Автор: Скрипник Оксана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ прогимназия
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: Публикация
Тема: Мелкая моторика
Раздел: дошкольное образование
Мелкая
моторика
МБОУ
прогимназия
Кристина»
г
.
Томск
воспитатель
:
Скрипник
О
.
Н
Что
такое
мелкая
моторика
?
Мелкая
моторика
–
это
совокупность
скоординированных
действий
нервной
,
мышечной
и
костной
систем
,
часто
в
сочетании
с
зрительной
системой
в
выполнении
мелкий
и
точный
движений
кистями
и
пальцами
рук
и
ног
.
В
применении
к
моторным
навыкам
,
часто
используется
термин
ловкость
.
К
области
мелкой
моторики
относится
множество
разнообразных
движений
:
от
примитивных
жестов
,
таких
как
захват
объектов
,
до
очень
мелких
движений
,
от
которых
например
зависит
почерк
человека
.
Что
такое
мелкая
моторика
?
Практически
каждый
родитель
,
имеющий
детей
в
возрасте
до
7
лет
,
знает
о
том
,
что
физическое
развитие
детей
дошкольного
возраста
должно
идти
в
соответствии
с
нормативами
данной
возрастной
категории
.
Все
знают
,
что
мелкую
моторику
детей
необходимо
развивать
,
однако
не
всем
известно
,
что
необходимо
для
ее
развития
.
С
физиологической
точки
зрения
,
мелкая
моторика
—
это
работа
небольших
мышц
,
которые
расположены
в
кистях
рук
.
Кроме
того
,
есть
и
еще
одна
не
менее
важная
причина
,
на
основании
которой
необходимо
развивать
мелкую
моторику
.
Полученные
навыки
пригодятся
ребенку
в
дальнейшем
,
когда
ему
будет
нужно
самому
застегивать
пуговицы
или
завязывать
шнурки
.
Кроме
того
,
от
того
,
насколько
развита
мелкая
моторика
,
зависит
,
с
какой
скоростью
ребенок
научится
держать
в
руках
карандаш
,
кисточку
и
ручку
.
Способы
развития
мелкой
моторики
Как
физиологически
происходит
развитие
речи
детей
через
развитие
мелкой
моторики
,
вы
уже
поняли
.
Теперь
можно
перейти
к
воплощению
теории
на
практике
,
а
именно
основной
методике
,
которая
поможет
достичь
результатов
.
К
таким
способам
относятся
:
Массаж
тыльной
стороны
кистей
,
ладоней
,
пальцев
.
Пальчиковая
гимнастика
и
игры
с
использованием
мелких
предметов
и
материалов
,
например
,
мячиков
или
шариков
,
счетных
палочек
или
спичек
.
Специальные
развивающие
игрушки
,
к
числу
которых
относятся
разнообразные
виды
пирамидок
,
матрешек
,
кубиков
,
пазлов
,
рамок
,
магнитных
фигурок
и
кубов
-
сортеров
.
Игры
с
пластилином
,
глиной
или
тестом
.
Специальные
стенды
для
развития
мелкой
моторики
или
так
называемые
доски
Сегена
,
изображающие
различные
предметы
,
как
живые
,
так
и
неживые
.
Шнуровки
и
упражнения
с
нитками
.
Игры
с
песком
,
водой
,
бумагой
,
крупами
,
пуговицами
,
камушками
или
бусинами
.
На
заметку
Для
того
чтобы
развивать
мелкую
моторику
малыша
,
при
подборе
упражнений
обращайте
внимание
на
физическое
развитие
ребенка
,
так
как
каждый
этап
развития
маленького
человечка
имеет
свои
особенности
Рекомендации
к
родителям
по
проведению
пальчиковых
игр
.
Немного
рекомендаций
…
Гимнастика
для
пальцев
—
пальчиковые
игры
—
являются
самыми
известными
и
эффективными
упражнениями
,
благодаря
которым
сенсомоторное
развитие
происходит
в
интересной
и
увлекательной
форме
.
Постепенно
,
исходя
из
возрастных
особенностей
детей
,
игры
усложняются
и
могут
дополняться
различным
реквизитом
,
например
,
кубиками
,
домиками
и
прочими
мелкими
предметами
.
Из
всего
разнообразия
лучше
всего
выбирать
те
игры
,
где
тренируется
каждый
палец
в
отдельности
,
а
также
существуют
чередующиеся
элементы
расслабления
,
напряжения
и
растяжки
.
Во
время
тренировки
необходимо
выполнять
упражнения
в
полную
силу
,
иначе
ожидаемого
результата
не
будет
.
Однако
,
давая
нагрузку
,
учитывайте
особенности
физического
развития
детей
,
не
требуйте
от
них
сразу
многого
.
Для
достижения
хорошего
результата
важно
регулярно
делать
упражнения
.
Они
могут
быть
как
частью
образовательного
процесса
,
так
и
элементом
домашних
дел
•
ИГРЫ
С
ПАЛОЧКАМИ
(
КАРАНДАШАМИ
)
Оборудование
:
деревянные
(
желательно
из
твердых
пород
дерева
)
палочки
диаметром
1,5-2
см
,
длиной
10-15
см
с
закругленными
концами
;
наборы
не
заточённых
карандашей
с
круглой
и
ребристой
поверхностью
.
Примечание
.
Большинство
упражнений
выполняются
для
каждой
руки
попеременно
,
затем
двумя
руками
одновременно
с
двумя
палочками
.
•
ИГРЫ
С
ПАЛОЧКАМИ
(
КАРАНДАШАМИ
)
УПРАЖНЕНИЯ
С
КАРАНДАШОМ
ДЛЯ
РАЗВИТИЯ
МЕЛКОЙ
МОТОРИКИ
1-
катаем
карандаш
по
столу
ладошкой
(
ладошками
)
2 -
добываем
огонь
3 -
горка
:
по
тыльной
стороне
одной
руки
катим
карандаш
ладошкой
второй
руки
4 -
вертушка
: -
крутим
пальцами
на
поверхности
стола
карандаш
5 -
вертолет
-
крутим
в
воздухе
6 -
подъемный
кран
:
двумя
пальцами
поднимаем
(
меняем
пары
-
с
большим
пальчиком
,
без
большого
)
7 -
экскаватор
:
одним
пальцем
поднимаем
8 -
качели
-
зажимаем
карандашик
между
двумя
пальцами
и
качаем
МАССАЖЕР
“
СУ
-
ДЖОК
”
В
переводе
с
корейского
языка
Су
-
кисть
,
Джок
-
стопа
.
Этот
метод
был
разработан
южно
-
корейским
ученым
профессором
Пак
Чже
Ву
.
Что
же
такое
Су
-
Джок
?
Это
в
первую
очередь
самомассаж
,
который
является
частью
логопедической
работы
:
данный
вид
массажа
не
только
полезен
но
и
очень
интересен
детям
и
положительно
сказывается
на
самочувствии
.
-
Нормализует
мышечный
тонус
,
развивает
координацию
движений
и
мелкой
моторики
;
-
Активизирует
области
кары
головного
мозга
,
способствует
установлению
межполушарных
связей
;
-
Использование
элементов
Су
-
Джок
терапии
в
различных
видах
деятельности
.
-
Совершенствуются
навыки
пространственной
ориентации
,
развивается
память
,
внимание
.
Технология
интересна
тем
,
что
подобные
упражнения
можно
проводить
не
только
логопедам
и
педагогам
в
детском
саду
,
но
и
дома
самими
родителями
.
УПРАЖНЕНИЯ
С
ПРИМЕНЕНИЕМ
МАССАЖЕРА
“
СУ
-
ДЖОК
”
Массажер
“
Су
-
Джок
” –
это
уникальная
тактильная
гимнастика
,
которая
оказывает
тотальное
воздействие
на
кору
головного
мозга
,
что
предохраняет
отдельные
ее
зоны
от
переутомления
,
равномерно
распределяя
нагрузку
на
мозг
.
Игровой
самомассаж
с
массажёром
проводится
в
виде
5-
ти
минутных
упражнений
между
основными
частями
занятия
(
динамических
пауз
).
Волшебные
камешки
.
В
каждой
группе
детского
сада
есть
массажные
коврики
для
ног
.
Они
могут
быть
и
покупные
и
самодельные
.
Используя
эти
коврики
,
мы
добиваемся
массажа
ступней
,
что
очень
полезно
,
так
как
он
стимулирует
приток
крови
к
активным
точкам
на
ступнях
,
что
в
свою
очередь
улучшает
работу
организма
в
целом
.
Также
массаж
ступень
является
прекрасной
профилактикой
плоскостопия
.
Это
актуально
для
маленьких
деток
,
у
которых
ступни
только
формируются
.
Для
детей
такой
коврик
можно
сделать
ярким
и
красочным
,
что
бы
маленькому
малышу
было
интересно
бегать
по
нему
.
Занятия
могут
проходить
как
индивидуально
:
каждый
ребенок
на
отдельном
коврике
.
А
можно
разложить
коврики
в
виде
дорожки
и
походить
друг
за
другом
.
Конец
!
Спасибо
за
внимание
!