Напоминание

Роль дидактических игр в формировании представлений о времени у дошкольников


Автор: Аносова Альфия Равильевна
Должность: воспитатель 1 категории
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 223» г. Саратова
Населённый пункт: Саратов
Наименование материала: Статья Роль дидактических игр в формировании представлений о времени у дошкольников
Тема: Роль дидактических игр в формировании представлений о времени у дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Аносова Альфия Равильевна

воспитатель 1 категории

МБДОУ «Детский сад компенсирующего

вида № 223» г. Саратова

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Современному

обществу

необходимы

мобильные

личности,

способные

адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. На основе чего, перед нами

встает задача создания оптимальных условий для развития и воспитания детей, с

целью выполнения требований современного общества. Ориентировка во времени

жизненно необходима ребенку как будущему члену общества, служит базисом его

личностной культуры. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность

успешно

развиваться,

овладевать

различными

видами

деятельности,

познавать

окружающий мир, и таким образом, готовиться к школе. Многие положительные

качества

возникают

и

развиваются

благодаря

планированию

ребенком

своей

деятельности

во

времени,

например,

целенаправленность,

собранность,

организованность.

Представления

о

времени

способствует

всестороннему

развитию

детей:

развитию памяти, внимания, мышления, речи.

Дети

испытывают

многочисленные

трудности

при

освоении

временных

категорий. Это связано со специфическими особенностями времени: его текучестью,

необратимостью, отсутствием наглядных форм. Для детей дошкольного возраста

характерно наглядно – действенное мышление. Именно поэтому при восприятии

времени дети нуждаются в опоре на наглядность, в преподнесении материала в

занимательной

форме.

Ориентировка

во

времени

совершенствуется

на

всём

протяжении дошкольного детства.

При

целенаправленной

педагогической

работе

дети

успешно

осваивают

представления о времени. Формирование временных представлений осуществляется

во время занятий и в повседневной жизни детей с использованием дидактических

игр. Данные пути осуществляются в сочетании друг с другом.

Цель

дидактических

игр

помочь

детям

научиться

самостоятельно

ориентироваться во времени – определять, измерять, чувствовать его длительность,

менять ритм и темп своих действий в зависимости от времени. Задачи игр – это

формирование

понятия

о

частях

суток

на

основе

связи

различных

временных

отрезков с характером деятельности

людей. Умение различать понятия « вчера,

сегодня, завтра» и правильно обозначать их в речи. Развивать умение связывать

название каждого дня недели с его порядковым номером. Формировать умение

оценивать временные интервалы, выраженные в месяцах и временах года, понимая

их периодичность, сменяемость, необратимость. Учить определять время по часам.

Начиная

со

средней

группы

формируется

умение

ориентироваться

в

контрастных частях суток: день-ночь, утро-вечер, характерных признаках частей

суток

и

их

последовательности,

широко

используются

игровые

приемы

и

иллюстративный материал. Для этого вначале предлагаются картинки следующего

содержания: школьники утром идут в школу, дворник подметает улицу, девочка

обедает дома, мама читает книжку ребенку, лежащему в постели и т.д. В отличие от

реального времени с картинками и карточками можно произвольно манипулировать:

1

выкладывать,

рассматривать,

группировать,

сравнивать.

Затем

стараемся

сосредоточить их внимание на объективных показателях, символизирующих время

(положение

солнца,

степень

освещенности

земли,

цвет

неба).

С

этой

целью

используются карточки: утро (голубое небо, внизу видна верхняя часть солнечного

круга с лучами светло - желтого цвета), день (светлое голубовато-желтое небо, в

верхней части светло - желтый круг солнца), вечер (серое небо, в нижней части ярко

- оранжевый круг солнца без лучей), ночь (черное небо с месяцем и звездами). Все

четыре карточки рассматриваются детьми одновременно, задаётся вопрос: «Когда

это

бывает?».

Затем

в

парах

с

ними

рассматриваем

картинки,

с

изображением

характерной деятельности, и просим детей указать, что общего на них: какой цвет

неба, где находится солнце и др. На основе всех этих признаков делаем заключение

об изображенном времени. Для лучшего запоминания последовательности частей

суток используется модель суток. Это четыре цветных круга, каждый из которых

обозначает определенную часть суток: желтый утро (утром встает солнышко), белый

- день (днем всегда светло), синий - вечер (вечером сине-серое небо), черный - ночь

(ночью

черное

небо).

В

процессе

работы

с

моделью

суток

дети

выполняют

различные задания, играя в игры: «Назовите соседей», «Кто в какое время суток

работает?», «Части суток», «Кто когда спит?», «Когда это бывает?», «Назовите

пропущенное слово» , «Путешествие днём», «Наш день», « Утро, день, вечер, ночь»,

« Что увидело солнышко утром?», «Путешествие солнышка по сказкам»

Привлекая

сказочных

героев

в

игру,

используя

яркие

иллюстраций

всё

это

помогает

разнообразить

игровые

действия

и

достигать

нужного

результата.

В

данных

дидактических играх и упражнениях дети уточняют и закрепляют названия частей

суток, формируя умение устанавливать их последовательность. А использование

загадок

и

стихотворений,

например,

в

игре

«Части

суток»,

стимулирует

познавательную деятельность детей, развивая способность мыслить и рассуждать.

Дети быстро осваивают эти игры, обучая друг друга.

В старшей группе закрепляются и углубляются представления о единицах и

некоторых особенностях времени. Название частей суток связывается не только с

конкретным содержанием деятельности детей и взрослых, которые их окружают, но

и

с

более

объективными

показателями

времени

-

явлениями

природы.

Дети

знакомятся с временами года, названиями дней недели, определяют, какой день

недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра. В работе широко используются

наблюдения, беседы, чтение, пересказывание сказок, стихов, рассматривание картин,

ситуаций, фотографий, дидактические игры и упражнения, акцентируется внимание

на

знакомой

периодичности

смены

дня

и

ночи.

У

старших

дошкольников

формируется

осознанные

понятия

о

сутках.

В

процессе

обучения

обращается

внимание на цикличную смену дня и ночи. Сама природа подсказала людям способ

деления времени по принципу: день и ночь - сутки.

При

формировании

знаний

о

временах

года,

их

характерных

признаках,

чередовании,

сменяемости,

совместно

с

детьми

составляется

сборник

загадок,

стихотворений,

пословиц

о

каждом

времени

года,

который

используется

при

проведении дидактических игр. Пословицы, загадки развивают сообразительность,

способность доказать правильность своего объяснения или суждения.

Для того чтобы выявить объем представлений детей о каждом времени года,

проводится дидактическая игра «Письмо мальчику Почемучке» (разработанная А.И.

Сорокиной). Дети отвечают на вопросы Почемучки и в непринужденной форме

демонстрируют свои знания о каждом времени года. Больше всего дошкольники

обычно рассказывают о зимнем и летнем периоде, а осенний и весенний периоды у

2

некоторых детей вызвают затруднения. Поэтому, чтобы сформировать углубленные

знания о каждом времени года, используется иллюстративный материал в сочетании

с

литературным.

И

обязательно

проводятся

наблюдения

и

экскурсии

в

разные

сезоны,

во

время

которых

отмечается

состояние

природы,

окружающей

среды,

особенности деятельности детей и взрослых в то или иное время.

Для лучшего запоминания последовательности времен года можно применить

символ года и его сезонов «Времена года». Это круг, разделенный на четыре равные

части, каждая из которых окрашена в определенный цвет (белый, красный, зеленый,

желтый). Вначале проводится беседа по вопросам: «Какие времена года вы знаете?»,

«Сколько всего времен года?». Затем рассматривается круг: «Пусть это будет год. Он

разделен

на

четыре

части».

Дети

рассматривают

части

круга.

После

этого

предлагается им сопоставить цвет каждой части круга с соответствующим временем

года и его характерными признаками. Так, белая часть круга обозначает зиму. Зимой

все покрыто белым снегом. Красная - лето. Летом ярко светит красное солнышко.

Зеленая

часть

круга

-

весну.

Весной

появляется

зеленая

трава,

а

на

деревьях

распускаются

зеленые

листочки.

Осень

обозначена

желтым

цветом.

Осенью

желтеют листья на деревьях, слетают с веток и покрывают землю золотым ковром.

Это пособие используется следующим образом:

1. Показываем стрелкой части круга, а дети называют последовательно времена

гада.

2. Показывая стрелкой на ту или иную часть круга, а дети выбирают из своих

картинок

(раздаточного

материала)

соответствующую

или

рассказывают

стихотворение, загадку, пословицу об этом времени года.

3. Читая стихи, загадки, пословицы, описательные рассказы, дети в соответствии с

этим указывают стрелкой время года на модели.

В

процессе

работы

с

моделью

«Времена

года»

дети

легче

осваивают

последовательность

и

зависимость

между

разными

временными

категориями,

глубже

осмысливают

их,

так

как

было

сформировано

умение

манипулировать

временными

явлениями.

В

результате

манипуляции

активизируется

наглядно

-

схематическое

мышление

детей,

которое

является

переходной

ступенью

к

логическому

мышлению.

Действуя

с

моделью,

дошкольники

сами

«добывают»

знания,

учатся

решать

познавательные

задачи,

отражают

свои

представления

о

времени в речи.

Для

закрепления

знаний

о

временах

года

проводятся

разнообразные

дидактические игры и упражнения: «Выбери одежду», «Скатерть - самобранка»,

«Овощи - фрукты», «Бывает - не бывает», «Что за чем», « В какое время года деревья

надевают

такой

наряд?»,

«Что

сначала,

что

потом?»,

«

Домики

времён

года»,

«Сравни» и другие.

Заключительным этапом в работе является проведение дидактической игры

«Времена

года».

Изготавливаются

четыре

коробочки

одинакового

размера

(по

количеству времен года) и помещаются в одну общую коробку. В каждой коробочке

размещён

разнообразный дидактический материал о соответствующем времени

года:

иллюстрации,

стихотворные

строки,

описательные

рассказы,

пословицы

и

поговорки, загадки. В ходе этой игры у детей закрепляются представления о каждом

времени года по его основным признакам. Они знакомятся с обобщающим понятием

«круглый год», с постоянством смены времен года. Дети активно участвуют в игре,

упражняясь в размышлении, доказательстве правильности своего решения, учатся

выделять признаки времени, рассуждать и делать выводы.

В подготовительной группе дети знакомятся с такими единицами времени как

3

год,

месяц,

секунда,

минута,

час.

Ориентирование

во

времени

способствует

приобретению

все

более

совершенных

форм:

дети

уже

при

выполнении

практических

заданий

укладываются

в

отведенное

для

этого

время,

могут

планировать и рассчитывать свои действия по времени, ориентируясь по обычным и

песочным часам. Работа начинается с повторения, уточнения и закрепления знаний,

полученных в предыдущих группах. Дети умеют уже точно обозначать части суток,

выделять такие ориентиры, как полночь и полдень, рассвет и сумерки.

Наблюдая за движением солнца, рассуждают о том, что время, когда оно

начинает садиться за линию горизонта, называют вечером, а само это явление -

«заходом

солнца».

Утром

солнце

появляется

из-за

горизонта,

и

называется

это

явление

«восходом

солнца».

Вечером,

после

захода

солнца,

на

улице

начинает

смеркать - это сумерки, а утром, когда солнце восходит, каждую минуту становится

светлее и светлее - это рассвет.

Через игры - путешествие во времени знакомятся с днями недели: каждый

день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название

дней недели, обозначаем их кружочками разного цвета.

Это делается для того, чтобы дети могли самостоятельно сделать вывод, что

последовательность дней недели неизменна.

Дети с удовольствием играют в такие дидактические

игры как

«Живая

неделя»,

«Назови

пропущенное

слово»,

«Круглый

год»,

«Двенадцать

месяцев»,

которые

помогают

быстро

запомнить

названия

дней

недели

и

месяцев,

их

последовательность.

Для закрепления знаний о времени используются

и подвижные игры, в

которых слова – названия частей суток, дней недели, месяцев, сезонов служат

сигналом к определённому действию.

Такие игры и упражнения проводятся с

мячом: «Лови, бросай, дни недели называй!», « Я начну, а ты продолжи» и другие. В

подобных

играх

дети

закрепляют

умение

устанавливать

временную

последовательность

с

разных

точек

отсчёта.

Дети

могут

выполнять

роли

дней

недели,

ме сяцев,

часов

в

играх:

«Найди

со с едей»,

«Найди

с в о й

день»,«Продолжай»,«Какой

день

потерялся?»,

«Чья

неделя

быстрее

соберётся».

Также

в

подготовительной

группе

дети

знакомятся

с

часами.

Детям

помогают

научиться определять время по часам такие дидактические игры как:

«Который

час?», «Часы гнома Тик – Так», « Какое время».

В

процессе

использования

различных

дидактических

игр

(словесных,

настольно-печатных,

с

предметами)

дети

последовательно

переходят

от

непосредственного

восприятия

признаков

к

обобщению

их

и

выявлению

существенных связей, учатся выражать мысли точным, содержательным и образным

словом, предложением.

Таким

образом,

дидактические

игры

и

упражнения

стимулируют

познавательную деятельность детей, развивают способность к самостоятельному

мышлению, учат рассуждать. Дети учатся анализировать, группировать, сравнивать,

делать обобщения - выводы.

4



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!