Напоминание

Познавательное развитие детей раннего возраста


Автор: Панарина Светлана Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ №11
Населённый пункт: город Реутов Московская область
Наименование материала: Доклад
Тема: Познавательное развитие детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Познавательное развитие детей раннего возраста

2.

Познавательное

развитие

по

ФГОС

ДО

это

развитие

интересов,

любознательности,

познавательной

мотивации,

развитие

воображения

и

творческой активности.

Познавательные

процессы

это

система

психических

функций,

обеспечивающих отражение, познание субъектом явлений объективного мира,

т.е. природной и социальной среды.

Познавательная сфера личности включает:

Ощущения

Восприятие

Внимание

Память

Мышление

Воображение

3. Раннее детство охватывает возраст от года до трех лет.

Социальная ситуация развития ребенка раннего детства: ребенок становится

более

самостоятельным

в

познании

окружающей

действительности

и

начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром.

Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого

(ситуация «Мы», по Л.С. Выготскому).

Социальная ситуация развития в раннем детстве — это ситуация совместной

деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества; раскрывается в

отношениях ребенок — предмет — взрослый (Д.Б. Элъконин, Л.Ф. Обухова).

Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие

психики ребенка, являются: овладение телом, речью, развитие предметной

деятельности.

Центральные

новообразования

развитие

самостоятельной

ходьбы,

овладение прямой походкой, овладение речью и предметной деятельностью.

4. В раннем детстве речь ребенка развивается от примитивных называний до

осознанного выражения мысли.

Развитие речи идет по двум направлениям:

• совершенствуется понимание речи взрослых;

• формируется собственная активная речь.

Развивается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи.

Формируется

регулирующая

функция

речи,

когда

ребенок

подчиняется

инструкции взрослого, выполняя его требования.

Появляется

ситуативная

речь,

понятная

исходя

из

контекста

ситуации,

в

которую включены собеседники, описательная речь.

5. Раннее детство интересно тем, что среди всех психических функций —

восприятие, мышление, память, внимание — доминирует восприятие.

Доминирование

восприятия

означает

определенную

зависимость

от

него

остальных психических процессов.

Все

высшие

психические

функции

этого

возраста

развиваются

вокруг

восприятия, через восприятие, с помощью восприятия.

6. Восприятие в раннем возрасте, это освоение основных сенсорных эталонов

цвета, формы и величины.

В

раннем

возрасте

3

годам)

восприятие

носит

предметный

характер.

Формируется восприятие мира: узнавание, называние, соотнесение.

форма: шар - круг, куб – квадрат, треугольник;

величина: маленький - большой; длинный – короткий, высокий - низкий,

широкий - узкий, толстый – тонкий;

цвет - 4 основных цвета: красный, желтый, синий, зелёный (в 3 года -

оранжевый, фиолетовый, черный, белый)

пространства: далеко - близко, высоко - низко

Восприятие

носит непроизвольный характер, ребёнок может выделить в

предмете

лишь

его

ярко

выраженные

признаки,

часто

являющиеся

второстепенными.

7.

С

ощущением

ребенок

уже

рождается

это

первая

форма

познания

окружающей действительности.

С ощущений начинается развитие человека.

Различают пять основных видов ощущений:

1. Вкусовые

2. Тактильные

3. Обонятельные

4. Зрительные

5. Слуховые

9. Внимание – это один из сложных познавательных процессов. Если нет

внимания, то все напрасно.

В

раннем

детстве

развитие

внимания

происходит

при

освоении

ходьбы,

предметной деятельности и речи.

Внимание

непроизвольное,

слабо

концентрировано,

неустойчиво,

наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем.

Под

влиянием

речи

у

ребенка

начинают

складываться

предпосылки

для

развития

произвольного

внимания.

Расширяется

крут

предметов,

их

признаков, а также действий с ним, на которых сосредоточивается ребенок.

Внимание состоит из четырех свойств:

1)концентрация;

2)устойчивость;

3)переключение;

4)распределение.

Концентрация - это степень сосредоточенности сознания на одном и том

же предмете, объекте деятельности. Концентрация внимания в раннем

возрасте непроизвольная. Если понравился вид деятельности, то ребенок

увлекается.

Устойчивость

это

характеристика

внимания

во

времени.

Она

определяется длительностью сохранения внимания на одном и том же

объекте и одной и той же задаче. Непроизвольное внимание основано на

интересе. У детей раннего возраста устойчивость внимания 5 минут.

Переключение – это скорость перемещения фокуса внимания с одного

объекта на другой, перехода от одного вида деятельности к другому.

Переключение

внимания

не

зависит

от

возраста,

а

зависит

от

темперамента.

У

сангвиника

и

холерика

процесс

переключения

хороший

и

плохой

уровень у флегматиков и меланхоликов.

Переключение внимания можно натренировать.

Распределение

это

свойство

внимания,

проявляющееся

в

процессе

деятельности

выполнения

не

одного,

а

нескольких

действий одновременно.

Распределение внимания в раннем возрасте не развито вообще и не

формируется. Это приобретение дошкольного возраста.

Особенности развития внимания у детей раннего возраста:

Первые признаки внимания появляются на 2-3 недели жизни, в виде

слухового и зрительного сосредоточения.

В

раннем

возрасте

внимание

ребенка

отражает

его

интерес

к

окружающим предметам и выполняемым с ними действиям.

Ребенок сосредоточен до тех пор, пока не угаснет интерес.

Появление нового предмета вызывает переключение внимания.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!