Напоминание

Сотрудничество педагогов и родителей


Автор: Карпенко Светлана Владимировна
Должность: директор
Учебное заведение: МКОУ Таскаевская СОШ
Населённый пункт: с. Таскаево, Барабинский район, Новосибирская область
Наименование материала: Статья
Тема: Сотрудничество педагогов и родителей
Раздел: полное образование





Назад




«Сотрудничество педагогов и родителей

(законных представителей)

Покинут счастьем будет тот,

Кого ребенком плохо воспитали.

Побег зеленый выпрямить легко,

Сухую ветвь один огонь исправит.

Саади

Слова, сказанные персидским писателем и мыслителем Саади много веков

назад, и сейчас актуальны, так как основа воспитания в образовании и в

семье закладывается в раннем возрасте.

В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны,

перемен в области просвещения, проблемы сотрудничества семьи и школы

являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие

силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых

невозможно преувеличить.

Вопрос сотрудничества семьи и школы весьма актуален ещё и потому, что

сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего экономическое благополучие,

родители

большую

часть

дня

проводят

на

работе

и

дома

предпочитают

обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка,

перекладывая

эту

миссию

на

педагогов

школы.

Мы

стараемся

сделать

общение

с

родителями

живым,

привлекая

родителей

в

школу,

стараясь

создать условия для взаимного сотрудничества.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно

представлять коллектив как единое целое, как большую сплоченную семью,

жизнь,

которой

интересна,

если

организована

совместная

деятельность

педагогов,

родителей,

детей.

Это

способствует

уст ановлению

взаимопонимания

между

родителями

и

детьми,

созданию

комфортных

условий в семье.

С

целью

привлечения

родителей

к

деятельности

образовательного

учреждения в план работы школы включены мероприятия, содержащие три

основных этапа:

первый

актуализация

потребностей

родителей

в

образовании

собственного ребенка;

второй — педагогическое просвещение родителей как заказчиков на

образовательные услуги в образовательном учреждении;

третий

партнерство

педагогов

и

родителей

в

деятельности

образовательного учреждения.

Внедрение такой методики позволило создать определённую систему работы

с родителями, представленную двумя блоками, каждый из которых включает

задачи, формы и виды деятельности (таблица 1)

Основные блоки по работе с родителями

Блоки

Основные задачи

Формы

Педагогическое

просвещение

родителей

Повышение

педагогической

грамотности родителей

Лекции, семинары,

практические занятия,

открытые занятия,

конференции, работа

творческих групп по интересам,

педагогические советы,

родительские собрания,

консультации и др.

Включение

родителей в

деятельность ОУ

Создание условий для

включения родителей в

планирование,

организацию и контроль

за деятельностью ОУ

Соревнования, кружки, выпуск

газеты, конкурсы, викторины,

работа кружков, совместные

мероприятия и др.

Основной задачей считаем:

включение

родителей

в

процесс

обучения

и

воспитания

как

равноправных и равноответственных партнёров.

С этой целью в школе разработана и действует программа «Социальные

партнёры: школа и семья», которая реализуется через:

-использование

традиционных

форм

работы

с

семьёй,

организацию

совместной досуговой и поисковой деятельности, создание банка семейных

праздников и других форм совместных мероприятий: «За здоровьем – всей

семьёй», «Увлечение моей мамы», «Листая старый фотоальбом», «Песни

моего

детства»,

«Фестиваль

семей»,

«Великая

сила

любви»;

совместные

акции «Вместе против наркотиков», «Каждой птице - свой дом».

-развитие и поддержку интереса детей и взрослых к истории семьи, села:

«Вклад моей семьи в историю села, страны», «Защитник Отечества в моей

семье», «Выпускник школы в моей семье» и другие;

-вовлечение родителей в укрепление материально – технической базы школы:

ежегодный ремонт учебных кабинетов, участие родителей в общешкольных

субботниках.

-организация

родительского

всеобуча:

родительские

собрания,

которые

проходят в

форме круглых столов

«Подумаем вместе»

и родительско

-педагогических консилиумов, тренингов и дискуссий.

Приобщение родителей к школьной жизни предполагает, прежде всего,

поиск согласия с семьей по всем вопросам образования и развития ребенка,

взаимодействие в области как учебной, так и внеурочной деятельности.

Одним из направлений учебно-воспитательного плана является работа с

семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону

развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его

эффективности на разных возрастных этапах играет семья.

Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую

актуальность, позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои

способности.

Именно

поэтому

внеурочная

деятельность

даёт

нам

больше

возможности

привлечения

родителей

к

учебно-воспитательному

процессу.

К участию во внеурочной деятельности школьников можно вовлечь

родителей

различными

формами

организации.

Среди

них

используем

следующие:

При

подготовке

познавательных

игр,

интеллектуальных

конкурсов,

взрослые могут оказывают школьникам помощь в отборе теоретического

материала,

подготовке

опытов.

Нередко

в

этих

формах

внеурочной

деятельности

родители

выступают

в

качестве

арбитров. Например,

в

начале учебного года по ОБЖ состоялась игра «Безопасный путь» (дети

вместе

с

родителями

прокладывали

безопасный

маршрут

до

школы,

детской

площадки).

Родители

наших

детей

оказывают

помощь

в

подготовке к олимпиадам, конкурсам «ЧИП», «КИТ» и др.

Весьма эффективной формой внеурочной деятельности родителей и

учащихся

являются

домашние

творческие

задания.

Такие

задания

готовятся учителями по различным учебным дисциплинам. Эти задания

направлены как на развитие творческих способностей учащихся, так и на

формирование

опыта

партнерства

детей

с

родителями.

Не

так

часто

родители бывают реально включены в педагогический процесс. Данная же

форма внеурочных занятий предполагает активное участие взрослых в

учебно-воспитательной работе.

Целевые исследовательские домашние задания для детей и родителей

(работа над проектами по различным предметам) позволяют открыть в

домашних условиях семейный исследовательский центр, активизировать

интеллектуальные

силы

детей

и

взрослых,

создать

дома

творческую

атмосферу

и,

как

следствие,

исключить

глобальные

семейные

конфликты. Например, проекты «Моя семья», «Математика в цифрах»,

«Пишем

письмо»,

«Профессии»,

«Мой

класс»,

«Моя

школа»,

«Мое

село»,

«Моя

родословная» могут

вызвать

интерес

и

плодотворное

сотрудничество

детей

и

взрослых. Важное

место

в

домашней

исследовательской

работе

занимает

не

только

сам

процесс,

но

и

оформление и анализ полученных результатов.

Интереснее проходят мероприятия, если в них наряду со школьниками

участвуют родители.

Совместные

праздники.

(День

матери,

8

марта,

23

февраля,

день

именинника, новогодние утренники). В течение нескольких недель мы с

детьми готовимся к празднику: собираем материал для выставки, готовим

подарки

родителям,

репетируем.

Родители

принимают

участие

в

оформлении класса, готовят подарки и призы, организуют чаепитие, а

самое главное участвуют в играх, конкурсах, сценках.

Сотрудничество родителей с детьми осуществляется также в период

подготовки

и

проведения

классных

и

общешкольных

выставок.

На

подготовительном

этапе

взрослые

совместно

с

детьми

проектируют

и

конструируют

модели,

собирают

материал и

оформляют

совместные

работы.

В

нашей

школе

проходит

очень

много

различных

выставок: «Школа, творчество, успех», «Живут на свете чудеса», «Дары

осени», выставки цветов, фотоработы о красоте природы, новогодние

выставки различной тематики.

Проведение открытых мероприятий для родителей. Для них в школе

были организованы: концерт

ко «Дню матери», «Праздник осени»,

спектакли

«Квартет»,

«Колобок»,

«Новогодняя

сказка». В

домашних

условиях родители выполняют со своими детьми самые разнообразные

виды работ, направленные на качественное проведение запланированного

мероприятия

(помощь

детям

в

заучивании

сценария,

изготовлении

костюмов).

Проведение Дня открытых дверей.

Так же родители учащихся 11 класса совместно с классным руководителем

ежегодно являются участниками всероссийской акции «ЕГЭ для родителей».

Одним

из

важнейших

направлений

программы

является

работа

с

неблагополучными семьями. С этой целью с сентября 2019 года с семьями,

находящимися

в

социально-опасном

положении

проведены

следующие

мероприятия:

п/

п

Мероприятия

Дата

Ответственные за

проведение

1

Контроль социально-бытовых

условий проживания семьи

(посещение семьи)

Первый и третий

понедельник

каждого месяца

(всего проведено

10 посещений)

Социальный педагог

совместно с

представителями

женсовета ( при

необходимости

привлекается

участковый и

социальный работник

администрации

Таскаевского

сельского совета)

2

Индивидуальные психолого-

педагогические консультации

(просвещение на нравственную

и противоалкогольную тематику

По необходимости

(всего 6

консультаций)

Психолог и

социальный педагог

совместно с

классными

руководителями)

3

Родительские собрания

1.«Разрешение конфликтных

ситуаций в семье)

2. «Отцы и дети» (роль личного

примера родителей в правовом

воспитании школьников)

14.10.2019

3.11.2019

Психолог

Социальный педагог

4

Совместные мероприятия

День здоровья

(эстафета)

30.09.2019

Учитель физической

культуры

совместно с

классными

руководителями)

В целях содействия осуществлению самоуправленческих начал,

развитию инициативы коллектива, в решении вопросов, способствующих

организации

образовательного

процесса

и

финансово-хозяйственной

деятельности, расширению

коллегиальных,

демократических

форм

управления

и

воплощению

в

жизнь

государственно-общественных

принципов управления, в школе создан орган самоуправления - Совет школы,

Совет ДОУ.

Совет

школы

работает

в

тесном

контакте

с

администрацией

в

соответствии с действующим законодательством

Основной

целью

создания

и

деятельности

Совета

является

осуществление функций

органа

самоуправления

школы

и

дошкольной

группы, привлечение к участию в органах самоуправления широких слоев

участников образовательного процесса.

Значимым является также

сотрудничество родителей со школой при

проведении процедур независимой оценки качества образования. Очень

часто родители привлекаются в качестве общественных наблюдателей

при

проведении

ВПР

и

Оценки

качества

предметных

достижений

(ОКПД) и НИКО.

Многие родители вместе с детьми и классными руководителями

живут одной жизнью, объединены едиными воспитательными целями. Семья

была,

есть

и

остается

в

обозримом

будущем

самым

сильным

фактором

влияния на любого человека в любом возрасте. Вовлечение родителей в

совместную деятельность с детьми на уровне класса, школы даёт хорошую

возможность

для

роста

учащихся

в

личностном

плане.

Школьники

с

удовольствием

включаются

в

классные,

а

затем

и

в

общешкольные

мероприятия, начинают проявлять себя в самоуправлении школы.

Практика работы с родителями показала, что новые формы общения с

семьёй

помогают

родителям

сконцентрировать

внимание

на

детях,

усиливают

чувство

удовлетворённости

процессом

воспитания

детей,

укрепляют чувство родительского самосознания.

Регулярно

проводятся

социологические

опросы

и

анкетирование

родителей, анализируется информация с родительских собраний, результаты

работы с родителями.

Уровень

удовлетворенности

родителей

п од т в е р ж д а е т с я

мониторингом

и

социологическими

исследованиями,

которые

показаны

в

диаграмме:

Творческое

общение

с

семьями

помогает

успешно

влиять

на

развитие

личности каждого ребенка, формирует ценностное отношение к семье.

Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые

пути сотрудничества с родителями, т.к. далеко не все и не сразу идут на

контакт.

Ведь

у

нас

одна

цель

воспитывать

будущих

созидателей

жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!