Автор: Френкель Марина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: "МАДОУ Детский сад "Талантика" N 135
Населённый пункт: г.Пермь
Наименование материала: статья
Тема: Социо-игровая технология, как средство развития дошкольника.
Раздел: дошкольное образование
Социо-игровая технология как средство развития
дошкольника.
В последние годы в системе образования России происходят существенные
изменения,
определившие
новые
приоритеты
развития
дошкольного
образования.
В
соответствии
с
федеральными
государственными
образовательными стандартами к основной общеобразовательной программе
дошкольного
образования
построение
образовательного
процесса
должно
строиться
на
адекватных
возрасту
формах
работы
с
детьми.
Основной
формой
работы
с
детьми
дошкольного
возраста
и
ведущим
видом
деятельности для них является игра.
Способствуют этому развивающие педагогические технологии, в том
числе
социо-игровая, которая
развивает
ребёнка
в
игровом
общении
со
сверстниками,
подразумевая
свободу
действий,
свободу
выбора,
свободу
мыслей ребёнка. Социо-игровая технология ориентирует педагога на поиск
способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает
место
увлечённости.
«Надо
не
учить,
а
налаживать
ситуацию,
когда
их
участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в
результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и
научения» (В.М.Букатов).
Основная идея социо-игровой технологии – организация собственной
деятельности детей, которой ребёнок хочет заниматься и в которой он:
делает, слушает, смотрит и говорит.
Не менее важным в социо-игровой технологии является договор,
правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными,
дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются.
Основатели социо-игровой технологии Е.Е.Шулешко, А.П. Ершова,
В.М.Букатов вывели следующие законы общения:
- не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;
- не ворчать, не ныть, не бурчать;
- умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;
- будьте взаимно вежливы, терпимыми и сдержанными;
- относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;
- поддержи, помоги подняться и победить;
- задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;
- не возноси себя над другими, вознеси ближнего;
- дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их
проблему.
Цель
применения
социо-игровых
технологий в
развитии
детей
дошкольного
возраста- организация
собственной
деятельности
детей
в
атмосфере взаимопонимания.
Задачи
использования
социо-игровых
технологий в развитии детей
дошкольного возраста:
1.
Формирование у дошкольников навыков дружеского коммуникативного
взаимодействия с использованием грамматически правильной связной
речи.
2.
Развитие
у
детей
навыков
полноценного
межличностного
общения,
помогающего понять самого себя.
3.
Развитие взаимодействия ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, ребёнок-
родитель для обеспечения душевного благополучия.
4.
Развитие у детей
с умения элементарного самоконтроля речевого
выказывания
и
саморегуляции
своих
действий,
взаимоотношений
с
окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью.
5.
Создание условий для развития личностных качеств и способностей
всех субъектов открытого образовательного пространства.
Принципы, которые лежат в основе данной технологии, в высокой
мере актуальны для современного воспитания и обучения дошкольников .
Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребёнка как
на
субъект
(а
не
объект)
воспитания,
как
на
партнёра
по
совместной
деятельности.
Принципы организации социо-игровой технологии:
Педагог
–
равноправный
партнёр.
Он
умеет
интересно
играть,
организует игры, выдумывает их.
Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет
снятие страха ошибки у детей.
Свобода
и
самостоятельность
в
выборе
детьми
знаний,
умений
и
навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих
действий общим правилам.
Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в
разных уголках группы.
Ориентация
на
индивидуальные
открытия.
Дети
становятся
соучастниками игры.
Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто,
а что трудно – то интересно.
Движение и активность.
Жизнь
детей
в
малых
группах,
в
основном
шестёрках,
бывает
в
четвёрках и тройках.
Различают следующие формы организации социо-игровой
технологии в
р а з в и т и и
д е т е й дошкольного
возраста, приёмы
специально
направленные
на
создание ситуации
успешности
и
комфортности и коррекции речевых нарушений:
Игры с правилами.
Игры-соревнования.
Игры-драматизации.
Режиссёрские игры.
Сюжетно-ролевые игры.
Сказкотерапия.
Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.
Приёмы,
социально-направленные
на
создание
ситуации
успеха
и
комфортности.
Тренинги.
Самопрезентация.
Авторы социо-игровой технологии предлагают разные игровые задания
для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:
1. Игры-задания
для
рабочего
настроя.
Главная
задача
игр
–
пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в
какие-то
зависимости
друг
от
друга,
обеспечивающие
общее
повышение мобилизации внимания и тела.
2. Игры
для
социо-игрового
приобщения
к
делу, во
время
выполнения
которых
выстраиваются
деловые
взаимоотношения
педагога
с
детьми,
и
детей
друг
с
другом.
Данные
игры
могут
использоваться
в
процессе
усвоения
или
закрепления
учебного
материала;
если
дети
учатся
что-то
различать,
запоминать,
систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения
игровых заданий
3. Игровые
разминки –
объед иня ют ся
сво ей
в с е о б щ е й
доступностью,
быстро
возникающей
азартностью
и
смешным,
несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и
психологически эффективного отдыха.
4. Задания
для
творческого
самоутверждения –
это
задания,
выполнение
которых
подразумевает
художественно-исполнительский
результат действия.
5. Игры вольные (на воле), выполнение которых требует простора и
свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в комнате.
Результаты реализации социо-игровых технологий в развитии детей
старшего дошкольного возраста :
У детей развивается речевое взаимодействие, активизируется словарь
дошкольника, совершенствуется диалогическая и монологическая речь.
Ребёнок умеет отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно
возражать взрослым.
Дошкольники умеют слушать и слышать друг друга, договариваться,
приходить к согласию.
Сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим
людям, самому себе, к сверстникам.
У детей нет чувства страха за ошибку.
Применяя социо -игровые технологии в образовательном процессе
ДОУ,
н е о бход и мо
п омн и т ь
о
6
с а мы х
о с н о в н ы х правилах
и
условиях актуальных для развития детей дошкольного возраста :
1 правило: используется работа малыми группами или как их ещё
называют «группы ровесников».
Оптимальным,
для
продуктивного
общения
и
развития
являются
объединения малыми группами: в старшем дошкольном возрасте - по 5-6
детей. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную,
захватывающую
игру
и
способствует
возникновению
дружественных
отношений между детьми, умению договориться. Можно поделиться:
- по цвету волос, глаз, одежды;
- чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;
- кто на каком этаже живет;
- кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришёл пешком и
т.д.
2 правило: «смена лидерства».
Понятно,
что
работа
в
малых
группах
предполагает
коллективную
деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причём
лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.
3
правило:
обучение
сочетается
с
двигательной
активностью
и
сменой
мизансцен
(обстановки), что
спо собствует
с нятию
эмоционального напряжения.
Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши,
играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за
столами, на полу, в любимом уголке и т.д.
4 правило: смена темпа и ритма.
Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы
детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном
для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени,
например
с
помощью
песочных
и
обычных
часов.
У
детей
возникает
понимание,
что
каждое
задание
имеет
свое
начало
и
конец,
и
требует
определенной сосредоточенности.
5 правило – социо-игровая методика предполагает интеграцию всех
видов
деятельности,
что
в
современных
дошкольных
учреждениях
наиболее ценно.
Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-
волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности
детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому,
познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому
развитию. Обучение происходит в игровой форме.
6 правило: в своей работе мы ориентируемся на принцип полифонии:
«За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».
Ребёнку
вместе
со
своими
ровесниками
добывать
знания
более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для
себя
новые
знания,
только
кто-то
побольше,
кто-то
поменьше. Один
из
авторов
этой
социо-игровой
технологии
Вячеслав
Михайлович
Букатов
говорит:
«У
социо-игровой
педагогики
хитрый
стиль.
Главное
в
нём
–
реанимация собственной интуиции… Социо-игровой стиль заключается в
том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя
и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социо-
игровом стиле… ».
Общение детей в рамках данной технологии организуем в три этапа:
• на самом первом этапе - учу детей правилам общения, культуре общения
(дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера,
развивается собственная речь);
• на втором этапе общение является целью - ребёнок на практике осознает,
как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить
учебную задачу;
• на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через
общение я обучаю дошкольников.
Основная задача, которую должны решить педагоги дошкольного
учреждения для детей состоит в том, чтобы в результате применения социо-
игровых технологий устранить (частично или полностью) речевой дефект и
подготовить ребёнка к успешному обучению в школе.
Список литературы
1. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Карманная энциклопедия социо-игровых
приемов
обучения
дошкольников:
справочно-методическое
пособие
воспитателей
и
подготовительных
групп
детского
сада
/–
СПб:
Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.
2.
А.П.Ершова,
В.М.
Букатов
/
Возвращение
к
таланту
/–
СПб:
Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.