Напоминание

Социо-игровая технология, как средство развития дошкольника.


Автор: Френкель Марина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: "МАДОУ Детский сад "Талантика" N 135
Населённый пункт: г.Пермь
Наименование материала: статья
Тема: Социо-игровая технология, как средство развития дошкольника.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Социо-игровая технология как средство развития

дошкольника.

В последние годы в системе образования России происходят существенные

изменения,

определившие

новые

приоритеты

развития

дошкольного

образования.

В

соответствии

с

федеральными

государственными

образовательными стандартами к основной общеобразовательной программе

дошкольного

образования

построение

образовательного

процесса

должно

строиться

на

адекватных

возрасту

формах

работы

с

детьми.

Основной

формой

работы

с

детьми

дошкольного

возраста

и

ведущим

видом

деятельности для них является игра.

Способствуют этому развивающие педагогические технологии, в том

числе

социо-игровая, которая

развивает

ребёнка

в

игровом

общении

со

сверстниками,

подразумевая

свободу

действий,

свободу

выбора,

свободу

мыслей ребёнка. Социо-игровая технология ориентирует педагога на поиск

способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает

место

увлечённости.

«Надо

не

учить,

а

налаживать

ситуацию,

когда

их

участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в

результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и

научения» (В.М.Букатов).

Основная идея социо-игровой технологии – организация собственной

деятельности детей, которой ребёнок хочет заниматься и в которой он:

делает, слушает, смотрит и говорит.

Не менее важным в социо-игровой технологии является договор,

правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными,

дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются.

Основатели социо-игровой технологии Е.Е.Шулешко, А.П. Ершова,

В.М.Букатов вывели следующие законы общения:

- не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;

- не ворчать, не ныть, не бурчать;

- умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;

- будьте взаимно вежливы, терпимыми и сдержанными;

- относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;

- поддержи, помоги подняться и победить;

- задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;

- не возноси себя над другими, вознеси ближнего;

- дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их

проблему.

Цель

применения

социо-игровых

технологий в

развитии

детей

дошкольного

возраста- организация

собственной

деятельности

детей

в

атмосфере взаимопонимания.

Задачи

использования

социо-игровых

технологий в развитии детей

дошкольного возраста:

1.

Формирование у дошкольников навыков дружеского коммуникативного

взаимодействия с использованием грамматически правильной связной

речи.

2.

Развитие

у

детей

навыков

полноценного

межличностного

общения,

помогающего понять самого себя.

3.

Развитие взаимодействия ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, ребёнок-

родитель для обеспечения душевного благополучия.

4.

Развитие у детей

с умения элементарного самоконтроля речевого

выказывания

и

саморегуляции

своих

действий,

взаимоотношений

с

окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью.

5.

Создание условий для развития личностных качеств и способностей

всех субъектов открытого образовательного пространства.

Принципы, которые лежат в основе данной технологии, в высокой

мере актуальны для современного воспитания и обучения дошкольников .

Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребёнка как

на

субъект

не

объект)

воспитания,

как

на

партнёра

по

совместной

деятельности.

Принципы организации социо-игровой технологии:

Педагог

равноправный

партнёр.

Он

умеет

интересно

играть,

организует игры, выдумывает их.

Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет

снятие страха ошибки у детей.

Свобода

и

самостоятельность

в

выборе

детьми

знаний,

умений

и

навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих

действий общим правилам.

Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в

разных уголках группы.

Ориентация

на

индивидуальные

открытия.

Дети

становятся

соучастниками игры.

Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто,

а что трудно – то интересно.

Движение и активность.

Жизнь

детей

в

малых

группах,

в

основном

шестёрках,

бывает

в

четвёрках и тройках.

Различают следующие формы организации социо-игровой

технологии в

р а з в и т и и

д е т е й дошкольного

возраста, приёмы

специально

направленные

на

создание ситуации

успешности

и

комфортности и коррекции речевых нарушений:

Игры с правилами.

Игры-соревнования.

Игры-драматизации.

Режиссёрские игры.

Сюжетно-ролевые игры.

Сказкотерапия.

Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.

Приёмы,

социально-направленные

на

создание

ситуации

успеха

и

комфортности.

Тренинги.

Самопрезентация.

Авторы социо-игровой технологии предлагают разные игровые задания

для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:

1. Игры-задания

для

рабочего

настроя.

Главная

задача

игр

пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в

какие-то

зависимости

друг

от

друга,

обеспечивающие

общее

повышение мобилизации внимания и тела.

2. Игры

для

социо-игрового

приобщения

к

делу, во

время

выполнения

которых

выстраиваются

деловые

взаимоотношения

педагога

с

детьми,

и

детей

друг

с

другом.

Данные

игры

могут

использоваться

в

процессе

усвоения

или

закрепления

учебного

материала;

если

дети

учатся

что-то

различать,

запоминать,

систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения

игровых заданий

3. Игровые

разминки –

объед иня ют ся

сво ей

в с е о б щ е й

доступностью,

быстро

возникающей

азартностью

и

смешным,

несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и

психологически эффективного отдыха.

4. Задания

для

творческого

самоутверждения –

это

задания,

выполнение

которых

подразумевает

художественно-исполнительский

результат действия.

5. Игры вольные (на воле), выполнение которых требует простора и

свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в комнате.

Результаты реализации социо-игровых технологий в развитии детей

старшего дошкольного возраста :

У детей развивается речевое взаимодействие, активизируется словарь

дошкольника, совершенствуется диалогическая и монологическая речь.

Ребёнок умеет отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно

возражать взрослым.

Дошкольники умеют слушать и слышать друг друга, договариваться,

приходить к согласию.

Сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим

людям, самому себе, к сверстникам.

У детей нет чувства страха за ошибку.

Применяя социо -игровые технологии в образовательном процессе

ДОУ,

н е о бход и мо

п омн и т ь

о

6

с а мы х

о с н о в н ы х правилах

и

условиях актуальных для развития детей дошкольного возраста :

1 правило: используется работа малыми группами или как их ещё

называют «группы ровесников».

Оптимальным,

для

продуктивного

общения

и

развития

являются

объединения малыми группами: в старшем дошкольном возрасте - по 5-6

детей. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную,

захватывающую

игру

и

способствует

возникновению

дружественных

отношений между детьми, умению договориться. Можно поделиться:

- по цвету волос, глаз, одежды;

- чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;

- кто на каком этаже живет;

- кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришёл пешком и

т.д.

2 правило: «смена лидерства».

Понятно,

что

работа

в

малых

группах

предполагает

коллективную

деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причём

лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.

3

правило:

обучение

сочетается

с

двигательной

активностью

и

сменой

мизансцен

(обстановки), что

спо собствует

с нятию

эмоционального напряжения.

Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши,

играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за

столами, на полу, в любимом уголке и т.д.

4 правило: смена темпа и ритма.

Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы

детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном

для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени,

например

с

помощью

песочных

и

обычных

часов.

У

детей

возникает

понимание,

что

каждое

задание

имеет

свое

начало

и

конец,

и

требует

определенной сосредоточенности.

5 правило – социо-игровая методика предполагает интеграцию всех

видов

деятельности,

что

в

современных

дошкольных

учреждениях

наиболее ценно.

Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-

волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности

детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому,

познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому

развитию. Обучение происходит в игровой форме.

6 правило: в своей работе мы ориентируемся на принцип полифонии:

«За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».

Ребёнку

вместе

со

своими

ровесниками

добывать

знания

более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для

себя

новые

знания,

только

кто-то

побольше,

кто-то

поменьше. Один

из

авторов

этой

социо-игровой

технологии

Вячеслав

Михайлович

Букатов

говорит:

«У

социо-игровой

педагогики

хитрый

стиль.

Главное

в

нём

реанимация собственной интуиции… Социо-игровой стиль заключается в

том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя

и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социо-

игровом стиле… ».

Общение детей в рамках данной технологии организуем в три этапа:

• на самом первом этапе - учу детей правилам общения, культуре общения

(дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера,

развивается собственная речь);

• на втором этапе общение является целью - ребёнок на практике осознает,

как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить

учебную задачу;

• на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через

общение я обучаю дошкольников.

Основная задача, которую должны решить педагоги дошкольного

учреждения для детей состоит в том, чтобы в результате применения социо-

игровых технологий устранить (частично или полностью) речевой дефект и

подготовить ребёнка к успешному обучению в школе.

Список литературы

1. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Карманная энциклопедия социо-игровых

приемов

обучения

дошкольников:

справочно-методическое

пособие

воспитателей

и

подготовительных

групп

детского

сада

/–

СПб:

Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.

2.

А.П.Ершова,

В.М.

Букатов

/

Возвращение

к

таланту

/–

СПб:

Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!