Напоминание

"Роль театра в формировании гармоничной, творческой личности ребенка.


Автор: Старцева Надежда Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Сернурский детский сад "Сказка"
Населённый пункт: Республика Марий Эл п.Сернур
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Роль театра в формировании гармоничной, творческой личности ребенка.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Сернурский детский сад общеразвивающего вида «Сказка»

Роль театра в формировании гармоничной,

творческой личности ребенка.

методическая разработка

Выполнил: воспитатель высшей категории

Н.В.Старцева

п.Сернур 2020г.

Старцева Н.В.

Роль театра в формировании гармоничной, творческой

личности ребенка: Методическая разработка

Аннотация

Методическая разработка предназначена для воспитателей детских садов

Развитие

творческих

способностей

способствует

развитию

личности

ребенка

в

целом.

И

именно

театральная

деятельность

является

уникальным средством развития творческих способностей дошкольников.

Данная тема актуальна тем, что театрализованная деятельность является

системообразующей в интеграции искусства в учебно - воспитательном

процессе.

Актуальность темы.

В

человеке

всегда

заложено

творческое

начало,

и

театр,

как

вид

искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности

дошкольников.

Театр–

одно

из

ярких

эмоциональных

средств,

формирующих

вкус

детей.

Он

воздействует

на

воображение

ребенка

различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством,

музыкой и т. д. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность,

взаимовыручку, взаимозаменяемость.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.

Участвуя

в

ней,

дети

знакомятся с

окружающим

миром

во

всем

его

многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы

заставляют

их

думать,

анализировать,

делать

выводы

и

обобщения.

С

умственным

развитием

тесно

связано

и

совершенствование

речи.

В

процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных

в ы с ка зы ва ний

не за ме т но

а кт ив изируе т с я

с лова рь

р е б е н к а ,

совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

Исполняемая

роль,

произносимые

реплики

ставят

малыша

перед

необходимостью

ясно,

четко,

понятно

изъясняться.

У

него

улучшается

диалогическая речь, ее грамматический строй.

Можно

утверждать,

что

театрализованная

деятельность

является

источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка,

приобщает

его

к

духовным

ценностям.

Это

конкретный,

зримый

результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают

эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам,

сопереживать разыгрываемые события.

Театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей

способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике,

жестам,

интонации,

умения

ставить

себя

на

его

место

в

различных

ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Театрализованная

деятельность

позволяет

формировать

опыт

социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное

произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют

нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не

только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.

Именно

способность

ребенка

к

такой

идентификации

с

полюбившимся

образом

позволяет

педагогам

через

театрализованную

деятельность

оказывать позитивное влияние на детей.

Театрализованная

деятельность

позволяет

ребенку

решать

многие

проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это

помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким

образом,

театрализованные

занятия

помогают

всесторонне

развивать

ребенка.

Театр – это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва

научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как

скачет белочка или зайчик, как передвигается косолапый медведь. Театр –

это сказка и это реальность, где каждый ребенок может проявить свое

творчество.

Сегодня,

когда

широко

и

фундаментально

решается

проблема

дошкольного

образования

и

воспитания,

когда

появляются

новые

Федеральные

государственные

требования

и

стандарты

и

усложняются

задачи, стоящие перед педагогами – дошкольниками, очень важной остается

задача приобщения детей к театрализованной деятельности, потому, что

театральная деятельность – это самый творческий вид детского творчества.

Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в

его природе и находит отражение стихийно, потому, что связана с игрой.

Любую

выдумку,

впечатление

из

окружающей

жизни

ребенку

хочется

воплотить в живые образы и действия, тем самым проявляя творчество.

Творческая деятельность и развитие творческих способностей ребенка –

это составная часть социально – экономических и духовных направлений

общественного устройства.

Творчество – это:

искать;

изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте.

Творческая деятельность – это:

деятельность, рождающая нечто новое;

свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе

отражение личности.

Детское

творчество

одна

из

актуальных

проблем

дошкольной

педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л.С. Выготский, А.Н.

Леонтьев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов, О.М. Дьяченко, А.Н.

Волков и другие.

Развитие

творческих

способностей

способствует

развитию

личности

ребенка в целом. И именно театральная деятельность является уникальным

средством развития творческих способностей дошкольников.

Данная тема актуальна тем, что театрализованная деятельность является

системообразующей в интеграции искусства в учебно - воспитательном

процессе. В процессе работы над спектаклем:

интегрируется содержание разных образовательных областей;

создаются условия для познавательной деятельности;

создаются

условия

для

поисковой

совместной

деятельности

дошкольников, педагогов и родителей;

формируются коммуникативные качества;

расширяется социальный опыт.

развиваются творческие способности.

Таким образом, театрализованная деятельность – это обширная отрасль

применения всех образовательных областей и при умелом использовании

может

привести

к

формированию

определенных

личностных

качеств

воспитанников, его умений и компетенций, что является так же актуальным в

свете новых Федеральных государственных требований

Кроме

того,

театрализованная

деятельность

является

источником

развития чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий ребенка,

приобщает

его

к

духовному

богатству.

Переживание

с

персонажем,

разыгрывание различных событий – самый короткий путь эмоционального

раскрепощения

ребенка,

снятие

сжатости,

обучение

чувствованию

и

художественному воображению. Все это – путь через игру, фантазирование,

сочинительство.

Приступив к работе , я очень долго наблюдала за детьми своей группы.

Наблюдая

за

играми

дошкольников,

обратила

внимание

на

то,

что

дети

скованны, мало эмоциональны. Влюбленная в театрализованные игры, я

решила

организовать

свою

работу

по

театрализованной

деятельности

с

целью

развития

эмоциональной

сферы

дошкольников,

творческих

способностей, развития словарного запаса, устной речи.

Для достижения цели поставила перед собой следующие задачи:

1.

Создать

условия

для

развития

творческой

активности

детей

в

театрализованной деятельности.

2.

Приобщить

дошкольников

к

театральной

культуре

(знакомить

с

обстановкой театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных

театров)

3.

Обеспечить

условия

для

взаимосвязи

театрализованной

деятельности

с

другими

видами

совместной

деятельности,

свободной

деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.

4. Создать условия для совместной театрализованной деятельности

детей

и

взрослых

(постановки

совместных

спектаклей

с

участием

воспитанников,

родителей,

сотрудников,

организовать

выступления

детей

старщих групп перед детьми младшего возраста).

5. Способствовать самореализации каждого ребенка через создание

благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.

Разнообразила и дополнила развивающую среду группы новыми играми

и игрушками – персонажами для театрализованной деятельности.

При

создании

развивающей

среды

учитывала

следующие

принципы:

Принцип

комплексирования

и

гибкого

зонирования,

позволяющий

детям в соответствии с их желаниями и интересами свободно заниматься

деятельностью, не мешая друг другу.

Принцип

свободы

и

самостоятельности,

позволяющий

ребенку

самостоятельно

определить

его

отношение

к

среде:

воспринимать,

подражать, создавать, самостоятельно выбирать то, что ему по душе.

Принцип

новизны,

позволяющий

преодолевать

стереотипность

и

однообразие среды. Обновляемость.

Принцип иллюзии жизненной правды, позволяющий поставить детей в

такие

условия,

при

которых

они

могли

бы

получить

психическую

и

фактическую

возможность,

что

они

имеют

дело

не

с

бутафорией,

а

с

настоящими, подлинными предметами.

В

группе

имеются

следующие

виды

театров,

созданные

и

приобретенные педагогом:

Пальчиковый театр

Сказки:

«Репка»,

«Теремок»,

«Колобок»,

«Гуси

лебеди»,

«Дюймовочка», «Три медведя», «Волк и лиса», «Лиса и заяц» и другие.

Баночный театр

Сказки: «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Кто, петух и лиса».

Театр игрушек Би- ба – бо

Сказки: «Снегурушка и лиса», «Три медведя».

Деревянный настольный театр

Сказки: «Три поросенка», «Маша и медведь», «Репка».

Тетра матрешек «Колобок»

Театр кружек «Теремок»

Театр живой руки «Заюшкина избушка»

Тетра на фланелеграфе

Театр теней

Театр на лопатках и на ложках.

Все виды театров были использованы в процессе работы как совместной

деятельности педагога с детьми, так и в самостоятельной деятельности

дошкольников, и имели успех. Дети группы принимают активное участие в

играх – драматизациях, театрализованных постановках, мини – спектаклях.

Дошкольники охотно используют театральные игрушки – персонажи в

свободной деятельности: строят дом для бедного зайчика, хитрой лисы или

голодного волка; возят зверей на машинах, готовят для них обед. Ребята

самостоятельно

воспроизводят

известные

сюжеты

сказок,

часто

их

переделывают

на

свой

лад,

придумывают

свой

конец

сказки,

зачастую

полностью придумывают свою сказку, используя известные персонажи и

сказочные слова:

«Жили - были...», «В некоторцарстве, в некотором государстве...» и т.д.

В свободное время мы с детьми часто разыгрываем – песенки, потешки,

короткие стишки, знакомые им с детства; учим пословицы и поговорки;

изображаем различные эмоциональные состояния.

Основной акцент в организации театрализованной деятельности делаю

не

на

результат

в

форме

внешней

демонстрации

театрализованного

действия, а на организации творческой деятельности в процессе создания

спектакля.

Подбирая

материал

для

спектакля

или

инсценировки,

я

стараюсь

учитывать

возрастные

особенности,

возможности,

знания

и

умения детей, стараюсь обогащать их жизненный опыт, развивать интерес к

новых знаниям, расширять творческий потенциал. Э.Г. Чурилова выделяет

десять основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем, которыми

я руководствуюсь:

Выбор пьесы или инсценировки, чтение и обсуждение ее с детьми.

Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

Ра б от а

н а д

отд е льн ы ми

э п и зод а ми

в

фо рме

э т юд о в

с

импровизированным текстом.

Поиск

музыкально

пластического

решения

отдельных

эпизодов,

постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми

эскизов, декораций и костюмов.

Переход

к

тексту

пьесы:

работа

над

эпизодами.

Уточнение

предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

Работа

над

выразительностью

речи

и

подлинностью

поведения

в

сценических условиях, закрепление отдельных мизансцен.

Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и

реквизита (можно условными), музыкальным оформлением.

Репетиция всей пьесы с элементами костюмов, реквизита и декораций.

Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.

Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.

Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по

спектаклю, альбома с фотографиями.

Успешную

работу

с

детьми

по

развитию

творческой

личности

посредством

театрализованной

деятельности

невозможно

выстроить

без

партнерских

отношений

с

родителями.

Родители

оказывают

помощь

в

изготовлении

костюмов,

разучивании

ролей

к

спектаклям,

созданию

атрибутов и развивающей среды в групповом помещении. Для привлечения

внимания со стороны родителей к театрализованной деятельности в группе,

подготовила

и

провела

родительское

собрание

«Театр

наш

друг

и

помощник», консультации: «Театрализованная игра – источник творчества и

самовыражения дошкольников», «Театрализованная деятельность старщих

дошкольников»,

«Изготовление

театральной

игрушки

в

домашних

условиях»,

«Кукольный

театр

дома»,

«Значение

театрализованной

деятельности в развитии речи дошкольника»; беседы, памятки и другие.

Делюсь

опытом

работы

и

с

коллегами,

провела

мастер

-класс

«Организация

театрализованной

развивающей

среды

в

группе»,

консультации: «Роль театрализованной деятельности в развитии личности

дошкольника», «Организация и роль театрализованной деятельности детей

в

ДОУ.

Предметно

развивающая

среда»;

«Роль

театрализованной

деятельности

в

социально

эмоциональном

развитии

младших

дошкольников».

Результаты педагогической деятельности подтверждены мониторингом

уровня развития детей: в начале года проведенный мониторинг показал,

что

некоторые

дошкольники

не

проявляли

устойчивого

интереса

к

театральной деятельности. Игры воспитанников были индивидуальные,

часто

носили

разрозненный

характер(ребенок

брал

настольный

театр

«Теремок» и играл либо один, либо с кем-нибудь вдвоём). К концу года

дошкольники научились объединяться группами, распределять роли между

собой по количеству действующих персонажей в спектакле. Если кому-то

не доставался игровой персонаж, то дети самостоятельно уже вводили в

сказку

дополнительного

героя,

в

связи

с

этим

сюжет

сказки

менялся,

побуждая детей импровизировать на темы знакомых сказок. Творчески

интерпретируя

знакомый

сюжет,

пересказывая

сюжет

от

лица

разных

героев

сказки,

дети

научились

создавать

характерные

образы

героев,

используя мимику, жесты, движения и музыкальное сопровождение.

Вместе с дошкольниками мы создавали различные атрибуты, костюмы,

декорации,

которые

дети

использовали

впоследствии

и

в

свободной

деятельности.

Но

к

концу

года

дошкольники

научились

придумывать

костюмы

самостоятельно, используя для этого подручные средства.

Игры становились все интереснее и разнообразнее: иногда сюжет,

составленный детьми, уводил их далеко за пределы сказки, появлялась

новая сюжетная линия. Все это способствовало творческому развитию

воспитанников, формированию устойчивого интереса к театрализованной

деятельности, расширению кругозора.

Расширился

и

словарный

запас

детей.

В

своей

речи

дети

стали

употреблять

специализированные

театральные

термины:

сцена,

актер,

постановка, режиссер, зритель и др. Дошкольники стали больше общаться

и взаимодействовать между собой.

В результате проведенной работы по развитию творческой личности

средствами

театрализованной

деятельности у

детей

появилась

возможность

проявить

свои

таланты,

выдумывать,

фантазировать,

воплощать свои фантазии в реальные образы. Стала развиваться связная

речь, произошло обогащение словаря, что способствовало формированию

и развитию коммуникативных навыков. К концу учебного года дети стали

чаще обращаться к различным видам кукол, приобрели более сложные

навыки

кукловождения.

Повысились

и

показатели

эмоционально

образного развития: дети не только различали эмоциональное состояние

героя, но и умело использовали их при изображении различных образов

персонажей сказок.

Анализируя

свою

работу,

дальнейшую

перспективу

вижу

в

разработке

тематического

планирования

по

развитию

творческой

личности

посредством

театрализованной

деятельности

для

детей

младшего

дошкольного

возраста,

составлением

и

написанием

собственной

программы

по

театрализованной

деятельности,

расширении

кукольного

арсенала,

создания

театра

больших

ростовых

кукол,

а

также

музея

театральной игрушки в детском саду.

В заключении хотелось бы сказать, что я на практике поняла и подтвердила

всю актуальность и необходимость данного направления.

в процессе театрализованной деятельности

-расширились и углубились знания детей об окружающем мире

-расширился словарный запас детей появились навыки выразительной и

связной речи

-дети стали более раскованными,появилось желание учавствовать в играх-

драматизациях, в театральных постановках

-между детьми установились отношения сотрудничества и взаимопомощи,

появилось чувство коллективизма

-привлечение родителей к созданию атрибутов,костюмов,декорацийтакже

сыграло положительную

Действительно театрализованная деятельность – это важнейшее средство

развития

у

детей

способности

распознавать

эмоциональное

состояние

человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место

в различных ситуациях. Она позволяет формировать опыт социальных

навыков

поведения,

благодаря

тому,

что

каждое

литературное

произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют

нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и

др.).

Театрализованная

деятельность

позволяет

ребёнку

решать

многие

проблемные

ситуации

именно

от

лица,

какого

либо

персонажа.

Это

помогает

преодолевать

робость,

неуверенность

в

себе,

застенчивость.

Таким

образом,

можно

ещё

раз

подчеркнуть,

что

театрализованная

деятельность

помогает

всесторонне

развивать

ребёнка

в

дошкольном

возрасте

Нахожу работу по развитию детей в театрализованной деятельности:

-интересной и увлекательной

-она открывает творческие возможности для коррекции поведения детей

-планирую более активно привлекать родителей к совместной творческой

деятельности с детьми

-планирую расширить взаимодействие с педагогом-психологом

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет с нами вечно,

Всегда готовый утверждать

Все, что на свете человечно.

Здесь все прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки,

И с ними светлый мир добра!

Используемая литература:

Артемова

Л.В.

«Театральные

игры

дошкольников»

Мо сква

«Просвещение», 1991 г.

Безбородова М. Шмаков С., «От игры к самовоспитанию».

«Дошкольное воспитание»

1995 г. - №№ 6, 10, 12; 1998 Г. - №№ 2, 5, 6, 8.

Зинкевич Т.Д. – Евстигнеева «Путь к волшебству».

Кошманская И.П., Театр в детском саду (Серия «Мир вашего ребёнка»). –

Ростов н. /Д: изд-во «Феникс», 2004.

Куцакова

Л.В.,

Мерзлякова

С.И.

Воспитание

ребенка-дошкольника:

развитого,

образованного,

самостоятельного,

инициативного,

неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.

Кушаева Н.А. «Основы эстетического воспитания»

Москва, «Просвещение»,1988 г.

Кошманская И.П., Театр в детском саду (Серия «Мир вашего ребёнка»). –

Ростов н. /Д: изд-во «Феникс», 2004.

Логинова В.И. «Дошкольная педагогика»

Москва «Просвещение», 1988 г.

Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей.

Ярославль, 2002.

Михайлова

М.А.

Праздники

в

детском

саду.

Сценарии,

игры,

ат-

тракционы. Ярославль, 2002.

Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных.

М., 2000.

Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для

работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004.

Петрова

Т.И.,

Сергеева

Е.Л.,

Петрова

Е.С.

Театрализованные

игры

в

детском саду:

Разработки занятий для всех возрастных групп с

методическими

рекомендациями.

М.:

Школьная

Пресса

(Дошкольное

воспитание

и

обучение.

Приложение

к

журналу

«Воспитание

школьников». Выпуск 12), 2000.

Родари Д. «Грамматика фантазии», 1978 г.

Селиванова

Е.Д.

«Театрально

литературные

композиции

в

школе»

Москва, «Просвещение», 1982 г.

Чурилова

Э.Г.

Методика

и

организация

театральной

деятельности

дошкольников

и

младших

школьников:

Программа

и

репертуар.

М.:

Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Ядешко В.И. «Дошкольная педагогика» Москва,

«Просвещение», 1978 г.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!