Автор: Алоян Баар Самандовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С №3
Населённый пункт: город Пятигорск,Ставропольский край
Наименование материала: Статья
Тема: Пальчиковая гимнастика, как одно из средств развития речи детей
Раздел: дошкольное образование
Пальчиковая гимнастика, как одно из средств развития речи
детей
Устная речь ребенка формируется в полном объеме тогда, когда движения
пальцев рук «доходят» к достаточной точности. Когда производятся,
ритмические движения пальцами, у ребенка усиливается согласованная
деятельность лобных и височных отделов мозга, то есть работает
двигательная, речевая и сенсорная зона. Речевые области формируются под
влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Что бы определить
уровень развития речи детей в первые годы жизни, был разработан метод:
ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Детям, которым
удаются отдельные движения пальцев, – говорящие дети…, пока движения
пальцев не будут свободными, развития мышления и речи добиться не
удастся. Так же известно, что мысль, и глаз ребенка двигаются с той же
скоростью, что и рука, поэтому систематические упражнения по тренировке
движений пальцев, это одно из лучших средством повышения
работоспособности головного мозга. Развития речи у ребенка находится в
прямой зависимости от развития тонких движений пальцев рук. Психологи
говорят, что пальчиковая гимнастика, развивает мыслительную деятельность,
память и внимание ребенка. Пальчиковые игры – отблеск реальности
окружающего мира: это отражение предметов, животных, людей, их
деятельности, явлений природы. В игре дети, повторяя движения взрослых,
активизируют моторику рук. Благодаря этому, вырабатывается ловкость,
умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном
виде деятельности. Упражнения, нужно делать медленно и с показом, при
этом четко произносить текст. Эффективно, при выполнении пальчиковой
гимнастики, добавлять упражнения по мелкой моторике рук, действия с
пластилином, конструирование из кубиков, собирание различных пирамидок,
перекидывание из одной ручки в другую карандашей, пуговиц, спичек,
перекатывание шестигранного карандаша и т.д.
Выделим некоторые правила, при проведении пальчиковой гимнастики:
1. Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев:
сгибания и разгибания.
2.Упражнение начинается с объяснения, показывается поза пальцев и кисти.
3. От показа переходят к словесным указаниям, в случае, если ребенок
действует неправильно, снова показывается верная поза пальцев рук
4. Начинаем медленно выполнять упражнения. Если ребенок не может
самостоятельно принять правильную позу рук и выполнить движение,
педагог или родитель помогает ему:
- берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним;
- или учит ребенка, самого поддерживать одну руку другой или помогать
свободной рукой действиям работающей руки.
5. Упражнения по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить
по 2-5 минут ежедневно с детьми любого возраста.
Самые простые упражнения помогут убрать напряжение с самих рук, с губ, и
помогают снять умственную усталость. Улучшают произношение многих
звуков, тем самым, развивают речь ребенка. Такие упражнения следует
начинать с самого раннего детства, это поможет ребенку скоординировано и
ловко работать пальцами.
И так, «для чего нужны пальчиковые игры»? Эти простые упражнения для
пальцев помогут автоматизировать работу, как левого, так и правого
полушария, между ними создается «перемычка». Левое полушарие во время
игры отвечает за словесную речь, а правое полушарие отвечает за развитие
фантазии и воображения. Когда связь между ними крепкая, нервные
импульсы будут проходить чаще и быстрей, тем самым активизировать
мышление и внимание ребенка. Если проводить занятия систематически,
которые требуют тонких движений пальцев, то повысится т
работоспособность головного мозга, которая дает сверхмощный толчок
ребенку к познавательной и творческой активности и деятельности.
Что бы ребенок научился правильно мыслить и говорить, надо уметь и
видеть, слушать и слышать, перерабатывать, осмыслять информацию,
которую он получил из окружающего мира. Детям, важно давать
возможность: пощупать, потрогать, постучать, понюхать, посмотреть,
попробовать на «вкус» предметы. Благодаря этому, ребенок накопит
впечатления и богатый словарь, и «вдруг» заговорит сам. С этого момента,
каждый день речь ребенка становится полноценным средством общения.