Автор: Панарина Светлана Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ №11
Населённый пункт: город Реутов Московская область
Наименование материала: Доклад
Тема: Познавательное развитие детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Познавательное развитие детей раннего возраста
2.
Познавательное
развитие
по
ФГОС
ДО
–
это
развитие
интересов,
любознательности,
познавательной
мотивации,
развитие
воображения
и
творческой активности.
Познавательные
процессы
–
это
система
психических
функций,
обеспечивающих отражение, познание субъектом явлений объективного мира,
т.е. природной и социальной среды.
Познавательная сфера личности включает:
•
Ощущения
•
Восприятие
•
Внимание
•
Память
•
Мышление
•
Воображение
3. Раннее детство охватывает возраст от года до трех лет.
Социальная ситуация развития ребенка раннего детства: ребенок становится
более
самостоятельным
в
познании
окружающей
действительности
и
начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром.
Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого
(ситуация «Мы», по Л.С. Выготскому).
Социальная ситуация развития в раннем детстве — это ситуация совместной
деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества; раскрывается в
отношениях ребенок — предмет — взрослый (Д.Б. Элъконин, Л.Ф. Обухова).
Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие
психики ребенка, являются: овладение телом, речью, развитие предметной
деятельности.
Центральные
новообразования
—
развитие
самостоятельной
ходьбы,
овладение прямой походкой, овладение речью и предметной деятельностью.
4. В раннем детстве речь ребенка развивается от примитивных называний до
осознанного выражения мысли.
Развитие речи идет по двум направлениям:
• совершенствуется понимание речи взрослых;
• формируется собственная активная речь.
Развивается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи.
Формируется
регулирующая
функция
речи,
когда
ребенок
подчиняется
инструкции взрослого, выполняя его требования.
Появляется
ситуативная
речь,
понятная
исходя
из
контекста
ситуации,
в
которую включены собеседники, описательная речь.
5. Раннее детство интересно тем, что среди всех психических функций —
восприятие, мышление, память, внимание — доминирует восприятие.
Доминирование
восприятия
означает
определенную
зависимость
от
него
остальных психических процессов.
Все
высшие
психические
функции
этого
возраста
развиваются
вокруг
восприятия, через восприятие, с помощью восприятия.
6. Восприятие в раннем возрасте, это освоение основных сенсорных эталонов
цвета, формы и величины.
В
раннем
возрасте
(к
3
годам)
восприятие
носит
предметный
характер.
Формируется восприятие мира: узнавание, называние, соотнесение.
•
форма: шар - круг, куб – квадрат, треугольник;
•
величина: маленький - большой; длинный – короткий, высокий - низкий,
широкий - узкий, толстый – тонкий;
•
цвет - 4 основных цвета: красный, желтый, синий, зелёный (в 3 года -
оранжевый, фиолетовый, черный, белый)
•
пространства: далеко - близко, высоко - низко
Восприятие
носит непроизвольный характер, ребёнок может выделить в
предмете
лишь
его
ярко
выраженные
признаки,
часто
являющиеся
второстепенными.
7.
С
ощущением
ребенок
уже
рождается
–
это
первая
форма
познания
окружающей действительности.
С ощущений начинается развитие человека.
Различают пять основных видов ощущений:
•
1. Вкусовые
•
2. Тактильные
•
3. Обонятельные
•
4. Зрительные
•
5. Слуховые
9. Внимание – это один из сложных познавательных процессов. Если нет
внимания, то все напрасно.
В
раннем
детстве
развитие
внимания
происходит
при
освоении
ходьбы,
предметной деятельности и речи.
Внимание
непроизвольное,
слабо
концентрировано,
неустойчиво,
наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем.
Под
влиянием
речи
у
ребенка
начинают
складываться
предпосылки
для
развития
произвольного
внимания.
Расширяется
крут
предметов,
их
признаков, а также действий с ним, на которых сосредоточивается ребенок.
Внимание состоит из четырех свойств:
1)концентрация;
2)устойчивость;
3)переключение;
4)распределение.
Концентрация - это степень сосредоточенности сознания на одном и том
же предмете, объекте деятельности. Концентрация внимания в раннем
возрасте непроизвольная. Если понравился вид деятельности, то ребенок
увлекается.
Устойчивость
–
это
характеристика
внимания
во
времени.
Она
определяется длительностью сохранения внимания на одном и том же
объекте и одной и той же задаче. Непроизвольное внимание основано на
интересе. У детей раннего возраста устойчивость внимания 5 минут.
Переключение – это скорость перемещения фокуса внимания с одного
объекта на другой, перехода от одного вида деятельности к другому.
Переключение
внимания
не
зависит
от
возраста,
а
зависит
от
темперамента.
У
сангвиника
и
холерика
процесс
переключения
хороший
и
плохой
уровень у флегматиков и меланхоликов.
Переключение внимания можно натренировать.
Распределение
–
это
свойство
внимания,
проявляющееся
в
процессе
деятельности
выполнения
не
одного,
а
нескольких
действий одновременно.
Распределение внимания в раннем возрасте не развито вообще и не
формируется. Это приобретение дошкольного возраста.
Особенности развития внимания у детей раннего возраста:
Первые признаки внимания появляются на 2-3 недели жизни, в виде
слухового и зрительного сосредоточения.
В
раннем
возрасте
внимание
ребенка
отражает
его
интерес
к
окружающим предметам и выполняемым с ними действиям.
Ребенок сосредоточен до тех пор, пока не угаснет интерес.
Появление нового предмета вызывает переключение внимания.