Напоминание

логопедическая помощь детям с детским церебральным параличом


Автор: Ненилина Ксения Александровна
Должность: Логопед
Учебное заведение: ГБУ РЦ ГО г. Уфа
Населённый пункт: город Уфа, республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: логопедическая помощь детям с детским церебральным параличом
Раздел: дошкольное образование





Назад




Логопедическая помощь детям

с детским церебральным параличом.

Детский церебральный паралич — тяжелое заболевание центральной

нервной системы. При этом заболевании имеет место раннее (обычно в

период внутриутробного развития) поражение головного мозга. Особенно

страдают те мозговые структуры, при помощи которых осуществляются

произвольные движения.

Причины повреждения мозга могут быть различные ушибы плода в тот или

иной период его внутриутробного развития, инфекционные и другие

заболевания, перенесенные будущей матерью во время беременности, ,

несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или по групповой

принадлежности. Во всех случаях раннее повреждение мозга в период его

наиболее интенсивного развития определяет сложность и полиморфизм

клинических проявлений.

При детском церебральном параличе особенно страдают те мозговые

структуры, при помощи которых осуществляются произвольные движения.

Отсюда понятно, что поражение этих структур не может не сказаться самым

отрицательным образом на формировании речи. В основе имеющих место

при детском церебральном параличе нарушений речи, лежит задержанное

или искаженное развитие механизмов речи. Во всех случаях нарушается

взаимодействие систем регуляции произвольных и непроизвольных

движений в скелетной и речевой мускулатуре. Этот единый механизм

расстройств общей двигательной сферы и артикуляторной моторики

обусловил необходимость говорить о нарушениях речи и путях (способах) их

коррекции в связи с наблюдаемыми у детей с церебральным параличом

двигательными нарушениями.

При нарушении речевого развития у детей с церебральным параличом

обусловлены также недостаточностью их практического опыта и социальных

контактов. При оценке характера речевых расстройств логопеду крайне

важно различать два вида нарушений. Одни из них связаны с поражением

мозговых структур, а другие обусловлены нарушением социальных

контактов. Эта трудная задача может быть успешно решена при условии,

если логопед хорошо ориентирован относительно роли социальных и

биологических факторов в развитии речи.

При детском церебральном параличе достаточно отчетливо обнаруживается

взаимосвязь между двигательными и речевыми нарушениями. Кроме того, не

исключено отрицательное влияние речевых расстройств на характер и

поведение ребенка. В связи с этим логопеду необходимо знать как структуру

двигательного дефекта, так и особенности психического развития этих детей.

Знание

Чтобы понять в полной мере специфические особенности развития речи у

детей с церебральным параличом, необходимо знать закономерности ее

развития в норме. Знание этих закономерностей позволит логопеду

своевременно выявлять и корригировать отклонения в речевом развитии.

Известно, что у здорового ребенка развитие речи происходит наиболее

интенсивно в раннем дошкольном возрасте. От своевременного развития

речи в значительной степени зависит весь дальнейший ход психического

развития ребенка. Поэтому логопеду необходимо знать специфические пути

стимуляции речевого развития в случаях его отклонения от нормы.

У детей с церебральным параличом оказываются пораженными различные

структуры мозга. В связи с этим у них могут практически наблюдаться

любые из известных в логопедии речевых расстройств. Знание этих

особенностей и определяющих их механизмов — одно из важных условий

проведения эффективной логопедической работы.

При детском церебральном параличе наблюдаются разнообразные формы

поражения двигательной сферы. Это обусловливает разнообразие речевых

расстройств, которое логопеду необходимо учитывать в процессе

коррекционной работы.

Многолетние наблюдения специалистов свидетельствуют о том, что в

процессе своевременно начатой и систематической работы оказывается

возможным скорригировать отклонения в речевом развитии у детей с

церебральным параличом.

Симптомы ДЦП

К основным и наиболее типичным симптомам проявления этого заболевания

относятся:

Напряженность или, наоборот, расслабленность мышц по причине

нарушенного тонуса.

Неконтролируемые

парадоксальные

движения

конечностей

неожиданные, резкие или замедленные.

Деформации скелета.

Проблемы со зрением или слухом.

Нарушенная функция глотания из-за неправильной работы мышц.

Задержка

(на

разном

уровне)

как

развития

речи,

так

и

интеллектуальных и психических способностей.

Судороги.

Не все дети, имеющие диагноз ДЦП, имеют все перечисленные симптомы.

Однако в определенной степени многие из них присутствуют и требуют

коррекции для того, чтобы помочь ребенку адаптироваться в жизни.

Большой

процент

детей,

имеющих

диагноз

ДЦП,

имеет

нарушения

в

формировании речи. Чаще они не выступают «в одиночку», временами даже

сочетаясь друг с другом.

Основные речевые нарушения при ДЦП:

ЗРР — задержка речевого развития.

ЗПРР — задержка психоречевого развития

Дизартрия — неправильное звукопроизношение.

Алалия —

абсолютное

отсутствие

или

отставание

формирования

речи.

Речевые нарушения и отставания в развитии находятся в зависимости от

степени поражения мозга, а также задержки в формировании отделов мозга,

координирующих

речевую

деятельность.

Само

состояние

ребенка

обуславливает ограничение общения, получения знаний об окружающем и

навыков бытовой деятельности, что, к сожалению, влечет за собой отставание

от

сверстников.

Тем

важнее

становятся

коррекционные

меры,

которые

с

раннего возраста помогали бы развитию ребенка и улучшали его способность

к адаптации в социуме.

Логопедическая помощь детям с ДЦП

В

лечении

детского

церебрального

паралича

должна

применяться

комплексная

терапия.

Используются

лекарственные

препараты

(для

улучшения

кровообращения

мозга,

сосудистые,

миорелаксанты,

аминокислоты и витаминные комплексы), лечебный массаж, физиотерапия,

ортопедическая и динамическая коррекция. Однако помимо восстановления

физиологических функций важно уделять большое внимание психическому и

речевому развитию.

Здесь

главная

роль

отдается

психологам,

неврологам

и

логопедам-

дефектологам. Наиболее важный момент в коррекции — как можно более

раннее начало. Мозг человека развивается очень активно и способен часть

работы, которую не могут выполнять пострадавшие в результате заболевания

зоны, делегировать другим отделам. А значит, состояние ребенка можно

компенсировать и адаптировать его для жизни в социуме.

Работа

над

коммуникативной

речью

строится

из

н е с кол ь к и х

последовательных этапов. Адаптационная стратегия вырабатывается исходя

из особенностей и симптомов заболевания и уровня поражения речевого

центра.

Направления работы логопеда-дефектолога:

Улучшение

работы

артикуляционного

аппарата,

занятия

логопедической гимнастикой, курс логопедического мссажа;

Активизирование слухового внимания у ребенка;

Стимулирование

голосовой

реакции

(вокализация

выдоха,

формирование

«комплекса

оживления»,

создание

условий

для

возникновения у самого ребенка желания общаться);

Работа над моторными реакциями.

Наращивание

не

только

пассивного,

но

и

активного

словарного

запаса,

улучшение

понятийных

функций,

знакомство

с

грамматическим построением фраз;

Улучшение формирования связной речи.

Для достижения эффективности работы по развитию речи у ребенка с ДЦП

логопед должен сотрудничать с другими специалистами — психологом и

неврологом,

ориентируясь

на

тактику

лечения.

В

начале

необходимо

определить конкретный логопедический уровень ребенка и выработать план

реабилитационных действий. Работа логопеда-дефектолога всегда строится

индивидуально, так как дети с ДЦП могут иметь абсолютно разный уровень

развития речи и сопутствующие дисфункции. Поэтому план занятий строится

исходя

из

состояния

ребенка

и

уровня

нарушения

нервной

и

мозговой

деятельности.

Проблемой,

осложняющей

процесс

коррекции

речи

у

детей

с

детским

церебральным

параличом,

является

довольно

позднее

начало

принятия

реабилитационных мер. Специалисты способны диагностировать отклонения

в

работе

мозга

в

возрасте

до

года,

однако

в

большинстве

случаев

логопедическая работа откладывается до 4-5 лет. За это время мозг уже

адаптируется к сложившимся условиям, а у ребенка формируется некоторое

педагогическое отставание. Чем раньше будут начаты занятия по коррекции,

тем выше шанс добиться необходимой адаптации ребенка в обществе!!!!!



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!