Напоминание

Постановка звука "З". Буква "з".


Автор: Клубова Екатерина Валерьяновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ОГКОУ "Ивановская школа-интернат №3"
Населённый пункт: г.Иваново
Наименование материала: технологическая карта логопедического занятия
Тема: Постановка звука "З". Буква "з".
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта логопедического занятия.

Ф.И.О.

учителя-логопеда

Клубова Екатерина Валерьяновна

Группа

(класс,логопедическое

заключение)

1 класс, фронтальное (групповое) занятие.

Логопедическое заключение: СНР средней степени у учащихся с интеллектуальной

недостаточностью

Тема занятия

Постановка звука [З]. Буква З.

Тип занятия

«Открытие» нового знания.

Используемые

технологии

1.

Технология на основе системно-деятельностного подхода.

2.

Здоровье сберегающие технологии.

3.

Информационно-коммуникативные технологии.

4.

Технология поэтапного формирования умственных действий.

Цель занятия

Формирование у школьников с умеренной умственной отсталостью умений, необходимых

для правильного произношения звука [З]. Развитие фонематического слуха.

Планируемые результаты

Предметные

Личностные

- дифференцирует понятия

«звук», «буква»;

- знает артикуляционную

позу звука [з];

- обозначает на письме

изучаемый звук.

- проявляет учебно-познавательный интерес к новому

учебному материалу,

-понимает причины успеха в учебной деятельности,

-понимает установки на здоровый образ жизни и реализации в

реальном поведении.

Базовые

учебные действия(БУД)

Познавательные БУД:

Регулятивные БУД:

Коммуникативные БУД:

- развивать умение находить

необходимую информацию;

- развивать умения

представлять информацию и

извлекать ее из схем,

таблиц;

- на основе анализа объектов

- развивать умение

высказывать свое

предположение;

-учить принимать и сохранять

учебную задачу.

- развивать умение слушать и

понимать других;

- учить работать в паре.

делать выводы, обобщать,

классифицировать по

признакам.

Средства ИКТ,

аппаратное обеспечение

Аппаратное обеспечение: компьютер, монитор.

Базовые презентации: «Артикуляционная гимнастика», «Дыхательная гимнастика».

Оборудование

Индивидуальные зеркала, логопедические шпатели, схемы звуков, демонстрационные

картинки с различным изображением буквы, предметные картинки на звук [з] и герой

занятия.

Методическая структура логопедического занятия.

Этап

Длитель-

ность

этапа

Методы

и приемы

работы

Формы

организации

деятельности

учащихся

Деятельность

учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

I. Этап

Мотивации

Цели и способ их реализации:

- создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс;

- формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

5 минут

Показ образца

выполнения

упражнения,

ИКТ

Фронтальная

Учимся и оздоравливаемся.

Выполняют

-дыхательную гимнастику: 5

упр-й (см.комплекс)

- артикуляционную гимнастику:

8 упр-й (см.комплекс)

II. Этап

Актуализа-

ции знаний

Цели и способ их реализации:

-актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщение

- закреплять полученные знания об артикуляции звука [з].

3 мин

Практические

Фронтальная

1. Показ правильной артикуляции

звука [з]:

- При произнесении звука [з] губы

1. Артикулируют, глядя на себя

в зеркало, повторяя за

логопедом.

2

«улыбаются», язык лежит у нижних

зубов, дует «холодный ветерок»,

голосок работает.

- Поставили правильно ротик и

позвенели [з]-так звенит комарик.

2. Затем произносят звук [з]

длительно.

III. Этап

Выявления

места и

причины

затрудне-

ний

Цели и способ их реализации:

- осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей,

- фиксация места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными

способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения,

-

постановка

звука [з], выработка правильной артикуляции звука, закрепление его в слогах и изолированно.

Развитие фонематического слуха.

6 мин

Практические:

устные,

аналитико-

синтетические

Фронтальная

1. Пальчиковая гимнастика:

«Замок»,

- большой палец поочерёдно

касается подушечкой с остальными

при этом проговаривает слоги

согласно таблице гласн. букв:за-зо-

зу-зы-зэ.

2. Поиграем в маленьких

комариков. Позвеним, расправив

крылья.

3. Работа в парах:

- Повернулись друг к другу и

произнесли звук [з]. Обратите

внимание на свою артикуляцию и

артикуляцию соседа. Сравните.

4. « Поймай комара».

5. Логопед поощряет,указывает на

ошибки и недочёты.

1. Выполняют упражнение,

проговаривают слоги,

повторяют слогоряд.

2. Произносят длительный звук

[з], разводят руки в стороны.

3. Произносят звук [з],

сравнивают, обращают

внимание на ошибки.

4.Хлопают, услышав звук [з] в

ряду звуков.

3

IV. Этап

Объяснения

«добыва-

ния» нового

знания.

Цели и способ их реализации:

- учащиеся в коммуникативной форме формулируют конкретную цель будущих учебных действий, устраняющих

причину затруднения (какие знания нужны и чему необходимо научиться);

-предлагают и согласовывают тему занятия, которую учитель может уточнить,

-определяют средства для построения НЗ (новых знаний)- (с помощью чего? – изученные понятия, алгоритмы,

модели, способы записи).

8 мин

Наглядно-

демонстраци-

онные:

схемы,

таблицы.

Практические:

сопоставление

- выбор

правильных

формулировок

- заполнение

схемы звука.

ИКТ

Фронтальная

Охарактеризовать звук [З].

1. Ещё раз произнесём и попробуем

определить какой этот звук?

2. Гласный или согласный?

3. Произнесём звук твёрдо.

- Кружочком какого цвета это

обозначим?

4. Можно ли произнести его мягко?

Произнеси.

5. Этот звук звонкий или глухой?

6. Почему?

7. Вспомним артикуляционную

позу и определим какими

упражнениями нарисуем схему

звука.

8. Познакомимся с буквой, которая

обозначает этот звук на письме.

(Показ демонстрационной

картинки «буква». Рассматривание

буквы на таблице прописных букв

и на инд. пособии.)

1. Дети произносят.

2. Согласный.

3. [З].

- Синего.

4. Да.

5. Звонкий.

6. При артикуляции его мы

пользуемся голосом.

Работают голосовые связки.

7. Губы «улыбаются», язык

лежит у нижних зубов, дует

«холодный ветерок», голосок

работает.

8. Написание буквы

указательным пальцем в

воздухе.

4

9.Найдём эту букву в кассе.

10.Из скольких элементов состоит

буква?

9. Дети находят букву.

10. Из двух.

V. Этап

Физминутка

Цели и способ их реализации:

- формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

2 мин

Показ образца

выполнения

упражнения.

ИКТ

Групповая

Выполняет физминутку вместе с

обучающимися (логораспевка

«Коза»)

Упр. «Рифмы»

(можно чистоговорки).

Координация слов с

движениями:

Сочиняют

и

проговаривают

фразы-рифмы.

VI. Этап

Закрепле-

ния,

проговари-

вания во

внешней

речи

Цели и способ их реализации:

- усвоение нового способа действия;

- выполнение в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах) типовых заданий на новый

способ действий;

- проговаривание выполнения вслух.

Развитие фонематического слуха.

5 мин

Наглядно-

демонстра-

ционные:

предметные

картинки.

Парная

Определение места звука в слове

«Звуковая решётка»:

- Разложить предметные картинки

на 3(три) строчки: з-; -з-; -з.

- На 3 столбика (6 слов).

Работают в парах сообща,

раскладывают картинки по

признаку звук [з] в начале

слова, в середине, в конце.

VII. Этап

Самостоя-

тельная

работа

Цели и способ их реализации:

- создание условий, обеспечивающих формирование навыков самоконтроля

- способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности

9 минут

Практические:

письменные

Индивидуаль-

ная

Работа в тетради.

- Напишите (напечатайте) эти слова

в тетрадь в три столбика.

Пишут слова самостоятельно

или с помощью логопеда.

VIII. Этап

Цели и способ их реализации:

5

Рефлексия

- формировать адекватное понимание причин успешности-неуспешности учебной деятельности;

- формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика».

2 мин

аналитико-

синтетические

Фронтально-

индивидуаль-

ная

- Сверьте свои записи на доске ( на

оборотной стороне магнитной

доски).

- Поставьте себе

значок отличия.

- Какие задания понравились?

-Какие вызвали затруднения?

Оценивают свои записи

значками-символами:

Ответы детей.

6



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!