Напоминание

"Эффективность индивидуальной беседы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации"


Автор: Плескачева Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ "НАШ ДОМ"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Эффективность индивидуальной беседы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации"
Раздел: начальное образование





Назад




« Эффективность индивидуальной беседы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации» Плескачева И.Н. Воспитатель ГБУ ЦССВ «Наш дом» Москва. Сегодня умение общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми, становится все более важным. Взрослый и ребенок…. Их взаимоотношения глубоко изучены психологами, педагогами. Папа и мама – первые взрослые люди, по которым ребенок начинает судить о взрослом мире. А у моих воспитанников другая жизненная история. Эти дети особенные. Их ранний жизненный опыт наполнен травматическими переживаниями. Дети, пережившие разлуку с матерью и ставшие воспитанниками учреждения для детей сирот, оказываются в неестественных для ребенка условиях. Социальное устройство общества дает детям и взрослым больше возможностей выбора, что усложняет взаимоотношения, требует учета множества нюансов и аспектов взаимодействия. Если раньше считалось важным сформировать у детей корректное поведение, то большое разнообразие социальных контактов и ситуаций взаимодействия современного человека делает невозможным научить ребенка «поступать правильно» и требует развития социальной компетентности. При этом все больше детей страдают от одиночества и изоляции. Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с окружающими. Они не понимают и не учитывают индивидуальных особенностей других людей, все меньше говорят о действительно существенных и важных для них проблемах, обмениваясь лишь формальными и поверхностными замечаниями. Им с трудом удается внимательно слушать других. Поэтому важно усиливать психологические связи между детьми, развивать их способность и поддерживать контакты. Социальный педагог должен быть хорошим психологом, способным возвратить обратно, к нормальной жизни в обществе «выпавшего» из социального окружения ребенка. Социальному педагогу требуется высокий уровень педагогических и психологических знаний для того, чтобы аккуратно корректировать детскую психику, налаживать отношения ребенка окружающими, заботиться о духовно-культурном развитии ребенка. По отношению к ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, все указанное особенно актуально, так как от социального педагога требуется по отношению к такому ребенку выполнение срочного, эффективного и аккуратного плана действия для нормализации психоэмоционального состояния ребенка, формирование в его сознании положительного восприятия окружающего и перспектив своего будущего. Неумелая социально-педагогическая работа с
ребенком, попавшим в трудную жизненную ситуацию, может привести к затянувшимся на годы, а иногда и на всю жизнь, психологическим травмам ребенка и формированию у него черт характера, приводящих к проблемам в дальнейшей жизни. Проводимая мною социально-педагогическая работа с ребенком, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в форме индивидуальной беседы, каждый этап которой (начало и установление контакта, сбор необходимых фактов или обмен информацией, анализ, завершение) имеет свои особенности. Начало беседы чаще всего определяет успех или неудачу беседы, поэтому на данном этапе я стараюсь создать атмосферу непринужденности и доверия, привлекая ребенка к сотрудничеству. Обычно беседу я начинаю с обсуждения общих тем с постепенным ненавязчивым переходом к вопросам об увлечениях и интересах ребенка, его желаниях. Темы для беседы могут быть, например, такими:  «музыкальные увлечения», «компьютерные игры», «спорт и здоровье», «виды спорта»;  «дарение подарков» (их виды, оформление, сюрпризы, сувениры, цветы и оформление букетов);  «знакомство» (значение имени, дружбы, общения);  «мода». Если в начале беседы мне удалось установить хороший контакт с ребенком, то во время следующего этапа - сбора необходимых фактов, возможно использовать прямые вопросы. Во время этого этапа индивидуально беседы я стараюсь выяснить следующую информацию: 1. Семейные отношения. Состав семьи, возраст, образование и профессия членов семьи, характер взаимоотношений между членами семьи, какой тип взаимоотношений между родителями и ребенком (доверительно-уважительные, авторитарные, конфликтные). 2. Личностные особенности ребенка. Направленность интересов (учеба, труд, художественно-эстетическая, спортивно-туристическая, отношения со сверстниками). Активность в коллективе. Уровень ответственности, инициативности, общительности, уверенности в себе, решительности, авторитета в коллективе, симпатий, агрессии. 3. Отклонения от социальных и культурных норм и в поведении. Отношение к алкоголю, наркотикам, курению, нецензурной речи. Есть ли проявления девиантного поведения. Следующим этапом индивидуальной беседы с ребенком является анализ, в ходе которого я внимательно стараюсь оценить его отношение к тем событиям, людям, фактам, по поводу которых он высказывался. Стараюсь вспомнить те выразительные средства (слова, фразы), которыми пользовался ребенок. Так как
ребенок для меня ещё незнакомый или малознакомый человек, то диагностическая функция перцепции проявляется в данном случае в максимальной степени, поскольку текущая информация становится основой для суждений о ребенке, и связанных с данной конкретной ситуацией, и неизбежных более общих диагностических оценок. Эффективность анализа беседы и уровень достоверности ее результатов зависят от понимания мною содержания разных сторон общения. Я стараюсь обратить внимание на следующие проявления ребенка в ходе беседы:  речь: особенности словаря, грамотность изложения мыслей, интонационная выразительность, скорость высказываний, проявления вербальной агрессии: выражение негативных чувств через крик, визг, словесные угрозы, проклятия, ругань;  выразительные движения — жесты, мимика, поза, паузы между словами и фразами;  позиция, занятая в общении: активность, стремление к инициативе, первенству, доминированию или пассивная уступчивость; вызывающий тон, дерзость, агрессивность или страдательность. Место «Я» в речевом общении. непринужденность или скованность поведения; попытки скрыть свои намерения;  отношение к разговору — заинтересованность предметом разговора или равнодушие; готовность поддержать разговор на общие темы или ведение беседы только по формальным вопросам;  степень сконцентрированности на теме общения: настойчивость в обсуждении избранной темы или «перескакивание» на другие темы;  динамика поведения на различных этапах общения: в первые минуты беседы, в середине, в конце. Изменение поведения при изменении ситуации (например, кто-то присоединился к беседе);  дистанция в процессе беседы;  реакция на мнение, противоположное собственному;  проявления обидчивости, подозрительности;  эмоционально-психологическое состояние: выражение солидарности; позитивные и негативные эмоции, склонность к раздражению, чувство вины; внешний облик: одежда, прическа, физические данные. Также я стараюсь выделить темы, которые возникли в ходе беседы, с целью установления смысловых связей между ними, и высказать предположения о причине этих связей, опираясь на высказывания ребенка. Все результаты анализа беседы я отражаю в принятой в нашем социальном учреждении форме учета (если беседа является частью формальной процедуры социально-педагогической работы) или в более свободной форме записи, которая должна быть точной, сжатой, доступной для однозначного собственного
понимания и понимания другими специалистами (социальными работниками, педагогами, воспитателями) в будущем. Во время завершения беседы я что-то рассказываю о себе, других детях, сориентировать ребенка в окружающей его ситуации, стараюсь тем самым показать положительные перспективы его ближайшего будущего. Если ребенок все еще взволнован, пытаюсь успокоить его. На основании предыдущего, аналитического этапа индивидуальной беседы с ребенком, когда выявились его основные проблемы, представить ребенку план решения его проблем. Если ребенок резко отрицательно настроен против родителей, которые нанесли ему психологическую (а, возможно, и физическую) травму, стараюсь акцентировать внимание ребенка на его прошлом опыте общения с родителями, на тех положительных моментах общения между ребенком и родителями. Если существуют перспективы временного отлучения ребенка от семьи и он напуган этим, необходимо отвлечь его чем-то интересным в окружающей обстановке, если есть возможность, незаметно привлечь к беседе другого ребенка, коммуникабельного и которые своей внешностью, возрастом и поведением подходит для установления контакта и знакомства с ребенком, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Таким образом, представленная технология позволяет оптимально проводить индивидуальные беседы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, и достигать тех целей, которые я ставлю перед собой в процессе общения с ребенком. Дети, которые растут в детских домах и сиротских учреждениях, часто страдают различными эмоциональными проблемами, включая неспособность устанавливать и поддерживать близкие и продолжительные отношения с окружающими. Психоаналитик Дональд Винникотт заметил такую особенность, что, когда ребенок лишается хорошего окружения или когда такое окружение вообще не существовало, это означает изменение всего эмоционального развития человека. Подавляется или вообще утрачивается способность любить, появляется ненависть. Ведь отношения привязанности, складывающиеся между матерью и младенцем в первые недели и месяцы жизни, не только служат основой, образцом для будущих отношений с другими людьми, но и определяют последующее отношение к самому себе. Именно в беседе, через беседу я способствую формированию надежных отношений привязанности к окружающим его людей, т. к. в дальнейшем он сможет справляться с тревогой и страхом потерять любимый объект и будет способен выстраивать адекватные отношения с внешним миром. Анализ источников показывает, что отсутствие полноценного образца для внутрисемейной социализации, нарушение детско- родительских отношений, неимение возможности удовлетворять важные психические потребности часто приводят к определенным нарушениям в психическом и личностном развитии ребенка.
Рассматривая данный вопрос в контексте исследования, можно сказать, что весьма значимой и сложной проблемой является период установления контакта с ребенком, особенно из неблагополучной семьи. Указанный период начинается с беседы. Первая беседа — это диагностическое общение, целью которого, по мнению Ю. Б. Алешиной и Л. А. Петровской, служит намерение «...сформировать определенное представление о собеседнике или получить у него какую- либо информацию. Здесь, партнеры находятся в различных позициях: один спрашивает, другой — отвечает... чтобы получить полноценный ответ, спрашивающий должен уметь правильно задавать вопросы, учитывая свой собственный статус и статус отвечающего, его готовность и умение давать соответствующие ответы и т. д.». В настоящее время имеется немало работ, посвященных проблеме организации межличностного общения с разными категориями людей. В них разработаны различные правила и рекомендации для установления доверительных отношений и получения информации с целью дальнейшей развивающей и коррекционной работы. Важнейшим средством сотрудничества в процессе обучения и воспитания является регулярный обмен информацией с психологами, учителями, медицинским персоналом об участии ребенка на занятиях, уроках, школьных мероприятиях, режимных моментах, о его успехах и трудностях. Я должна обнаружить затаённый, зачастую загнанный вглубь маленькой личности родничок детского таланта, поверить в него, постоянно поддерживать интерес, развивать индивидуальность, характер и неповторимость. И всему этому помогает такой замечательный метод – метод индивидуальной беседы. .


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!