Напоминание

Из опыта кружковой работы с детьми , имеющими ОВЗ


Автор: Рудакова Вера Владимировна
Должность: учитель географии,химии
Учебное заведение: МБОУ "Тельминская СОШ"
Населённый пункт: р.п. Тельма
Наименование материала: статья
Тема: Из опыта кружковой работы с детьми , имеющими ОВЗ
Раздел: среднее образование





Назад




Из опыта экологической кружковой работы

Современный

мир

с

его

ритмом,

реалиями

жизни

и

информационной

загруженностью предъявляет высокие требования и к взрослому человеку и к

ребенку.

Не

все

могут

успеть

за

этими

требованиями.

А

дети

с

ограниченными

возможностями

здоровья

сталкиваются

с

еще

большими

трудностями при обучении и социализации.

Перед

каждым

родителем,

педагогом,

воспитателем

встают

насущные

вопросы:

Как

помочь

детям

адаптироваться

в

этом

сложном

мире?

Как

сделать так, чтобы дети стали полноценными и в тоже время уникальными

членами

общества?

Как

научить

детей

быть

успешными

гражданами,

динамично развивающегося социума?

Как показывает практика, решить образовательные задачи и сделать процесс

становления личности более гуманным и успешным, помогает общественно

полезный

труд

и

творческое

и

креативное

общение.

Многолетний

педагогический опыт позволяет мне утверждать, что

образовательный и

воспитательный

процесс

с

элементами

экологии

(или

экологическое

воспитание) самое гуманное и благодатное поле деятельности для работы с

детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Начиная

с

раннего

возраста

детском

саду),

а

затем

на

всех

уровнях

школьного

образования,

ребята

познают

окружающую

среду,

учатся

эстетически наслаждаться ею, осознают пользу природы.

Теоретические

задания

ребятам

интересны

в

меньшей

степени,

нежели

практические. Экологические акции, конкурсы, викторины воспринимаются

детьми с большим энтузиазмом. Организовывать деятельность детей мне

помогают такие приемы как:

1)

Визуализация.

Перед

началом

работы

предлагаю

ребятам

мысленно

представить

участок местности,

на котором запланирована экологическая акция.

Закрываем

глаза,

медленно

исследуем

территорию,

изучаем,

что

находится

на

участке.

Стараемся

почувствовать

движение

воздуха,

запахи,

звуки.

Пытаемся

представить

вид

сверху.

Очень

важно

постараться,

представить этот участок чистым, без мусора. Далее

представляем, как приятно на этом участке будет отдохнуть, помечтать,

послушать пение птиц. И обязательно подводим итог. Что было и что

стало.

Составляем

рекомендации

для

школьников,

свод

правил

поведения на природе, чтобы чистых мест на природе было больше.

2)

Алгоритм действий.

При

работе

над

экологическими

поделками

из

бытового

мусора

знакомлю ребят с пошаговым алгоритмом действий. Предварительно

выясняем, какие отходы образуются от человеческой деятельности в

быту. Анализируем, какой мусор преобладает на свалках. Приходим к

выводу, что больше всего различного пластика. Далее создаем план

действий. С чего начинаем, чем продолжаем, что хотим получить в

итоге. Каждый шаг планируем и записываем.

Наша

цель:

создание

полезного

предмета.

Например:

нам

нужно

сделать

кормушку.

Обязательно

обсуждаем

выбор

материала

для

кормушки.

Почему

не

подходит

тонкий

картон?

Опять

применяем

визуализацию.

Представляем:

«Зима.

Будет

падать

снег,

картон

размокнет, придет в негодность. То есть если и брать картон, то только

плотный. Думаем дальше. Можно ли сделать кормушку из пластиковой

бутылки

(

бутылок

очень

много

в

бытовых

отходах)

.

Опять

визуализируем.

В

мороз

пластиковая

бутылка

становится

твердой.

Обрезанные края острые. Птица может повредить лапки. Значит, края

необходимо

хорошо

заизолировать.

Дети

должны

н е с т и

ответственность за свои действия. Все живое в природе

чувствует

боль, нуждается в пище и безопасности. Осознание этого главного

закона жизни лежит в основе гармоничных отношений, как между

людьми, так и между человеком и природой. Еще одной из важнейших

задач является развитие в детях самостоятельности. Делать выбор и

брать на себя ответственность - это важнейший опыт, который хорошо

формируется при смене ролей на различных экологических занятиях.

Например: работа

в

парах.

Пары

на

каждом

занятии

или

акции

меняются. И в парах всегда происходит обмен ролями. Сегодня один

ведущий.

В

следующий

раз

он

ведомый.

Обмен

ролями

помогает

формированию навыков коммуникативной культуры. Естественно, что

в начале нашего общения роль главного у учителя. Это и генератор

идей, и организатор, и рецензент работы. Но со временем активную

функцию можно передать детям. Чтобы дети успешно переняли навыки

организационной

работы,

необходимо

научить

их алгоритму

действий. Для этого перед началом любой работы все проговариваем.

Ставим цель. И отдельно останавливаемся на каждом этапе. Так же мы

представляем результат, что же получим в конце работы. Какая польза

от

нашей

деятельности?

Какая

реакция

на

нашу

работу

будет

у

общества? Помогает развить самостоятельность и соревновательный

момент.

Формирование

принципов

здорового

соперничества

при

работе в команде - это важнейший опыт выживания и успешности в

социуме.

Очень

показателен

этот

метод

в

экологическом

проекте

«Клумба», который проходит весной. Ребята соревнуются и в эскизах

клумб,

и

в

создании

цветовых

композиций.

Польза

от

этой

деятельности огромная и для ребят и их родителей, и для школы и для

поселка.

Еще немаловажный аспект, момент похвалы, оценки.

Очень

важно

после

каждого

занятия

оценить

работу

ребят.

Не

похвалить

общими

фразами

всех,

а,

конкретно,

отметить

каждого,

объяснив, что получилось очень хорошо. В чем ребенок преуспел. И

даже, если не все получилось, как планировали, какие плюсы в работе

увидели. Только тогда ребенок поймет, что его старания не прошли

даром, что успех достигнут.

Создание ситуации успеха необходимо на каждом занятии и общий

оптимистический настрой и доказательства важности работы помогают

сделать её более результативной.

Вывод: Практическая составляющая экологических занятий очень значима.

Дети с ограниченными возможностями здоровья именно через приобретение

реального опыта накапливают навыки общения с природой и социумом.

Отрабатывают

элементарные

правила

поведения

и

общения

с

природой.

Осознают

важность

бережного

отношения

ко

всему

живому.

И

чем

гармоничнее

ребята

будут

существовать

в

природе,

тем

успешнее

и

благополучнее смогут себя реализовать в социуме.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!