Напоминание

Сенсорное воспитание и развитие детей раннего и дошкольного возраста


Автор: Галина Петровна Кувшинова
Должность: МБДОУ Детский сад№38
Учебное заведение: Воспитатель
Населённый пункт: Калтан Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Сенсорное воспитание и развитие детей раннего и дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




2

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

Детский сад № 38 «Сказка»

Выполнила

Кувшинова Галина

Петровна,

Воспи воспитатель

Калтанский городской округ, 2020

3

Содержание

Актуальность

……………………………………………………………………..4

Введение

………………………………………………………………………….

6

1. Сенсорное развитие в раннем возрасте

…………………………………..….10

2. Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте. Использование

игр

………………………………………………………………………

……..15

Использованная литература

4

………………………………………………..…..21

5

Актуальность

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия.

Чем

богаче

ощущения

и

восприятия,

тем

шире

и

многограннее

будут

полученные

человеком

сведения

об

окружающем

мире.

Таким

образом,

сенсорная культура ребёнка, уровень развития его ощущений и восприятий

являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.

Сенсорная

к у л ь т у р а

и м е е т

большое

значение

и

для

эс т е т и ч е с кого

воспитания.

Умение

р а з л и ч а т ь

ц в е т а ,

о т т е н к и ,

ф о р м ы ,

сочетания

форм

и

цветов,

высоту

и

тембр

звуков

даёт

возможность

лучше

понимать

произведения

изобразительного

и

музыкального

искусства,

получать

удовольствие

от

слушания

музыки,

рассматривания картин, скульптуры и т.д.

Педагогика считает, что сенсорное воспитание надо осуществлять в

процессе разных видов деятельности – изобразительной, конструктивной,

музыкально-двигательной, при ознакомлении детей с окружающим, в играх.

Сенсорное

развитие

во

все

времена

было

и

остается

важным

и

необходимым

для

полноценного

воспитания

детей.

Сенсорное

развитие

ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о

важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в

пространстве,

а

также

запахе

и

вкусе.

Значение

сенсорного

развития

в

младшем

дошкольном

возрасте

трудно

переоценить,

именно

этот

период

6

наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств,

накопления представлений об окружающем мире. Это постепенное усвоение

сенсорной культуры, созданной человечеством.

Сенсорное

развитие

необходимо

также

и

для

успешного

обучения

ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов

трудовой

деятельности.

От

того,

как

ребенок

мыслит,

видит,

как

он

воспринимает мир путем, во многом зависит его психическое развитие.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф.

Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители

отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В.

Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что

сенсорное

воспитание,

направленное

на

обеспечение

полноценного

сенсорного

развития,

является

одной

из

основных

сторон

дошкольного

воспитания.

В

ряде

работ

отечественных

и

зарубежных

психологов

и

физиологов (М. П. Денисова и К. Л. Фигурин, А. И. Бронштейн и Е. П.

Петрова, Н. И. Касаткина и А. И. Левикова, М. О. Шрифтзетцер, Дж. Гибсон

и

др.)

показана

важная

роль

повышения

тактильной

чувствительности,

слухового анализа в развитии восприятия.

7

Введение

"Самые далеко идущие успехи науки и техники

рассчитаны не только на мыслящего,

но и ощущающего человека"

Б.Г. Ананьев.

Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и

восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» –

«чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения».

Задачи сенсорного воспитания детей дошкольного возраста:

1) формирование у детей системы перцептивных (обследовательских)

действий;

2) формирование у детей системы сенсорных эталонов;

3) формирование у детей

у м е н и я

с а м о с т о я т е л ь н о

п р и м е н я т ь

с и с т е м у

перцептивных

действий

и

систему сенсорных: эталонов

в

п р а к т и ч е с к о й

к

познавательной деятельности.

Ребёнка

дошкольного

возраста

учат

различать

и

называть цвета, формируют представления об их оттенках, о том, что при

смешивании

красок

получаются

новые

цвета

или

оттенки,

а

также

учат

сравнивать предметы по цвету, развивают способность при рассматривании

картины

видеть,

как

с

помощью

цвета

создаётся

художественная

выразительность изображения.

В

дошкольном

возрасте

дети

усваивают

про странственные

ориентировки: вперёд – назад, вверху – внизу, далеко – близко, слева – справа

8

и др., которыми руководствуются в жизненных ситуациях. Они различают

форму предметов, их величину, сравнивают предметы между собой.

Постепенно дети учатся ориентироваться во времени и овладевают

временными понятиями, осознают последовательность и продолжительность

времени.

В

начале

ребёнку

трудно

осмыслить

относительность

понятий

«вчера», «сегодня», «завтра» (как «завтра» вдруг становится «сегодня», а

«сегодня» превращается во «вчера»), продолжительность времени (минута, 5

минут,

час).

Это

достигается

в

результате

накопленного

опыта

и

целенаправленного обучения.

В

содержание

сенсорного

воспитания

входит

развитие

слуховой

чувствительности,

умения

вслушиваться

и

различать

звуки,

развитие

речевого слуха (восприятие звуковой стороны речи) и музыкального (умение

различать звуки по высоте, воспринимать ритмический рисунок и др.).

Сенсорное воспитание включает в себя также развитие тактильной

чувствительности

умения

различать

свойства

предметов

(гладкий,

9

пушистый, шершавый, мягкий, твёрдый, тяжёлый, лёгкий, холодный, тёплый

и

др.)

и

правильно

называть их. Одной из

сторон

с е н с о р н о го

воспитания

является

развитие обонятельных

и вкусовых ощущений.

В

п р о ц е с с е

повседневной жизни, в

играх и на занятиях под

руководством

воспитателя

осуществляется

разностороннее

сенсорное

воспитание

дошкольников.

Основным

методом

сенсорного

воспитания

является

обследование

детьми предметов с целью определения их свойств.

Обследование – это специально организованное восприятие предметов

для

последующего

использования

его

результатов

в

той

или

иной

содержательной

деятельности.

В

процессе обследования дети учатся

выделять

и

различать

величину,

ф о р м у,

п р о с т р а н с т в е н н ы е

отношения, цвет.

10

Одной из важных задач сенсорного воспитания является формирование

у детей представлений о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны – это

образцы, которые были выработаны в процессе общественно-исторического

опыта. Такими эталонами являются основные цвета, геометрические фигуры

(шар,

куб,

круг,

квадрат

и

др.),

различная

высота

музыкальных

звуков,

выраженная в нотах. Если

ребёнок знаком с эталонами

и

и х

с л о в е с н ы м и

обозначениями,

ему

легче

о р и е н т и р о в а т ь с я

в

окружающем

мире:

он

относит

встречающиеся

ему предметы с тем или иным эталоном и называет цвет, форму, величину.

11

12

1. Сенсорное развитие в раннем возрасте.

Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей

считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности

органов

чувств, накопления

представлений

об

окружающем

мире.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф.

Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители

отечественной

дошкольной

педагогики

и

психологии

(Е.И.

Тихеева,

А.В.

Запорожец, А.П. Усова, Н.П.

Саккулина, Л.А. Венгер, Э.Г.

Пилюгина,

Н.Б. Венгер

и

др.) справедливо

считали,

что

сенсорное

развитие,

н а п р а в л е н н о е

н а

обеспечение

полноценного

интеллектуального

развития,

является

одной

из основных сторон дошкольного воспитания.

Л.А.

Венгер

разработал

систему

дидактических

игр

по

сенсорному воспитанию, которая была направлена на обучение детей

точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные

свойства

и

отношения

(цвет,

форма,

величина,

расположение

в

пространстве).

Основой

для

таких

игр

служат

сформированные

представлении о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых

действиях с предметами. Игры - занятия, поэтому и относятся к прямому

обучению детей с использованием разнообразных игровых приемов.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается

13

в двух видах: игра - занятия и дидактические или автодидактические,

игры.

В

первом

случае

ведущая

роль

принадлежит

воспитателю,

который

для

повышения

интереса

детей

к

занятию

использует

разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит

элементы соревновании и др. Использование разнообразных компонентов

игровой

деятельности

сочетается

с

вопросами,

указаниями,

объяснениями, показом.

С помощью игр - занятий воспитатель не только

передает

определенные

знания,

формирует

представления

о

построении

игрового

сюжета,

о

разнообразных

игровых

действиях

с

предметами.

Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и

представлений в самостоятельные игры.

Занятия по сенсорному воспитанию

включаются не только в предметную, но

и

в

элементарную

конструктивную

деятельность-

рисование,

выкладывание

мозаики.

Последние

научные данные свидетельствуют о возможности

выработки у детей первых дней и месяцев жизни

тонких дифференцировок предметов разной формы,

величины, цветовых тонов и оттенков. Например,

дети

трехмесячного

возраста

отличают

такие

объемные формы, как прямоугольная призма, куб, шар, цилиндр, конус,

такие плоские формы, как квадрат, круг, треугольник. В трехлетнем

возрасте

у

детей

накапливается

определенный

сенсорный опыт, который используется при рисовании

(особенно

по

замыслу),

выкладывание

несложных

14

сюжетов с помощью мозаики.

В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить

детей

с

общепринятыми

сенсорными

эталонами,

сообщать

им

систематические

знания

о

свойствах

предметов.

Однако проводимая

работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т.е.

строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за

порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленении и

группировку свойств.

Сенсорное

развитие

неразрывно

связано

с

развитием

э с т е т и ч е с к и м .

Е с л и

ч е л о в е к

с п о с о б е н

о т л и ч а т ь

о т т е н к и

ц в е т о в о й

г а м м ы ,

разнообразие

вкусов,

запахов и звуков- он в

полной мере воспринимает красоту окружающего мира и наслаждается

ею. Если же опыт сенсорного развития невелик - это отрицательно

скажется на развитии воображения.

Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира

начинается

познание.

Все другие

формы

познания - запоминание,

мышление,

воображение - строятся

на

основе

образов

восприятия,

являются

результатом

их

переработки.

Поэтому

нормальное

интеллектуальное

развитие

невозможно

без

опоры

на

полноценное

восприятие.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни

выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу

разработки и использования наиболее эффективных средств и методов

15

сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного

воспитания должна состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у

детей

представления

о

сенсорных

эталонах

общепринятые

образцы

внешних

свойств

предметов.

В

качестве

сенсорных

эталонов

цвета

выступают семь цветов спектра и их

оттенки по светлоте и насыщенности,

в

качестве

эталонов

формы

-

геометрические

фигуры,

величина -

метрическая система мер.

В

детском

саду

ребенок

обучается

рисованию,

лепке,

конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать

основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех

этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним

свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство

с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить

особенности его формы, цвета, материала.

В процессе действий с предметами ребенок учиться различать их

форму. Малыша необходимо научить таким действиям, при которых он

мог бы понять, что от умения определить форму зависит результат его

деятельности. Поэтому

первые

игры

и

упражнения

должны

быть

основаны на практических действиях, требующих опоры на форму

предметов, так как ребенок может еще не выделять форму зрительно и

тем более не знать ее названия.

В дальнейшем он вычленяет форму зрительно. Сначала делает это

недостаточно

точно,

проверяя

с

помощью

другого

способа

-

16

примеривания. Лишь на основе длительного использования способов

проб и примеривания в самых разных ситуациях и на самых разных

объектах

у

ребенка

может

возникнуть

полноценное

зрительное

восприятие формы, умение вычленить ее из предмета и соотносить с

формой других предметов.

Наиболее

успешно

сенсорные

способности

развиваются

в

продуктивной

деятельности, в

частности

в

конструировании.

Здесь

сенсорные процессы осуществляются не изолировано от деятельности, а

в ней

самой,

раскрывающей

богатые

возможности

для

сенсорного

воспитания в широком его понимании.

17

2. Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте. Использование игр.

На

каждом

возрастном

этапе

ребёнок

чувствителен

к

каким-либо

воздействиям.

Поэтому

каждый

возраст

благоприятен

для

дальнейшего

нервно-психического

развития

и

всестороннего

воспитания

дошкольника.

Чем меньше ребёнок, тем большее значение для него имеет чувственный

опыт. Ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль на

этапе раннего детства.

Психологи и педагоги (А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина,

Л.А. Венгер) разработали систему сенсорного воспитания в дошкольном

детстве. В основу этой комплексной программы легли четыре принципа:

1. Начиная с раннего возраста, предполагается формирование у детей

широкой

о р и е н т и р о в к и

в

предметном

окружении

( о з н а ко м л е н и е

с

ц в е т о м ,

ф о р м о й ,

величиной,

совершенствование

звукового

ана лиза

речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства).

2. Сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами

содержательной деятельности детей (ребёнок ориентируется на свойства и

качества

предметов

величина

и

цвет

плодов

свидетельствуют

об

их

зрелости).

3.

На

этом

этапе

детям

даются

обобщающие

знания

и

умения,

связанные с ориентировкой в окружающей среде.

4.

Этот

принцип

предполагает

формирование

систематизированных

18

представлений

о

свойствах

и

качествах,

которые

являются

эталонами

обследования любого предмета.

Пользуясь

данной

системой,

педагоги

предлагают

в

программе

« О т

р о ж д е н и я

д о

ш к о л ы »

реализовать

следующие

задачи

по

развитию предметной деятельности

детей:

-

с о в е р ш е н с т в о в а т ь

восприятие

детей,

умение

активно

использовать осязание, зрение, слух, обоняние;

- способствовать обогащению чувственного опыта детей через разные

виды деятельности;

-

побуждать

д е т е й

о б с л ед о ват ь

п р е д м е т ы ,

выделять

цвет, форму, величину;

-

воспитывать

умение

называть

свойства предметов;

-

ф о р м и р о в а т ь

самостоятельность и целенаправленность предметной деятельности детей.

Перечисленные задачи решаются при помощи различных форм работы:

индивидуальная работа, групповая и подгрупповая.

В

р а н н е м

во зр а с т е

б ы с т р о т а

запоминания названий предметов зависит в

значительной

степени

от

в л и я н и я

окружающих

ребёнка

людей.

Взрослые

должны

говорить

внятно,

размеренно,

грамотно.

У

детей

третьего

года

жизни

очень

часто

наблюдается

случайное

19

употребление слов. Называя какой – либо из цветов, дети не связывают это

н а з в а н и е

с

конкретным

цветом.

Полное

с л и я н и е

с л о в -

названий

цвета

с

их

содержанием

произойдёт только

к

пяти годам.

При

планировании взаимодействия с детьми по обогащению чувственного опыта,

следует учитывать, что у детей раннего возраста внимание непроизвольное,

они действуют спонтанно, их невозможно заставить слушать, если детям не

интересно.

А

значит,

предметы

для

обследования

должны

быть

яркими,

крупными. Попасть в руки они должны не обычным способом, а через

использование педагогом сюрпризного момента.

Зрительное

восприятие.

При помощи

з р е н и я

м ы

получаем большую

информацию

и з

внешнего

м ир а .

1 . Я

п р е д л а г а ю

и г р у

« Д е н ь

и

ночь». Цель игры:

развитие

зрительных ощущений, формирование понятий о свете и темноте.

2. В тёмное время суток хорошо играть с тенями на стене.

20

3. Очень нравится детям занятия при свече. Мы часто читаем сказки у

свечи. За окном рассматриваем сумерки, видим сказочный лес. Именно в этот

отрезок времени ребята хорошо усваивают новые слова. Ну и, безусловно,

следует провести занятие и не одно по ОБЖ. Нельзя баловаться с огнём,

зажигают свечу только взрослые…

Цвет.

Цвет

является

значимым

свойством

предмета.

Именно

на

него

мы

обращаем внимание в первую очередь. И можем выделить объект среди

других.

1. Игра «Подбери по цвету». блоки Д

2. Игра «Цветная вода».

Форма.

Форма

э т о

очертание

предмета.

Оно

может

близко

к

эталону, а может быть

оригинальным.

Фигуры

рассматриваем

плоские

и

объёмные

геометрические

тела

(шар,

куб,

цилиндр,

конус…).

В

раннем

возрасте

не

настаиваем

на

запоминании

названий

объёмных

тел,

но

произносим.

Дети

запоминают

звучание,

а

кто-то

и

повторяет.

Так

происходит активизация словаря.

Игра «Фигурки по местам»

Игра «Построим башни». (называю основание)

«Найди такую же фигуру»?

21

Величина.

Величину

мы

очень

часто

измеряем

на

глаз,

сравнивая

с

другими

объектами. Она получается относительной. Один и тот же предмет может

быть

и

большим,

и

маленьким,

смотря

с

чем

мы

его

сравниваем.

Сопоставлять

предметы

можно

по

в ы с о т е ,

ш и р и н е ,

длине.

Матрёшки.

В о р о т а

д л я

машин.

Количество.

Это

категория,

которая

характеризует

предметы

со

стороны

числа, т.е. сколько? На раннем этапе развития мы формируем понятие « один

- много – ни одного»

Игра с мишками « один – много»

Расположение в пространстве.

Пространство

это

свободное

место,

где

можно

что-нибудь

расположить.

На

стадии

раннего

развития

необходимо

научить

ребёнка

понимать ( далеко – близко, справа –слева, сверху – снизу).

Развитие слухового восприятия. Предполагается знакомство с самыми

различными

звуками,

улавливание

звуков

при

удалении.

Это

даёт

возможность лучше ориентироваться в пространстве.

Игра «Узнай по звуку»

Сенсорный коврик

Развитие осязания

Осязание

восприятие

окружающего

мира,

осуществляемого

при

22

п о м о щ и

р е ц е п т о р о в ,

р а с п ол оже н н ы х

н а

ко ж е .

Главный инструмент осязания –

руки

(

ладони

и

пальцы).

Я

предлагаю вам осязать форму.

Игра «Найди свою пару»

Обоняние и вкус.

Ощущения

запаха

и

вкуса

тесно

связаны

между

собой.

Вкусовые

рецепторы находятся на языке, улавливающие запах расположены в носовой

полости. Различные участки языка различают вкус по- разному. Кончик языка

воспринимает сладкое и солёное, область у корня языка – горькое, боковые

части языка – кислое.

23

Список литературы:

1. Бейлина А. Игры и игровые средства. // Дошкольное воспитание, 1995. –

№3. – с. 16 – 19.

2 .

Белкина

В.Л. Психология

раннего

и

дошкольного

детства.

М.:

Академический Проект: Гаудеамус, 2005.

3 .

Вайнерман С.М.

Сенсомоторное развитие дошкольников / Вайнерман

С.М., Большов А.С. , Силкин Ю.Р. и др. - М.: Владос,- 2001.

4 . Венгер

Л.А.

Воспитание

сенсорной

культуры

ребенка:

книга

для

воспитателей детского сада / Венгер Л.А., Пилюгина Е.Г. - М.: Просвещение ,

1998.

5 .

Венгер

Л.А.,

Мухина

В.С.

Сенсорное

воспитание

дошкольников//

Дошкольное воспитание, 2004. - № 13. – с.14.

6.

Венгер

Л.А.

Дидактические

игры

и

упражнения

по

сенсорному

воспитанию дошкольников.— М.: Просвещение, 2008.

7 .

Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная

программа

дошкольного

образования

/

Веракса

Н.Е.,

Комарова

Т.С.,

Васильева М.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

8. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

9. Гербова В.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для

воспитателя дет. сада / Гербова В.В., Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др. / Под

ред. Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 2000.

10. Глушкова, Г. Игра или упражнение // Дошкольное воспитание, – 2008. –

№12. – с.29 – 34.

11. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой

младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

12. Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию

детей 2-4-го года жизни / Дворова И.В., Рожков О.П. - М.: Модэк, 2007.

24

13. Дубровская Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного

возраста // Дошкольная педагогика, – 2003. – №6. – с. 21 – 26.

14. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / Запорожец А.В.,

Усова

А.П.

-М.:

Академия

педагогиче ских

наук,

2 0 0 3 .

15. Ильина М.Н. Развитие ребёнка от первого дня жизни до шести лет: тесты

и развивающие упражнения. – СПб. : Дельта, 2001.

16. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное

воспитание, 2005. - №2. - с.76-78.

17.

Краснощёкова

Н.В.

Развитие

ощущений

и

восприятия

у

детей

от

младенчества до младшего школьного возраста. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

18. Никитина Е. Сенсорные уголки для диагностики // 0бруч, -2006.-№2. с 15.

19. Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст):

Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж.:

Учитель, 2006.

20. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание

цвета, формы, величины у младших дошкольников. - М.: Просвещение, 1996.

21.

Поддьяков

Н.

Н.

Сенсорное

воспитание

ребенка

в

процессе

конструктивной деятельности // Теория и практика сенсорного воспитания в

детском саду. -М.: Просвещение, 2001.

22. Поддъяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду// Пособие для

воспитателей

2-е

изд./

Поддъяков

Н.Н.,

Аванесова

В.Н.

М.:

Просвещение, 2001.

23. Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их

возрастные особенности// Дошкольное воспитание, -2002.-№10.- С.90-93.

24.

Удальцова

Е.

И.

Дидактические

игры

в

воспитании

и

обучении

дошкольников. — Минск: Народная асвета, 2007.

25. Урунтаева Г.А. Детская психология: Учеб. для студентов образовательных

учреждений среднего профессионального образования, 6-е изд. перераб. и

доп./ Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2006.

25

26. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания

дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. - М.,

Просвещение, 2005.

27. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – М.; Мозаика-

Синтез, 2009.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!