Автор: Смольянова Наталья Владимировна
Должность: учитель логопед
Учебное заведение: ГДОУ Детский сад # 131
Населённый пункт: Санкт Петербург, Выборгский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование ИКТ в соответствие с ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №131комбинированного вида
Выборгского района Санкт-Петербурга
Конспект подгруппового логоритмического занятия с детьми
ТНР, Заикание, ОНР III и IV уровня речевого развития.
ТЕМА: «МАСЛЕНИЦА ШИРОКАЯ»
Методическая разработка
интегрированного логоритмического занятия
для детей старшего дошкольного возраста
Занятие разработали:
музыкальный руководитель: Потапейко Юлия Аркадьевна,
учитель-логопед: Смольянова Наталья Владимировна
Санкт-Петербург
2020 г.
1
Тип занятия: интегрированное.
Возраст детей: старшая группа (5-6 лет).
Форма занятия: двигательная, музыкально-художественная,
игровая, коммуникативная, продуктивная, логоритмическое.
Форма организации занятия: подгрупповая
Интеграция образовательных областей: социально–
коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие,
художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа:
Разучивание упражнений «Хороводный шаг», «Змейка»,
«Топающий шаг», р.н.п. «Блины», беседа о празднике Масленица.
Словарь новых слов: закличка.
Цель: Расширить знание детей о народном празднике «Масленица»
через синтез различных видов деятельности.
Тема:
«
М
АСЛЕНИЦА ШИРОКАЯ»
Лексическая тема: Праздник Масленица
Грамматическая тема: Совершенствование навыков словообразования
относительных прилагательных.
Фонетико-фонематическая тема: совершенствование навыков определения
первого, последнего, а также порядка звуков в словах.
Задачи:
Коррекционные:
Уточнять, активизировать и актуализировать словарь по теме
«Масленица»
Развивать грамматический строй речи, закреплять навык правильного
словообразования относительных прилагательных и правильного
употребления существительных в родительном падеже
Развивать фонематический навык по определению порядкового места
звуков в словах
Развивать координацию речи с движениями и общую моторику
Совершенствовать чувство темпа и ритма
Совершенствовать навык плавной речи
2
Закреплять
навык по выполнению длительного фонационного выдоха
Закреплять навык мягкой атаки звука
Совершенствовать навык вопросно - ответной формы речи
Закреплять навыки по релаксации и общего расслабления
Образовательные:
формировать представления о традиции празднования Масленицы,
о жанрах народных песен, их характере и эмоционально-образном
содержании
развивать пространственные представления
Развивающие:
развивать музыкальную память, чувство ритма, внимание,
эмоциональную отзывчивость на музыку;
обогащать словарный запас; ритмичность и пластику движений в
элементах русского хоровода, ловкость и сноровку в играх,
артикуляционную и мелкую моторику рук, координацию речи с
движением
развивать музыкальные способности детей, игру на музыкальных
инструментах и чувства ритма
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к народной культуре, любовь
к музыке, желание исполнять народные песни в повседневной
деятельности
воспитывать эстетический вкус
приобщать детей к общей истории
Оборудование:
демонстрационное: фортепиано, проектор, кукла Масленица,
иллюстрации «Масленица», «Солнышко», шкатулка, ИКТ.
раздаточное: ленточки, бусы, круглые заготовки из картона (блины),
предметные карточки, краски, кисти, листы бумаги
3
КОНСПЕКТ
ХОД ЗАНЯТИЯ
Пример: Задание №1
Масленица Широкая
Под народную музыку дети входят в зал, встают в полукруг
М.Р. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычная встреча. К нам
пришли гости. Скажите – мы рады видеть гостей. А друг друга вы видеть
рады? Ну тогда давайте всем улыбнемся и поздороваемся.
Дети берутся за руки
Здравствуйте и добрый день
Говорить совсем не лень
Здравствуй Солнце
и земля
Здравствуйте и вы друзья!
(держаться за руки по кругу)
(выполняют мелкие покачивания)
(поднимают руки вверх)
(опускаются на корточки, руки вниз)
(правая рука к груди, кланяются
гостям)
Ну, вот, сразу как-то стало светлее и радостнее.
Ребята, у меня для вас есть сюрприз. Сегодня утром, я нашла чудесную
шкатулку. В таких шкатулках хранят бусы, украшения. Я решила её
принести вам. Давайте её откроем и посмотрим что же там.
Открывают шкатулочку, в которой находятся атласные ленточки.
Песенка «А я бусы потяну, будут длинные ууу… Тянууу, тяну, что ты
делаешь? Тяну…»
Дети надевают ленты (взрослые гости помогают).
М.Р.: Интересно, что можно с ними сделать? А вот здесь имеется
письмо.
«Ребята, приглашаю вас к себе в гости встретить чудесный и веселый
праздник. Собирайтесь. Наряжайтесь, приходите без стесненья,
предъявите хорошее настроение. Тетушка Галина (логопед)»
Кажется, я поняла: «Нас приглашают на праздник. Только не понимаю на
какой?
М.р.: Вот и стали мы с вами красными девицами и добрыми молодцами.
Можно и в гости отправляться.
Друг за другом вы идите
Хоровод вы заводите.…
Хоровод на горе то калина
Появляется хозяйка
4
Логопед: (Т.Г.)
- Здравствуйте, ребята, милости прошу ко мне в горницу на беседу складную,
да на забаву ладную. Я вас давно жду-поджидаю, двери не закрываю.
Мы на стульчики идем,
Там присядем, отдохнем.
Садятся на стулья
- Давно я вас ждала, поджидала. У меня для вас есть интересное задание, вы
должны отгадать слово, которое я вам загадаю.
- Смотрите, что у меня есть. (тетушка достает обруч с лентами).
- На что же это похоже? Верно на солнышко. Оно мне поможет загадать вам
загадки. Смотрите, на ее лучиках прикреплены картинки, вам надо по
очереди подойти, открепить картинку и ответить правильно на мой вопрос.
(дети отвечают на вопросы, на экране появляются буквы отгадки, из которых
составляем слово масленица)
- Что за слово у нас получилось? Масленица!!!
- А пригласила я вас, что бы Масленицу отпраздновать. Откроем окошко да
посмотрим немножко.
буквы на экране исчезают, появляется картинка с масленичным гуляниями)
Картинка «Масленица
М.Р.: Видите, русский народ гуляет, Масленицу справляет. Масленица,
праздник старинный, народный. Это Праздник проводов Зимы холодной,
да встречи Весны красной.
Вспомним какая у нас зима.
«Вот как холодно зимой»
(распевка, массаж биологических активных зон)
Да - да –да - наступили холода
потереть ладошки друг о друга
Да –да – да - превратилась в лед
вода
мягко провести большими пальцами рук
по шее сверху вниз
Ду-ду-ду-покачуся я на льду
указательными
пальцами
помассировать
крылья носа
Ду-ду-ду-я на лыжах иду
Растереть ладонями уши
Ды-ды-ды-на снегу есть следы
приставить ладони ко лбу «козырьком» и
энергично растирать лоб движениями в
стороны к середине лба
Ди-ди-ди- ну ,холод ,погоди
хлопки, погрозить пальцем
- Холодно стало? Давайте проводим зиму холодную и споем песню
«Ждем Весну» с муз. Инструментами»
- Любили праздник масленицы на Руси, и праздновали целую неделю. В
понедельник Масленицу встречали, а в воскресенье– сжигали!
- Зазывали Масленицу специальными песенками, которые назывались
«Заклички»
- Давайте и мы с вами тоже разучим закличку:
5
Приезжай к нам Маслена
Широкая боярыня
На горках кататься!
С нами поиграться!
Хозяйка
Под музыку появляется Чучело Масленицы
М.Р.: А вот и Масленица дорогая, наша гостьюшка годовая.
- Пришла к нам на 7 деньков
- Каждый день на масленицу имел свое определенное название.
- А давайте и мы вспомним, как назывались эти дни?
- Но сначала вспомним дни недели. Сколько всего дней недели?
В понедельник мы встречались,
Крепко, крепко обнимались.
А во вторник мы шутили,
Песни пели и кружились.
В среду в гости мы ходили,
А четверг пришел, хоровод завел.
А как пятница придет теща зятя в гости ждет.
А в субботу посиделки.
Воскресенье уж пришло и Маслену подожгло.
Прощай Маслена , здравсвуй веснушка!!!
Логопед (Т.Г.): Молодцы, ребята, все загадки отгадали, все дни назвали.
Отгадайте загадку:
С маслом, медом и сметаной –
Всякие они вкусны!
Круглы, желты и румяны –
Наши солнышки.(Блины)
Логопед (Т.Г.): Правильно. Говорят: « Без блинов не Масленица, без
пирогов – не именины». Вот и я хочу вас блинами накормить.
Д/и «Какая начинка?»
Я для каждого напекла блинов, разбирайте и называйте с какой начинкой
вам достались блины.
Логопед (Т.Г.):
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
6
«На блины»
Стала Маша гостей собирать:
И Иван приди,
И Степан приди,
И Андрей приди,
И Матвей приди,
А Митрошечка,
Ну, пожайлуста!
Хлопаем в ладоши.
Кончиком полусогнутого
указательного пальца правой руки
проводим по всем пальцам левой
руки по очереди, начиная, с
большого.
По мизинчику проводим 4 раза.
Стала Маша гостей угощать:
И Ивану блин,
И Степану блин,
И Андрею блин,
И Матвею блин,
А Митрошечке
Мятный пряничек!
Хлопаем в ладоши.
Большим пальцем левой руки
нажимаем по очереди на подушечки
пальцев.
Стала Маша гостей провожать,
Прощай Иван,
Прощай Степан,
Прощай Андрей,
Прощай Матвей,
А ты Митрошечка
Моя крошечка,
Да побудь со мной
Еще немножечко.
Хлопаем в ладоши.
По очереди загибаем пальчики на
левой руке.
Целуем мизинчик.
Поглаживаем его снизу вверх.
Всю масленичную неделю хозяйки пекут блины, угощают ими гостей.
М.Р. А про блины даже песня есть. Ребята, послушайте русскую
народную песню «Блины»
ПЕСНЯ ДЛЯ ГОСТЕЙ «БЛИНЫ»
Дети выходят в круг.
Логопед (Т.Г.):: Ребята, скажите, а какую форму имеют блины? (Круг)
А на что они похожи (На солнышко)
М.Р. Правильно, блины символизируют солнце – такие же круглые и
золотистые. Раньше люди верили, что чем больше блинов они напекут,
тем ярче будет светить солнышко.
В старину люди зазывали солнце. Давайте и мы с вами позовем
солнышко.
ФИЗМИНУТКА СОЛНЫШКО
Солнышко-ведрышко
руки вверх, пальцы растопырены
Выгляни в окошечко!
руки полочкой, подтянуть к
подбородку
Там малые дети
присели
7
Ждут твоего света
руки под щечку
Лепешки валяют
имитация движений
Тебя поджидают!
руки вперед, «приглашают в
гости»
М.Р.: Вот и выглянуло наше солнышко. Самое время поиграть.
????? Эстафета: «Напеки блины»
Логопед (Т.Г.):Ох и молодцы, сколько блинов напекли! А знаете, на
Масленицу блинами принято угощать гостей. Может быть, мы подарим
нашим гостям эти блинчики? (раздает детям блины, один оставляет себе).
Я тоже хочу подарить свой блин гостям, но сначала нарисую на нем свое
настроение. Кто хочет, тоже может нарисовать.
Дети садятся за столы и рисуют на блинчике свое настроение. Затем
угощают блинами гостей.
Молодцы, ребята. Мы весело провели время, пора нам встречу
завершать, да попрощаться с Тетушкой Галиной и Масленицей.
В старину на чучело завязывали ленточки и загадывали желания. Давайте
и мы как водиться, ребята снимем ленточки, подойдем Масленице и
завяжем их на прощание.
А теперь встанем в круг и вспомним, как весело мы сегодня провели
время и что мы делали.
Повеселились мы сегодня замечательно, а теперь пора и блинами
полакомиться.
8