Автор: Молодовская Валентина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ РО "Шолоховская школа-интернат"
Населённый пункт: г.Белая Калитва, р.п.Шолоховский, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интеллектуальная игра "В мире знаний"
Раздел: среднее образование
Интеллектуальная игра «В мире знаний».
Молодовская В.И. 2019-2020 учебный год. ГБОУ РО « Шолоховская школа-интернат».
Цели и задачи:
• воспитание духовно-нравственных качеств личности, сплочение классного коллектива
и развитие интеллектуально-творческих способностей школьников.
Оборудование.
Музыкальное сопровождение — аудиозаписи различных мелодий.
Набор жетонов для участников.
2 набора карточек с цифрами «1», «2», «3».
Домашнее задание. Красочно оформить газету по одной из выбранных тем:
в мире смекалки,
задачи математики,
исторические личности,
необычное краеведение,
обо всем понемногу,
дары природы разных стран.
Призы участникам. Медали участникам, а «самому умному игроку» - сладкий приз.
Предварительная работа. В группе формируются 2 команды по желанию ребят. Подбираются члены
жюри. Игроки заранее знают темы конкурсов, но не задание.
Ход игры.
Ведущий: Добрый день, ребята! Я приглашаю вас быть участниками увлекательной игры, в ходе которой
мы выявим самых эрудированных учеников нашего класса. Это соревнование на смекалку, чувство юмора,
эрудицию, знание школьной программы и не только. Придется вспомнить то, что вы изучали в школе почти
девять лет. Но будьте внимательны — возможны подвохи и ловушки.
Игра состоит из шести конкурсов: конкурс смекалистых, задачи математики, исторические личности,
необычное краеведение, обо всем понемногу, дары природы разных стран.
Там, где необходимо, команда, посоветовавшись, быстро дает свой вариант ответа. Возможно, будет
необходимо просто поднять карточку с номером правильного варианта ответа.
Будьте внимательны, дружны и тактичны. За каждый правильный ответ команда получает один жетон. А
жюри будет вас оценивать. Итак, в путь по интереснейшей стране школьных и жизненных знаний!
1. Кто самый смекалистый?
1. Общее между Ш. Холмсом, И. Сталиным и Р. Хасбулатовым. (Трубка)
2. Сплюснутый квадрат. (Ромб)
3. Его можно съесть или... намазать на сапог. (Крем)
4. Музыкальный жанр, особенно любимый военными. (Марш)
5. Скрипичный, водяной, замочный... (ключ)
6. Общее между деревом, книгой и венгерской музыкой. (Лист)
7. Получеловек, полулошадь. (Кентавр)
8. Балерина и курильщик. Что общего? (Пачка)
9. Ученый, увидевший насквозь все человечество. (Рентген)
10. Постоянный обитатель крыши, швед по национальности. (Карлсон)
11. Русский государь, в чье правление у нас появились салфетки за обеденным столом. (Петр I)
12. Имя героя комедии Бомарше, ставшее синонимом расторопного слуги. (Фигаро)
13. Что иногда называют «Русской Америкой»? (Аляску)
14. Какой узел нельзя развязать? (Железнодорожный)
15. В каком геометрическом теле может закипеть вода? (В кубе)
16. Какая река самая «страшная»? (Река Тигр)
17. Какой месяц короче всех? (Май — три буквы)
18. Где край света? (Там, где начинается тень)
19. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, так как он не умеет говорить)
20. Когда строят новый дом, во что вбивают первый гвоздь? (В шляпку)
21. Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (Подошва обуви)
22. Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь? (Пух)
23. Сколько горошин может войти в один стакан? (Ни одной — все надо положить)
24. Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным)
25. Что стоит между окном и дверью? (Буква «и»)
26. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки).
27. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все месяцы)
28. Что бросают, когда нуждаются в этом, и поднимают, когда в этом нет нужды? (Якорь)
29. Собака была привязана к десятиметровой веревке, а прошла 300 метров. Как ей это удалось? (Веревка
не была ни к чему привязана)
30. Что может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу? (Почтовая марка)
31. Можно ли зажечь спичку под водой? (Можно, если воду налить в стакан, а спичку держать ниже
стакана)
Ведущий: Молодцы. Жюри подсчитает, в какой команде больше правильных ответов или ответов, близких
к истине, которые жюри засчитало правильным ответом. Это было только начало. Продолжаем игру.
2. Загадки математики.
1. Решите задачу в стихах:
Мы только с парохода,
Недавно из похода —
Одиннадцать недель
Гостили на воде. А сколько это дней? (77 дней)
2. Решите задачу-шутку: из города А в город Б самолет летит 80 минут, а обратно 1 час 20 минут. Почему?
(80 мин = 1 час 20 мин)
3. Летела стая гусей: один гусь впереди и два позади; один гусь между двумя и три в ряд. Сколько всего
гусей? (Три гуся)
4. Слушайте внимательно! Я вошел в автобус и пересчитал пассажиров. Их было 17. Автобус тронулся,
затем остановился. На первой остановке вошли 6 человек, вышли 2. На следующей остановке — вошли 4,
никто
не
вышел.
А
потом
на
остановке
один
гражданин
вошел
с
целой
кучей
обновок.
Сколько
было
остановок? (Четыре)
3. Исторические личности.
1. Кому принадлежат эти слова: «Кто с мечом на русскую землю придет, от меча и погибнет» (Александр
Невский)
2. Какой город в Древней Руси называли матерью городов русских? (Киев)
3. Кто составил славянскую азбуку? (Братья Кирилл и Мефодий)
4. Назовите вождей народных восстаний на Руси. (К. Булавин, С. Разин, Е. Пугачев, И. Болотников)
4. Необычное краеведение.
1. В Москве живут москвичи, во Владимире — владимирцы. А как зовут себя жители Курска, Архангельска?
(Куряне, архангелогородцы)
2. Назовите слова, которые должны начинаться и заканчиваться буквой «К»:
цветок - (колокольчик)
танец - (краковяк);
незаменимый человек на корабле - (кок);
детская сказка - («Колобок»);
холодное оружие - (кортик);
гора Кавказа - (Казбек);
помещение на корабле - (кубрик).
3. Назовите слова, которые должны начинаться и заканчиваться буквой «А»:
центральное место цирка - (арена)
старинный музыкальный инструмент - (арфа)
большая река в Сибири - (Ангара)
часть света - (Африка, Америка)
центральная кровеносная артерия - (аорта).
5. Обо всем понемногу.
1. Какое животное обладает самым громким голосом? (Крокодил)
2. Какие ноги у жирафа длиннее — передние или задние? (Одинаковые)
3. Где у кузнечика ухо? (На ноге)
4. Какие звери летают? (Летучие мыши)
5. Пользу или вред приносит зимой человеку барсук? (Зимой он спит)
6. Как называется явление природы, когда Луна между Солнцем и Землей на одной прямой линии?
(Солнечное затмение)
7. Чем угощала Золушка своих сестер на балу? (Апельсинами, лимонами)
8. Какой герой сказки ослеп, не потеряв зрение? (Кай из сказки «Снежная королева» Г.Х. Андерсена)
9. Героиня, которая учила бесшабашного мальчишку: «Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол.
Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки». (Мальвина)
10. Назовите автора «Приключений Чипполино». (Д. Родари)
12. В каком городе родился русский писатель А.П. Чехов? (В Таганроге)
Ведущий: Мы попросим жюри объявить итоги перед последним конкурсом.
(Члены жюри объявляют предварительные итоги).
6. Дары природы разных стран.
Ведущий: А сейчас мы подошли к финальному биологическому конкурсу — «Осенние дары».
Здесь мы всех попросим помолчать, лишь поднимать таблички с номером, соответствующим, по вашему
мнению, правильному варианту ответа.
1. После проведения археологических раскопок мы узнали о самом первом хлебе. Его готовили из...
® древесины;
орехов и желудей; ®дикорастущей травы. Вымоченные и высушенные желуди растирали
между камнями в муку, из которой делали первые сырые лепешки, их можно было печь на огне. Так
делали хлеб, пока не стали употреблять пшеницу.
2. Есть сказка про чудо – дерево, на котором растут булки, калачи, пряники. А в какой стране на самом деле
растет хлебное дерево, которое плодоносит 8 месяцев в году, а хлеба с одного 15-летнего дерева хватает
семье из трех человек на целый год?
На Ямайке; ®в Японии; ®в Китае.
3.
Название
этого
овоща,
заимствованное
из
немецкого
языка,
восходит
через
итальянское
слово
«трюфель»
к
латинскому
«терратубер»,
что
означает
«земляная
шишка».
Как
вы
думаете,
что
это
за
«земляные шишки»?
® Редис; ®свекла;
картофель.
4. Раньше существовало поверье: если отвезешь в лес вечером миски с этим пареным овощем — утром на
этом месте найдешь слиток золота, так как это любимое лакомство гномов. Ночью гномы съедят угощенье и
щедро заплатят за любимое кушанье. Доверчивые люди носили в лес миски, но золота, увы, не находили.
Какой пареный овощ является любимым лакомством гномов?
Морковь; ®козелец; ®фасоль.
5. Этот овощ у древних персов считался символом ссор, раздора и сплетен. Кто хотел насолить сопернику
или недругу, тайно подбрасывал в дом ветвистое дикорастущее растение. А греки, наоборот, очень ценили
этот корнеплод, даже благодарственные приношения богам делали в виде его серебряного изображения. А
на Руси красавицы использовали его как румяна. Что это за овощ?
® Редис;
свекла; ®морковь.
6. Этот овощ не только съедобен. В 1532 г. в долине реки Ориноко, оказывая сильное сопротивление
испанским
завоевателям,
индейцы
провели
первую
в
истории...
газовую
атаку.
Они
несли
жаровни
и
непрерывно бросали на тлеющие угли какой-то красный порошок. Из какого измельченного овоща индейцы
получили удушливый газ?
® Лук; ®чеснок;
перец.
7. Этот овощ долгое время во Франции и Италии слуг - жил только декоративным украшением беседок, в
Германии — красовался в горшках среди комнатных растений, а в Англии и России его выращивали в
оранжереях
среди
экзотических
цветов.
Привезен
он
был
из
Южной
Америки,
плоды
его
назывались
«золотыми яблоками», хотя и считались ядовитыми. О каком овоще идет речь?
® Дыня; ®помидор;
патиссон.
8. Родина этого овоща — Индия. Одно время считалось, что это самая изысканная пища. В Турции даже
живет легенда: в далекие времена, когда этот овощ только-только появился в стране, жестокий и жадный
султан Магомет II приказал однажды вспороть животы семи придворным, дабы узнать, кто из них съел один
из присланных ему в подарок овощей. В Россию он попал из Греции, а название его на греческом означает
«неспелый, недозревший». Что это за овощ?
Баклажан; ®огурец; ®капуста.
9. В старину на Руси, кочуя из одного места в другое, люди часто испытывали тяжелые беды и лишения.
Чтобы как-то помочь идущим вслед, шедшие впереди оставляли разного рода пометки. Они бросали зерна
этого овоща, те быстро давали всходы и, созревая, спасали немало переселенцев от голодной смерти. Семена
какого овоща бросали кочевники в землю?
гороха; ® томата; ®лука.
10. Еще в Египте жрецы объявили этот овощ священным растением и не употребляли в пищу. Он
напоминал
Луну,
которая
считалась
символом
вечности.
Его,
как
замечательный
стимулятор
работоспособности, по приказу фараона, ежедневно получали строители пирамиды Хеопса. Этот овощ был
первым наглядным пособием при изучении астрономии. Древние ученые, разрезав его поперек, объясняли
своим ученикам строение Вселенной, состоящей, как тогда утверждали, из нескольких сфер и оболочек,
окружающих Землю. Во все времена все народы приписывали ему необыкновенные лечебные свойства. Это...
лук; ®картофель; ® чеснок.
11.
Этот
овощ
афганцы
считали
лучшим
средством
от
усталости.
Великий
древнегреческий
врач
Гиппократ успешно применял его для лечения легочных заболеваний, а в I веке до н.э. древнеримский врач
Диоскорид первым указал на глистогонные свойства растения. Название его почти одинаково звучит на
многих славянских языках и означает «расщепленный на дольки». О каком лекарственном растении идет
речь?
® патиссон;
чеснок; ® лук.
12. Об этих фруктах в Европе узнали в начале XV века, а в XVIII веке их слава дошла до России. Недалеко
от Санкт-Петербурга есть город, до недавнего времени носивший название этого фруктового дерева —
Ораниенбаум. Там в 1714 году граф Меншиков построил дворец с большими оранжереями, где выращивали
фрукты. Екатерина II присвоила городу герб: оранжевое дерево в серебряном поле. Что это за фруктовое
дерево?
®яблоня; ® лимон;
Апельсин.
13.
Из
этого
фрукта
на
Кавказе
делают
чурчхелу
—
сладкую
«колбасу»,
начиненную
орехами.
Высушенные фрукты широко используют как десерт, из них готовят компоты, добавляют в выпечку. Из каких
же фруктов делают сладкую «колбасу»?
® из яблок;
из винограда; ®из груши.
14. Несколько столетий назад в нашей стране эти ягоды ценились дороже золота и признавались весьма
редким и исключительно важным лекарством. Их обменивали на атлас, бархат, собольи меха. Хранились они
в Кремле, в Аптекарском приказе, и, чтобы получить их, требовалось специальное разрешение царя. Из
цветов этого растения готовят варенье, используют для производства духов. А греки его цветок называли
«собачьей розой». Что это за чудо - ягоды?
шиповник; ® рябина; ® клубника.
Ведущий: Вот и подошла к концу наша игра.
Мы попросим жюри огласить окончательные итоги и назвать команду-победительницу, а также «самого
умного» игрока.
(Жюри подводит итоги: называет команду-победительницу, «самого умного игрока»).
Ведущий: А теперь вручение призов.