Автор: Азарова Людмила Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ 12
Населённый пункт: г.Сургут, Ханты-Мансийский округ
Наименование материала: Билеты по русскому языку
Тема: Самоэкзамен по русскому языку 4 класс
Раздел: начальное образование
РУССКИЙ ЯЗЫК
Активные формы и методы обучения.
Уроки русского языка в начальной школе призваны развить у
младших школьников навыки и умения целесообразно и правильно
пользоваться языковыми средствами для выражения своих мыслей.
Младших школьников необходимо как можно чаще ставить в
позицию автора, давать им возможность выразиться, раскрыть свою
личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои
чувства, эмоции. Именно поэтому в начальных классах необходимо
использование активных форм и методов преподавания. Каждому
человеку необходимы умения анализировать, сравнивать, выделять
главное, решать проблему. Способность к самосовершенствованию
и умение дать адекватную самооценку, Быть ответственным,
самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем
ребенку необходимо войти в этот мир.
Метод обучения – это важнейший компонент урока.
Что такое метод вообще? Философская энциклопедия дает ему
такое определение: «Метод – форма практического и
теоретического освоения действительности, исходящего из
закономерностей изучаемого объекта». Однако особенности
учебного процесса обусловливают необходимость уточнения этой
достаточно общей формулировки.
И.Д. Зверев дает такое определение методам обучения.
«..Методы обучения – это упорядоченные способы
взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные
на достижение целей образования. Эта деятельность проявляется в
использовании источников познания, логических приемов, видов
познавательной самодеятельности учащихся и способов управления
познавательным процессом учителем».
Классификация методов обучения.
1.
По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.
2.
По степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение,
беседа, самостоятельная работа.
3.
В зависимости от конкретных дидактических задач,
подготовка к восприятию, объяснение, закрепление материала
и т.д.
4.
По характеру познавательной деятельности учащихся и
участие учителя в учебном процессе: объяснительно –
иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично –
поисковый, исследовательский.
5.
По принципу расчленения или соединения знаний:
аналитический, синтаксический, сравнительный,
обобщающий, классификационный.
6.
По характеру движения мысли от незнания к знанию:
индуктивный, дедуктивный, продуктивный..
Основной задачей уроков русского языка является обучение
умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми
средствами для выражения своих мыслей.
В начальных классах необходимы дидактические, ролевые
игры, в которых особенно активизируются умственные
способности детей, развивается их воображение. Очень полезны
игры – соревнования, например:
«АУКЦИОН». Подобрать как можно больше слов по схеме.
«КОНКУРС». – кто больше подберет слов на изученное
правило, кто больше подберет синонимов, антонимов; или
объявляется конкурс на лучшего диктора.
«САМОЭКЗАМЕН» - дидактическая игра. Учащиеся
вытаскивают билеты, в которых включены теоретические и
практические вопросы по изученному материалу, готовятся,
затем отвечают. Учителю она дает возможность проверить
знания учащихся, умение доказывать, обосновывать ответ перед
классом в новой ситуации.
Повышение интереса к урокам русского языка способствует и
занимательная форма их проведения: уроки – сказки, конкурсы,
аукционы, уроки – путешествия.
Таким образом, разнообразные приемы помогают воспитывать
интерес к урокам русского языка. А ребята с практическим
материалом раскрывают богатейшие возможности родного языка,
его выразительную силу, ритмичность, благозвучие, оттенки
мыслей, чувств.
Теоретические вопросы
по теме: «Имя существительное»
Билет № 1
Что такое имя существительное? На какие вопросы отвечает?
Что обозначает? Приведи примеры.
Билет № 2
Какого рода бывают имена существительные? Как узнать род
имени существительного? Приведи примеры.
Билет № 3
Что такое склонение? Сколько падежей в русском языке? Как
Определить падеж существительного в предложении?
Билет № 4
Назови вопросы и предлоги к падежам.
Билет № 5
Чем отличаются имена существительные в именительном падеже
от винительного падежа? Приведи примеры.
Билет № 6
Как отличить винительный падеж от предложного, если
существительное с предлогом В или НА? Приведи примеры.
Билет № 7
Назови три склонения имен существительных. Приведи примеры.
Билет № 8
Как определить склонение имени существительного, если оно не
стоит в именительном падеже? Приведи примеры.
Билет № 9
Как определить склонение имени существительного в именительном
падеже. Приведи примеры.
Билет № 10
Как правильно написать безударное окончание существительного?
Назови окончания по склонениям в родительном падеже. Приведи
примеры.
Билет № 11
Как правильно написать безударное окончание существительного?
Назови окончания по склонениям в дательном падеже. Приведи
примеры.
Билет № 12
Как правильно написать безударное окончание существительного?
Назови окончания по склонениям в винительном падеже. Приведи
примеры.
Билет № 13
Как правильно написать безударное окончание существительного?
Назови окончания по склонениям в творительном падеже. Приведи
примеры.
Билет № 14
Как правильно написать безударное окончание существительного?
Назови окончания по склонениям в предложном падеже. Приведи
примеры.
Билет № 15
Как отличить существительное во множественном числе от
существительного в единственном числе? Приведи примеры.
Билет № 16
Как определить падеж имени существительного во множественном
числе? Приведи примеры.
Билет № 17
Какие окончания имеют в именительном падеже множественного
числа существительные мужского рода , какие – женского рода,
какие – среднего рода?
Билет № 18
Какие окончания имеют существительные множественного числа в
родительном падеже? Приведи примеры по родам.
Билет № 19
Какие окончания имеют существительные множественного числа в
дательном падеже? Приведи примеры по родам.
Билет № 20
Какие окончания имеют существительные множественного числа в
творительном падеже? Приведи примеры по родам.
Билет № 21
Какие окончания имеют существительные множественного числа в
предложном падеже? Приведи примеры по родам.
Теоретические вопросы по теме:
«Имя прилагательное»
Билет № 1
Какую роль выполняют в нашем языке имена прилагательные? На
какие вопросы отвечают? Что обозначают? Приведи примеры.
Билет № 2
Как узнать род имен прилагательных? Назови вопросы и окончания.
Приведи примеры.
Билет № 3
Что такое склонение? Как определить падеж имени прилагательного?
Приведи примеры.
Билет № 4
Как правильно написать безударное окончание имени
прилагательного. Приведи примеры.
Билет № 5
Расскажи об именительном и винительном падежах имен
прилагательных мужского и среднего рода. Приведи примеры.
Билет № 6
Расскажи о родительном падеже имен прилагательных мужского и
среднего рода. Приведи примеры.
Билет № 7
Расскажи о дательном падеже имен прилагательных мужского и
среднего рода. Приведи примеры.
Билет № 8
Расскажи о творительном падеже имен прилагательных мужского и
среднего рода. Приведи примеры.
Билет № 9
Расскажи о предложном падеже имен прилагательных мужского и
среднего рода. Приведи примеры.
Билет № 10
В каких падежах имена прилагательные женского рода отвечают на
одинаковые вопросы и имеют одинаковые окончания? Приведи
примеры.
Билет № 11
Расскажи об именительном и винительном падежах имен
прилагательных женского рода. Приведи примеры.
Билет № 12
Чем различаются безударные окончания имен прилагательных
женского и среднего рода в именительном падеже? Приведи
примеры.
Билет № 13
Чем различаются безударные окончания имен прилагательных
женского и мужского рода в именительном падеже? Приведи
примеры.
Билет № 14
В каком падеже имена прилагательные мужского рода отвечают на
вопрос КАКОЙ? Какие окончания? В каких падежах имена
прилагательные женского рода имеют окончания –ОЙ, -ЕЙ?
Билет № 15
Чем отличаются имена прилагательные в винительном падеже от
прилагательного в творительном падеже?
Билет № 16
Как изменяются имена прилагательные во множественном числе?
Как узнать падеж имени прилагательного во множественном числе?
Билет № 17
Расскажи об именительном и винительном падежах имен
прилагательных во множественном числе.
Билет № 18
Расскажи о родительном и предложном падежах имен
прилагательных во множественном числе.
Билет № 19
Расскажи о дательном и творительном падежах имен прилагательных
во множественном числе.
Билет № 20
Чем сходны и чем различаются существительные и прилагательные?
Практические вопросы
по теме: «Имя прилагательное»
Билет № 1
Задание. Прочитать слова. Выписать имена прилагательные,
обосновать ответ. Составить 2-3 словосочетания с
существительными.
Сказка, гриб, скользкий, гладкий, гладить, белизна, белый, светлый,
светлячок, молчун, молчаливый, яркое, озеро, глубокое, зимние,
холод, лютый, мерзнуть, городской, длина.
Билет № 2
Задание. Прочитать слова. Вставить окончания имен
прилагательных. Доказать.
Вишнев.. варенье, земляничн…джем, яблочн… повидло, весел…
настроение, весел… песня, ранн.. утро, ранн.. весна, чудн.. картина,
чудн.. место, син.. лента, син… лента, сен.. небо, словесн…
портрет.
Билет № 3
Задание1. Просклонять имена прилагательные ГЛУБОКИЙ (снег),
ДОБРОЕ (утро).
Задание 2. Сделать морфологический разбор прилагательных.
Весенняя (улица), Дружный (класс)
Билет № 4
Задание. Прочитать. Вставить пропущенные окончания имен
прилагательных. Определить падеж.
В глубок.. снегу, ненастн.. утром, глубок… снегом, в прозрачн..
воде, космическ… кораблем, солнечн… утром, вечерн… дождем, у
дик… зверька, с настоящ… другом, на больш… диване, добр..
словом, в урожайн… году, на низк… потолке.
Билет № 5
Задание. Прочитать. В каждом предложении подчеркнуть
грамматическую основу. Определить падеж и род имен
прилагательных.
В лес пришла ранняя весна. Ярко светит весеннее солнце. Легкие
облака украшают голубое небо. Побежал говорливый ручеек.
Зайчонок спрятался под густой елью.
Билет № 6
Задание. Списать и определить род, число, падеж имен
прилагательных.
От худ… семени не жди добр… племени. Нов… друга желай,
стар… не забывай. На смел… собака лает, а труслив.. кусает.
После сладк… не захочешь горьк….
Про хвастлив.. зайца, после ненастн… дня, вечерн… чая, для
робк… человека, вкусн… варенье, дождлив.. лето.
Билет № 7
Задание. Выписать имена прилагательные вместе с именами
существительными, указать падеж.
В щели сарая глядятся веселого солнца лучи. Порывы сильного
ветра рябили поверхность реки. С душистого цветка слетела
бабочка. Корабль вернулся из дальнего плавания. Рыбаки до
позднего вечера были на Волге. Красиво в лесу во время осеннего
листопада. Узкая тропинка вела к ближнему лесу. Пассажиры
спешили к утреннему поезду. Долго мы бродили по соседнему лугу
и березовому лесу.
Билет № 8
Задание 1. Списать, ставя данные в скобках слова в творительный
падеж.
С ( холодный) декабрем, с (медовый) запахом, (завтрашний) днем,
(крепкий) телосложением, с ( чуткий, тонкий) слухом.
Задание 2. Выписать словосочетания имен прилагательных с
именами существительными в творительном падеже.
Вся земля покрыта мелким пушистым снегом. Деревья украшены
прихотливым узором инея, ели и сосны в зеленом убранстве. Стоят
суровые морозы. Реки и озера одеты плотным ледяным покровом.
Билет № 9
Задание 1. Списать, ставя данные в скобках слова в предложный
падеж.
В (зеленый) уборе, о ( говорливый) ручей, в (тенистый) саду, в
(скромный) наряде, о (теплый) юге, на (свежий) воздухе, в (теплый,
меховой) полушубке, в ( передний) углу, на (грозный, далекий)
севере, в (дремучий) лесу.
Задание 2. К данным глаголам придумать и записать
словосочетания существительного с именем прилагательным
мужского или среднего рода в предложном падеже.
Мечтали …… прилетел…..
Участвовать……. Рассказать
Билет № 10
Задание 1. Приписать к существительным подходящие по смыслу
имена прилагательные. Определить род, число, падеж имен
прилагательных, выделить окончание.
……грушей, ……. ночью, …….. тропку, ……..погоду,
…..фамилий, …… весной, на ……… охоту, в ……… траву,
у …….речки.
Задание 2. Поставить словосочетания в Р.п. , Д.п., Т.п., П.п.
Свежая зелень -………….., синяя краска - ………., звонкий
ручей……..
Билет № 11
Задание 1. В каждом предложении подчеркнуть грамматическую
основу. Определить падеж и род имен прилагательных.
Сосны и ели надели снеговые шубки. Хитрая лисица смастерила
уютную норку. Вот ветер с бугорка на поляне сдул белую шапку.
Задание 2. Просклонять имя прилагательное РАННЯЯ (весна)
Билет № 12
Задание 1. Списать, определить род, число, падеж имен
прилагательных, выделить окончание.
Горяч… добр.. слово может растопить и ледян… сердце.
Ранн.. птичка носок прочищает, поздн… глазки продирает.
Задание 2. Подобрать к каждому прилагательному
существительные женского и среднего рода. Выделить окончания.
Растение, которое находится в комнате.
Работа, которая выполняется дома.
Почта, которую получают утром.
Дорога, которая пролегает далеко.
Билет № 13
Задание. Из текста выписать имена прилагательные женского и
мужского рода в именительном падеже.
В лес пришла ранняя весна. Ярко светит весеннее солнце. Птички
оживились. Слышна чудесная их трель. Появилась молодая травка.
Выглянул молодой подснежник. Побежал говорливый ручей.
Весело гудит и поет весенний лес.
Билет № 14
Задание. Составить и записать словосочетания мужского рода в
родительном падеже, женского в предложном падеже, среднего в
дательном падеже. Выделить окончания имен прилагательных.
Хороший (настроение, подарок, песня)
Синий (колокольчик, река, небо)
Ранний (завтрак, утро, прогулка)
Широкий (пояс, река, поле)
Билет № 15
Задание 1. Приписать к существительным подходящие по смыслу
имена прилагательные. Выделить окончания.
……. Грушей, …. ночью, на ….. тропку, ….погоду, ….книгой,
…..осенью, ….. речку, …..траву, с ….. удочкой, в …. пору.
Задание 2. Поставить данные словосочетания в указанном падеже.
Скорая помощь (В.п.) . Веселая молодежь ( Т.п.) . Утренняя звезда
(В.п.)
Билет № 16
Задание 1. Заменить выделенные слова именами прилагательными.
Каникулы зимой, прогулки на лыжах, вечера в январе, метели из
снега.
Задание 2. Записать следующие словосочетания в Р.п. , Д.п., Т.п. ,
П.п.
Снежные шапки –
Трескучие морозы –
Ближние села –
Билет № 17
Задание 1. Поставить имена прилагательные в винительный падеж.
Шустрые, маленькие ( воробьи)
Золотые (серьги)
Легкие (снежинки)
Задание 2. Списать. Определить падеж имен прилагательных,
выделить окончание.
Легкие снежинки медленно опускались на темные крыши
деревянных домов.
Билет № 18
Задание. Слова в скобках заменить именами прилагательными с
разными суффиксами. Записать полученные словосочетания в Р.п.,
П.п.
Образец. Черви (дождь), дни ( дождь) – дождевых червей, о
дождевых червях; дождливых дней, о дождливых днях.
Телевизоры (цвет), лепестки (цвет)
Отмели (песок), торты (песок)
Приставки (игра) машинки (игра)
Билет № 19
Задание 1. Записать словосочетания в Д.п. и Т.п., выделить
окончания имен прилагательных.
Зимние ночи -…….., ранние зимы - …….., белые звезды - ……,
цветные сугробы - …….. .
Задание 2. Списать. Определить род, число, падеж имен
существительных и прилагательных.
Из школы шумной толпой выбежали ребята и пошли по широкой
улице.
Билет № 20
Задание 1. Поставить данные словосочетания в нужном падеже.
Ясный солнечный день – Т.п.
Свежий воздух – П.п.
Ледяная гора – Р.п.
Снежная кукла – В.п.
Блестящая поверхность – П.п.
Задание 2. Выписать из текста имена прилагательные вместе с
именами существительными. Определить падеж, выделить
окончания.
Я принес из ближнего леса колючего ежа. Положил я ежа на пол.
Он завертелся возле старой газеты, ухитрился надеть ее на острые
колючки и потащил в дальний угол. Из нее он стал мастерить себе
уютное гнездо.
Практические вопросы
по теме: « Имя существительное»
Билет № 1
Задание. Выписать имена существительные. Распределить их в 2
столбика по вопросам.
Поговорка, радость, светлый, солнечный, веселиться, директор,
серебро, кенгуру, черемуха, застежка, березка, роскошь, нож,
молодежь, ерш, камыш, заморозить, скрипач, грач, подул.
Билет № 2
Задание. Распределить имена существительные по родам в три
столбика.
Резина, простыня, кольцо, ноябрь, друг, семья, остров, колесо,
озеро, дичь, сторож, тишь, этаж, картофель, мебель, лагерь, тюлень,
солнце, пастбище, здоровье, съемка, стекло, грусть, трамвай, ягода,
метель, мороженое, яблоко.
Билет № 3
Задание. Списать. Определить падеж имен существительных.
У норы добычи ждет, Крыса старая – и та,
Притаившись, серый кот. Видя грозного кота,
Мышь осталась без хвоста, Убежит в нору под дом,
Вырываясь от кота. Чтоб не встретиться с котом.
А теперь и за версту Там сидит и в темноте
Не приблизится к коту. Вспоминает о коте.
Билет № 4
Задание. Списать. Определить падеж имен существительных.
Счастье в воздухе льется, а в руки не дается.
Человек создан для счастья, как птица для полета.
Мы подарим счастье детям всей Земли.
Герои сказок отправились за счастьем в трудный путь.
Человек живет с мечтой о счастье.
Билет № 5
Задание 1. Определить падеж имен существительных.
Младший брат, под проливным дождем, в ненастную осень,
радостной жизнью, к морскому берегу, в дальнюю поездку, на
мокрую траву, в теплом пальто, в осеннюю ночь, чудесным ковром.
Задание 2. Расположить словосочетания в порядке следования
падежей.
Играл на дудочке, подошел к осине, отрезал для юбки, увидел
мышь, шел рощей, прелестное дитя.
Билет № 6
Задание 1. Определить падеж существительных.
На дороге, на тропинке
Пыль притихла под дождем,
Приколачивать пылинки
Хорошо таким дождем.
Задание 2. Поставить имена существительные в В.п. и П.п.
Вода, снег, поле.
Билет № 7
Задание. Распределить слова в три столбика по склонениям.
Постройка, память, тополь, речь, смелость, грусть, успех, иней,
аллея, аромат, волшебник, олень, конь, медведь, плащ, вещь,
полночь, зубр, ковш, гусь, повозка, страница, ягода, яблоко,
брусника, гараж, рожь, верность, сказка, белизна, норка, медведь,
медведица, волк, волчица, заяц, зайчиха, зайчонок.
Билет № 8
Задание. Определить склонение имен существительных.
Метель, болото, планета, заглавие, конь, лошадь, Вася, морковь,
морковка, соловей, колокольчик, тишь, тишина, пристань, снегирь,
ученик, ученица, цветок, корова, гость, степь, космонавт, рожь,
печь, дочь, товарищ, порок, тетрадь, дятел, платье, туча, олень,
газета, малина, сирень, карась, одежда.
Билет № 9
Задание 1. Определить склонение, падеж имени существительного,
вставить окончание.
На ветк.. яблон… , от фиалк… к ромашк.., на обложк…книг…,
вдоль тропинк…. к речк…., от пристан.. до деревн…, по Волг… на
лодк…, от дяд… к тет….
Задание 2. Подобрать по смыслу имена существительные.
Пройти к …………… ( 1-е склонение)
Приехать к…………...( 1- е склонение)
Билет № 10.
Задание 1. Поставить имена существительные в родительном
падеже.
Земляника, страна. Облако, пирог. Дождь, пристань, шерсть.
Задание 2. Написать словосочетания, вставляя пропущенные
окончания. Определить склонение, падеж имен существительных.
У беседк…, по тропинк…, у дач.., от нянечк…, около сторожк…,
возле избушк…, у лодк…, около полянк…, без ошиб…
Билет № 11
Задание 1. Списать, определить склонение и падеж имен
существительных, выделить в них окончания.
По дорожк.. к рощ.., по веточк… сирен…, от деревн… к речк…, по
комнат… к кроват…, вдоль тропинк… к речк…, от пристан… к
деревн.., по грядк… морков…
Задание 2. Составить словосочетания, добавив, если нужно,
предлоги.
Ходить (музей), подарить (школа), шли (пустыни), приказать (воин),
гулять (парк), в гости (подруга), прибежал ( лисичка), прислушался
(песня), обратился ( молодежь).
Билет № 12
Задание 1. Списать. Определить склонение, падеж имен
существительных.
Всплыло на небо красное солнышко и стало будить землю. Первый
луч попал на жаворонка. Он встрепенулся и запел веселую песенку.
Задание 2. Поставить имена существительные ЛИСА, ПЕТУХ,
РЫСЬ в винительный падеж.
Билет № 13
Задание 1. Прочитать загадки, отгадать их, выписать
словосочетания с существительными в творительном падеже.
Разноцветное коромысло над рекою повисло.
Длинной шеей поверчу, груз тяжелый подхвачу.
За железным конем ящик тянется с добром.
Кто в полях шумит пшеницей и летит крылатой птицей.
Над избушкой висит хлеба краюшка.
Задание 2. Списать, ставя существительные в творительный падеж,
поставить вопрос.
С багаж.., перед дач…, с нож…, под крыш…, с ламп…, за туч…, за
ключ…, с пряж…, грач…, птиц…
Билет № 14
Задание 1. Выписать словосочетания с именами
существительными в предложном падеже.
С давних времен люди мечтали о полете в космос. В сказке, в мечте,
в песнях давно побывал человек и на Луне, и на Солнце, и на
далеких звездах.
Задание 2. Поставить следующие имена существительные в
предложный падеж.
РЕКА, ПЛАТОК, ЯНВАРЬ, ТЕНЬ.
Билет № 15
Задание 1. От следующих имен существительных образовать
множественное число.
БЕРЕГ,БЕРЕЗА,АВТОМОБИЛЬ,ДИРЕКТОР, ТЕЛЕГРАММА,
ГЕРОЙ.
Задание 2. Списать, заменяя имена существительные
единственного числа, данные в скобках, именами
существительными множественного числа.
В степи бывают снежные (буран и метель).
Лес – это город с тысячами жителей. (Дом) в городе – глубокие
(норка), теплые (гнездо).
Билет № 16
Задание 1. От следующих имен существительных образовать
множественное число.
ОБЛАКО, ОКНО, ПОЛЕ, СЕЛО, МОРЕ, ГНЕЗДО.
Задание 2. Списать, заменяя имена существительные
единственного числа, данные в скобках, именами
существительными множественного числа.
Снег лежит на (тропинка, аллея), на (скамейка и крыша). На (елка)
зеленая хвоя покрыта инеем.
Билет № 17
Задание 1. Написать существительные в три столбика по родам.
Выделить окончания.
Страницы, мысли, огороды, стрелы, матросы, яблоки, машины,
ночи, улицы, лодки, помидоры, вещи, лужи, тополя, речи.
Задание 2. Выписать имена существительные, которые
употребляются только во множественном числе.
Кастрюли, санки, ножницы, астры, каникулы, площади, чернила.
Билет № 18
Задание 1. Выписать из текста имена существительные
множественного числа родительного падежа.
С веток яблонь часто свешиваются чьи – то домики. Сделаны они
из сухих листьев. Жители этих домиков – гусеницы. Гусеницы –
злейшие враги деревьев. Если этих вредителей не уничтожать, не
будет у яблонь ни почек, ни цветов, ни плодов.
Задание 2. Записать имена существительные в родительном падеже
множественного числа.
Лужа - ….., передача - ….., афиша - ……, тысяча -….., пастбище -
…, сокровище - …..
Билет № 19
Задание 1. Списать, определить падежи имен существительных,
выделить окончания.
Среди заросл.й, на деревь.х, много цвет.в, с узор.ми, у лошад.й, с
огоньк.ми, на лыж.х, на медвед.й, в луж.х, о шалост.х, по улиц.м,
между корн.ми.
Задание 2. Поставить имена существительные в дательный падеж.
Письмо, город, телеграмма, посылки, мышь.
Билет № 20
Задание 1. Сделать морфологический разбор существительных.
На лошади, по лестнице.
Задание 2. Составить и записать словосочетания, изменяя
существительные по смыслу.
Вернуться с (подруги), танцевать с (девочки), вырос под ( сосны),
работать над ( ошибки).
Билет № 21
Задание 1. Поставить имена существительные в предложный падеж
множественного числа.
О (дача), о ( нож), на (крыша), в (ключ), на (птица).
Задание 2. Просклонять слово лодки. Сделать морфологический
разбор этого слова.
Теоретические и практические вопросы
по теме «Глагол»
Билет № 1.
1.
Что такое глагол? На какие вопросы отвечает? Что обозначает?
Чем глагол отличается от имени существительного и имени
прилагательного? Приведи примеры.
Задание 1. Образовать от существительных неопределенную
форму глагола, записать.
Игра, мороз, свет, холод, подход, каток, летчик.
Задание 2. Списать. Определить время и число глаголов.
Наступила темная ночь. Светит луна на поляну. Застрекотали
кузнечики, Заливаются в кустах соловьи. Чуть слышно журчат
лесные ручейки. Скоро в высокой траве закричат коростели.
Билет № 2
1.Каки три времени имеет глагол? Как отличить одно время от
другого? Приведи примеры.
Задание 1. Записать глаголы в три столбика.
Замашет, будут летать, сидит, подует, пошел, будут светить,
хрустнула, вспоминаю, растут, застыла, осыпаются, простоят,
ночевала, дрожат.
Задание 2. Списать. Определить время и число глаголов.
Пробежала и пискнула мышь. Стукнулся о березу и упал жук. На
макушке ели кукует кукушка. На верхушке дуба заворковал
дикий голубь. На закате солнца заухает в лесу филин.
Билет № 3
1.
Какую форму имеют глаголы прошедшего времени? Приведи
примеры. Какие окончания у глаголов в прошедшем времени?
Задание 1. Образовать глаголы совершенного или
несовершенного вида.
БРОДИТ, ЗАСОЛИТЬ, ПРЫГАЛИ, ЖЕЛАЮ, ШТОПАЛА,
ПРОГУЛЯЕМ.
Задание 2. Списать. Определить форму глаголов.
Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река,
уснула, как в сказке. Ходит зима по горам, по долинам,
поглядывает по сторонам. Зайцу белую шубку подарила, теперь
его никто не заметит.
Билет № 4
1.
Рассказать о неопределенной форме глагола. Привести
примеры.
Задание 1. Образовать глаголы неопределенной формы.
КУСАЕТ, ХОДИТ, ШУМИТ, ПРЫГНУЛ, СВЕРКАЕТ,
ВЗМАХНУЛ, СМОТРЕЛ, ЛЮБЯТ, СРЕЗАЮТ, ДЕЛАЕТ.
Задание 2. Списать, определить лицо и число глаголов.
Мечтаешь о кукле, верим в сказку, витают в облаках, встречаем
медведя, расписываем матрешку, желтеют листья, рубят дрова,
зажмурите глаза, молотят зерно, наблюдаю за кошкой,
тревожишь маму, танцуют танго, дежурил в классе, смотрю
фильм.
Билет № 5
1.
Что такое спряжение глаголов? Какая часть слова меняется
при изменении глагола по лицам и числам? Как определить
лицо и число глагола? Приведи примеры.
Задание 1. Записать глаголы в три столбика. Сделать
морфологический разбор одного из глаголов.
ЗЕЛЕНЕЕТ, ПОШЕЛ, ПОБЕДИТ, ПРОХОДИТ, БЛЕСТЕЛ,
ПРОЧИТАЮ, ПРИЛЕТИТ, СПАЛА, БУДЕТ ИГРАТЬ, ЧИТАЕМ.
Задание 2. Списать, определить лицо и число глаголов.
Ужинаем в столовой, иду с сестрой, растет на грядке, ходите друг
за другом, перелезаю через забор, угрожает жизни, уезжаю в
деревню, косят траву, носят костюмы, стираем белье, несу
чемодан, грызут кости, держат птиц.
Билет № 6
1.
Рассказать о 2-м лице глаголов единственного числа. Привести
примеры.
Задание 1. К глаголам 3 –го лица множественного числа
написать глаголы 3-го лица единственного числа, а к глаголам 3 – го
лица единственного числа дописать глаголы 3-го лица
множественного лица.
ПОЮТ, ЛЕТИТ, ЗВЕНЯТ, СИДИТ, ДАЕТ, ШУРШИТ, БЛЕСТЯТ,
СТУЧАТ, ЗВОНЯТ, ПЛЫВЕТ, ЛЕЖИТ, ПЕЧЕТ.
Задание 2. Списать, определить лицо и число глаголов.
Лес стоял тихий и холодный. Солнце не пробивалось сквозь густые
ветки деревьев. Лучи его падали косо. Только маленький лучик
пробрался среди стволов у дороги, упал к корням молодой елки.
Деревце сразу словно вспыхнуло.
Билет № 7
1.
Какие окончания имеют глаголы 1 спряжения, и какие – у
глаголов « спряжения. Приведи примеры.
Задание 1. Списать. Определить спряжение, лицо и число
глаголов.
Зовут, ползет, вьют, ведут, шуршит, летят, грызет, трещит, пищат,
зовешь, снуют, пронесет, сохранит, спасет, польем, льешь,
молчит, лежит.
Задание 2. Списать, ставя глаголы во 2 е лицо, единственное
число.
Родину на чужбине (не)найд.. (Не)разгрз.. ореха, (не)съе.. ядра.
Шила в мешке (не)ута.. . Поспеш… -людей насмеш.. . Что
посе…, то и пожн… . Напишешь – (не) сотр.. . Нет друга – так
ищи, а найд.. – береги. Какую дружбу завед.. , такую и жизнь
провед… . За чем пойд.. , то и найд…. Словом комара (не)убь…
Что земле дашь, то от нее и получ… Без людей (не) прожив…
Билет № 8
На какие вопросы отвечают глаголы в будущем времени?
Приведи примеры. Как спрягаются глаголы в будущем времени?
Задание 1.Списать. Определить спряжение, лицо и число
глаголов.
Цветет, лежит, пищит, пьют, прилетите, горишь, замолчу,
проползет, идет, поет, найдет, победит, сидит, трещишь, горит,
кричит, сгрызут, утаит.
Задание 2. Списать, определить спряжение глаголов.
В детстве я любил вьюнок больше всех цветов. Сорвешь его, и
сердце замрет. Бело-розовая вазочка цветка, кажется, вот-вот
упадет и разобьётся вдребезги. А как пахнет! Вдохнешь, и будто
полетишь в страну эльфов к Дюймовочке.
Билет 9
1.
Как определить спряжение глаголов с безударными
окончаниями в настоящем и будущем времени?
Задание 1. Списать, определить спряжение глаголов.
Разгрызет, ведете, отстает, сидим, позовете, затрещите,
зашуршат, кричите, лежим, цветешь, зовем, молчите, снуешь,
скользит, приведу.
Задание 2. Списать. Выделить личные окончания глаголов,
указать спряжение.
В суров.. м..розн.. январск… дни зв..рьки (не) выход..т из св.их
гнезд, Тихо (об) л.та.т свой участок филин. Он охотит.ся (на)
зайцев, лов.т глухарей, ворон и даже (на) пада.т (на) л.су и
косуль.
Билет № 10
Как правильно написать безударное окончание глагола?
Задание 1. Глаголы 1 спряжение поставьте в 3 –е лицо, ед. число,
а глаголы 2 спряжения – в 3- е лицо мн.число
Колоть, тушить, беседовать, готовить, получить, тонуть, сушить,
стучать, шептать, торопить, стрелять, рубить.
Задание 2. Списать. Выделить личные окончания глаголов,
указать спряжение.
Белка (от)сижива..тся в тепл.м дупле и только в хорош… погоду
корм..тся (на) заре, а иногда добыва.т с.мена (из) шишек
д.ревьев. Жизнь (в) л.су (не) замира.т.
Билет № 11.
Назвать глаголы – исключения.
Задание 1. Написать глаголы в единственном числе. Выделить
личные окончания . Указать спряжение.
Рису.т, слыш.т, отвеча.шь, дыш.т, ответ.шь, дежур.шь, дыш.шь,
пляш.т, увид.шь, пожелте.т, посмотр.т,ис.т, верт.шь, получа.т
Задание 2. Списать. Выделить личные окончания глаголов,
указать спряжение.
Кто вперед смотр.т, тот далко вид.т. Кто много вид.т и слыш.т,
тот много зна.т. Не посмотр.шь – не увид.шь, не расспрос.шь – не
найд.шь.
Билет № 12
Правописание глаголов в прошедшем времени. Как отличить
глагол в прошедшем времени от глагола в настоящем и будущем
времени? Приведи примеры.
Задание 1. Образовать от данных глаголов глаголы прошедшего
времени и изменить их по родам и числам. Сделать
морфологический разбор глагола прошедшего времени.
Играть, светить, читать, зеленеть, сверкать.
Задание 2. Записать текст в прошедшем времени.
Солнце скрывается за острым хребтом. Оттуда вылетает в
зеленоватое небо стремительный веер ярко-рыжих лучей. Он
держится недолго и тихо угасает. А в небе в той стороне идет
полыхает заря.
Билет № 13
Как определить род глагола в прошедшем времени? Как узнать,
какой суффикс пишется перед суффиксом –Л в глаголах
прошедшего времени?
Задание 1. Образовать глаголы прошедшего времени. Указать
суффиксы глаголов.
Услышать, понять, таять, рыбачить, резать, обмерить,
обессилить, клеить, окутать.
Задание 2. Списать. Указать род глаголов, выделить суффиксы.
Лошадь почу.л опас.ность. Охотник увид.л прямо на дорог.
м.дведя. Собака зала.л. и наброс.л.сь на зверя. Около дерева
охотник замет.л. двух межвежат. Они пят.л.сь к лесу.
Билет № 14
Как определить лицо и число глаголов? Назвать глаголы 3-го
лица единственного и множественного числа.
Задание 1. Образовать глаголы 3 – го лица единственного и
множественного числа.
Клеить, сеять, веять, таять, устроить, присвоить, надстроить,
лаять, затеять.
Задание 2. Списать. Выделить личные окончания глаголов,
указать спряжение.
Наш домик стоит в просеке тайги. Мы слыш.м, как по в.рхушкам
леса гуля.т ветер. Тайга отвеча.т угрюмым гулом. Мчатся,
круж.тся снежные вихри. Темнота гас.т последние струйки света.
Хозяйка принос.т лампу. Огонек освеща.т окно, стекла искрятся.