Напоминание

"Система работы педагога-психолога по проблеме познавательной активности у детей дошкольного возраста"


Автор: Голубева Любовь Анатольевна
Должность: пелагог-психолог
Учебное заведение: МКДОУ №8 "Ласточка"
Населённый пункт: город Шадринск, Курганская область
Наименование материала: презентация
Тема: "Система работы педагога-психолога по проблеме познавательной активности у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Система работы психолога по

проблеме развития

познавательной активности и

познавательных интересов у

детей дошкольного возраста

Выполнил: Голубева Л.А.

Актуальность проблемы

В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания

педагогов должна быть ориентация образовательного

процесса на познавательные возможности

дошкольника и на их реализацию. Необходимо так

организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно

организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно

было направлено на формирование познавательного

интереса, познавательной самостоятельности и

инициативности.

Задачи

-

обеспечить активное интеллектуально-познавательное

развитие детей;

- развивать психические процессы как основу учебно-

познавательной деятельности (восприятие, воображение,

память, мышление);

- активизировать познавательные интересы;

- дать знания об окружающем мире;

- дать знания об окружающем мире;

- формировать знания, умения и навыки в процессе разных

видов деятельности;

- развивать речь;

- формировать математическое и конструктивное мышление;

- развивать творческие способности в мыслительной и

практической деятельности

Что такое познавательная активность

ребенка?

• Познавательная активность - это состояние внутренней

готовности ребенка к познавательной деятельности,

проявляющаяся у него в поисковых действиях.

• В процессе развития детей дошкольного возраста

познавательная активность выступает в многозначной роли:

познавательная активность выступает в многозначной роли:

• Как средство живого, увлекающего обучения;

• Как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному

протеканию познавательной деятельности;

• Как предпосылки формирования готовности личности к

непрерывному образованию.

Методы, способствующие формированию

познавательных интересов у детей:

1.

Экспериментирование

2.

Поисковая деятельность

3.

Непосредственно образовательная деятельность

4.

Наблюдения

5.

Эвристические беседы

6.

Использование художественного слова (познавательная

6.

Использование художественного слова (познавательная

литература, стихи, загадки, пословицы и поговорки,

экологические сказки…)

Содержание познавательно-исследовательской

деятельности

Опыты (экспериментирование). Состояние и превращение вещества.

Движение воздуха, воды. Свойства почвы и песка. Условия жизни растений и

животных.

Коллекционирование (классификационная работа)

Виды растений. Виды животных. Виды строительных сооружений. Виды

транспорта. Виды профессий

транспорта. Виды профессий

Путешествие по карте

Стороны света. Рельефы местности. Природные ландшафты и их обитатели.

Части света, их природные и культурные «метки»-символы

Путешествие по «реке времени»

Прошлое и настоящее человечества (историческое время), Знаменитые

люди. История жилища и благоустро

йства

Информационно-коммуникационные технологии

Технологии, в которых

используются

мультимедийные

презентации

• Мультимедийные

презентации -это

Технологии, в которых

используются

информационно-обучающие

компьютерные программы

• Информационно-

обучающие

Технологии, в которых

используются тестирующие

программы

• Тестирующие

программы могут

презентации -это

наглядность, дающая

возможность

педагогу выстроить

объяснение с

использованием

видеофрагментов

обучающие

программы для

дошкольников

позволяют

моделировать и

наглядно

демонстрировать

содержание

изучаемых тем

программы могут

быть использованы

для психолого-

педагогической

оценки развития

детей дошкольного

возраста

Запросы

родителей и

-опросы

-консультации

-беседы

-практикумы

-тренинги

-наблюдение

-диагностика

ПЕДАГОГИ

ПЕДАГОГИ

Сотрудничество

Взаимодействие

Поддержка

Помощь

Психологическое

родителей и

педагогов

Самозапрос

-занятия

-беседы

-

анкетирование

-консультирование

-памятки

-клубы, собрания

Сочувствие

Понимание

Совет

РОДИТЕЛИ

РОДИТЕЛИ

Психологическое

сопровождение

ДЕТИ

ДЕТИ

Схема формирование познавательной

активности воспитанников

Заинтересованное

принятие

информации

Желание

уточнить,

углубить свои

знания

Самостоятельный

поиск ответов на

интересующие

вопросы

Проявление

элементов

творчества

Умение усвоить

способ познания и

применения на

другом материале

Средства развития познавательных интересов

Предметная

развивающая

среда

•Источник знаний (центр познавательно-исследовательской

деятельности)

•Источник обогащения социального опыта воспитанников (центр

игровой деятельности)

Решение проблемных ситуаций

Решение игровых ситуаций

Мотивация

Решение игровых ситуаций

Эвристические беседы

Интеллектуальные игры и викторины

Взаимодейств

ие ДОУ и

семьи

Проектная деятельность

Экологические акции

Совместная досуговая деятельность

Повышение педагогической компетентности родителей

В работе над развитием познавательного интереса

детей дошкольного возраста необходимо

учитывать следующие факторы:

создание благоприятного психологического климата в детском

саду, группе;

обеспечение эмоционального комфорта, педагогической

защищенности каждому ребенку;

защищенности каждому ребенку;

стимулирование включение ребенка в деятельность (игровую,

познавательную, личностную, практическую);

включение в познавательную деятельность различные виды

восприятия (зрительные, тактильные, слуховые, вкусовые).

Предметная - развивающая среда способствует

развитию познавательного интереса ребенка

только в том случае, если он:

увлечен изучаемым материалом;

стремится выполнить разнообразные, особенно сложные

задания;

задания;

проявляет самостоятельность в подборе средств, способов

действий в достижении результатов;

обращается к воспитателю с вопросами, характеризующими

их познавательный интерес.

Показателем познавательного

интереса будет, если дети:

думают (анализируют, обобщают, доказывают);

удивляются, радуются успехам и достижениям,

новизне;

внимательны, целеустремленны, настойчивы,

внимательны, целеустремленны, настойчивы,

проявляют волю;

фантазируют (предвосхищают, создают новые

образы).

Сильнейшим побудителем развития

познавательного интереса дошкольников

является внешняя привлекательность наглядного

материала, использование игровых приемов в

образовательном процессе:

внесение дидактической игрушки, сказочного персонажа,

внесение дидактической игрушки, сказочного персонажа,

игровых атрибутов;

коллективных форм выполнения заданий, путешествий, КВН,

конкурсов, игр – соревнований, головоломок.

Работа с родителями:

организация выставок, конкурсов совместного творчества

детей и родителей;

семейные праздники и развлечения;

оформление уголков для родителей, где родители могут

получить информацию об особенностях развития ребенка;

получить информацию об особенностях развития ребенка;

совместный труд родителей, детей, воспитателей

Возрастные особенности развития познавательного

интереса:

2-3 года.

Объектом познания являются окружающие предметы, их действия.

Дети этого возраста активно познают мир по принципу: «Что вижу, с

чем действую, то и познаю». Накопление информации происходит

благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в

различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными

явлениями.

Необходимым условием активности познания является разнообразие

Необходимым условием активности познания является разнообразие

и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка,

предоставление свободы исследования (манипулирование

предметами), резерв свободного времени и места для разворачивания

игр.

3-4 года.

К этому возрасту дети накапливают довольно много

представлений и знаний об окружающей действительности.

Однако эти представления практически не связаны между собой.

Ребёнок только пытается установить взаимосвязи между

представлениями.

В этот период закладываются основы эстетического восприятия

мира. Активно формируются способы чувственного познания,

совершенствуются ощущения и восприятия.

Объектом познания становятся не только предметы, их действия,

Объектом познания становятся не только предметы, их действия,

но и признаки предметов (цвет, форма, величина, физические

качества). Эти знания помогают детям сравнивать объекты и

явления по одному признаку или свойству и устанавливать

отношения сходства - тождества и различия, осуществлять

классификацию.

4-5 лет.

В 4 года познавательное развитие ребёнка переходит на другую сту-пень -

более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания

становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать

информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность

приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и

вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать,

запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями.

В этом возрасте выделяются 4 основных направления познавательного

развития :

знакомство с предметами и явлениями, находящимися за пределами

знакомство с предметами и явлениями, находящимися за пределами

непосредственного восприятия и опыта детей;

установление связей и зависимостей между предметами, явлениями

и событиями, приводящих к появлению в сознании ребёнка

целостной системы представлений;

удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей

(именно с этого возраста целесообразно организовывать кружковую

работу, занятия по интересам);

формирование положительного отношения к окружающему миру.

5-6 лет.

Старший дошкольник познает уже «большой мир». В основе детского

отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность,

со-страдание. Дети уже могут систематизировать накопленную и

полученную информацию, посредством логических операций

устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и

во времени. Развивается знаково-символическая функция сознания, то

есть умение использовать знаки для обозначения действий, признаков,

построения модели логических отношений между понятиями.

Познавая различные объекты, события, явления ребёнок учится не

Познавая различные объекты, события, явления ребёнок учится не

только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять

за-кономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и

класси-фицировать представления и понятия. У него появляется

потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру

путём созидания.

6-7 лет.

Накопленные к 6 годам сведения о мире являются серьезной базой для

дальнейшего развития познавательной сферы ребёнка. Процесс

познания в этом возрасте предполагает содержательное

упорядочивание информации (весь мир - это система, в которой все

взаимосвязано). Понимание взаимосвязанности всего происходящего в

нашем мире является одним из основных моментов построения

ребёнком элементарной целостной картины путём сопоставления,

обобщения, рассуждения и выстраивания гипотетических

высказываний, элементарных умозаключений, предвидений

возможного развития событий.

Итак, на протяжении дошкольного детства ребёнок

Итак, на протяжении дошкольного детства ребёнок

непосредственно включается в овладение способами

целенаправленного познания и пре-образования мира через

освоение умений:

постановка цепи и планирование;

прогнозирование возможных эффектов действия;

контроль за выполнением действий;

оценка результатов и их коррекция.

Методики диагностики познавательной

активности и познавательного интереса

Из всего множества имеющихся в психолого-педагогической и

методической литературе характеристик были выделены наиболее специфические

компоненты, отражающие непосредственно процесс развития познавательной

активности младших дошкольников, которые можно отследить по следующим

показателям

Компоненты

познавательной

активности

Показатели

активности

Когнитивный

вербально-логическое и наглядно-образное

мышление,

внимание,

память,

зрительно-пространственное восприятие

Эмоциональный

эмоциональная сфера младших дошкольников

Деятельностный

психосоциальная зрелость младших дошкольников

Методики диагностики

познавательной активности дошкольников

• степень психосоциальной зрелости: тестовая беседа,

предложенная С.А. Банковым;

• исследование эмоциональной сферы: методики Ю.А.

Афонькиной, Г.А. Урунтаевой «Закончи историю»,

«Сюжетные картинки», «Раскрась рисунок»;

• мнемические способности: методика «10 слов»,

• мнемические способности: методика «10 слов»,

предложенная А.Р. Лурией;

• уровень восприятия: методика Ю.А. Афонькиной, Г.А.

Урунтаевой и С.Д. Забрамной «Исключение неподходящей

картинки»;

• исследования свойств мышления: методики Л.А. Венгера

«Самое непохожее», методика «Анализ и синтез»

1. Методика «Графический диктант»

Эльконин Д.Б.

2. Методика «Узор»

Цеханская Л.И.

Методики диагностики

Познавательного интереса

дошкольников

Цеханская Л.И.

3. Методика «Рисование по точкам» или

«Образец и правило»

Венгер А.Л.

4. «Персонификация мотивов»,

М.Р.Гинзбург

ЛИТЕРАТУРА

1.

Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к

самообразованию. М., 2005.с. 300.

2.

Дусавицкий А.К. Формула интереса. М.: Педагогика, 2009.

3.

Дубов А.Г., Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.,

2006.с. 187.

4.

Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию: Проектная

деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание № 3, 2003, с.20-

24.

5.

Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной

деятельности. СПб., 2002, с. 98.

5.

Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной

деятельности. СПб., 2002, с. 98.

6. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в дошкольном

возрасте. М.: Просвещение, 2003.с. 86.

7.

Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в

учебном процессе. М.: Просвещение, 2009.

Спасибо за внимание



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!