Напоминание

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными "ы", "и" в слогах и словах.


Автор: Клубова Екатерина Валерьяновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ОГКОУ
Населённый пункт: г.Иваново
Наименование материала: конспект логопедического занятия
Тема: Твёрдые и мягкие согласные перед гласными "ы", "и" в слогах и словах.
Раздел: начальное образование





Назад




КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ,

проведенного 18.10.2019 г. в 3 классе

ОГКОУ «Ивановская школа – интернат №3».

Учитель-логопед: Клубова Екатерина Валерьяновна.

Тип урока:"Открытие новых знаний".

Форма занятия: групповое (4 учащихся).

Общее время – 40мин.

Тема занятия:"Твердые и мягкие согласные перед гласными Ы,И в слогах и словах"

Цель:

учить

учащихся

различать

гласные

Ы-И

в слогах, словах, предложениях в

устной и письменной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: закрепить знания о механизме образования звуков

[ы],

[и]

и

их

артикуляционных

особенностях;

закрепить

понятия

"звук",

"слог",

"слово", "предложение"; совершенствовать навыки различения смешиваемых букв;

закрепить правописание жи, ши;

Коррекционно-развивающие: развивать речевую моторику, фонематический слух,

совершенствовать

навыки

различения

звуков

[ы]-[и];

закрепить

правильное

произношение

звуков

в

самостоятельной

речи

(изолированно,

в

слогах,

словах,

предложениях); совершенствовать навыки звукового анализа; научить различать буквы

ы-и,

делать

правильный

выбор

в

зависимости

от

твердо сти-мягко сти

предшествующего согласного; научить образовывать форму множественного числа

существительного,

составлять

предложение

с

заданными

словами;

обогащать

словарный запас.

Воспитательные:

воспитывать

стремление

к

здоровому

образу

жизни,

интерес

к

изучению родного языка, аккуратность.

Этапы

Ход урока

1.Орг. момент

- Здравствуйте, ребята!

- Прослушайте стихотворение:

По утрам у Айболита

До обеденной поры

Лечат зубы зебры, зубры,

Волки, выдры и бобры.

- Про кого это стихотворение?(Про Айболита, животных.)

- Как называется профессия человека, который лечит животных?

(Ветеринар ),(уточнить:Айболит – это имя человека)

- Каких домашних (диких) животных лечит ветеринар?(Кошек,

собак, лис, медведей...)

- Как надо заботиться о животных? (ответы учащихся)

2.Постановка

учебной задачи.

3.Наблюдение над

артикуляцией,

восприятие на

слух звуков [ы]-

[и].

-

Какие

животные

пришли

к

Айболиту

лечиться

в

стихотворении?(Зебры, зубры, волки, выдры и бобры.)

- Какие это животные, где они живут, кто о них заботится?(Это

дикие животные.)

-

На

доске

картинки

с

изображением

диких

и

домашних

животных: тигр, корова, кошка, собака.

- Поиграем в игру “Четвертый лишний”. Кто из животных не

попал к своим друзьям?(Это тигр. Кошка, корова, собака – это

домашние животные, а тигры – это дикие животные.)

- На доске схема слова “Т и Г Р ы ”(где красными кружками

отмечены пропущенные гласные ы-и.)

Догадайтесь,

какие

гласные

пропущены

в

слове. (Один

учащийся

выходит

к

доске

и

подбирает

гласные

буквы,

остальные отвечают с места).

- Как вы догадались что после т надо поставить гласную и, а

после р ставим ы?

(Согласный

произноситься

мягко ть,

согласный произноситься твердо р.)

- Тема занятия сегодня “Твердые и мягкие согласные перед

гласными ы-и”.На занятии мы узнаем, чем отличаются звуки

[ы]-[и], научимся определять, когда в слове надо писать букву ы,

а когда букву и.–На доске тему.

- А теперь послушайте, как я произнесу эти звуки: ы-ы-ы, и-и-и.

- Как вы думаете, какие они, гласные или согласные?(Гласные.

Их можно петь, кричать, нам ничто не мешает: ни губы, ни

зубы, ни язык.)

Дети произносят: ы-ы-ы, и-и-и.

- Оба звука гласные. Похожи по звучанию? (Да.)

- А чем же они отличаются?

Закроем глаза и понаблюдаем, в каком положении будет язык,

губы, зубы. Дети закрывают глаза:

[ы] – язык глубоко во рту, нижняя челюсть слегка выдвинута

вперед, губы чуть-чуть улыбаются;

[и] – язык у зубов, губы улыбаются сильнее.

- А теперь, попробуйте угадать, какой звук я произнесу "без

голоса": ы-ы-ы, и-и-и.

(Затем произносят дети.)

4.Дифференциаци

я букв" Ы-И".

- Молодцы, научились различать звуки. А теперь мы должны

научиться различать буквы.

На доске выставляются буквы Ы-И.

- Чем похожи? Чем отличаются?

Игра "Найди правильную букву".

- На доске написаномного букв, но не понятно, какие же из них

правильные. (Дети подходят и показывают "правильные"

буквы.)

Игра "Определи на ощупь".

Дети подходят к столу, на котором находятся объемные буквы и

с закрытыми глазами находят одну из изучаемых букв среди

букв П, Н, Б, М, Л, Ы, И.

Игра "Письмо на спине".

Ребенок подходит к доске, поворачивается спиной к детям, а

учитель-логопед пальцем "пишет" какую-то из букв занятия.

Затем пишет вызванный ребенок.

Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали, Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

5.Дифференциаци

я звуков и букв в

слогах и словах.

6. Закрепление

изученного

материала.

- Послушайте слоги: мы, ты, бы, вы, ды, лы. Какой гласный звук

вы услышали?

- Какую букву выберем?

- А теперь другие слоги: би, ви, ди, ли, ми, ти. Какой гласный

звук вы услышали?

- Какую букву выберем?

- От чего это зависит?

Вывод: после твердых согласных – звук [ы] (буква ы), после

мягких согласных – звук [и] (буква и).

Игра "Выбери букву".

Дети слушают слова и поднимают соответствующую карточку.

Пыль, пил, кит, сын, мыть, ты, мы, Дима, липа, дым.

Какую букву выберем для слова"шить"? (Вспомним правило:

жи-ши пиши с буквой и. Звуки [ж], [ш] – твердые, но пишем и.)

На доске вывешивается карточка, на которой написаны

сочетания жи, ши.

Детям раздаются карточки жи, ши.

Игра продолжается.

Бык, жил, шило, сила, зима, выть, шина, тир, мир, уши, пила,

мыло.

Игра "правильно выбрать слово".

На доске слова.

пыли-пили

дыма-Дима

выли-вили

Дети в тетрадях переписывают начало предложения и

вписывают правильное слово.( Первое лучше устно с

объяснением.)

1. На шкафу много ... . Дети молоко ... .

2. Из трубы идет много ... . Мальчика зовут ...

3. Птицы гнезда ... . Волки в лесу ... .

Вставь пропущенную букву.

(Дети получают карточки).

Один ученик работает на закрытой доске).

Вкусный с..р, большой к..т, морозная з..ма, резиновая ш..на,

серые мыш.., послушный с..н, острые нож.. .

(Взаимопроверка.)

7.Итог и

рефлексия.

- Ребята, чему мы учились с вами сегодня на занятии?

- Что вы узнали сегодня нового?

- Вам занятие понравилось?

Если вам все понравилось, у вас осталось отличное

настроение, поднимите улыбающийся смайлик.

Если вы что-то не поняли, у вас осталось равнодушное

настроение, поднимите смайлик с равнодушным

выражением лица.

Если вам вообще ничего не понятно, вам урок не

понравился, поднимите смайлик с грустным выражением

лица.

- Спасибо за вашу работу! До новых встреч!



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!