Напоминание

Написание букв и, а, у после шипящих (повторение)


Автор: Волобуева Юлия Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Новопокровская ООШ"
Населённый пункт: с. Новопокровка Тяжинского района Кемеровской области
Наименование материала: разработка урока
Тема: Написание букв и, а, у после шипящих (повторение)
Раздел: начальное образование





Назад





Учитель начальных классов МКОУ «Новопокровская ООШ»

Тяжинского района Кемеровской области Волобуева Юлия Сергеевна

Разработка урока русского языка 2 класс

Русский язык

ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ
жи-ши, ча-ща, чу-щу
Урок 93 (74).

Тема:
Написание букв
и, а, у
после шипящих (повторение).
Цель:
– развитие умения наблюдать за написанием слов, включающих шипящие звуки
ж, ш.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания

учебных успехов)

Ι. Актуализация

знаний.
Я тетрадочку открою, Уголочком положу. Я от вас, друзья, не скрою- Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. - Запишите число: 10 ФЕВРАЛЯ. Классная работа. Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».
Познавательные УУД

1.
Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2.
Представлять информацию в виде схемы.
3.
Выявлять сущность, особенности объектов.
4.
На основе анализа объектов делать выводы.
5.
Обобщать и классифицировать по 1

3 3

Беседа.
– Ребята, вы любите слушать песни? А смотреть концерты с известными исполнителями? – Представьте себе, что вы смотрите концерт и вдруг пропал звук. Вы видите артиста, но не слышите его. Представьте, что вы видите такую картинку. (Учитель широко открывает рот, как будто произносит звук [а].) Озвучьте её. – Попробуйте также открыть рот и произнести звук. Какой звук у вас получился? – А теперь вы видите такую картинку. (Учитель вытягивает губы в трубочку, как будто произносит звук [у].) Произнесите этот звук. (Дети произносят звук [у].) – Озвучьте следующую картинку. (Учитель растягивает губы в стороны, произнося про себя звук [и]. Дети повторяют движение и называют этот звук.) – Как называются звуки, которые можно петь? (Гласные.) Затем учитель записывает на доске звуки [и], [а], [у]. – Какие ещё есть гласные звуки? признакам.
6.
Ориентироваться на развороте учебника.
7.
Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II. Формулиро-

вание

проблемы,

планирование

деятельности.

1 3

3
– Рассмотрите центральный кадр киноплёнки перед упр. 162. – Что вы на нём видите? (Дети играют.) – Какие звуки сопровождают их действия? Как они называются? (Согласные.) Согласные... согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь.
Регулятивные УУД

1.
Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2.
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3.
Прогнозировать предстоящую 2
(В. Берестов) – А какие особые согласные вы знаете? (Шипящие, свистящие, сонорные.) – Какие звуки требуют к себе особого внимания? (Шипящие.) Почему? (Рядом с их буквами находится опасное место.) – Назовите шипящие звуки. ([ж], [ш], [ч], [щ]) Эти звуки учитель записывает на доске. Эти согласные требуют особого внимания к себе со стороны гласных: с одними гласными дружат, а других просто никогда к себе не подпускают. – Сформулируйте тему урока на основе записей на доске. Ученики называют тему: «Написание букв гласных
и,

а,

у
после шипящих». – Посмотрите на название параграфа 13 над кадром киноплёнки и сравните со своей формулировкой. – Что в названии параграфа является для вас новым? (Орфограмма.) – С этим понятием мы будем знакомиться на следующем уроке. А сегодня вспоминаем то, что знаем. – Составим план урока. План (примерный). 1. Воспринимать на слух слова с буквосочетаниями ча-ща. 2. Находить в словах буквосочетания ча-ща, жи-ши, чу-щу. 3. Графическое обозначение буквосочетаний. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) работу (составлять план).
4.
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ΙΙI. Развитие

умений –

применение

1 3 4 3 1

Наблюдение над написанием буквы и после шипящих [ж] и [ш].
1 . Упр. 143, «Дидактический материал» – ученики учатся слушать и находить в словах буквы шипящих.
Коммуникативные УУД

1.
Развиваем умение слушать и понимать других. 3

знания.

Подготовка к

сочинению.
Методическая рекомендация: это упражнение лучше выполнять как слуховой диктант. Дети учатся называть буквы шипящих и соответствующие звуки. – Какой буквы здесь не хватает? (Буквы
ж
.) – Можно ли че-ша-ща назвать словом? Почему? 2. Упр. 162 – развивается умение видеть буквосочетание жи-ши. – Что сближает звуки [ж] и [ш]? (Оба они шипящие, твёрдые, непарные.) – Какой звук слышится после них? ([ы]) – А какая буква пишется? – Вспомните правило и сделайте вывод. Вывод: в сочетаниях жи-ши слышится звук [ы], а пишется буква
и
. Дети закрашивают буквы-«человечки», как в «Букваре». 3. Упр. 163 – развивается умение находить в словах буквосочетания жи и ши, группировать слова по этим признакам и делать графические обозначения. – Какая буква пишется после
ж
и
ш
в этих словах? – А с какой буквой
ж
и
ш
не дружат? Почему? (Варианты ответов детей.) 4. Звуко-буквенный анализ слова лыжи – 2 сл., [лы|жы] – 4 б., 4 зв. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
2.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3.
Оформлять свои мысли в устной форме.
4.
Умение работать в паре.
Личностные результаты

1.
Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2.
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3.
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. 4

ΙV. Итог урока.
– Графически покажите то, что повторяли на уроке. (жи, ши)
4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что?
V. Домашнее

задание.
Вот закончился урок, Подведём сейчас итог, Мы много вспомнили, друзья, Без этого никак нельзя. Правила мы повторили, На практике их применили Задачи, находя решенье, Развивают мышленье, Память и внимание, Закрепляли знания. А теперь, внимание, Домашнее задание: Упр. 164.
Деятельность учеников
5
– Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя. – Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы – буквы в словах. 6


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!