Автор: Галина Петровна Кувшинова
Должность: МБДОУ Детский сад№38
Учебное заведение: Воспитатель
Населённый пункт: Калтан Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Сенсорное воспитание и развитие детей раннего и дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
2
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
Детский сад № 38 «Сказка»
Выполнила
Кувшинова Галина
Петровна,
Воспи воспитатель
Калтанский городской округ, 2020
3
Содержание
Актуальность
……………………………………………………………………..4
Введение
………………………………………………………………………….
6
1. Сенсорное развитие в раннем возрасте
…………………………………..….10
2. Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте. Использование
игр
………………………………………………………………………
……..15
Использованная литература
4
………………………………………………..…..21
5
Актуальность
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия.
Чем
богаче
ощущения
и
восприятия,
тем
шире
и
многограннее
будут
полученные
человеком
сведения
об
окружающем
мире.
Таким
образом,
сенсорная культура ребёнка, уровень развития его ощущений и восприятий
являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.
Сенсорная
к у л ь т у р а
и м е е т
большое
значение
и
для
эс т е т и ч е с кого
воспитания.
Умение
р а з л и ч а т ь
ц в е т а ,
о т т е н к и ,
ф о р м ы ,
сочетания
форм
и
цветов,
высоту
и
тембр
звуков
даёт
возможность
лучше
понимать
произведения
изобразительного
и
музыкального
искусства,
получать
удовольствие
от
слушания
музыки,
рассматривания картин, скульптуры и т.д.
Педагогика считает, что сенсорное воспитание надо осуществлять в
процессе разных видов деятельности – изобразительной, конструктивной,
музыкально-двигательной, при ознакомлении детей с окружающим, в играх.
Сенсорное
развитие
во
все
времена
было
и
остается
важным
и
необходимым
для
полноценного
воспитания
детей.
Сенсорное
развитие
ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о
важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в
пространстве,
а
также
запахе
и
вкусе.
Значение
сенсорного
развития
в
младшем
дошкольном
возрасте
трудно
переоценить,
именно
этот
период
6
наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств,
накопления представлений об окружающем мире. Это постепенное усвоение
сенсорной культуры, созданной человечеством.
Сенсорное
развитие
необходимо
также
и
для
успешного
обучения
ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов
трудовой
деятельности.
От
того,
как
ребенок
мыслит,
видит,
как
он
воспринимает мир путем, во многом зависит его психическое развитие.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф.
Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители
отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В.
Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что
сенсорное
воспитание,
направленное
на
обеспечение
полноценного
сенсорного
развития,
является
одной
из
основных
сторон
дошкольного
воспитания.
В
ряде
работ
отечественных
и
зарубежных
психологов
и
физиологов (М. П. Денисова и К. Л. Фигурин, А. И. Бронштейн и Е. П.
Петрова, Н. И. Касаткина и А. И. Левикова, М. О. Шрифтзетцер, Дж. Гибсон
и
др.)
показана
важная
роль
повышения
тактильной
чувствительности,
слухового анализа в развитии восприятия.
7
Введение
"Самые далеко идущие успехи науки и техники
рассчитаны не только на мыслящего,
но и ощущающего человека"
Б.Г. Ананьев.
Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и
восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» –
«чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения».
Задачи сенсорного воспитания детей дошкольного возраста:
1) формирование у детей системы перцептивных (обследовательских)
действий;
2) формирование у детей системы сенсорных эталонов;
3) формирование у детей
у м е н и я
с а м о с т о я т е л ь н о
п р и м е н я т ь
с и с т е м у
перцептивных
действий
и
систему сенсорных: эталонов
в
п р а к т и ч е с к о й
к
познавательной деятельности.
Ребёнка
дошкольного
возраста
учат
различать
и
называть цвета, формируют представления об их оттенках, о том, что при
смешивании
красок
получаются
новые
цвета
или
оттенки,
а
также
учат
сравнивать предметы по цвету, развивают способность при рассматривании
картины
видеть,
как
с
помощью
цвета
создаётся
художественная
выразительность изображения.
В
дошкольном
возрасте
дети
усваивают
про странственные
ориентировки: вперёд – назад, вверху – внизу, далеко – близко, слева – справа
8
и др., которыми руководствуются в жизненных ситуациях. Они различают
форму предметов, их величину, сравнивают предметы между собой.
Постепенно дети учатся ориентироваться во времени и овладевают
временными понятиями, осознают последовательность и продолжительность
времени.
В
начале
ребёнку
трудно
осмыслить
относительность
понятий
«вчера», «сегодня», «завтра» (как «завтра» вдруг становится «сегодня», а
«сегодня» превращается во «вчера»), продолжительность времени (минута, 5
минут,
час).
Это
достигается
в
результате
накопленного
опыта
и
целенаправленного обучения.
В
содержание
сенсорного
воспитания
входит
развитие
слуховой
чувствительности,
умения
вслушиваться
и
различать
звуки,
развитие
речевого слуха (восприятие звуковой стороны речи) и музыкального (умение
различать звуки по высоте, воспринимать ритмический рисунок и др.).
Сенсорное воспитание включает в себя также развитие тактильной
чувствительности
–
умения
различать
свойства
предметов
(гладкий,
9
пушистый, шершавый, мягкий, твёрдый, тяжёлый, лёгкий, холодный, тёплый
и
др.)
и
правильно
называть их. Одной из
сторон
с е н с о р н о го
воспитания
является
развитие обонятельных
и вкусовых ощущений.
В
п р о ц е с с е
повседневной жизни, в
играх и на занятиях под
руководством
воспитателя
осуществляется
разностороннее
сенсорное
воспитание
дошкольников.
Основным
методом
сенсорного
воспитания
является
обследование
детьми предметов с целью определения их свойств.
Обследование – это специально организованное восприятие предметов
для
последующего
использования
его
результатов
в
той
или
иной
содержательной
деятельности.
В
процессе обследования дети учатся
выделять
и
различать
величину,
ф о р м у,
п р о с т р а н с т в е н н ы е
отношения, цвет.
10
Одной из важных задач сенсорного воспитания является формирование
у детей представлений о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны – это
образцы, которые были выработаны в процессе общественно-исторического
опыта. Такими эталонами являются основные цвета, геометрические фигуры
(шар,
куб,
круг,
квадрат
и
др.),
различная
высота
музыкальных
звуков,
выраженная в нотах. Если
ребёнок знаком с эталонами
и
и х
с л о в е с н ы м и
обозначениями,
ему
легче
о р и е н т и р о в а т ь с я
в
окружающем
мире:
он
относит
встречающиеся
ему предметы с тем или иным эталоном и называет цвет, форму, величину.
11
12
1. Сенсорное развитие в раннем возрасте.
Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей
считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности
органов
чувств, накопления
представлений
об
окружающем
мире.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф.
Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители
отечественной
дошкольной
педагогики
и
психологии
(Е.И.
Тихеева,
А.В.
Запорожец, А.П. Усова, Н.П.
Саккулина, Л.А. Венгер, Э.Г.
Пилюгина,
Н.Б. Венгер
и
др.) справедливо
считали,
что
сенсорное
развитие,
н а п р а в л е н н о е
н а
обеспечение
полноценного
интеллектуального
развития,
является
одной
из основных сторон дошкольного воспитания.
Л.А.
Венгер
разработал
систему
дидактических
игр
по
сенсорному воспитанию, которая была направлена на обучение детей
точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные
свойства
и
отношения
(цвет,
форма,
величина,
расположение
в
пространстве).
Основой
для
таких
игр
служат
сформированные
представлении о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых
действиях с предметами. Игры - занятия, поэтому и относятся к прямому
обучению детей с использованием разнообразных игровых приемов.
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается
13
в двух видах: игра - занятия и дидактические или автодидактические,
игры.
В
первом
случае
ведущая
роль
принадлежит
воспитателю,
который
для
повышения
интереса
детей
к
занятию
использует
разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит
элементы соревновании и др. Использование разнообразных компонентов
игровой
деятельности
сочетается
с
вопросами,
указаниями,
объяснениями, показом.
С помощью игр - занятий воспитатель не только
передает
определенные
знания,
формирует
представления
о
построении
игрового
сюжета,
о
разнообразных
игровых
действиях
с
предметами.
Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и
представлений в самостоятельные игры.
Занятия по сенсорному воспитанию
включаются не только в предметную, но
и
в
элементарную
конструктивную
деятельность-
рисование,
выкладывание
мозаики.
Последние
научные данные свидетельствуют о возможности
выработки у детей первых дней и месяцев жизни
тонких дифференцировок предметов разной формы,
величины, цветовых тонов и оттенков. Например,
дети
трехмесячного
возраста
отличают
такие
объемные формы, как прямоугольная призма, куб, шар, цилиндр, конус,
такие плоские формы, как квадрат, круг, треугольник. В трехлетнем
возрасте
у
детей
накапливается
определенный
сенсорный опыт, который используется при рисовании
(особенно
по
замыслу),
выкладывание
несложных
14
сюжетов с помощью мозаики.
В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить
детей
с
общепринятыми
сенсорными
эталонами,
сообщать
им
систематические
знания
о
свойствах
предметов.
Однако проводимая
работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т.е.
строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за
порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленении и
группировку свойств.
Сенсорное
развитие
неразрывно
связано
с
развитием
э с т е т и ч е с к и м .
Е с л и
ч е л о в е к
с п о с о б е н
о т л и ч а т ь
о т т е н к и
ц в е т о в о й
г а м м ы ,
разнообразие
вкусов,
запахов и звуков- он в
полной мере воспринимает красоту окружающего мира и наслаждается
ею. Если же опыт сенсорного развития невелик - это отрицательно
скажется на развитии воображения.
Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира
начинается
познание.
Все другие
формы
познания - запоминание,
мышление,
воображение - строятся
на
основе
образов
восприятия,
являются
результатом
их
переработки.
Поэтому
нормальное
интеллектуальное
развитие
невозможно
без
опоры
на
полноценное
восприятие.
Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни
выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу
разработки и использования наиболее эффективных средств и методов
15
сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного
воспитания должна состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у
детей
представления
о
сенсорных
эталонах
–
общепринятые
образцы
внешних
свойств
предметов.
В
качестве
сенсорных
эталонов
цвета
выступают семь цветов спектра и их
оттенки по светлоте и насыщенности,
в
качестве
эталонов
формы
-
геометрические
фигуры,
величина -
метрическая система мер.
В
детском
саду
ребенок
обучается
рисованию,
лепке,
конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать
основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех
этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним
свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство
с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить
особенности его формы, цвета, материала.
В процессе действий с предметами ребенок учиться различать их
форму. Малыша необходимо научить таким действиям, при которых он
мог бы понять, что от умения определить форму зависит результат его
деятельности. Поэтому
первые
игры
и
упражнения
должны
быть
основаны на практических действиях, требующих опоры на форму
предметов, так как ребенок может еще не выделять форму зрительно и
тем более не знать ее названия.
В дальнейшем он вычленяет форму зрительно. Сначала делает это
недостаточно
точно,
проверяя
с
помощью
другого
способа
-
16
примеривания. Лишь на основе длительного использования способов
проб и примеривания в самых разных ситуациях и на самых разных
объектах
у
ребенка
может
возникнуть
полноценное
зрительное
восприятие формы, умение вычленить ее из предмета и соотносить с
формой других предметов.
Наиболее
успешно
сенсорные
способности
развиваются
в
продуктивной
деятельности, в
частности
в
конструировании.
Здесь
сенсорные процессы осуществляются не изолировано от деятельности, а
в ней
самой,
раскрывающей
богатые
возможности
для
сенсорного
воспитания в широком его понимании.
17
2. Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте. Использование игр.
На
каждом
возрастном
этапе
ребёнок
чувствителен
к
каким-либо
воздействиям.
Поэтому
каждый
возраст
благоприятен
для
дальнейшего
нервно-психического
развития
и
всестороннего
воспитания
дошкольника.
Чем меньше ребёнок, тем большее значение для него имеет чувственный
опыт. Ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль на
этапе раннего детства.
Психологи и педагоги (А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина,
Л.А. Венгер) разработали систему сенсорного воспитания в дошкольном
детстве. В основу этой комплексной программы легли четыре принципа:
1. Начиная с раннего возраста, предполагается формирование у детей
широкой
о р и е н т и р о в к и
в
предметном
окружении
( о з н а ко м л е н и е
с
ц в е т о м ,
ф о р м о й ,
величиной,
совершенствование
звукового
ана лиза
речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства).
2. Сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами
содержательной деятельности детей (ребёнок ориентируется на свойства и
качества
предметов
–
величина
и
цвет
плодов
свидетельствуют
об
их
зрелости).
3.
На
этом
этапе
детям
даются
обобщающие
знания
и
умения,
связанные с ориентировкой в окружающей среде.
4.
Этот
принцип
предполагает
формирование
систематизированных
18
представлений
о
свойствах
и
качествах,
которые
являются
эталонами
обследования любого предмета.
Пользуясь
данной
системой,
педагоги
предлагают
в
программе
« О т
р о ж д е н и я
д о
ш к о л ы »
реализовать
следующие
задачи
по
развитию предметной деятельности
детей:
-
с о в е р ш е н с т в о в а т ь
восприятие
детей,
умение
активно
использовать осязание, зрение, слух, обоняние;
- способствовать обогащению чувственного опыта детей через разные
виды деятельности;
-
побуждать
д е т е й
о б с л ед о ват ь
п р е д м е т ы ,
выделять
цвет, форму, величину;
-
воспитывать
умение
называть
свойства предметов;
-
ф о р м и р о в а т ь
самостоятельность и целенаправленность предметной деятельности детей.
Перечисленные задачи решаются при помощи различных форм работы:
индивидуальная работа, групповая и подгрупповая.
В
р а н н е м
во зр а с т е
б ы с т р о т а
запоминания названий предметов зависит в
значительной
степени
от
в л и я н и я
окружающих
ребёнка
людей.
Взрослые
должны
говорить
внятно,
размеренно,
грамотно.
У
детей
третьего
года
жизни
очень
часто
наблюдается
случайное
19
употребление слов. Называя какой – либо из цветов, дети не связывают это
н а з в а н и е
с
конкретным
цветом.
Полное
с л и я н и е
с л о в -
названий
цвета
с
их
содержанием
произойдёт только
к
пяти годам.
При
планировании взаимодействия с детьми по обогащению чувственного опыта,
следует учитывать, что у детей раннего возраста внимание непроизвольное,
они действуют спонтанно, их невозможно заставить слушать, если детям не
интересно.
А
значит,
предметы
для
обследования
должны
быть
яркими,
крупными. Попасть в руки они должны не обычным способом, а через
использование педагогом сюрпризного момента.
Зрительное
восприятие.
При помощи
з р е н и я
м ы
получаем большую
информацию
и з
внешнего
м ир а .
1 . Я
п р е д л а г а ю
и г р у
« Д е н ь
и
ночь». Цель игры:
развитие
зрительных ощущений, формирование понятий о свете и темноте.
2. В тёмное время суток хорошо играть с тенями на стене.
20
3. Очень нравится детям занятия при свече. Мы часто читаем сказки у
свечи. За окном рассматриваем сумерки, видим сказочный лес. Именно в этот
отрезок времени ребята хорошо усваивают новые слова. Ну и, безусловно,
следует провести занятие и не одно по ОБЖ. Нельзя баловаться с огнём,
зажигают свечу только взрослые…
Цвет.
Цвет
является
значимым
свойством
предмета.
Именно
на
него
мы
обращаем внимание в первую очередь. И можем выделить объект среди
других.
1. Игра «Подбери по цвету». блоки Д
2. Игра «Цветная вода».
Форма.
Форма
–
э т о
очертание
предмета.
Оно
может
близко
к
эталону, а может быть
оригинальным.
Фигуры
рассматриваем
плоские
и
объёмные
геометрические
тела
(шар,
куб,
цилиндр,
конус…).
В
раннем
возрасте
не
настаиваем
на
запоминании
названий
объёмных
тел,
но
произносим.
Дети
запоминают
звучание,
а
кто-то
и
повторяет.
Так
происходит активизация словаря.
Игра «Фигурки по местам»
Игра «Построим башни». (называю основание)
«Найди такую же фигуру»?
21
Величина.
Величину
мы
очень
часто
измеряем
на
глаз,
сравнивая
с
другими
объектами. Она получается относительной. Один и тот же предмет может
быть
и
большим,
и
маленьким,
смотря
с
чем
мы
его
сравниваем.
Сопоставлять
предметы
можно
по
в ы с о т е ,
ш и р и н е ,
длине.
Матрёшки.
В о р о т а
д л я
машин.
Количество.
Это
категория,
которая
характеризует
предметы
со
стороны
числа, т.е. сколько? На раннем этапе развития мы формируем понятие « один
- много – ни одного»
Игра с мишками « один – много»
Расположение в пространстве.
Пространство
–
это
свободное
место,
где
можно
что-нибудь
расположить.
На
стадии
раннего
развития
необходимо
научить
ребёнка
понимать ( далеко – близко, справа –слева, сверху – снизу).
Развитие слухового восприятия. Предполагается знакомство с самыми
различными
звуками,
улавливание
звуков
при
удалении.
Это
даёт
возможность лучше ориентироваться в пространстве.
Игра «Узнай по звуку»
Сенсорный коврик
Развитие осязания
Осязание
–
восприятие
окружающего
мира,
осуществляемого
при
22
п о м о щ и
р е ц е п т о р о в ,
р а с п ол оже н н ы х
н а
ко ж е .
Главный инструмент осязания –
руки
(
ладони
и
пальцы).
Я
предлагаю вам осязать форму.
Игра «Найди свою пару»
Обоняние и вкус.
Ощущения
запаха
и
вкуса
тесно
связаны
между
собой.
Вкусовые
рецепторы находятся на языке, улавливающие запах расположены в носовой
полости. Различные участки языка различают вкус по- разному. Кончик языка
воспринимает сладкое и солёное, область у корня языка – горькое, боковые
части языка – кислое.
23
Список литературы:
1. Бейлина А. Игры и игровые средства. // Дошкольное воспитание, 1995. –
№3. – с. 16 – 19.
2 .
Белкина
В.Л. Психология
раннего
и
дошкольного
детства.
–
М.:
Академический Проект: Гаудеамус, 2005.
3 .
Вайнерман С.М.
Сенсомоторное развитие дошкольников / Вайнерман
С.М., Большов А.С. , Силкин Ю.Р. и др. - М.: Владос,- 2001.
4 . Венгер
Л.А.
Воспитание
сенсорной
культуры
ребенка:
книга
для
воспитателей детского сада / Венгер Л.А., Пилюгина Е.Г. - М.: Просвещение ,
1998.
5 .
Венгер
Л.А.,
Мухина
В.С.
Сенсорное
воспитание
дошкольников//
Дошкольное воспитание, 2004. - № 13. – с.14.
6.
Венгер
Л.А.
Дидактические
игры
и
упражнения
по
сенсорному
воспитанию дошкольников.— М.: Просвещение, 2008.
7 .
Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная
программа
дошкольного
образования
/
Веракса
Н.Е.,
Комарова
Т.С.,
Васильева М.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
8. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
9. Гербова В.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для
воспитателя дет. сада / Гербова В.В., Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др. / Под
ред. Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 2000.
10. Глушкова, Г. Игра или упражнение // Дошкольное воспитание, – 2008. –
№12. – с.29 – 34.
11. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой
младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
12. Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию
детей 2-4-го года жизни / Дворова И.В., Рожков О.П. - М.: Модэк, 2007.
24
13. Дубровская Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного
возраста // Дошкольная педагогика, – 2003. – №6. – с. 21 – 26.
14. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / Запорожец А.В.,
Усова
А.П.
-М.:
Академия
педагогиче ских
наук,
2 0 0 3 .
15. Ильина М.Н. Развитие ребёнка от первого дня жизни до шести лет: тесты
и развивающие упражнения. – СПб. : Дельта, 2001.
16. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное
воспитание, 2005. - №2. - с.76-78.
17.
Краснощёкова
Н.В.
Развитие
ощущений
и
восприятия
у
детей
от
младенчества до младшего школьного возраста. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
18. Никитина Е. Сенсорные уголки для диагностики // 0бруч, -2006.-№2. с 15.
19. Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст):
Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж.:
Учитель, 2006.
20. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание
цвета, формы, величины у младших дошкольников. - М.: Просвещение, 1996.
21.
Поддьяков
Н.
Н.
Сенсорное
воспитание
ребенка
в
процессе
конструктивной деятельности // Теория и практика сенсорного воспитания в
детском саду. -М.: Просвещение, 2001.
22. Поддъяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду// Пособие для
воспитателей
–
2-е
изд./
Поддъяков
Н.Н.,
Аванесова
В.Н.
–
М.:
Просвещение, 2001.
23. Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их
возрастные особенности// Дошкольное воспитание, -2002.-№10.- С.90-93.
24.
Удальцова
Е.
И.
Дидактические
игры
в
воспитании
и
обучении
дошкольников. — Минск: Народная асвета, 2007.
25. Урунтаева Г.А. Детская психология: Учеб. для студентов образовательных
учреждений среднего профессионального образования, 6-е изд. перераб. и
доп./ Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2006.
25
26. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания
дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. - М.,
Просвещение, 2005.
27. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – М.; Мозаика-
Синтез, 2009.