Автор: Свирина Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: школа 947 УК 6
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Санкт-Петербург - вторая столица России"
Раздел: дошкольное образование
Санкт –Петербург – вторая столица России
(из опыта школы 947 УК 6, нравственно – патриотическое воспитание)
Патриотизм - это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что
вы здесь родились.
Бернард Шоу
Много лет коллектив школы 947 УК 6 одной из главных задач ставит перед собой
нравственно – патриотическое воспитание дошкольников. Это сложный педагогиче-
ский процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств ребенка. Это
целенаправленная работа педагогического воздействия на личность маленького чело-
века с целью обогащения его знаниями о Родине, воспитание патриотических чувств,
формирование умений и навыков нравственного поведения. Чувство Родины у ребенка
начинается с любви к самым близким людям – маме, папе, бабушке, дедушке. И род-
ной дом, двор, где он гуляет, и вид из окна квартиры, и детский садик, где он получает
радость от общения с друзьями, и родная природа – все это Родина.
Очень необходимыми для воспитания патриотических чувств у дошкольников яв-
ляются первоначальные знания истории. Они необходимо для формирования граж-
данской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отече-
ству, гордости за людей, трудами и талантами которых славится Россия, чувства со -
причастности
к
прошлому,
настоящ е м у
и
буд у щ е м у
с в о е го
н а р о д а .
В нашем дошкольном учреждении создана система работы по нравственно - патрио-
тическому воспитанию и педагогический коллектив решает поставленные задачи в со-
ответствии с новыми федеральными государственными требованиями.
Воспитательная - образовательная система включает в себя непосредственно обра-
зовательный процесс, игровую деятельность, ориентированную на семейное и соци-
альное окружение ребенка, носит комплексный и системный характер и ведется по
следующим направлениям:
организация работы по нравственно - патриотическому
воспитанию с детьми; организация работы с воспитателями; организация работы с
родителями.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому
воспитанию детей представлена следующим образом: семья, детский сад, родная ули-
ца, район , родной город – столица России, вторая столица России – Санкт- Петербург,
1
их
символика,
права
и
обязанности
(конституция),
права
ребенка(конвенция).
Тематическое планирование по этим областям способствуют эффективному и сис-
темному усвоению детьми знаний .
Основной формой патриотического воспитания детей является интегрированная непо-
средственно - образовательная деятельность. Важно, чтобы она была направлена на
повышение знаний ребенка, воспитание любви к своей стране, активность в будущем
работать над ее процветанием. Мы искренне надеемся, что представления, полученные
в детском саду, станут основой для получения фундаментальных знаний о городе,
стране, обществе и формированию духовно - нравственных личностей с активной жиз-
ненной позицией, способных к самосовершенствованию, к гармоничному взаимо-
действию с другими людьми
Итогом каждой большой изученной темы являются открытые просмотры непосредст-
венно образовательной деятельности. Мы хотим представить опыт воспитателя под-
готовительной группы Свириной Елены Николаевны.
Цель.
Создать у детей образ Санкт – Петербурга, второй столице России. Расширить кру-
гозор сведениями об истории возникновения и развития города, познакомить с основа-
телем города – Петром Первым. Познакомить с наиболее важными архитектурными
памятниками города. Воспитывать патриотические, гражданские чувства, любовь к
Родине.
Задачи
Развивать у детей любознательность, слуховое внимание, интерес к историческим по-
знаниям. Расширять знания о городах России.
Материалы и оборудование:
Мольберты, вогончики , метроном,
Иллюстрации с изображением города Санкт –Петербурга, Петропавловской крепости,
Петропавловский собор, здание Адмиралтейства, Петергоф, Зимний дворец, летний
дворец, крейсер Аврора, памятник Чижику, памятник царю (Всадник), картина бло-
кадного Ленинтрада, картины всех мостов Санкт – Петербурга.
Портреты архитерторов Трезине, Растрелли, Захарова.
2
Макеты
блокадного
Ленинграда,
крейсера
Аврора,
мо стов
го р од а ,
Предварительная работа: беседы с детьми о городе на Неве, рассматривание картин,
иллюстраций о Санкт - Петербурге, чтение стихотворений, рассказов о городе, изготов-
ление техникой оригами корабликов..
Ход непосредственно образовательной деятельности.
В зале полумрак. Звучит тихо музыка из кинофильма о Петербурге.
Ребёнок:
Белою ночью деревья в саду
Как на ладони у нас на виду,
Вот я без лампы сижу у окна
В книге любая картинка видна
Тихо скользят по Неве корабли
Шпиль Петропавловки блещет вдали
Всю бы я ночь не ложился в кровать
Был бы я взрослым – пошёл
бы гулять.
Автор Александр Кушнер
Свет включается.
В зал входят дети с воспитателем.
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Уважаемые гости, а вы любите путешествовать?
Гости: Ответы.
Воспитатель: И наши ребята тоже очень любят путешествовать. Тогда мы все вместе
отправимся на экскурсию в красивейший, богатый своей историей, легендарный город
Санкт-Петербург, который является второй столицей нашей России, а находится он на
севере нашей страны. Добраться до этого чудесного города поможет нам поезд, кото-
рый называется «Стрела».
3
Дети: берут вагончики
Поют: Мы едим, едим, едим в далёкие края.
Хорошие соседи, весёлые друзья.
(останавливаются)
Ребёнок: «Что за станция такая –
Дибуны иль Ямская?»
Воспитатель: А с платформы говорят:
(Дети опускают вагончики, переворачивают «вагончики» и говорят все вместе:
Это город Ленинград.)
Вагончики убираются
Воспитатель: Вот мы и приехали.
Звучит гимн Санкт-Петербурга. Слова Олега Чупрова,
музыка из балета «Медный всадник»
Воспитатель: Ребята! Санкт-Петербург встречает нас гимном города. Почему я ска-
зала, что мы отправимся в город Санкт – Петербург, а прибыли мы и назвали город Ле-
нинград?
Ребёнок: В разное историческое время город именовался по-разному. Сначала город
назывался Петербургом, затем Ленинградом, а сейчас называется Санкт- Петербур
гом.
Воспитатель:
Совершенно верно. А начнём мы своё путешествие с истоков, по го-
роду,
который
называется
Петербургом,
в
честь
первого
русского
императора
Петра – 1, который основал этот замечательный город на Неве 300 лет назад. По-
4
строен город на островах. Имеет 42 реки. Наверно ни один город не имеет столько
рек.
Звучит музыка входит Пётр Первый ( в роли Петра Первого родитель группы)
Пётр Первый:
Приветствую Вас, мои уважаемые путешественники. Слышу, что по
сей день
вспоминаете меня добрым словом. Давным – давно, в 17 веке вышел я на берег реки
Невы, окинув своим орлиным взором многоводные земли, выбрал остров, который
называется
«Заячий» и сказал: Здесь быть городу!
Построим город порт.
А вот с какой постройки началось строительство, кто его
строил, каким стал город, доверяю поведать своим гостям вам, мои дорогие друзья.
Пожав вам всем крепко руку, я наделяю вас, знаниями о моём прекрасном городе. Же-
лаю вам удачи.
Дети и воспитатель: Спасибо. Царь Пётр мы приглашаем вас отправиться вместе
с нами на экскурсию по городу.
Пётр Первый: Приглашение принимаю
Воспитатель: Да ребята, теперь мы настоящие экскурсоводы и можем начинать
свой рассказ, а сопровождать нас будет сам Пётр Первый. Но прежде чем мы начнем
свою экскурсию, я хочу сказать, что на Заячьем острове построен памятник Зайчику.
А самый большой остров Васильевский – раньше назывался Лосиным. Назван он в
честь капитана – бомбардира Василия Корчмина.
Воспитатель: А теперь вы можете начать свой рассказ.
Ребёнок: Строительство города началось с крепости. В то время шла война и
эта крепость защищала город от врагов. Строили крепость солдаты и рабочие. Сна-
чала из земли, а затем из камня. Эта крепость называется
Петропавловской. По-
строили её 27 мая 1703 года. Этот день, стал днём рождения города Петербурга, в
честь Петра первого.
Пётр Первый: Совершенно верно.
Ребёнок: Внутри крепости построили Петропавловский собор, его архитектор был
5
Трезини. У собора есть высокая башня, на башне тикают часы – куранты, они зво -
нят каждые 15 минут. Назван собор в честь святых Петра и Павла и является одним из
красивейших соборов Санкт – Петербурга.
Пётр Первый: Хочу добавить, что на самом верху башни есть шпиль, на котором рас-
положен летящий ангел с крестом, который поворачивается по ветру.
Воспитатель: Спасибо за интересный рассказ, а сейчас мы будем двигаться дальше.
И окажемся у здания Адмиралтейства.
Ребёнок:
России нужен был могучий флот и Пётр – 1 велел строить корабли.
Для этого на берегу Невы построили здание Адмиралтейства – архитектор Андрей За-
харов. В середине здания сделали главную башню с часами – курантами. Украшают
её белые колонны и скульптуры, а на верху башни качается кораблик, будто плывёт и
является символом корабельного города.
Воспитатель:
Спасибо
большое,
далее
мы
поведём
рассказ
об
одном
из любимых и красивейших мест в Санкт – Петербурге это о Петергофе. Жители го-
рода и конечно гости любят гулять по Петергофу и восхищаться красотой фонтанов и
дворцов.
Каждый
фонтан
–
это
позолоченные
скульптуры
изображающие
людей и животных. Красивые дворцы и города.
Ребёнок:
Летний дворец построен Петром – 1 для его жены Екатерины в летнем саду.
Дворец построили из кирпича с высокой крышей. Архитектор – Трезини.
Во дворце было 2 этажа на верху жила царица с детьми, а внизу сам Петр Первый.
6
На
этом
же
этаже
была
его
мастерская.
Он
сам
пилил
и
ст рог а л.
Воспитатель: Спасибо, мы продолжаем свою экскурсию по – дворцам города.
Ребёнок: На главной площади города – это дворцовая площадь, где проходили
праздники, гулянья построили Зимний дворец – архитектор Растрелли. В нём зимой
жили цари царицы, издавались указы. Дворец украшают колонны, статуи, вазы, стены
и потолки расписаны картинами. Сейчас в этом дворце располагается Эрмитаж – в
котором хранятся: украшения, картины и другие ценности.
Воспитатель: Молодец, хочу дополнить, что рядом с Зимнем дворцом проходит
Дворцовая набережная, раньше она называлась Почтовой, из-за того, что на этом ме-
сте находился почтовый двор. Дворцовая набережная соединяет Зимний дворец с Лет-
ним садом.
Воспитатель: Говоря о Санкт – Петербурге, нельзя не сказать о мостах города.
Петербург - это город на островах. Раньше, чтобы перебраться с острова на остров
люди плавали на лодках, но потом стали строить мосты. Мостов в городе
очень
много, более 300. Сначала их строили из дерева, потом из камня, а затем из металла и
бетона. Мосты через Неву разводные, для того чтобы ночью проходили корабли.
Однажды городовики услышали перекличку мостов.
7
Дети в руках держат иллюстрацию мостов города.
Ребёнок:
Я первый мост на Неве, меня построили первым – хвастался мост лейте-
нанта Шмидта. Строили его тогда, когда не было электричества.
Ребёнок: Меня построили вторым – сказал литейный мост, - но я первый украсился
Электрическими фонарями.
Ребёнок: Я третий – воскликнул Троицкий мост. Посмотри, какой я ажурный
Ребёнок: Молчал только Дворцовый мост. Он был занят. Он поднимал свои
гигантские пролеты.
Воспитатель: Невские мосты самые длинные и красивые и конечно самые мощные.
Есть у города ещё одна историческая достопримечательность – это крейсер «Аврора».
Кто мне расскажет, чем знаменит этот крейсер.
Ребёнок: Крейсер «Аврора» - принимал активное участие в различных боевых
сражениях и выходил победителем и сыграл важную роль в судьбе России. Сейчас
крейсер является музеем и о нём сложили песню она так и называется «Крейсер Ав-
рора»
Дети поют песню. Крейсер Аврора.
Автор текста: Матусовский М.
Композитор: Шаинский В.
Дремлет притихший северный город,
Низкое небо над головой.
Что тебе снится крейсер Аврора
В час, когда утро встает над Невой?
Что тебе снится крейсер Аврора
В час, когда утро встает над Невой?
Может ты снова в тучах мохнатых
Вспышки орудий видишь вдали?
Или, как прежде, в черных бушлатах
Грозно шагают твои патрули?
8
Или, как прежде, в черных бушлатах
Грозно шагают твои патрули?
Волны крутые, штормы седые -
Доля такая у кораблей.
Судьбы их тоже чем-то похожи,
Чем-то похожи на судьбы людей.
Судьбы их тоже чем-то похожи,
Чем-то похожи на судьбы людей.
Ветром соленым дышат просторы.
Молнии крестят мрак грозовой.
Что тебе снится крейсер Аврора
В час, когда утро встает над Невой?
Что тебе снится крейсер Аврора
В час, когда утро встает над Невой?
Воспитатель: Говоря о истории и о людях города, нельзя не упомянуть о трагическом
событии, которое обрушилось на город Ленинград .Тишина – работает музыкальный
метроном.
Ребёнок: Шла Великая Отечественная война. Над городом (тогда его называли
Ленинградом) нависла смертельная угроза. Фашисты окружили город они решили
уничтожить Ленинград и его жителей. Блокада города длилась почти 900 дней. Это
было страшное время, город бомбили. Голод, холод, смерть,но люди проявили муже-
ство и героизм. И город был спасён, а затем восстановлен.
Воспитатель: В Санкт – Петербурге жили многие знаменитые люди: архитекторы,
художники, артисты, музыканты, поэты, военные. Они сделали очень много для про-
цветания нашей Родины.Вы все знаете поэта А.С. Пушкина и вам читали его про-
изведения: сказки, стихи. Во многих своих стихах Пушкин воспел Санкт – Петербург
Ребёнок:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид
9
Невы державное теченье
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей:
Пишу, читаю без лампады
И ясны спящие громады,
Пустынных улиц и светла Адмиралтейская игла
А.С. Пушкин
Воспитатель: Замечательное стихотворение!
Но Пушкин не только писал о Петербурге. Последние месяцы своей жизни А.С. жил
в Петербурге, на улице под интересным название Мойка. Рядом протекает река Мойка.
До основания города река называлась Муя (грязная) Сейчас на улице мойка наход. му-
зей. А.С. Пушкина. В Петербурге есть памятник А.С. Пушкину. Река Мойка вытекает
из реки под не менее интересным названием как Фонтанка. Названа она так из-за того,
что через нее проложены трубы, которые снабжали водой фонтаны летнего сад (изна-
чально называлась Фонтанной), а потом уже Фонтанка. А ещё про Фонтанку есть за-
бавная история: Раньше на набережной реки Фонтанки располагалось Императорское
училище Правоведения. Студенты этого училища, носили мундиры зелено-желтого
цвета, как оперенье Чижа. За это их прозвали Чижиками – Пыжиками и сочинили о
них озарную песенку:
Чижик – Пыжик, где ты был?
На Фонтанке «воду» пил.
Выпил рюмку, выпил две,
Закружилось в голове.
А птичке – чижику поставлен памятник . Этот памятник самый маленький, всего 11
см.и весит 5 кг. Люди приходящие к этому памятнику, бросают на счастье и на испол-
нение желаний монеты. На Фонтанке гостили известные писатели: Крылов, Державин,
Ахматова и др. Продолжая тему писателей, хочу сказать, что именем писателя Грибое-
дова назв. самый длинный канал – Грибоедовский. Через этот канал переброшен 21
10
мост. И завершая свой рассказ о знаменитых людях, хочу напомнить, что в этом году
юбилей известному и любимому писателю Гоголю, ему исполнилось бы 200 лет
Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на эту картинку.
Кто может сказать, кому возведён этот памятник
Ребёнок: Это памятник царю Петру и царскому коню. Царь много славных дел свер-
шил, а конь его на подвиги возил и привозил обратно
Воспитатель: Совершенно верно. Это конный памятник Петру – 1, известный как
едный всадник.
Пётр Первый: Очень приятно, что мне и моему коню был, воздвигнут памятник.
А ещё я хочу рассказать, что у нашего города есть свой герб. На нём изображены два
якоря: морской и речной. Они говорят о том, что Петербург морской и речной порт, а
еще там есть царский скипетр – символ того, что Петербург императорская столица.
Воспитатель: Спасибо Вам, Царь Пётр, что вы были с нами и за ваш интересный
рассказ, но нам пора с вами прощаться. Ведь экскурсия наша подошла к концу и нам
пора возвращаться домой, в свой родной, не менее красивый и богатый своей исто-
рией город Москва.
Воспитатель и дети прощаются с Петром первым.
Воспитатель : Сядем в поезд и помчимся в свой любимый город, столицу нашей Роди-
ны.
Дети берут вагончики, звучит песня О. Газманова «Петербург».
Воспитатель: Вот мы и дома. В своем родном городе Москва.
Звучит песня О .Газманова «Москва, звенят колокола.»
Ребята наша Россия богата красивейшими городами, о которых поются песни и сла-
гаются стихи.
Воспитатель: На
этой
лирической
ноте
мы
заканчиваем
свой
рассказ.
Уважаемые гости до свидания, спасибо, что вы были с нами. А на память о нашей
встречи и о городе Санкт –Петербурге подарок кораблики - символ города на Неве,
сделанные руками наших ребят .
Дети: До свидания.
11
Разработала и провела
воспитатель школы 947 УК 6 Свирина Елена Николаевна,
Используемая литература:
В.К.Дмитриев, Санкт -Петербург для малышей, пособие по истории город, Санкт - Пе-
тербург, Корона принт, 2006
Л.К.Ермолаева, Н.Г.Гаврилова, Чудесный город, Санкт –Петербург СМИО Пресс, 2007
А.Бархатова, Т.Буркова Петергоф, дворцы и фонтаны, издательство «Абрис», Санкт –
Петербург, 2007
12