый шаг и
каждое движение.
4.Следует помнить, что важную роль в процессе воспитания играет музыкальное
сопровождение,
являющееся
основой
проведения
каждого
занятия.
Музыка
должна
соответствовать
движению
по
характеру,
стилю,
национальной
окраске.
Хорошее
музыкальное сопровождение помогает развить у детей не только ритм, слух, но и
воспитать художественный вкус. На следующем занятии я предложу вам музыкальную
подборку,
которую
вы
сможете
использовать
для
разминки,
постановки
этюдов
и
номеров.
С детьми 5-7 лет мы учим следующие виды простых шагов:
простой танцевальный шаг,
хороводный шаг,
переменный шаг,
переменный с притопом,
переменный с каблука,
шаг кадрили,
высокий шаг,
боковой приставной шаг,
боковое припадание.
После изучения шагов переходим к основным движениям русского народного
танца: «Гармошка»; «Ковырялочка»; «Веревочка» простая; изучаем 2 вида «Маятника» с
подскоком на полупальцах и с подскоком на всей стопе; «Моталочка»; «Молоточки».
После изучения движений переходим к комбинациям.
В
нашем
коллективе
мы
практикуем
работу
с
мужским
составом
отдельно,
проводим для них мужской класс, работая над движениями для мальчиков: мячики по 6
и 1 поз, ползунок, присядка по 1 поз. ног с выносом ноги на каблук в сторону, метёлочка,
подбивка с подсечкой, а так же простые хлопушки.
Так же мы разучиваем движения с реквизитом: платочки, ложки, трещотки, венки.
В зависимости от изучаемого материала мы подбираем костюмы, для младшего состава,
конечно, в основном стилизованные костюмы, так как в этом возрасте мы ещё не
знакомим детей с областными особенностями.
Русские народные танцы – это смех и юмор, активные движения и прыжки,
задорные пляски и, конечно же, красивые колоритные национальные костюмы. Можно
сказать,
что
русский
танец
–
характеристика
русского
человека:
широкая
душа,
необузданное желание дарить веселье себе и окружающему миру!
Интересно, что русский танец, в большинстве своем, имеет простые и емкие
названия,
ясно
отражающие
либо
рисунок
танца,
либо
количество
танцоров,
либо
музыку,
под
которую
он
исполняется,
либо
определенный
сюжет.
Среди
плясок
–
импровизаций
широко
известны: «Барыня»,
«Балалайки»,
«Танец
с
ложками»,
«Веселуха»,
«Топотуха»,
«Сибирская
потеха»,
«Матрешки»,
«Круговая-плясовая»,
«Воротца» и другие.
Во всех славянских танцах живет характерная черта – жизнерадостность и ярко
выраженное чувство собственного достоинства. Объединяет русские народные танцы
демонстрация
удали,
широта
движений,
перекликающаяся
с
лиричностью
и
скромностью, а также наполненность смыслом.
Для русских народных танцев характерны яркие костюмы. В основном, это –
красный, белый, голубой, зеленый цвета, которые
символизируют любовь, чистоту
души, солнце, небо, свежую весеннюю траву.
Наиболее распространенный и любимый сейчас жанр народного танца – пляска.
Пляски
создавались
под
влиянием
окружающего
мира
и
быта
народа.
Люди
совершенствовали их многие десятилетия, оставляли в них только самое ценное и
доводили до законченной формы. В древности пляски в основном носили обрядовый,
культовый характер, но со временем религиозное содержание стало уходить из плясок, и
они приобрели бытовой характер. Не одно игрище, ни один праздник не обходились без
плясок.
Пляска состоит из ряда отдельных движений – элементов, которые отличаются
характерной манерой исполнения, имеют русский национальный колорит и отражают
отдельные черты характера танцующего человека. Кроме того, каждое движение в
пляске наполнено смыслом, и с помощью пластики исполнитель выражает свои чувства,
раскрывает
содержание
пляски,
создает
тот
или
иной
художественный
образ.
Все
исполняемые движения подчинены ритму и темпу, а также характеру музыкального и
песенного
сопровождения.
Все
движения
связаны
воедино
содержанием
и
сопровождающей мелодией.
Пляска включает в себя сильные технические дроби, «верёвочку», «гармошку»,
различные присядки, хлопушки, припадания, верчения и другие движения. Помимо
обогащения лексики пляска даёт возможность для усложнения и разнообразия рисунка:
лихие выходы парней, задорные проходки девушек, перебежки, разнообразные переходы
и т. д. – всё это создает новые рисунки и построения присущие только пляске.
Существует
много
видов
русской
пляски.
Вот
наиболее
распространенные,
устоявшиеся, имеющие вековые исполнительские традиции и прочно вошедшие в быт
русского человека:
- одиночная (сольная) пляска,
- парная пляска,
- перепляс,
- массовый пляс
- групповая традиционная пляска.
Важным
условием
успешного
проведения
занятия
является
его
атмосфера.
Уважение
к
личности
ребенка
лежит
в
основе
формирования
правильных
взаимоотношений между педагогом и детьми. Доброжелательность в отношении детей и
одновременно
высокая
требовательность
создают
соответствующую
атмосферу,
способствующую успешному проведению учебно-воспитательного процесса.