Напоминание

Родительское собрание "Проектная деятельность в начальных классах"


Автор: Гейдельбах Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: БОУ ОО "Многопрофильный центр развития одаренности №117"
Населённый пункт: г.Омск. Омская область, ул.Андрианова,4
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Родительское собрание "Проектная деятельность в начальных классах"
Раздел: начальное образование





Назад




Родительское собрание
«Проектная деятельность в начальной школе»
Родители заходят в класс , у входа на столе лежат листочки, на обратной стороне, которых номер группы. Присаживаются за тот столик, номер которого им выпал. На столе уже лежит необходимый материал для работы в группе (учебник по предмету, фломастеры, карандаши, формат А3 и картон белый, авторучки и карандаши простые, ножницы) _ Здравствуйте , уважаемые родители!!! Хочу начать наше собрание со слов из китайской древней мудрости: «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму». -Вряд ли кто-то из нас поспорит с этим: крепче всего запоминается то, что прочувствовал или сделал сам. Метод проектов подразумевает активную включенность ребенка в процесс получения знаний, использование имеющихся знаний, умений и навыков, а также освоения новых, необходимых для решения конкретной проблемы. Основная идея проектного метода: “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить”. Он позволяет не только получить теоретические знания, но и сразу же применить на практике. Метод проектов может сделать успешным, значимым любого ученика, даже если он отстает от одноклассников в какой-то другой сфере. Цели проектного обучения: - способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта; - позволить каждому увидеть себя как человека способного и компетентного; - развить у каждого позитивный образ себя и других; - развить у учащихся умение истинно оценивать себя; - развить у учащихся “командный дух” и “чувство локтя”; вдохновлять на развитие коммуникабельности и умение сотрудничать; - обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умение искать путь решения проблемы;
- развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление. Действия учителя при реализации проектного метода можно характеризовать такими словами: 1. помогает ученикам определить цель деятельности; 2. рекомендует источники получения информации; 3. раскрывает возможные формы деятельности; 4. содействует прогнозированию результатов выполняемого проекта; 5. создаёт условия для активности школьника; 6. является партнёром; 7. помогает ученику оценить полученный результат и т. д. Действия ученика можно охарактеризовать так: 1. определяет цель своей деятельности; 2. открывает новые знания; 3. экспериментирует; 4. выбирает пути решения возникающих проблем; 5. несёт ответственность за свою деятельность и т. д. Поэтому в работе над проектом у учеников должен быть определённый набор качеств и умений: качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность; умения: исследовательские, оценочные, информационные, презентационные, рефлексивные. Зададим себе вопрос: готовы ли дети младшего возраста к такой деятельности? Развиты ли у них необходимые для работы качества и умения? Ответ: конечно же, нет. Но это не значит, что ученики не должны включаться в проектную деятельность. Наблюдения показывают, что ребёнок, не обладая достаточными умениями и качествами, вовлекается в выполнение какой-либо деятельности, тем самым развивает необходимые для выполнения этой деятельности умения и качества. Так же исследовательские умения ребёнка не могут, если он не будет вовлечён в исследовательский процесс.
Для успешных занятий проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий: желание самого ребёнка; благоприятная среда; грамотный доброжелательный преподаватель – консультант. Без этого проектная деятельность будет формальной, неинтересной ученику и неплодотворной. Конечно, в начальной школе проекты - это зачастую не индивидуальная, а семейная деятельность, так как малыши сильно ограничены в средствах и инструментах поиска, сбора и обработки информации. Поэтому, конечно, работа над проектом осуществляется под руководством учителя и родителей. Но родители должны постоянно помнить, что суть метода проектов - это формирование самостоятельности ребенка в поиске информации, обработке данных, а не в том, кто сделает проект круче и шикарнее. Родители не должны брать на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей- важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. Поэтому держим за спиной свои "помогающие ручки", включаем силу воли и играем только помогающую роль - помочь найти ВМЕСТЕ информацию в книгах, сводить в библиотеку, поискать в Интернете, помочь отобрать главное, помочь оформить аккуратно результаты поиска. Главное слово для родителей "ПОМОЧЬ", но не "СДЕЛАТЬ ВМЕСТО". Лучше тогда не делать совсем, чем делать вместо ребенка. “Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?” Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя- знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!
Данная памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в проектную деятельность в школе. Вы найдёте ответы в ней на следующие вопросы: Что такое метод проектов? (очень немного теории) Каковы этапы выполнения проекта? Возможная роль родителей на каждом этапе проекта? Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов: выбор темы проекта; выдвижение первоначальных идей; выбор лучшей идеи; планирование проектной деятельности; оценка и самооценка проекта. презентация проекта. Рассмотрим, какова же роль родителей на каждом этапе выполнения проекта? На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них возможные действия родителей: помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей; записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце. Пусть эти идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор. Следующий этап: выбор и формулировка темы проектной работы. Возможные действия родителей: помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор. Затем идёт формулировка задачи проекта. Возможные действия родителей: может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта. При разработке плана и структуры выполнения проекта возможные действия родителей проявляются в том, что они помогают спланировать работу с учётом занятости детей. Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы, определение сроков её выполнения с учётом особенностей личного расписания детей. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы. На следующем этапе идёт обсуждение возможных результатов работы по теме проекта в соответствии с конкретными частными задачами. Здесь возможные действия
родителей таковы: прикинуть с детьми возможные выходы по каждой задаче, разбить объём работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой. Затем исполнители проекта составляют программу и календарный план выполнения работ. Здесь родители могут помочь скорректировать план с учётом личной занятости детей и помочь создать условия для выполнения этого плана. Очень важна помощь родителей на следующем этапе работы- изучение необходимого материала по теме проекта. Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а так же книги, периодические издания, Интернет. При распределении конкретных заданий и заданий между участниками проектной группы тоже может понадобиться вмешательство взрослых (ситуация несправедливого распределения обязанностей, объяснение обязанностей). На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле. По результатам выполнения проекта готовится отчёт и публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением. И, наконец, работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и самого процесса. Родители дают советы, которые помогут скорректировать деятельность детей в следующем проекте. Обсуждают с детьми, что уже можно было сделать самим, без помощи родителей. Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они: консультируют; отслеживают выполнение плана; решают оперативные вопросы; помогают в предварительной оценке проекта;
участвуют в подготовке презентации; обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания. Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом. Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения. В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями, у них формируется значимое отношение к понятию “семья”. Разве уже одно это не стоит того, чтобы принять активное участие в работе над каким- нибудь проектом? Поверьте, будет интересно! И в заключении нашего собрания, я хотела бы предложить вам самим стать участниками мини- проекта. Ответьте мне на вопрос: «Испытывают ли трудности ваши дети при выполнении тренировочных упражнений дома?» _ Да. (Иногда, не всегда.) _Так вот , что мы с вами можем сделать, чтобы помочь им научиться выполнять эти упражнения самостоятельно, без частого обращения к вам.? _ Создать памятки , схемы, образцы, алгоритмы выполнения того или иного задания. - Верно, вот сейчас я вам и предлагаю поработать над созданием этих схем, памяток или алгоритмов. Вы сегодня не случайно, тянули в начале собрания билетики с номерами и рассаживались по группам. Так вот у вас у каждого в группе лежат листы с заданием, маршрутные листы, бланки для самооценки работы в группе и все
необходимые материалы для создания памяток, схем и т.д. предлагаю ознакомиться с этим всем и приступить к выполнению задания. (Приложение 1 ) . А результаты этой работы в (Приложении 2.)
Приложение1. Процесс обсуждения и изготовления памяток, шаблонов, схем и т.д. Родители очень довольны своей работой, радуются как и дети!!!!
Приложение 2. Представление своих работ!!!

И вот , что у нас получилось!!!


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!