Родительское собрание "Проектная деятельность в начальных классах"
Автор: Гейдельбах Елена Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: БОУ ОО "Многопрофильный центр развития одаренности №117" Населённый пункт: г.Омск. Омская область, ул.Андрианова,4 Наименование материала: Методическая разработка Тема: Родительское собрание "Проектная деятельность в начальных классах" Раздел: начальное образование
Родительское собрание
«Проектная деятельность в начальной школе»
Родители заходят в класс , у входа на столе лежат листочки, на обратной стороне,
которых номер группы. Присаживаются за тот столик, номер которого им выпал. На
столе уже лежит необходимый материал для работы в группе (учебник по предмету,
фломастеры, карандаши, формат А3 и картон белый, авторучки и карандаши простые,
ножницы)
_ Здравствуйте , уважаемые родители!!! Хочу начать наше собрание со слов из
китайской древней мудрости:
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму».
-Вряд ли кто-то из нас поспорит с этим: крепче всего запоминается то, что
прочувствовал
или
сделал
сам.
Метод
проектов
подразумевает
активную
включенность
ребенка
в
процесс
получения
знаний,
использование
имеющихся
знаний,
умений
и
навыков,
а
также
освоения
новых,
необходимых
для
решения
конкретной проблемы.
Основная идея проектного метода:
“Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания
применить”.
Он
позволяет
не
только
получить
теоретические
знания,
но
и
сразу
же
применить на практике. Метод проектов может сделать успешным, значимым любого
ученика, даже если он отстает от одноклассников в какой-то другой сфере.
Цели проектного обучения:
- способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта;
- позволить каждому увидеть себя как человека способного и компетентного;
- развить у каждого позитивный образ себя и других;
- развить у учащихся умение истинно оценивать себя;
- развить у учащихся “командный дух” и “чувство локтя”; вдохновлять на развитие
коммуникабельности и умение сотрудничать;
- обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умение искать путь
решения проблемы;
-
развивать
у
учащихся
исследовательские
умения
(выявление
проблем,
сбор
информации),
наблюдение,
умение
строить
гипотезы,
обобщать,
развивать
аналитическое мышление.
Действия учителя при реализации проектного метода можно характеризовать
такими словами:
1.
помогает ученикам определить цель деятельности;
2.
рекомендует источники получения информации;
3.
раскрывает возможные формы деятельности;
4.
содействует прогнозированию результатов выполняемого проекта;
5.
создаёт условия для активности школьника;
6.
является партнёром;
7.
помогает ученику оценить полученный результат и т. д.
Действия ученика можно охарактеризовать так:
1.
определяет цель своей деятельности;
2.
открывает новые знания;
3.
экспериментирует;
4.
выбирает пути решения возникающих проблем;
5.
несёт ответственность за свою деятельность и т. д.
Поэтому в работе над проектом у учеников должен быть определённый набор
качеств и умений:
качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность;
умения:
исследовательские,
оценочные,
информационные,
презентационные,
рефлексивные.
Зададим себе вопрос: готовы ли дети младшего возраста к такой деятельности?
Развиты ли у них необходимые для работы качества и умения? Ответ: конечно же, нет.
Но это не значит, что ученики не должны включаться в проектную деятельность.
Наблюдения
показывают,
что
ребёнок,
не
обладая
достаточными
умениями
и
качествами, вовлекается в выполнение какой-либо деятельности, тем самым развивает
необходимые
для
выполнения
этой
деятельности
умения
и
качества.
Так
же
исследовательские
умения
ребёнка
не
могут,
если
он
не
будет
вовлечён
в
исследовательский процесс.
Для успешных занятий проектной деятельностью необходимо наличие обязательных
условий:
желание самого ребёнка;
благоприятная среда;
грамотный доброжелательный преподаватель – консультант.
Без
этого
проектная
деятельность
будет
формальной,
неинтересной
ученику
и
неплодотворной.
Конечно, в начальной школе проекты - это зачастую не индивидуальная, а семейная
деятельность, так как малыши сильно ограничены в средствах и инструментах поиска,
сбора
и
обработки
информации.
Поэтому,
конечно,
работа
над
проектом
осуществляется
под
руководством
учителя
и
родителей.
Но
родители
должны
постоянно помнить, что суть метода проектов - это формирование самостоятельности
ребенка в поиске информации, обработке данных, а не в том, кто сделает проект круче
и шикарнее. Родители не должны брать на себя большей части работы над проектом,
иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией,
проявление заинтересованности со стороны родителей- важный фактор поддержания
мотивации
и
обеспечения
самостоятельности
школьников
при
выполнении
ими
проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают
первые шаги в работе над проектом. Поэтому держим за спиной свои "помогающие
ручки", включаем силу воли и играем только помогающую роль - помочь найти
ВМЕСТЕ информацию в книгах, сводить в библиотеку, поискать в Интернете, помочь
отобрать главное, помочь оформить аккуратно результаты поиска. Главное слово для
родителей "ПОМОЧЬ", но не "СДЕЛАТЬ ВМЕСТО".
Лучше тогда не делать совсем, чем делать вместо ребенка.
“Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?”
Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя.
Проект
подразумевает
самостоятельную
деятельность
ученика,
однако
задача
родителя- знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и
результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он
обратится к вам за помощью. ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации
наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.
Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!
Данная памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в
проектную деятельность в школе. Вы найдёте ответы в ней на следующие вопросы:
Что такое метод проектов? (очень немного теории)
Каковы этапы выполнения проекта?
Возможная роль родителей на каждом этапе проекта?
Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:
выбор темы проекта;
выдвижение первоначальных идей;
выбор лучшей идеи;
планирование проектной деятельности;
оценка и самооценка проекта.
презентация проекта.
Рассмотрим, какова же роль родителей на каждом этапе выполнения проекта?
На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них возможные
действия родителей:
помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;
записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в
столбце.
Пусть эти идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем
больше выбор.
Следующий этап: выбор и формулировка темы проектной работы.
Возможные действия родителей: помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор.
Затем
идёт формулировка
задачи
проекта. Возможные
действия
родителей: может
потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта.
При
разработке
плана
и
структуры
выполнения
проекта возможные
действия
родителей
проявляются
в
том, что
они
помогают
спланировать
работу
с
учётом
занятости детей. Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы,
определение сроков её выполнения с учётом особенностей личного расписания детей.
Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков
работы.
На следующем этапе идёт обсуждение возможных результатов работы по теме проекта
в
соответствии
с
конкретными
частными
задачами.
Здесь
возможные
действия
родителей таковы: прикинуть с детьми возможные выходы по каждой задаче, разбить
объём работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой.
Затем исполнители проекта составляют программу и календарный план выполнения
работ. Здесь родители могут помочь скорректировать план с учётом личной занятости
детей и помочь создать условия для выполнения этого плана.
Очень важна помощь родителей на следующем этапе работы- изучение необходимого
материала по теме проекта. Посмотрев список подобранной литературы, родители
могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем
подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до
библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске
источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации
могут
быть
опрос,
наблюдение,
эксперимент,
интервью,
беседа,
а
так
же
книги,
периодические издания, Интернет.
При распределении конкретных заданий и заданий между участниками проектной
группы тоже может понадобиться вмешательство взрослых (ситуация несправедливого
распределения обязанностей, объяснение обязанностей).
На
этапе
подготовки выводов
по
результатам
работы
над
проектом
детям
может
потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом
контроле.
По результатам выполнения проекта готовится отчёт и публичная презентация. На
этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией,
прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением.
И,
наконец, работа
по
проекту заканчивается
оценкой
его
результатов
и
самого
процесса.
Родители
дают
советы,
которые
помогут
скорректировать
деятельность
детей в следующем проекте. Обсуждают с детьми, что уже можно было сделать самим,
без помощи родителей.
Таким
образом,
в
ходе
работы
над
проектом родители
могут
выступать
одновременно в нескольких ролях. Они:
консультируют;
отслеживают выполнение плана;
решают оперативные вопросы;
помогают в предварительной оценке проекта;
участвуют в подготовке презентации;
обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.
Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, на мой взгляд, положительном
моменте вовлечения родителей в работу над проектом. Стало очевидным, что
совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом,
позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут,
подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная
работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.
Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми.
Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.
Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над
проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями
одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и
нравоучения.
В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о
друге,
восполняют
дефицит
общения
со
взрослыми,
их
родителями,
у
них
формируется значимое отношение к понятию “семья”.
Разве уже одно это не стоит того, чтобы принять активное участие в работе над каким-
нибудь проектом?
Поверьте, будет интересно!
И в заключении нашего собрания, я хотела бы предложить вам самим стать
участниками мини- проекта.
Ответьте мне на вопрос: «Испытывают ли трудности ваши дети при выполнении
тренировочных упражнений дома?»
_ Да. (Иногда, не всегда.)
_Так вот , что мы с вами можем сделать, чтобы помочь им научиться выполнять эти
упражнения самостоятельно, без частого обращения к вам.?
_ Создать памятки , схемы, образцы, алгоритмы выполнения того или иного задания.
- Верно, вот сейчас я вам и предлагаю поработать над созданием этих схем, памяток
или алгоритмов. Вы сегодня не случайно, тянули в начале собрания
билетики с
номерами и рассаживались по группам. Так вот у вас у каждого в группе лежат листы
с заданием, маршрутные листы, бланки для самооценки
работы в группе и все
необходимые материалы для создания памяток, схем и т.д. предлагаю ознакомиться с
этим всем и приступить к выполнению задания.
(Приложение 1 ) .
А результаты этой работы в (Приложении 2.)
Приложение1. Процесс обсуждения и изготовления памяток, шаблонов, схем и т.д.
Родители очень довольны своей работой, радуются как и дети!!!!
Приложение 2. Представление своих работ!!!