Автор: Карпенко Светлана Владимировна
Должность: директор
Учебное заведение: МКОУ Таскаевская СОШ
Населённый пункт: с. Таскаево, Барабинский район, Новосибирская область
Наименование материала: Статья
Тема: Сотрудничество педагогов и родителей
Раздел: полное образование
«Сотрудничество педагогов и родителей
(законных представителей)
Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит.
Саади
Слова, сказанные персидским писателем и мыслителем Саади много веков
назад, и сейчас актуальны, так как основа воспитания в образовании и в
семье закладывается в раннем возрасте.
В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны,
перемен в области просвещения, проблемы сотрудничества семьи и школы
являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие
силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых
невозможно преувеличить.
Вопрос сотрудничества семьи и школы весьма актуален ещё и потому, что
сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего экономическое благополучие,
родители
большую
часть
дня
проводят
на
работе
и
дома
предпочитают
обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка,
перекладывая
эту
миссию
на
педагогов
школы.
Мы
стараемся
сделать
общение
с
родителями
живым,
привлекая
родителей
в
школу,
стараясь
создать условия для взаимного сотрудничества.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно
представлять коллектив как единое целое, как большую сплоченную семью,
жизнь,
которой
интересна,
если
организована
совместная
деятельность
педагогов,
родителей,
детей.
Это
способствует
уст ановлению
взаимопонимания
между
родителями
и
детьми,
созданию
комфортных
условий в семье.
С
целью
привлечения
родителей
к
деятельности
образовательного
учреждения в план работы школы включены мероприятия, содержащие три
основных этапа:
первый
—
актуализация
потребностей
родителей
в
образовании
собственного ребенка;
второй — педагогическое просвещение родителей как заказчиков на
образовательные услуги в образовательном учреждении;
третий
—
партнерство
педагогов
и
родителей
в
деятельности
образовательного учреждения.
Внедрение такой методики позволило создать определённую систему работы
с родителями, представленную двумя блоками, каждый из которых включает
задачи, формы и виды деятельности (таблица 1)
Основные блоки по работе с родителями
Блоки
Основные задачи
Формы
Педагогическое
просвещение
родителей
Повышение
педагогической
грамотности родителей
Лекции, семинары,
практические занятия,
открытые занятия,
конференции, работа
творческих групп по интересам,
педагогические советы,
родительские собрания,
консультации и др.
Включение
родителей в
деятельность ОУ
Создание условий для
включения родителей в
планирование,
организацию и контроль
за деятельностью ОУ
Соревнования, кружки, выпуск
газеты, конкурсы, викторины,
работа кружков, совместные
мероприятия и др.
Основной задачей считаем:
включение
родителей
в
процесс
обучения
и
воспитания
как
равноправных и равноответственных партнёров.
С этой целью в школе разработана и действует программа «Социальные
партнёры: школа и семья», которая реализуется через:
-использование
традиционных
форм
работы
с
семьёй,
организацию
совместной досуговой и поисковой деятельности, создание банка семейных
праздников и других форм совместных мероприятий: «За здоровьем – всей
семьёй», «Увлечение моей мамы», «Листая старый фотоальбом», «Песни
моего
детства»,
«Фестиваль
семей»,
«Великая
сила
любви»;
совместные
акции «Вместе против наркотиков», «Каждой птице - свой дом».
-развитие и поддержку интереса детей и взрослых к истории семьи, села:
«Вклад моей семьи в историю села, страны», «Защитник Отечества в моей
семье», «Выпускник школы в моей семье» и другие;
-вовлечение родителей в укрепление материально – технической базы школы:
ежегодный ремонт учебных кабинетов, участие родителей в общешкольных
субботниках.
-организация
родительского
всеобуча:
родительские
собрания,
которые
проходят в
форме круглых столов
«Подумаем вместе»
и родительско
-педагогических консилиумов, тренингов и дискуссий.
Приобщение родителей к школьной жизни предполагает, прежде всего,
поиск согласия с семьей по всем вопросам образования и развития ребенка,
взаимодействие в области как учебной, так и внеурочной деятельности.
Одним из направлений учебно-воспитательного плана является работа с
семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону
развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его
эффективности на разных возрастных этапах играет семья.
Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую
актуальность, позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои
способности.
Именно
поэтому
внеурочная
деятельность
даёт
нам
больше
возможности
привлечения
родителей
к
учебно-воспитательному
процессу.
К участию во внеурочной деятельности школьников можно вовлечь
родителей
различными
формами
организации.
Среди
них
используем
следующие:
При
подготовке
познавательных
игр,
интеллектуальных
конкурсов,
взрослые могут оказывают школьникам помощь в отборе теоретического
материала,
подготовке
опытов.
Нередко
в
этих
формах
внеурочной
деятельности
родители
выступают
в
качестве
арбитров. Например,
в
начале учебного года по ОБЖ состоялась игра «Безопасный путь» (дети
вместе
с
родителями
прокладывали
безопасный
маршрут
до
школы,
детской
площадки).
Родители
наших
детей
оказывают
помощь
в
подготовке к олимпиадам, конкурсам «ЧИП», «КИТ» и др.
Весьма эффективной формой внеурочной деятельности родителей и
учащихся
являются
домашние
творческие
задания.
Такие
задания
готовятся учителями по различным учебным дисциплинам. Эти задания
направлены как на развитие творческих способностей учащихся, так и на
формирование
опыта
партнерства
детей
с
родителями.
Не
так
часто
родители бывают реально включены в педагогический процесс. Данная же
форма внеурочных занятий предполагает активное участие взрослых в
учебно-воспитательной работе.
Целевые исследовательские домашние задания для детей и родителей
(работа над проектами по различным предметам) позволяют открыть в
домашних условиях семейный исследовательский центр, активизировать
интеллектуальные
силы
детей
и
взрослых,
создать
дома
творческую
атмосферу
и,
как
следствие,
исключить
глобальные
семейные
конфликты. Например, проекты «Моя семья», «Математика в цифрах»,
«Пишем
письмо»,
«Профессии»,
«Мой
класс»,
«Моя
школа»,
«Мое
село»,
«Моя
родословная» могут
вызвать
интерес
и
плодотворное
сотрудничество
детей
и
взрослых. Важное
место
в
домашней
исследовательской
работе
занимает
не
только
сам
процесс,
но
и
оформление и анализ полученных результатов.
Интереснее проходят мероприятия, если в них наряду со школьниками
участвуют родители.
Совместные
праздники.
(День
матери,
8
марта,
23
февраля,
день
именинника, новогодние утренники). В течение нескольких недель мы с
детьми готовимся к празднику: собираем материал для выставки, готовим
подарки
родителям,
репетируем.
Родители
принимают
участие
в
оформлении класса, готовят подарки и призы, организуют чаепитие, а
самое главное участвуют в играх, конкурсах, сценках.
Сотрудничество родителей с детьми осуществляется также в период
подготовки
и
проведения
классных
и
общешкольных
выставок.
На
подготовительном
этапе
взрослые
совместно
с
детьми
проектируют
и
конструируют
модели,
собирают
материал и
оформляют
совместные
работы.
В
нашей
школе
проходит
очень
много
различных
выставок: «Школа, творчество, успех», «Живут на свете чудеса», «Дары
осени», выставки цветов, фотоработы о красоте природы, новогодние
выставки различной тематики.
Проведение открытых мероприятий для родителей. Для них в школе
были организованы: концерт
ко «Дню матери», «Праздник осени»,
спектакли
«Квартет»,
«Колобок»,
«Новогодняя
сказка». В
домашних
условиях родители выполняют со своими детьми самые разнообразные
виды работ, направленные на качественное проведение запланированного
мероприятия
(помощь
детям
в
заучивании
сценария,
изготовлении
костюмов).
Проведение Дня открытых дверей.
Так же родители учащихся 11 класса совместно с классным руководителем
ежегодно являются участниками всероссийской акции «ЕГЭ для родителей».
Одним
из
важнейших
направлений
программы
является
работа
с
неблагополучными семьями. С этой целью с сентября 2019 года с семьями,
находящимися
в
социально-опасном
положении
проведены
следующие
мероприятия:
№
п/
п
Мероприятия
Дата
Ответственные за
проведение
1
Контроль социально-бытовых
условий проживания семьи
(посещение семьи)
Первый и третий
понедельник
каждого месяца
(всего проведено
10 посещений)
Социальный педагог
совместно с
представителями
женсовета ( при
необходимости
привлекается
участковый и
социальный работник
администрации
Таскаевского
сельского совета)
2
Индивидуальные психолого-
педагогические консультации
(просвещение на нравственную
и противоалкогольную тематику
По необходимости
(всего 6
консультаций)
Психолог и
социальный педагог
совместно с
классными
руководителями)
3
Родительские собрания
1.«Разрешение конфликтных
ситуаций в семье)
2. «Отцы и дети» (роль личного
примера родителей в правовом
воспитании школьников)
14.10.2019
3.11.2019
Психолог
Социальный педагог
4
Совместные мероприятия
День здоровья
(эстафета)
30.09.2019
Учитель физической
культуры
совместно с
классными
руководителями)
В целях содействия осуществлению самоуправленческих начал,
развитию инициативы коллектива, в решении вопросов, способствующих
организации
образовательного
процесса
и
финансово-хозяйственной
деятельности, расширению
коллегиальных,
демократических
форм
управления
и
воплощению
в
жизнь
государственно-общественных
принципов управления, в школе создан орган самоуправления - Совет школы,
Совет ДОУ.
Совет
школы
работает
в
тесном
контакте
с
администрацией
в
соответствии с действующим законодательством
Основной
целью
создания
и
деятельности
Совета
является
осуществление функций
органа
самоуправления
школы
и
дошкольной
группы, привлечение к участию в органах самоуправления широких слоев
участников образовательного процесса.
Значимым является также
сотрудничество родителей со школой при
проведении процедур независимой оценки качества образования. Очень
часто родители привлекаются в качестве общественных наблюдателей
при
проведении
ВПР
и
Оценки
качества
предметных
достижений
(ОКПД) и НИКО.
Многие родители вместе с детьми и классными руководителями
живут одной жизнью, объединены едиными воспитательными целями. Семья
была,
есть
и
остается
в
обозримом
будущем
самым
сильным
фактором
влияния на любого человека в любом возрасте. Вовлечение родителей в
совместную деятельность с детьми на уровне класса, школы даёт хорошую
возможность
для
роста
учащихся
в
личностном
плане.
Школьники
с
удовольствием
включаются
в
классные,
а
затем
и
в
общешкольные
мероприятия, начинают проявлять себя в самоуправлении школы.
Практика работы с родителями показала, что новые формы общения с
семьёй
помогают
родителям
сконцентрировать
внимание
на
детях,
усиливают
чувство
удовлетворённости
процессом
воспитания
детей,
укрепляют чувство родительского самосознания.
Регулярно
проводятся
социологические
опросы
и
анкетирование
родителей, анализируется информация с родительских собраний, результаты
работы с родителями.
Уровень
удовлетворенности
родителей
п од т в е р ж д а е т с я
мониторингом
и
социологическими
исследованиями,
которые
показаны
в
диаграмме:
Творческое
общение
с
семьями
помогает
успешно
влиять
на
развитие
личности каждого ребенка, формирует ценностное отношение к семье.
Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые
пути сотрудничества с родителями, т.к. далеко не все и не сразу идут на
контакт.
Ведь
у
нас
одна
цель
–
воспитывать
будущих
созидателей
жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя.