Напоминание

"Санкт-Петербург - вторая столица России"


Автор: Свирина Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: школа 947 УК 6
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Санкт-Петербург - вторая столица России"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Санкт –Петербург – вторая столица России

(из опыта школы 947 УК 6, нравственно – патриотическое воспитание)

Патриотизм - это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что

вы здесь родились.

Бернард Шоу

Много лет коллектив школы 947 УК 6 одной из главных задач ставит перед собой

нравственно – патриотическое воспитание дошкольников. Это сложный педагогиче-

ский процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств ребенка. Это

целенаправленная работа педагогического воздействия на личность маленького чело-

века с целью обогащения его знаниями о Родине, воспитание патриотических чувств,

формирование умений и навыков нравственного поведения. Чувство Родины у ребенка

начинается с любви к самым близким людям – маме, папе, бабушке, дедушке. И род-

ной дом, двор, где он гуляет, и вид из окна квартиры, и детский садик, где он получает

радость от общения с друзьями, и родная природа – все это Родина.

Очень необходимыми для воспитания патриотических чувств у дошкольников яв-

ляются первоначальные знания истории. Они необходимо для формирования граж-

данской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отече-

ству, гордости за людей, трудами и талантами которых славится Россия, чувства со -

причастности

к

прошлому,

настоящ е м у

и

буд у щ е м у

с в о е го

н а р о д а .

В нашем дошкольном учреждении создана система работы по нравственно - патрио-

тическому воспитанию и педагогический коллектив решает поставленные задачи в со-

ответствии с новыми федеральными государственными требованиями.

Воспитательная - образовательная система включает в себя непосредственно обра-

зовательный процесс, игровую деятельность, ориентированную на семейное и соци-

альное окружение ребенка, носит комплексный и системный характер и ведется по

следующим направлениям:

организация работы по нравственно - патриотическому

воспитанию с детьми; организация работы с воспитателями; организация работы с

родителями.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому

воспитанию детей представлена следующим образом: семья, детский сад, родная ули-

ца, район , родной город – столица России, вторая столица России – Санкт- Петербург,

1

их

символика,

права

и

обязанности

(конституция),

права

ребенка(конвенция).

Тематическое планирование по этим областям способствуют эффективному и сис-

темному усвоению детьми знаний .

Основной формой патриотического воспитания детей является интегрированная непо-

средственно - образовательная деятельность. Важно, чтобы она была направлена на

повышение знаний ребенка, воспитание любви к своей стране, активность в будущем

работать над ее процветанием. Мы искренне надеемся, что представления, полученные

в детском саду, станут основой для получения фундаментальных знаний о городе,

стране, обществе и формированию духовно - нравственных личностей с активной жиз-

ненной позицией, способных к самосовершенствованию, к гармоничному взаимо-

действию с другими людьми

Итогом каждой большой изученной темы являются открытые просмотры непосредст-

венно образовательной деятельности. Мы хотим представить опыт воспитателя под-

готовительной группы Свириной Елены Николаевны.

Цель.

Создать у детей образ Санкт – Петербурга, второй столице России. Расширить кру-

гозор сведениями об истории возникновения и развития города, познакомить с основа-

телем города – Петром Первым. Познакомить с наиболее важными архитектурными

памятниками города. Воспитывать патриотические, гражданские чувства, любовь к

Родине.

Задачи

Развивать у детей любознательность, слуховое внимание, интерес к историческим по-

знаниям. Расширять знания о городах России.

Материалы и оборудование:

Мольберты, вогончики , метроном,

Иллюстрации с изображением города Санкт –Петербурга, Петропавловской крепости,

Петропавловский собор, здание Адмиралтейства, Петергоф, Зимний дворец, летний

дворец, крейсер Аврора, памятник Чижику, памятник царю (Всадник), картина бло-

кадного Ленинтрада, картины всех мостов Санкт – Петербурга.

Портреты архитерторов Трезине, Растрелли, Захарова.

2

Макеты

блокадного

Ленинграда,

крейсера

Аврора,

мо стов

го р од а ,

Предварительная работа: беседы с детьми о городе на Неве, рассматривание картин,

иллюстраций о Санкт - Петербурге, чтение стихотворений, рассказов о городе, изготов-

ление техникой оригами корабликов..

Ход непосредственно образовательной деятельности.

В зале полумрак. Звучит тихо музыка из кинофильма о Петербурге.

Ребёнок:

Белою ночью деревья в саду

Как на ладони у нас на виду,

Вот я без лампы сижу у окна

В книге любая картинка видна

Тихо скользят по Неве корабли

Шпиль Петропавловки блещет вдали

Всю бы я ночь не ложился в кровать

Был бы я взрослым – пошёл

бы гулять.

Автор Александр Кушнер

Свет включается.

В зал входят дети с воспитателем.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Уважаемые гости, а вы любите путешествовать?

Гости: Ответы.

Воспитатель: И наши ребята тоже очень любят путешествовать. Тогда мы все вместе

отправимся на экскурсию в красивейший, богатый своей историей, легендарный город

Санкт-Петербург, который является второй столицей нашей России, а находится он на

севере нашей страны. Добраться до этого чудесного города поможет нам поезд, кото-

рый называется «Стрела».

3

Дети: берут вагончики

Поют: Мы едим, едим, едим в далёкие края.

Хорошие соседи, весёлые друзья.

(останавливаются)

Ребёнок: «Что за станция такая –

Дибуны иль Ямская?»

Воспитатель: А с платформы говорят:

(Дети опускают вагончики, переворачивают «вагончики» и говорят все вместе:

Это город Ленинград.)

Вагончики убираются

Воспитатель: Вот мы и приехали.

Звучит гимн Санкт-Петербурга. Слова Олега Чупрова,

музыка из балета «Медный всадник»

Воспитатель: Ребята! Санкт-Петербург встречает нас гимном города. Почему я ска-

зала, что мы отправимся в город Санкт – Петербург, а прибыли мы и назвали город Ле-

нинград?

Ребёнок: В разное историческое время город именовался по-разному. Сначала город

назывался Петербургом, затем Ленинградом, а сейчас называется Санкт- Петербур

гом.

Воспитатель:

Совершенно верно. А начнём мы своё путешествие с истоков, по го-

роду,

который

называется

Петербургом,

в

честь

первого

русского

императора

Петра – 1, который основал этот замечательный город на Неве 300 лет назад. По-

4

строен город на островах. Имеет 42 реки. Наверно ни один город не имеет столько

рек.

Звучит музыка входит Пётр Первый ( в роли Петра Первого родитель группы)

Пётр Первый:

Приветствую Вас, мои уважаемые путешественники. Слышу, что по

сей день

вспоминаете меня добрым словом. Давным – давно, в 17 веке вышел я на берег реки

Невы, окинув своим орлиным взором многоводные земли, выбрал остров, который

называется

«Заячий» и сказал: Здесь быть городу!

Построим город порт.

А вот с какой постройки началось строительство, кто его

строил, каким стал город, доверяю поведать своим гостям вам, мои дорогие друзья.

Пожав вам всем крепко руку, я наделяю вас, знаниями о моём прекрасном городе. Же-

лаю вам удачи.

Дети и воспитатель: Спасибо. Царь Пётр мы приглашаем вас отправиться вместе

с нами на экскурсию по городу.

Пётр Первый: Приглашение принимаю

Воспитатель: Да ребята, теперь мы настоящие экскурсоводы и можем начинать

свой рассказ, а сопровождать нас будет сам Пётр Первый. Но прежде чем мы начнем

свою экскурсию, я хочу сказать, что на Заячьем острове построен памятник Зайчику.

А самый большой остров Васильевский – раньше назывался Лосиным. Назван он в

честь капитана – бомбардира Василия Корчмина.

Воспитатель: А теперь вы можете начать свой рассказ.

Ребёнок: Строительство города началось с крепости. В то время шла война и

эта крепость защищала город от врагов. Строили крепость солдаты и рабочие. Сна-

чала из земли, а затем из камня. Эта крепость называется

Петропавловской. По-

строили её 27 мая 1703 года. Этот день, стал днём рождения города Петербурга, в

честь Петра первого.

Пётр Первый: Совершенно верно.

Ребёнок: Внутри крепости построили Петропавловский собор, его архитектор был

5

Трезини. У собора есть высокая башня, на башне тикают часы – куранты, они зво -

нят каждые 15 минут. Назван собор в честь святых Петра и Павла и является одним из

красивейших соборов Санкт – Петербурга.

Пётр Первый: Хочу добавить, что на самом верху башни есть шпиль, на котором рас-

положен летящий ангел с крестом, который поворачивается по ветру.

Воспитатель: Спасибо за интересный рассказ, а сейчас мы будем двигаться дальше.

И окажемся у здания Адмиралтейства.

Ребёнок:

России нужен был могучий флот и Пётр – 1 велел строить корабли.

Для этого на берегу Невы построили здание Адмиралтейства – архитектор Андрей За-

харов. В середине здания сделали главную башню с часами – курантами. Украшают

её белые колонны и скульптуры, а на верху башни качается кораблик, будто плывёт и

является символом корабельного города.

Воспитатель:

Спасибо

большое,

далее

мы

поведём

рассказ

об

одном

из любимых и красивейших мест в Санкт – Петербурге это о Петергофе. Жители го-

рода и конечно гости любят гулять по Петергофу и восхищаться красотой фонтанов и

дворцов.

Каждый

фонтан

это

позолоченные

скульптуры

изображающие

людей и животных. Красивые дворцы и города.

Ребёнок:

Летний дворец построен Петром – 1 для его жены Екатерины в летнем саду.

Дворец построили из кирпича с высокой крышей. Архитектор – Трезини.

Во дворце было 2 этажа на верху жила царица с детьми, а внизу сам Петр Первый.

6

На

этом

же

этаже

была

его

мастерская.

Он

сам

пилил

и

ст рог а л.

Воспитатель: Спасибо, мы продолжаем свою экскурсию по – дворцам города.

Ребёнок: На главной площади города – это дворцовая площадь, где проходили

праздники, гулянья построили Зимний дворец – архитектор Растрелли. В нём зимой

жили цари царицы, издавались указы. Дворец украшают колонны, статуи, вазы, стены

и потолки расписаны картинами. Сейчас в этом дворце располагается Эрмитаж – в

котором хранятся: украшения, картины и другие ценности.

Воспитатель: Молодец, хочу дополнить, что рядом с Зимнем дворцом проходит

Дворцовая набережная, раньше она называлась Почтовой, из-за того, что на этом ме-

сте находился почтовый двор. Дворцовая набережная соединяет Зимний дворец с Лет-

ним садом.

Воспитатель: Говоря о Санкт – Петербурге, нельзя не сказать о мостах города.

Петербург - это город на островах. Раньше, чтобы перебраться с острова на остров

люди плавали на лодках, но потом стали строить мосты. Мостов в городе

очень

много, более 300. Сначала их строили из дерева, потом из камня, а затем из металла и

бетона. Мосты через Неву разводные, для того чтобы ночью проходили корабли.

Однажды городовики услышали перекличку мостов.

7

Дети в руках держат иллюстрацию мостов города.

Ребёнок:

Я первый мост на Неве, меня построили первым – хвастался мост лейте-

нанта Шмидта. Строили его тогда, когда не было электричества.

Ребёнок: Меня построили вторым – сказал литейный мост, - но я первый украсился

Электрическими фонарями.

Ребёнок: Я третий – воскликнул Троицкий мост. Посмотри, какой я ажурный

Ребёнок: Молчал только Дворцовый мост. Он был занят. Он поднимал свои

гигантские пролеты.

Воспитатель: Невские мосты самые длинные и красивые и конечно самые мощные.

Есть у города ещё одна историческая достопримечательность – это крейсер «Аврора».

Кто мне расскажет, чем знаменит этот крейсер.

Ребёнок: Крейсер «Аврора» - принимал активное участие в различных боевых

сражениях и выходил победителем и сыграл важную роль в судьбе России. Сейчас

крейсер является музеем и о нём сложили песню она так и называется «Крейсер Ав-

рора»

Дети поют песню. Крейсер Аврора.

Автор текста: Матусовский М.

Композитор: Шаинский В.

Дремлет притихший северный город,

Низкое небо над головой.

Что тебе снится крейсер Аврора

В час, когда утро встает над Невой?

Что тебе снится крейсер Аврора

В час, когда утро встает над Невой?

Может ты снова в тучах мохнатых

Вспышки орудий видишь вдали?

Или, как прежде, в черных бушлатах

Грозно шагают твои патрули?

8

Или, как прежде, в черных бушлатах

Грозно шагают твои патрули?

Волны крутые, штормы седые -

Доля такая у кораблей.

Судьбы их тоже чем-то похожи,

Чем-то похожи на судьбы людей.

Судьбы их тоже чем-то похожи,

Чем-то похожи на судьбы людей.

Ветром соленым дышат просторы.

Молнии крестят мрак грозовой.

Что тебе снится крейсер Аврора

В час, когда утро встает над Невой?

Что тебе снится крейсер Аврора

В час, когда утро встает над Невой?

Воспитатель: Говоря о истории и о людях города, нельзя не упомянуть о трагическом

событии, которое обрушилось на город Ленинград .Тишина – работает музыкальный

метроном.

Ребёнок: Шла Великая Отечественная война. Над городом (тогда его называли

Ленинградом) нависла смертельная угроза. Фашисты окружили город они решили

уничтожить Ленинград и его жителей. Блокада города длилась почти 900 дней. Это

было страшное время, город бомбили. Голод, холод, смерть,но люди проявили муже-

ство и героизм. И город был спасён, а затем восстановлен.

Воспитатель: В Санкт – Петербурге жили многие знаменитые люди: архитекторы,

художники, артисты, музыканты, поэты, военные. Они сделали очень много для про-

цветания нашей Родины.Вы все знаете поэта А.С. Пушкина и вам читали его про-

изведения: сказки, стихи. Во многих своих стихах Пушкин воспел Санкт – Петербург

Ребёнок:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид

9

Невы державное теченье

Береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей:

Пишу, читаю без лампады

И ясны спящие громады,

Пустынных улиц и светла Адмиралтейская игла

А.С. Пушкин

Воспитатель: Замечательное стихотворение!

Но Пушкин не только писал о Петербурге. Последние месяцы своей жизни А.С. жил

в Петербурге, на улице под интересным название Мойка. Рядом протекает река Мойка.

До основания города река называлась Муя (грязная) Сейчас на улице мойка наход. му-

зей. А.С. Пушкина. В Петербурге есть памятник А.С. Пушкину. Река Мойка вытекает

из реки под не менее интересным названием как Фонтанка. Названа она так из-за того,

что через нее проложены трубы, которые снабжали водой фонтаны летнего сад (изна-

чально называлась Фонтанной), а потом уже Фонтанка. А ещё про Фонтанку есть за-

бавная история: Раньше на набережной реки Фонтанки располагалось Императорское

училище Правоведения. Студенты этого училища, носили мундиры зелено-желтого

цвета, как оперенье Чижа. За это их прозвали Чижиками – Пыжиками и сочинили о

них озарную песенку:

Чижик – Пыжик, где ты был?

На Фонтанке «воду» пил.

Выпил рюмку, выпил две,

Закружилось в голове.

А птичке – чижику поставлен памятник . Этот памятник самый маленький, всего 11

см.и весит 5 кг. Люди приходящие к этому памятнику, бросают на счастье и на испол-

нение желаний монеты. На Фонтанке гостили известные писатели: Крылов, Державин,

Ахматова и др. Продолжая тему писателей, хочу сказать, что именем писателя Грибое-

дова назв. самый длинный канал – Грибоедовский. Через этот канал переброшен 21

10

мост. И завершая свой рассказ о знаменитых людях, хочу напомнить, что в этом году

юбилей известному и любимому писателю Гоголю, ему исполнилось бы 200 лет

Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на эту картинку.

Кто может сказать, кому возведён этот памятник

Ребёнок: Это памятник царю Петру и царскому коню. Царь много славных дел свер-

шил, а конь его на подвиги возил и привозил обратно

Воспитатель: Совершенно верно. Это конный памятник Петру – 1, известный как

едный всадник.

Пётр Первый: Очень приятно, что мне и моему коню был, воздвигнут памятник.

А ещё я хочу рассказать, что у нашего города есть свой герб. На нём изображены два

якоря: морской и речной. Они говорят о том, что Петербург морской и речной порт, а

еще там есть царский скипетр – символ того, что Петербург императорская столица.

Воспитатель: Спасибо Вам, Царь Пётр, что вы были с нами и за ваш интересный

рассказ, но нам пора с вами прощаться. Ведь экскурсия наша подошла к концу и нам

пора возвращаться домой, в свой родной, не менее красивый и богатый своей исто-

рией город Москва.

Воспитатель и дети прощаются с Петром первым.

Воспитатель : Сядем в поезд и помчимся в свой любимый город, столицу нашей Роди-

ны.

Дети берут вагончики, звучит песня О. Газманова «Петербург».

Воспитатель: Вот мы и дома. В своем родном городе Москва.

Звучит песня О .Газманова «Москва, звенят колокола.»

Ребята наша Россия богата красивейшими городами, о которых поются песни и сла-

гаются стихи.

Воспитатель: На

этой

лирической

ноте

мы

заканчиваем

свой

рассказ.

Уважаемые гости до свидания, спасибо, что вы были с нами. А на память о нашей

встречи и о городе Санкт –Петербурге подарок кораблики - символ города на Неве,

сделанные руками наших ребят .

Дети: До свидания.

11

Разработала и провела

воспитатель школы 947 УК 6 Свирина Елена Николаевна,

Используемая литература:

В.К.Дмитриев, Санкт -Петербург для малышей, пособие по истории город, Санкт - Пе-

тербург, Корона принт, 2006

Л.К.Ермолаева, Н.Г.Гаврилова, Чудесный город, Санкт –Петербург СМИО Пресс, 2007

А.Бархатова, Т.Буркова Петергоф, дворцы и фонтаны, издательство «Абрис», Санкт –

Петербург, 2007

12



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!