Автор: Клубова Екатерина Валерьяновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ОГКОУ "Ивановская школа-интернат №3"
Населённый пункт: г.Иваново
Наименование материала: технологическая карта логопедического занятия
Тема: Постановка звука "З". Буква "з".
Раздел: начальное образование
Технологическая карта логопедического занятия.
Ф.И.О.
учителя-логопеда
Клубова Екатерина Валерьяновна
Группа
(класс,логопедическое
заключение)
1 класс, фронтальное (групповое) занятие.
Логопедическое заключение: СНР средней степени у учащихся с интеллектуальной
недостаточностью
Тема занятия
Постановка звука [З]. Буква З.
Тип занятия
«Открытие» нового знания.
Используемые
технологии
1.
Технология на основе системно-деятельностного подхода.
2.
Здоровье сберегающие технологии.
3.
Информационно-коммуникативные технологии.
4.
Технология поэтапного формирования умственных действий.
Цель занятия
Формирование у школьников с умеренной умственной отсталостью умений, необходимых
для правильного произношения звука [З]. Развитие фонематического слуха.
Планируемые результаты
Предметные
Личностные
- дифференцирует понятия
«звук», «буква»;
- знает артикуляционную
позу звука [з];
- обозначает на письме
изучаемый звук.
- проявляет учебно-познавательный интерес к новому
учебному материалу,
-понимает причины успеха в учебной деятельности,
-понимает установки на здоровый образ жизни и реализации в
реальном поведении.
Базовые
учебные действия(БУД)
Познавательные БУД:
Регулятивные БУД:
Коммуникативные БУД:
- развивать умение находить
необходимую информацию;
- развивать умения
представлять информацию и
извлекать ее из схем,
таблиц;
- на основе анализа объектов
- развивать умение
высказывать свое
предположение;
-учить принимать и сохранять
учебную задачу.
- развивать умение слушать и
понимать других;
- учить работать в паре.
делать выводы, обобщать,
классифицировать по
признакам.
Средства ИКТ,
аппаратное обеспечение
Аппаратное обеспечение: компьютер, монитор.
Базовые презентации: «Артикуляционная гимнастика», «Дыхательная гимнастика».
Оборудование
Индивидуальные зеркала, логопедические шпатели, схемы звуков, демонстрационные
картинки с различным изображением буквы, предметные картинки на звук [з] и герой
занятия.
Методическая структура логопедического занятия.
Этап
Длитель-
ность
этапа
Методы
и приемы
работы
Формы
организации
деятельности
учащихся
Деятельность
учителя-логопеда
Деятельность
обучающихся
I. Этап
Мотивации
Цели и способ их реализации:
- создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс;
- формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.
5 минут
Показ образца
выполнения
упражнения,
ИКТ
Фронтальная
Учимся и оздоравливаемся.
Выполняют
-дыхательную гимнастику: 5
упр-й (см.комплекс)
- артикуляционную гимнастику:
8 упр-й (см.комплекс)
II. Этап
Актуализа-
ции знаний
Цели и способ их реализации:
-актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщение
- закреплять полученные знания об артикуляции звука [з].
3 мин
Практические
Фронтальная
1. Показ правильной артикуляции
звука [з]:
- При произнесении звука [з] губы
1. Артикулируют, глядя на себя
в зеркало, повторяя за
логопедом.
2
«улыбаются», язык лежит у нижних
зубов, дует «холодный ветерок»,
голосок работает.
- Поставили правильно ротик и
позвенели [з]-так звенит комарик.
2. Затем произносят звук [з]
длительно.
III. Этап
Выявления
места и
причины
затрудне-
ний
Цели и способ их реализации:
- осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей,
- фиксация места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными
способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения,
-
постановка
звука [з], выработка правильной артикуляции звука, закрепление его в слогах и изолированно.
Развитие фонематического слуха.
6 мин
Практические:
устные,
аналитико-
синтетические
Фронтальная
1. Пальчиковая гимнастика:
«Замок»,
- большой палец поочерёдно
касается подушечкой с остальными
при этом проговаривает слоги
согласно таблице гласн. букв:за-зо-
зу-зы-зэ.
2. Поиграем в маленьких
комариков. Позвеним, расправив
крылья.
3. Работа в парах:
- Повернулись друг к другу и
произнесли звук [з]. Обратите
внимание на свою артикуляцию и
артикуляцию соседа. Сравните.
4. « Поймай комара».
5. Логопед поощряет,указывает на
ошибки и недочёты.
1. Выполняют упражнение,
проговаривают слоги,
повторяют слогоряд.
2. Произносят длительный звук
[з], разводят руки в стороны.
3. Произносят звук [з],
сравнивают, обращают
внимание на ошибки.
4.Хлопают, услышав звук [з] в
ряду звуков.
3
IV. Этап
Объяснения
«добыва-
ния» нового
знания.
Цели и способ их реализации:
- учащиеся в коммуникативной форме формулируют конкретную цель будущих учебных действий, устраняющих
причину затруднения (какие знания нужны и чему необходимо научиться);
-предлагают и согласовывают тему занятия, которую учитель может уточнить,
-определяют средства для построения НЗ (новых знаний)- (с помощью чего? – изученные понятия, алгоритмы,
модели, способы записи).
8 мин
Наглядно-
демонстраци-
онные:
схемы,
таблицы.
Практические:
сопоставление
- выбор
правильных
формулировок
- заполнение
схемы звука.
ИКТ
Фронтальная
Охарактеризовать звук [З].
1. Ещё раз произнесём и попробуем
определить какой этот звук?
2. Гласный или согласный?
3. Произнесём звук твёрдо.
- Кружочком какого цвета это
обозначим?
4. Можно ли произнести его мягко?
Произнеси.
5. Этот звук звонкий или глухой?
6. Почему?
7. Вспомним артикуляционную
позу и определим какими
упражнениями нарисуем схему
звука.
8. Познакомимся с буквой, которая
обозначает этот звук на письме.
(Показ демонстрационной
картинки «буква». Рассматривание
буквы на таблице прописных букв
и на инд. пособии.)
1. Дети произносят.
2. Согласный.
3. [З].
- Синего.
4. Да.
5. Звонкий.
6. При артикуляции его мы
пользуемся голосом.
Работают голосовые связки.
7. Губы «улыбаются», язык
лежит у нижних зубов, дует
«холодный ветерок», голосок
работает.
8. Написание буквы
указательным пальцем в
воздухе.
4
9.Найдём эту букву в кассе.
10.Из скольких элементов состоит
буква?
9. Дети находят букву.
10. Из двух.
V. Этап
Физминутка
Цели и способ их реализации:
- формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.
2 мин
Показ образца
выполнения
упражнения.
ИКТ
Групповая
Выполняет физминутку вместе с
обучающимися (логораспевка
«Коза»)
Упр. «Рифмы»
(можно чистоговорки).
Координация слов с
движениями:
Сочиняют
и
проговаривают
фразы-рифмы.
VI. Этап
Закрепле-
ния,
проговари-
вания во
внешней
речи
Цели и способ их реализации:
- усвоение нового способа действия;
- выполнение в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах) типовых заданий на новый
способ действий;
- проговаривание выполнения вслух.
Развитие фонематического слуха.
5 мин
Наглядно-
демонстра-
ционные:
предметные
картинки.
Парная
Определение места звука в слове
«Звуковая решётка»:
- Разложить предметные картинки
на 3(три) строчки: з-; -з-; -з.
- На 3 столбика (6 слов).
Работают в парах сообща,
раскладывают картинки по
признаку звук [з] в начале
слова, в середине, в конце.
VII. Этап
Самостоя-
тельная
работа
Цели и способ их реализации:
- создание условий, обеспечивающих формирование навыков самоконтроля
- способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности
9 минут
Практические:
письменные
Индивидуаль-
ная
Работа в тетради.
- Напишите (напечатайте) эти слова
в тетрадь в три столбика.
Пишут слова самостоятельно
или с помощью логопеда.
VIII. Этап
Цели и способ их реализации:
5
Рефлексия
- формировать адекватное понимание причин успешности-неуспешности учебной деятельности;
- формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика».
2 мин
аналитико-
синтетические
Фронтально-
индивидуаль-
ная
- Сверьте свои записи на доске ( на
оборотной стороне магнитной
доски).
- Поставьте себе
значок отличия.
- Какие задания понравились?
-Какие вызвали затруднения?
Оценивают свои записи
значками-символами:
Ответы детей.
6